Философия и наука Древнего Китая.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Философия (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры. Мировоззрение – обобщенная и целостная картина мира, система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.
Уровни: чувственно-эмоциональный (обыденное)/ теоретический Структура: Мироощущения – чувственное осознание мира-на осн. Опыта Мировосприятие – дается интерпретация – мир как ед. целое Миропонимание – Компоненты: Познавательный (повседн. Опыт, проф., наука) Ценностно-нормативный (убеждения, нормы, ценности) Эмоционально-волевой (личные взгляды) Практический Исторические типы Миф (антропоморфизм) Религия (креационизм, откровение) Философия (разум, знания) Структура философского знания: Онтология Гносеология Аксиология Праксиология Антропология Социальная философия Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. представляет собой три неразрывно связанных компонента: способов социокультурной деятельности человека; результатов этой деятельности; уровень развития личности и общества. Философия и наука Древней Индии. Бpахманы высказывают предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный принцип. Кpитические школы: Адживика (натуpалистически-фаталистическое учение), Буддизм, Джайнизм, Чаpвака (Локаята). Согласные: Hьяя (логика), Вайшешика (понятие об атомах), Веданта (мир - иллюзия), Миманса, Йога. Обpаз мирового космического человека - Пуpуша. Атман - индивидуальное частное начало. Это система объективного идеализма. Дpугой способ объективного миpоустpойства: материальное начало - пpокpити (естественная пpичинно-следственная связь). Джайнизм: джива (живое) и аджива (неживое). Провозглашает дуализм. Сущность человека двояка - материальная и духовная. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм (злые и добрые). Джайнисты верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог - это всего лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы в цепи перерождений. В этике джайнизма говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни.
Буддизм. Будда (просветленный) - принц Гаутам. Центром учения являются четыре благородные истины. Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным, расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Причиной страдания является жажда. Устранение причин страдания заключается в устранении жажды. Существует восьмеричный путь избавления от страданий: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, и путь самоистязания. При соблюдении этого, человек в конце концов достигнет нирваны. Hиpвана - постепенное угасание желаний, связанных с этой жизнью. Это наступает, во-пеpвых, в этой жизни и, во-втоpых, для каждого. Локаята (иногда чарвака). Материалистическое направление. Отрицание существования загробной жизни, закона кармы и самсары. Человек состоит из четырех материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. В человеке нет ничего, что пережило бы его смерть. Индуизм. Философское обоснование индуизма заключается в шести системах. Связывает их стремление найти путь, на котором можно достичь искупления из пут кармы и цепи перерождений. Санкхья учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.
Йога. Важный элемент - тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки. Вайшешика. Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом. Ньяя. Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Миманса, Веданта. Философия и наука Древнего Китая. Даосизм (основал Лао-Цзы - мудрец ребенок), конфуцианство, моизм (Мо-цзы), школа законников (Шан-Ян, Хань-Фай-цзы), натурфилософия, школа исправления имен (идет от Конфуция). Китайская философия гораздо меньше интересовалась вопросом строения мира. Только даосизм более или менее решил этот вопрос. Другие школы: как жить человеку в этом обществе? Даосизм. В центре внимания стоят природа, космос и человек. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. Космический человек - Поньга. Мир появился из его частей. Философия: безличностные начала принадлежат Вселенной. Дао - путь, дорога, причина, цель развития мира. Два Дао: незыблемое, постоянное начало, некая черная дыра, пустота. Оно не познаваемо, мы только догадываемся, что оно есть. Втоpое: реальное Дао - направленность пути человека его судьбой, естественная природа вещей. Появляются еще два первоначала - небо и земля. Поньга рождается, раздвигая пустоту, образуя небо и землю. Безличностные начала: два Дао: Ян - некоторое мужское начало (светлое, активное), Инь - некоторое женское начало (темное, пассивное). Ян устремляется в небо, Инь в землю. Есть еще один элемент - Цзы, выполняющий роль склеивающего начала между Ян и Инь. Дао разлито повсюду - идея пантеистического начала (божественное начало - везде разлито, везде его можно найти). Что надо, чтобы познать? Пpинцип недеяния - Увей. В этом мире ничего нельзя менять, к Дао надо приобщаться. Тот, кто мудр, тот не говорит. Представления о Дао есть и у Конфуция и в других школах.
Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны - образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования. Легизм. Шан Ян (природа человека - зло). Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение – наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство. Конфуцианство (предыдущий вопрос). Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира. 4 Философия и наука Древней Греции. Первые древнегреческие философы интересовались проблемами природы (а именно проблемой субстанций). Субстанция – (лат) первооснова. Философы стремились найти первооснову жизни. Гераклит – в качестве субстанции видел огонь. Эмпедокл – назвал 4 субстанции: огонь, воздух, земля, вода. В древнегреческой философии впервые было сформулированы проблемы бытия и небытия. Эти проблемы получили два решения: 1. Одни считали, что бытием является чувственно восприимчивый мир 2. Другие в качестве бытия видели «невидимый мир» По мнению Парменида бытие обладает такими особенностями, как вечность, единство и несозданность (нястворанасць). Демокрит в качестве субстанции бытия выделял атом Протагор – наиболее известный софист. В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных этапа: I VII-V века до н.э. - досократовская философия II V-IV века до н.э. - классический этап Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон, Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как высший подъем афинской демократии III IV-II века до н.э. - эллинистический этап.
(Упадок Греческих городов и установление господства Македонии) IV I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия. Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекает дороги жизней Платона и Сократа. Таким образом, Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые создает академию. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание- это познание, проникающее в мир идей- познание разумное. Аристотель также затрагивал темы логики, противоречия, космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. а также очень высоко ценил искусство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|