К. Маркс. «Тезисы о Фейербахе».
"Тезисы о Фейербахе" - одиннадцать тезисов, найденных Энгельсом в записной книжке Маркса и озаглавленных "К Фейербаху". Написаны весной в Брюсселе, впервые опубликованы в 1888 в качестве приложения к книге Энгельса "Людвиг Фейербах..." "Т. о Ф.""...неоценимы как первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения". Продолжая анализ проблематики, выдвинутой в "Экономическо-философских рукописях 1844", Маркс формулирует здесь мысли о том, что трактовка практики и отношение к ней составляет коренное отличие новой философии от всех форм бурж. мировоззрения. Разработка указанной проблематики невозможна без объяснения закономерностей обществ.-историч. процесса; 1. Критикует историч. идеализм Гегеля, Фейербаха, младогегельянцев и утопич. Социалистов. Он выделяет "деятельную сторону" субъекта, в то время как Ф. считает истинно человеческой только мыслительную. 2. формулирует критерий истинности познания – практика. 3. Люди меняют обстоятельства и воспитываются людьми – 2 части общества, противоречия, которые решаются революциями. 4. зависимость идеологических явлений (в т.ч. религии) от материальных обществ. Отношений 5. Ф. рассмативает чувственную деятельность как чувственное человеческое, а не как практическое. 6. обществ. сущность человека, как совокупность общ. Отношений, Ф. же рассматривает сущность человека как род с природными узами 7. Религиозное чувство- общественный продукт. 8. характеристика общественной жизни как преимущественно практической 9. Термины "чувственность", "чувственный" употребляются здесь Марксом не только в субъективном смысле (как характеристика человеческой способности восприятия, созерцания, отражения), но и в объективном - как понятие, означающее специфич. "материю" общества, понимаемую как практическая деятельность
10. не гражданское общество, а человеческое 11. Исходя из того, что разрешение теоретич. загадок есть определ. функция практич. преобразований общества, Маркс формулирует знаменитый 11-й тезис, характеризующий роль теории в развитии общества К.МАРКС "ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ" 1. Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самое человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность. Поэтому в "Сущности христианства" он рассматривает как истинно человеческую только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно-торгашеской форме ее проявления. Он не понимает поэтому значения "революционной", "практически-критической" деятельности. 2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос. 3. Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика. 4. Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована. 5. Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию, но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески чувственную деятельность. 6. Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным: 1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Gemut] обособленно и предположить абстрактного - изолированного - человеческого индивида; 2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как "род", как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами.
7. Поэтому Фейербах не видит, что "религиозное чувство" само есть общественный продукт и что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме. 8. Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное раэрешение в человеческой практике и в понимании этой практики. 9. Самое большее, чего достигает созерцательный материализм, т.е. материализм, который понимает чувственность не как практическую деятельность, это - созерцание им отдельных индивидов в "гражданском обществе". 10. Точка зрения старого материализма есть "гражданское" общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество. 11. Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|