Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия марксизма: идейные источники, проблемы, исторические судьбы. Основной вопрос фил. и материалистическое понимание истории.




В молодости Маркс и Энгельс были гегельянцами. Под влиянием философии Фейербаха они порвали с гегелевским идеализмом и перешли на позиции материализма. Однако, в отличие от Фейербаха, они, отбросив объективный идеализм Гегеля. удержали наиболее ценное в его философии – диалектику и диалектический метод, придав им при этом новое, материалистическое толкование. Диалектика впервые была соединена с материализмом, что определило и название новой философии – диалектический материализм, в котором исходной, первичной данностью принимается бесконечная в пространстве и во времени самодвижущаяся материя, непрерывно развивающийся самоопорный и самодостаточный природный мир, пронизанный бесчисленными взаимосвязями и отношениями составляющих его вещей, явлений и процессов.

Марксизм возникает и развивается в общем русле заложенной еще Декартом и Локком традиции новоевропейской рациональности с ее глубочайшим почтением к математически обработанному и обобщенному эмпирическому опыту. Согласно этой традиции, именно математическое естествознание является идеалом науки, а естественнонаучная методология — образцом для построения любого исследования, претендующего на статус научного. Но в то же время на формирование философии марксизма оказывают силь­ное влияние два диаметрально противоположных умонастроения середины XIX в. — гегельянское стремление к панлогизму с его предельно рациональной концепцией строго логической законо­мерности исторического процесса, и утопический социализм с его романтическими притязаниями на решительное и быстрое уста­новление абсолютной справедливости путем радикального пере­устройства всех общественных отношений. Подобно Гегелю, Маркс полагает, что поскольку история есть форма выражения некого универсального закона, ни один этап исторического развития не может быть «пропущен». Однако, сохраняя верность романтиче­ской идее немедленного устранения социальной несправедливости путем решительного волевого акта, Маркс допускает, что научное познание объективных факторов, обусловливающих действие этого закона, дает возможность влиять на них. Лишь незнающий — Раб необходимости. Познавший законы исторического развития получает власть над историей.

Марксизм формируется как учение, включающее в себя теорию взаимосвязи экономических законов, социальных институтов и способов мышления и самым теснейшим образом интегрированное с политической экономией. Не случайно наиболее фундаментальным философским трудом Маркса считается «Капитал», в котором разработка собственно философских идей осуществляется «на материале» анализа экономических отноше­ний буржуазного общества.

Согласно общей материалистической установке, диалектика высту­пает как универсальный закон развития природы — и как следст­вие — закон общественного развития. Только затем уже она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление — отражение природного и социального процессов. В отличие от Ге­геля, утверждавшего приоритет диалектики мышления, марксисты считают ее не более чем «третьей производной», а потому концен­трируют внимание на исследовании диалектики природы (Эн­гельс) или диалектики общественного развития (Маркс).

Считается, что философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и твор­ческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля.

От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека, в соответствии с которой всякая попытка дать объяснение природе неизбежно! влечет за собой обращение к человеку, и наоборот, постижение сущности человека требует глубочайшего изучения природы.

От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными закона-­ми, одинаково действующими в природе, в обществе и в челове­ческом мышлении

Исходным пунктом марксистского понимания человека являет­ся представление, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Производственная деятельность, труд рассматривается марксистами как главная! причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории.

Для Маркса быть человеком означает трудиться, отказ же от труда является отказом от собственной человеческой сущности т.е. тем же, чем, например, для Сократа является отказ от блага, а для Декарта — от мышления.

 


К. Маркс. «К критике политической экономии. Предисловие».

Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соотвестуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их обще­ственное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

Обзор: Начал с характеристики, как он занялся этим. Встреча с Энгельсом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материально-производственных сил. (формулировка закона соответствия ПО и ПС). Совокупность этих ПО составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материя (?) и ПС общества приходят в противоречие с существующими ПО, или, что является только юридическим выражением этого – соотношениями собственности, внутри которой они до сих пор развивались. Их форм развития ПС эти отношения превращаются в их опору. Тогда наступает эпоха социальных революций. С изменением экономической основы быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда различать материальный, с естественно научной точностью констатирующий переворот в экономических условиях производства, от юридических, политический, религиозный, худ или философский короче от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основе того, что он сам о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота, по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными ПС и ПО. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьется все ПС, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие ПО никогда не появятся раньше, чем созреет материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Человечество всегда ставит такие задачи, которые оно может разрешить, т.к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или находятся в процессе становления.

ПО имеют свою структуру и элементы.

Главным элементом является форма собственности.

Отношения между людьми по поводу произведенного продукта.

ПО создают условия, простор и стимул у главных ПС к дальнейшему их развитию (ПС).

«Мои исследования привели меня к тому, что правовые отношения, также точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из т.н. общего развития человеческого духа, что, наоборот, они кормятся в материальных жизненных отношениях».

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материально-производственных сил. Совокупность этих ПО составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.» Не сознание определяет бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание людей.

С изменением экономической основы быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда различать материальный, с естественно научной точностью констатирующий переворот в экономических условиях производства, от юридических, политический, религиозный, худ или философский короче от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются за его разрешение.

МАРКС Карл Генрих (5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883, Лондон), немецкий экономист, философ и политический мыслитель, создатель (наряду с Фридрихом Энгельсом) марксизма.

Политическая экономия. Экономической теории капитализма Маркс посвятил большую часть своей жизни; она является наиболее разработанной и законченной частью марксизма.

Первый том «Капитала» вышел в свет в мае 1867. Маркс не успел завершить и подготовить к публикации второй и третий тома; они были опубликованы уже после его смерти под редакцией Энгельса (в 1885 и 1894). В состав «Капитала» в качестве четвертого тома включают также рукописи «Теории прибавочной стоимости» (1861-63), посвященные критике буржуазной политэкономии. В качестве подготовительных ступеней к «Капиталу» можно рассматривать «Экономическо-философские рукописи 1844», «Экономические рукописи 1857-58 гг.», «Критику политической экономии» (1859) и «Экономические рукописи 1861-1863 гг.».

«Капитал» Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику (сам Маркс даже признавался, что «кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения»). Первые три тома труда представляют собой объективную логику предмета (капитал как таковой), четвертый — субъективную логику (отражение капитала в обыденном и научном мышлении).

Первый том посвящен исследованию производства капитала, второй — обращения капитала, третий — формам единства производства и обращения.

Анализируя сферу обращения товара и денег, где господствует закон стоимости, Маркс обнаруживает нарушение этого закона, что выражается во всеобщей формуле капитала Д-Т-Д. Существует товар особого рода — рабочая сила, который, будучи потребляемым капиталом, вступая в соединение со средствами производства (постоянный капитал), создает стоимость сверх того, во что она обходится (переменный капитал), т. е. прибавочную стоимость. Производство прибавочной стоимости составляет, по Марксу, тайну капиталистического производства. (Сам факт прибавочной стоимости был известен задолго до Маркса; особенностью же теории Маркса было систематическое выведение из него экономики буржуазного общества).

Прибавочная стоимость подразделяется на две формы — абсолютную и относительную. Первая производится при неизменных технических условиях труда посредством увеличения продолжительности рабочего дня, вторая — при неизменной продолжительности рабочего дня и совершенствующихся технических условиях труда, что характерно для зрелого капитализма.

Постоянное развитие средств производства приводит к обобществлению экономики, изменению соотношения постоянного и переменного капитала (органического строения капитала). С одной стороны, это ведет к падению нормы прибыли капитала и, следовательно, к периодическим экономическим кризисам, с другой, — к усилению эксплуатации рабочего класса, росту безработицы и степени обездоленности трудящихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...