Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и наука эпохи Возрождения. Проблема гуманизма.




Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) представляет собой совокупность философских учений XIV—XVI вв., сложившихся первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы. Специфические черты философии эпохи Возрождения:

1. Особый интерес к античности, изучение и комментирование памятников древнегреческой философской литературы.

2. Пантеистическая трактовка природы (греч. рап — все,1пеоз — Бог), согласно которой Бог отождествляется с его творениями.

3. Ориентация на современное естествознание, достижения науки, в особенности коперниковскую космологию, географические открытия.

4. Сочетание теоретического познания природы и практического обладания ею, теоретического и магического, научных подходов в мире математики, астрономии, механики и «тайных»наук — магии, астрологии, алхимии.

5. Приоритет принципа антропоцентризма, в рамках кото­рого утверждается ценность и красота человека, его тела и духа,свобода и автономия личности.

6. Гуманизм философии Возрождения означает сложившееся в эту эпоху движение образованных людей, объединенных интересом к личности, особым типом философского мировоззрения, в центре которого человек с его земными делами и свершениями, присущими его природе способностями и влечениями. Гуманизм провозглашал доброжелательное отношение к человеку, ориентирующееся на его свободу и достоинство независимо от выполняемых им социальных функций.

Родоначальником гуманистического движения считают поэта и философа XIV в. Франческа Петрарку, который многое сделал для возрождения произведений античной философии и литературы. Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах университетов.

Мишель Монтень. Хотя: человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой, которая направляется его волей и реализуется в процессе активной деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной необходимостью. По Монтеню, действовать по случайности нельзя.

 

13. История философской и социально-политической мысли РБ

Возникновение фил-ии Беларуси связано с принятием христианства во времена Киевской Руси(988г). Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие бел философии эп Возрождения происх в рамках философии европейского Ренессанса.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Характерной была идея просветительства белорусского Ренессанса, стремление сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит. Реформация стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования.

Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). Было положено начало научному изучению библейских текстов. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Наиболее яркая и значимая фигура культуры Беларуси эпохи Возрождения - Франциск Скорына (ок. 1490 - ок.1551). Основатель восточнославянского книгопечатания, ученый, публицист, переводчик-полиглот и гуманист. Учился в Краковском университете. В Падуанском университете получил степень доктора медицинских наук, также обладал обширными знаниями по философии, истории, праву.

В Праге основал свою первую книгопечатню. «Псалтырь», после на протяжении 2-х лет Скорина перевел, подготовил и напечатал еще 23 книги Библии. Все книги снабжались предисловиями, послесловиями и комментариями. «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Для него характерно стремление синтезировать христианство с элементами античной культуры, привить уважение к светским знаниям, науке, философии, сделать свое учение средством утверждения новых, гуманистических ценностей. Без христианской веры он не мыслит себе интеллектуально и нравственно совершенного человека; служение обществу он теснейшим образом связывает со служением Богу.

Симон Будный. (ок. 1530-1593) – выдающийся белорусский писатель, педагог, философ, богослов и проповедник, имя которого в ХVІ веке было широко известно в Англии, Германии, