Ресурсы клиента: задачи социальных служб по их выявлению
Общество ожидает, что социальная работа будет помогать людям восстанавливать и повышать их функциональные возможности, способствовать наиболее полному, эффективному и скоординированному выявлению и использованию внутренних, материальных и социальных ресурсов. Таким образом, термин "ресурсы" относится к той первейшей общественной функции, которую выполняют социальные работники. РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ 26 Природа и виды ресурсов К ресурсам относится все, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения проблемы. Это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершения тех или иных действий, в особенности когда они носят необычный характер или осуществляются в критической ситуации. Так, близкий друг может стать источником необходимой финансовой помощи. Полученные от него деньги могут в свою очередь быть использованы для закупки необходимых товаров — к собственной выгоде или для других лиц. Ресурсы рассматриваются сточки зрения их природы, источников и полезности. Они могут быть, во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу или коллективу; во-вторых, официальными (формальными) или неофициальными (неформальными); в-третьих, реально существующими или потенциальными (скрытыми); в-четвертых, в разной мере управляемыми с точки зрения их использования для достижения определенной цели. Например, человек может располагать такими внутренними ресурсами, как интеллект, целеустремленность и жизненные силы. Для семьи внутренними ресурсами могут быть достаточная сумма сбережений, а также член семьи, способный рачительно вести хозяйство или имеющий хороший заработок. Внешние ресурсы могут быть материальными (например, земельная собственность) или ресурсами общественных связей (например, добрые друзья). Официальные ресурсы может представлять собой городская пожарная охрана, неофициальные — хорошие соседи и т. п.
Широко используется типология, предложенная Ю. Фоа(1971), рассматривающая ресурсы с точки зрения их меновой стоимости. Для характеристики ресурсов применяются два противопоставления: символические ресурсы в противовес конкретным и универсальные в противовес специальным. Предлагается шесть типов таких ресурсов: деньги, любовь, информация, статус, услуги и товары. Деньги, например, имеют универсальный характер, любовь — частный. А. Лауфср (1982) делит ресурсы, находящиеся в распоряжении социальных агентств, на программные, людские и стратегические. Стратегическими считаются средства добывания и применения программных ресурсов, включая деньги, материальные средства, политическое влияние, профессио- нализм, юридический статус организации, правовые аспекты и энергия. Д. Томас (1975) писал, что общественные ресурсы воспринимаются жителями как финансовые, социальные и межличностные ценности и подразделяются следующим образом: материальные услуги (производство, школы, магазины, театры), средства организационной поддержки (церкви и социальные учреждения), средства внутренней поддержки (неофициальные ресурсы поддержания благосостояния, имеющиеся внутри семьи, получаемые от друзей и соседей). Значение и функции ресурсов Ресурсы имеют первостепенное значение для тех индивидов и общественных систем, которыми занимаются социальные работники. При этом человек рассматривается ими как комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для жизненных свершений и достижения поставленных целей. Его жизненный потенциал состоит из внутренних ресурсов, которые люди применяют, когда перед ними открываются благоприятные возможности, когда требуются какие-либо действия или возникает кризисная ситуация. Способность влиять на других, определять ход событий, возможность добиться исполнения тех или иных требований зависят от обладания необходимыми ресурсами.
Структуры таких социальных систем, как группы, организации или общины, и протекающие в них процессы так или иначе связаны с контролем над ресурсами и их использованием. Нормальное или ненормальное социальное функционирование человека является реакцией соответственно на гармонию или дисгармонию между внутренними ресурсами и свойствами индивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особенностями жизненных ситуаций — с другой. Социальные проблемы и конфликты понимаются как реакция па несбалансированный обмен ресурсами между лицом или группой и окружающей средой. Социальное обеспечение как институт включает в себя политические программы, направленные на предоставление ресурсов, необходимых людям, чтобы нормально развиваться и функционировать, на предотвращение или урегулирование возникающих при этом проблем. Такие ресурсы в форме дополнительных прав, льгот, информации, услуг и денежных средств перераспределяются между нуждающимися в них лицами. Услуги и льготы могут быть дополнением к тому имуществу и тем возможностям, кото- 27 РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ рыми человек уже располагает, или возмещением их недостатка. Доступ ко многим видам официального социального обеспечения регулируется как социальным порядком, так и юридическим правом. Система помощи включает неофициальную добровольческую сеть людей и другие социальные ресурсы и официальную структуру, располагающую некоторой поддержкой и финансированием. Группы социальной помощи (например, разведенным или овдовевшим) могут либо непосредственно предоставлять необходимые ресурсы, либо оказывать то или иное содействие отдельным лицам, семьям и группам, способствуя возвращению людей в общество, помогая им восстановить общественные связи, смягчить последствия стрессов, кризисов или бедствий и содействовать их преодолению.
Концептуальная основа Проблема ресурсов составляет теоретический стержень многих взглядов на практическую социальную работу. Это нашло свое отражение в концептуальном документе, подготовленном специальной группой, действовавшей по поручению Национальной ассоциации социальных работников. В нем отмечается, что главная задача практической социальной работы заключается в том, чтобы помогать людям найти необходимые ресурсы. Аналогичным образом определялись уровни и методы практической работы. Э. Хартман (1983) в обобщенном виде формулирует социальную работу как использование "ресурсов в интересах перемен". Изыскание, оценка и применение ресурсов занимают видное место в современных концепциях общественной организации и социального планирования. Одна из центральных забот административной работы состоит в том, как распорядиться человеческими ресурсами, а организационная политика воспринимается прежде всего как контроль сотрудников агентств над ресурсами. Социальная работа способствует выявлению ресурсов системы социального обеспечения, при этом необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть неизвестными, недоступными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, фрагментарными, нескоор-динированиыми, сопряженными со злоупотреблениями или бесхозяйственностью. Значительная часть усилий расходуется на исправление и совершенствование недостаточно хорошо Функционирующем системы доведения социальной помощи до потребителя. Социальные работники используют ресурсы, зыступая в роли хонтролеров, броке- ров, умиротворителей, посредников, адвокатов и в особенности организаторов патронажа. Необходимо обладать специальными знаниями и навыками для того, чтобы найти необходимые ресурсы, довести их до тех, кто в этом нуждается, помочь людям оптимально их применить. Необходимо также обладать особым умением помогать при социальных проблемах и конфликтах, способствуя дальнейшей общественной интеграции, справедливому и взаимовыгодному использованию ресурсов.
Характерный для социальной работы акцент на оказание поддержки базируется на двух типах общественных ресурсов, которые используются, чтобы развить внутренние способности и возможности клиента. Один из них — личные ресурсы социального работника: забота, благожелательность в сочетании с реализмом. Полезными ресурсами одновременно являются предоставляемые клиенту информации, советы, помощь в оформлении документов. Другой тип — получение клиентом общественных льгот и услуг, включая финансовую помощь или естественные источники помощи, такие, как церковь и соседи. Клиентам предлагают вступать в общественные группы досуга, добровольческие организации, группы социальной поддержки или более активно принимать участие в их работе. Привлечение ресурсов Важнейшая функция социальной работы состоит в том, чтобы создать связующее звено между человеком, находящимся в трудном положении, и социальными структурами. Чтобы выявить и привлечь внешние ресурсы — материальные средства, услуги, финансы и др., человек должен быть компетентным, т. е. обладать знаниями, навыками и целеустремленностью. Между тем как раз такой компетенции, навыков общения, ведения переговоров, владения ситуацией часто не хватает бедным и обездоленным людям, иммигрантам. В некоторых же бюрократических ситуациях теряются даже образованные и обладающие приличным достатком лица. Поэтому социальные работники выполняют важную роль, вовлекая людей в общественные связи и помогая им развивать свои внутренние ресурсы, и параллельно повышают собственную компетенцию и овладевают навыками. Социальным работникам часто приходится прилагать значительные усилия для выявления ресурсов социального обеспечения. Такими ресурсами, требующими дополнительных усилий, могут быть пропаганда
РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ 28 новых идей, создание новых, более оперативно реагирующих на изменения обстановки программ, практическое осуществление кампаний и стратегии социальных действий, формирование и целенаправленное использование групп влияния и групп по интересам в целях предоставления дотаций и изыскания средств для программ социальных услуг. Подобным ресурсом могут быть программы новых видов социальных услуг, а усилия здесь требуются, чтобы продемонстрировать их полезность для граждан. Эта деятельность, кроме того, имеет целью вызвать большую восприимчивость к нуждам людей у правительственной и других систем.
Подобные процессы необходимо поощрять и в интересах развития личных ресурсов клиента, потенциала личности и коллектива. При этом следует обеспечить систему непрерывного руководства целеустремленными усилиями человека или группы, направленными па то, чтобы развить и себе необходимые качества и уметь противостоять препятствиям, чувствам разочарования и отчаяния. Такие усилия нуждаются также в моральной поддержке, поощрении и вознаграждении. Действовать успешно и эффективно — значит использовать наиболее эффективные индивидуальные ресурсы для достижения поставленной цели. Нужны определенные аналитические способности, чтобы выявить и правильно оценить условия, необходимые для решения поставленных задач, реалистично, конструктивно и позитивно изучить вопрос ресурсов, касающийся личности и ситуации в целом, правильно представить себе наличие и доступность внутренних и внешних средств решения проблемы или возможностей их получения. Нужно также уметь планировать, координировать и контролировать усилия отдельных лиц и коллектива. Для эффективного использования возможностей личности или группы людей требуется способность синхронизировать внешние и внутренние ресурсы, целенаправленные усилия индивида. Помощь в использовании ресурсов Способствовать тому, чтобы клиенты помогали самим себе, — значит дать им возможность расширить свою компетенцию и свои способности, поверить в свои силы, научиться самоконтролю и позитивной самооценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. Социальные работники по сути своей профессии действуют в этом направлении, помогая клиентам умно- жить свои возможности и эффективность действий, добиваясь успехов, общественного признания и внутреннего удовлетворения. Использовать комплекс личных и общественных ресурсов — значит привлечь то, что находится вне человека, и объединить с тем, что заложено в нем самом. Это значит также наладить процесс участия людей в естественном движении ресурсов, присущем общественному бытию. Как указывала Р. Смолли (1953), таким образом происходит творческое выражение стремления человека к цельности и росту, которое предполагает веру в свои способности, часто несмотря на неопределенность грядущих результатов. Идеальная цель социальной работы — освободить клиента от необходимости обращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно разбираться в возникающих проблемах и решать их. Метод практической социальной работы, который предполагает помощь клиентам в мобилизации, реализации и умножении их внутренних ресурсов, заслуживает самой высокой оценки и представляет собой часть той терапии, о которой так настойчиво говорят многие социальные работники. Однако все шире признается, что терапия в социальной работе, как и вся практическая социальная работа, часто имеет в виду и использование общественных ресурсов. При этом клиент должен также отчетливо представлять себе, что от него требуется определенный уровень компетентности, чтобы получить и оптимальным образом использовать эти ресурсы. Указанный аспект методологии и теории социальной работы еще не привлек того внимания, которого заслуживает. Если практические работники будут лучше понимать важность общественных и личных ресурсов в деле оказания социальной помощи, это даст им возможность более сознательно и квалифицированно действовать во всех случаях вмешательства. Макс Сипорин См. также: Естественные источники помощи; Защита прав клиента; Посреднические услуги в практической социальной работе; Ресурсы клиента: мобилизация и координация; Управление финансами. • Foa U.G. (1971). Interpersonal and Economic Resources.— Science, 171(2), 345— 351. • Harlman A. (1983). Theories for Producing Change. In: D. Rosenblatt, D. Waldfogc! (Eds.). Handbook of Clinical Social Work (p. 97— i 09). San Francisco: Jossey-Bass. 29 РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ • LaufferA. (1982). Getting the Resources You Need. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • SmalleyR. E. (1953). Mobilization ofResources Within the Individual.— Social Service Review, 27(3), 300—307. • Thomas D. (1975). Said Alice "The Great Question Certainly Was, What?"— Social Work Today, 6 (17), 544—547. РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ К ресурсам можно отнести все, что воспринимается индивидом как необходимое для его благосостоянии. Следовательно, внимание и поддержка являются ресурсами не и меньшей мере, чем жилье и финансовая помощь. Ресурсы смыкаются с социальной терапией. Как указывал Г. Гамильтон (1951), "ресурсы и есть терапия, я социальная работ;: помогает человеку правильно ими пользоваться". Участники дискуссий по проблемам ресурсов исходят из того, что в количсоиенж» и качественном отношениях ресурсы пеГп ральны и достаточно подготовленный нрак. -тик может без труда ими воспользоваться. Однако в реальной жизни, чтобы получись Доступ к необходимым ресурсам, приходится иметь деле с теми, кто ими распоряжается, — отдельными лицами, группами лиц лг.н организациями. Поэтому проблема упираете» не в техническое исполнение, а в межличностные отношения. Мобилизация ресурсов Усилия по мобилизации ресурсов предпринимались уже на заре существования социальной работы как профессии. Не сама концепция начала приобретать популярность лишь в 60-е годы. Под мобилизацией понимаются меры, направленные па максимальное удовлетворение потребностей клиентов в те;, или иных ресурсах. М. Коэн (1974) определяет мобилизацию как "выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом", как "изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми община или клиент еще не воспользовались". Мобилизация — это не мероприятие чисто интеллектуального плана, а попытка убедить других действовать в определенных направлениях. Например, социальный работник в больнице, пытаясь получить средства на строительство дешевых квартир для нуждающихся пациентов, может действовать как через персонал больницы, так и через представителей общины, с тем чтобы заручиться поддержкой общественности. Социальный работник в общине в свою очередь может не только непосредственно воздействовать на потенциальных спонсоров, но и формировать общественное мнение в пользу расширения соответствующих видов деятельности. В целом задача человека, занимающегося привлечением ресурсов, носит в высшей степени политический характер. Ф. Рабинович (1970) характеризует его как лицо, которое "генерирует, конструирует и выстраивает в определенном порядке" такие составляющие, как преданность делу, интерес, мотивация и поддержка. Он всегда активен, всегда в движении, всегда экспериментирует, ведет переговоры. Стремление к мобилизации обычно возникает там, где социальные ресурсы раздроблены, скудны, не соответствуют текущим потребностям или находятся в прямом противоречии с ними. Человек, занимающийся изысканием и привлечением ресурсов, прпобрегае'1 особую значимость в глазах практиков социальной работы, т«>к как. и он, и они часто действуют водной и км же сфере. 11еред ними стоит несколько задач. Основные задачи Выяснение обстановки, необходимо досконально изучить социальные условии и правила поведения, принятые и данной сре • де, и познакомиться с нужными людьми. Эта информации поможет Определить, к кому следует обратиться, какие существуют препятствия и какие способы действий приемлемы для тех, кто нуждается в помощи. Сведения можно получить при непосредственном знакомстве с ситуацией, а также через коллег, сослуживцев, клиентов, сотрудников других агентств. Полезно запускать "пробные шары", чтобы получить представление о возможной реакции. Умение заинтересовать. Это мед-. - ет делать таким образом, чтобы значимости 1 ой или иной проблемы возросла в глазах всег. причастных лиц. Социальный раОотник, з>: иимающийся мобилизацией, должен умет<-заставить других рассматривать данный вопрос как крайне важный или, по меньшей мерс, весьма острый. Заседая в комиссиях, ис-
РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ 30 пользуя средства информации (включая служебную переписку), следует убеждать других, что дело является не только жизненно необходимым, но и безотлагательным. Разработка Стратегии. Нужно иметь план, обеспечивающий максимальные результаты. Его исходными пунктами обычно являются: занятие выгодных для себя позиций; подключение наиболее гибких звеньев в системе; применение рычагов воздействия, способных "разоружить" систему и нацелить ее в свою пользу; использование фактора внезапности. Имеется много впечатляющих примеров применения этих приемов, почерпнутых из разнообразного опыта социальной работы в различных системах. ПОИСК СОЮЗНИКОВ. Поскольку в вопросе мобилизации ресурсов часто приходится встречаться с оппозицией, эта работа не может увенчаться успехом без активной поддержки извне. Чтобы заручиться ею, следует более гибко реагировать на нужды значительных группировок. Отдельные лица или группы людей редко помогают человеку, если он не приносит им пользу. Так, сотрудник агентства может развивать тесные рабочие контакты с коллегами, лишь будучи уверенным, что при необходимости ом может па них рассчитывать. Работник, действующий в обилие, завоевывает симпатии представителей местного населения, оказывая им услуги в надежде на то, что они при необходимости окажут ему содействие. Подобные сделки полезны не только в плане организации поддержки, по и в целях сохранения ее в дальнейшем. Сохранение необходимого темпа. Меры по мобилизации ресурсов начнут пробуксовывать, если их организатор ослабит нажим. Следует демонстрировать сторонникам, что их усилия приносят плоды, не забывая подчеркивать, что результаты могут быть еще лучше, стоит только постараться. После того как осе, кто распоряжается ресурсами, задействованы, их готовность оказать помощь нужно реализовать самым эффективным образом и за самое короткое ирсмя. Именно на этом этапе центральной становится проблема координации. Координация ресурсов Многие специалисты считают координацию управленческим процессом, в результате которого индивидуальные цели и действия согласуются в интересах решения совместно определенной задачи. Поэтому, координируя использование ресурсов, практик стремится добиться слаженности действий, имея в виду извлечение максимальной пользы для клиен- та. Координаторы государственных программ в области здравоохранения и социального обеспечения, например, часто "дирижируют" услугами, предоставляемыми рядом местных агентств, чтобы необходимая помощь дошла по назначению. Б. Рейнольде (1972) лаконично определяет координацию как "меры, принимаемые с целью создать слаженно работающее целое", но предупреждает, что частям этого целого нужно помогать соотнести себя с целым, ощутить себя важной, не изолированной составляющей общего процесса. Методы координации Обычно практики стараются координировать усилия распорядителей ресурсов, используя один или несколько методов — заключение соглаше! 1ия, убеждение, формирование коалиции, оказание влияния. Для удобства изложения каждый из них рассмотрим в отдельности, хотя в жизни они часто накладываются друг на друга. Заключение соглашения, в процессе взаимодействия каждая сторона убеждает другую пойти ей навстречу, предлагая необходимые ресурсы и угрожая их лишением. Социальный работник, например, может настаивать па том, чтобы члены семьи следовали его указаниям, угрожая в противном случае прервать с ней отношения. И напротив, семья может достичь своих целей, поступая в соответствии с пожеланиями социального работника. Для осуществления соглашения требуются определенные условия. Во-первых, каждая сторона должна иметь нечто, что можно было бы предложить партнеру. Во-вторых, обе стороны должны желать и быть способны заключить соглашение. В-третьих, необходимо вести переговоры на основе искренности, честности и добропорядочности. Бывает и так, что соглашения заключаются в конфликтной ситуации, причем каждая из сторон стремится выиграть. Убеждение. В отличие от соглашения, в основе которого лежат отношения обмена, убеждение носит побудительный характер: одна сторона стремится к тому, чтобы другая восприняла ее основные интересы и цели. Это достигается, главным образом, благодаря использованию дара убеждения, когда оппоненту внушается, что цели социального работника совпадают с его собственными. В распоряжении практиков много способов убеждения. Например, в вопросах здравоохранения они обычно апеллируют к профессиональным ценностям, таким, как "преемственность ухода" и "благо пациента", относящимся к высокочтимым идеалам меди- 31 РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ цинского обслуживания. Другой распространенный прием