Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы науки в постпозитивизме. Т. Кун «Структура научных революций».




Понятие "научное сообщество" утвердилось во всех областях науки благодаря американскому ученому Т. Куну, его труду "Структура научных революций".

Определяя науку не как систему знаний, а как деятельность научных сообществ,

Т. Кун акцентировал внимание на психологические параметры научного знания.

Понятие "научное сообщество" распространено в современной социологии и науке.

В отличие от Поппера противоположную концепцию предлагает Томас Кунн. Наука развивается дискретно через ряд парадигм (модель научного исследования, набор положений, разделяемых всеми учеными на данном этапе развития науки). Нормальная наука решает головоломки (в рамках парадигмы). Однако в контексте определенного развития с течением времени обнаруживаются аномалии, расхождения с глобальными принципами, постулируемыми парадигмой. До определенного момента ученые их откладывают на потом. Вдруг следует гештальт переключения с одной парадигмы на другую, отход научного общества с одних фундаментальных принципов на другие. Пример: переход в химии от флагистона к кислороду. Говорить, какая парадигма лучше, затруднительно. Несоизмеримость различных научных теорий.

«Нормал. наука», по Куну, – это исследования, опирающиеся на прошл. науч. достиж-я, кот. уже признаны опр. науч. сообществом, такие достижения Кун назвал «парадигмами». «Норм. наука, по Куну – совок-ь иссл-ний на основе неизменной парадигмы. Она хар-ся кумулятивным развитием, т. е. прибавлением нов. знаний к уже имеющимся. Частич. разрушения предшес. знаний (как при науч. революции) в норм. науке не происходит. Иссл-я направлены на разработку тех явл-й и теорий, сущ-ние кот-х парадигма заведомо предполагает.

В период кризиса старой парадигмы проявл-тся так наз. экстраординарная наука, в рамках кот. учёный старается создать теорию, кот. может проложить путь к нов. парадигме или может быть безболезненно отброшена. Подчас учёные обращ-ся к филос. анализу как сред-ву раскрытия загадок в их области. Учёные, придерж-ся существ. парадигмы, от нее легко не отказываются. Нередко они более склонны изобретать разл. модификации и интерпретации сущ-х теорий, для того, чтобы устранить явное противоречие.

У кризиса - три возможных исхода: 1) норм. наука в конце концов доказ-т св. способ-ть разрешить проблему, порождающую кризис; 2) решение проблемы не предвидится. Проблема снабжается соотв. ярлыком и оставляется в стороне в наследство буд.поколению; 3) кризис разрешается с возник-м нов. претендента на место парадигмы и послед. борьбы за его принятие.


35 Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи).

Прагматизм. Это философское направление возникло в 70-е гг. XIX в. в США, его основными представителями были Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи. По мнению Пирса, название направления происходит от «прагматической веры» Канта, когда человек действует, не обладая полным знанием и основываясь на вере, которую Кант и назвал «прагматической».

В основе прагматизма, так же как и во многих других учениях этого времени, лежат интересы человека. Поскольку истины классической науки далеко не всегда эффективны, а теоретическое знание необходимо, хотя бы в конечном счете, для удовлетворения потреб­ностей человека, прагматики считают что «истина — то, что полезно». С этой позиции ранжируются и научные идеи, которые делятся на истинные — те, которые полезны, и ложные — те, которые приносят вред. Наука — «служанка» человека, нужная ему для достижения своих интересов и целей.

В терминологическом аппарате прагматиков есть понятия «вера» и «воля». Вера в данном случае противопоставляется сомнению, т.е. не является только религиозной, и считается критерием истины (Пирс). В этом смысле наука трактуется как коллективная вера. Воля необходима для руководства знанием, постановки нужных целей и обеспечения их достижения.

Прагматизм — дитя своего времени и даже своей культуры. Но его не следует путать с более субъективным и циничным практицизмом, с философией «американской мечты» и т.п. Прагматизм ориентирован на благо для человека, он учит эффективно преодолевать трудности, он возвращает знание в процесс жизни. Прагматизм оптимистичен, воля, провозглашаемая им, носит созидательный характер.

ДЬЮИ Джон (18591952) — американский философ, один из виднейших представителей прагматизма.

Фундаментальным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мысли Дьюи, философия возникла не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разума, соответствующий нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях, и поиске средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Отсюда и стержневая идея мыслителя, определяющая суть его философии, — инструментализм. По Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. Практическая целесообразность — критерий не только истинности, но и моральности. Под этим углом зрения Дьюи рассматривал, в частности, и проблемы религии.

36 Иррационализм в европейской философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

Иррационалистическая философия. Шопенгауэр. Сран Кьеркегор. Иррационализм - нечто противоположное рационализму (доминирующая тенденция в Европе, высшая ступень у Гегеля - панлогизм). В первой половине 19 века положение меняется. Два течения философской мысли: философия науки (позитивизм - отбрасывает рассуждения о природе, но оставляет рационализм в применении в первую очередь к науке), второе течение - иррационализм. Оппозиция к панлогизму, считая что гегелевский подход исчерпал себя и не может уже выразить более о человеческих реалиях общества 19 века.

Метод аллегорический, метод интуитивный и концентрация внимания на внутреннем мире человека. Иррационален по отношению только к гегелевской философии. Философия отличается от изотерики (мышление в понятиях). Изотерика опирается на жесты и эмоции. «Мир как воля и представление». Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта».

Большим достижением своим Шопенгауэр считает то, что, по его словам, только ему удалось избежать характерной всем философам-предшественникам альтернативы: либо при объяснении реальности рисовать «ужасающую картину фатализма», который «существование мира, вместе с критическим положением в нем человеческого рода, сводит к какой-либо абсолютной, то есть не допускающей дальнейшего объяснения, необходимости» или же «выводить мир из свободного произволения вне его находящегося существа». Указанный же им самим третий путь заключается в том, что «акт воли, из которого возник мир, - это наш собственный акт воли. Он свободен, … всякая же необходимость – только форма его проявления. Именно поэтому, раз он дан, его развитие подчинено полной необходимости; но в силу этого мы можем познать из него свойства этого волевого акта и поэтому имеем возможность дать воле иное направление».

Продолжали разрабатывать начатую Шопенгауэром философию жизни в дальнейшем Ф.Ницше (1844-1900), В.Дильтей (1833-1911), А.Бергсон (1859-1941), Г.Зиммель (1858-1918), О.Шпенглер (1880-1936) и др.

Иррационализм. Под иррационализмом имеется в виду философ­ское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса и общественного развития играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный). На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, вооб­ражение, инстинкт и т.п. Принципом иррационализма пользовались многие философские направления, в частности, философия жизни, экзистенциализм и др. Но иррационализм существовал как особое философское учение XIX в. Основным его представителем был А. Шопенгауэр.

 

Философия жизни Ф. Ницше.

Для Ницше реальность уже не воля к жизни, как у Шопенгауэра, а воля к власти. Господствовать, доминировать, властвовать, повелевать, - именно к этому, убежден Ницше, стремится все существующее, а не просто к существованию, бытию, жизни. Везде и всюду Ницше усматривает именно это стремление - сердцевину и суть всего и вся. В том числе и философия – вовсе не плод чистого, незаинтересованного стремления к познанию, постижению истины, как об этом всегда твердили и твердят ее творцы и создатели. «Я не верю, будто» влечение к познанию» родило философию, а веру, что совсем иное влечение (как бывает всегда) воспользовалось этим самым познанием…как своим инструментом… Ибо властолюбиво всякое влечение – и именно как таковое оно пытается философствовать». Поэтому, «их (философов) воля к истине есть воля к власти». Сама же философия, с ее вечными поисками «истинной, подлинной» реальности и поскольку она «рассматривает этот мир как что-то кажущееся», для Ницше – «великая школа клеветы, … скрытая ярость против основных предпосылок жизни, против …ценности жизни, против всего, что становится на сторону жизни». «Видимый мир и измышленный мир – вот в чем противоречие. Последний до сих пор назывался «истинным миром», «истиной», «божеством». Его нам следует упразднить».

Таким образом, для Ницше видимый мир не иллюзия, не представление, как у Шопенгауэра, а мир единственно реальный. И для Ницше сознание, интеллект – лишь «средство для сохранения индивида», у него «нет никакого назначения, выходящего за пределы человеческой жизни… Ницше – очевидный мировоззренческий антипод Маркса, его примиримый идейный контрагент. Но как и полагается антиподам, у них немало и точек соприкосновения. Это, в первую очередь, их посюсторонности, направленность на земное, материальное, чувственно-укорененное бытие, бескомпромиссное и последовательное отрицание всего сверхприродного и сверхъестественного. Обоим присуща любовь и преданность Земле, реальности посюсторонней, освобожденной от иллюзий и миражей мифологизма Шопенгауэр и Ницше создали натуралистический вариант философии жизни, сконцентрировав в основном внимание на непосредственно биологической, витальной ее ипостаси. Открытые к тому времени наукой законы, регулирующие биологию жизни, в том числе закон естественного отбора и борьбы за существование, были неоправданно абсолютизированы и перенесены Ницше на более высокую, социальную форму жизни.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...