заключается в том, чтобы представить свое предложение как плод консенсуса ("все согласны с тем, что..."). Тем самым тот, кто распоряжается ресурсами, даже если и испытывает некоторые колебания, бывает вынужден пойти навстречу предложению, чтобы не выступать против целой группы. Убеждение порой отвергают, если считают его надувательством. Возможно, порой это действительно так, но это не меняет того, что убеждение является основой добровольного сотрудничества. Формирование коалиции. Практики часто стремятся скоординировать свои действия, цели, усилия и ответственность путем создания коалиций, т. е. объединения двух и более лиц для достижения определенных целей. Для формирования коалиции требуется: 1) признание общности интересов участников; 2) сохранение верности ее целям, желание и потребность предоставить на ее благо те или иные ресурсы или услуги; 3) готовность развивать или пересматривать достигнутые соглашения, с тем чтобы привести их в соответствие с изменяющимися потребностями участников. Существует много примеров успешной координации ресурсов благодаря созданию коалиций. Например, формирование группы, состоящей из юристов и специалистов-медиков, для посредничества в бракоразводных делах; или сотрудничество персонала больниц и общинных агентств при решении вопроса о выписке пациентов; или установление отношений партнерства с родителями детей, находящихся в интернатах, для проведения профилактики в отношении таких семей. Подобные меры особенно эффективны в период финансовых трудностей и нехватки ресурсов, поскольку способствуют объединению знаний экспертов и возможностей тех, в чьем ведении находятся ресурсы. Использование влияния. Это эффективный способ координации, когда лица, распоряжающиеся ресурсами, ведут себя непоследовательно или отказываются от сотрудничества. Чаще всего он применяется в социальных агентствах, сотрудники которых наделены юридической или административной властью. По даже рядовой специалист по социальной терапии может продемонстрировать, что от него во многом зависит ход дела, и предложить клиентам и членам их семей выполнять его требования. К. Липдблом (1965) отмечает, что "использование влияния подразумевает уступку и явно относится к сфере межличностных отношений". Основами успеха в этом деле признаются высокие профессиональные знания социального работника, его официальное положение, наличие связей и уважение со стороны окружающих. Практики используют различные приемы, чтобы координировать получение ресурсов от разных, часто находящихся в конфликте лиц и повышать качество услуг. Заключение В заключение отметим, что в социальной работе, ведущей свое начало от попыток умножить и целесообразнее использовать общественные ресурсы, в течение долгого времени проблема мобилизации и координации ресурсов рассматривалась как нечто малопрестижное и не требующее высокой квалификации. В последнее время эта чрезвычайно важная сфера начинает получать признание, которого она заслуживает. Аллисон Д. Мердак См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Защита прав клиента; Организационные аспекты социальной работы; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Профессия социального работника: современные требования; Социальное обеспечение: финансирование; Управление финансами. • Altmanll. (1982). Collaborative Discharge Planning for the Deinstitutionalized.— Social Work, 27(5), 422—427. • Cohen M. H. (1974). Community Organization Practice. In: A. E. Fink (Ed.). The Field of Social Work (p. 333—361). N. Y.: Holt, Rinehart & Winston. • Hamilton G. (1951). Theory and Practice of Social Casework. N. Y.: Columbia University Press. • Johnson P. J., Rubin A. (1983). Case Management in Mental Health: A Social Work Domain?— Social Work, 28(1), 49—55. • Lindblom С. E. (1965). The Intelligence of Democracy. N. Y.: Free Press. • RabinovitzF. F. (1970). City Politics and Planning. N. Y.: AthertonPress. • ReynoldsD. (1972).Learning and Teaching in the Practice of Social Work. N. Y.: Farrar & Rinehart. • Stewart R. P. (1984). Building an Alliance between the Family and the Institution.— Social Work, 29(7), 386—390.
РОДИТЕЛИ КАК КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|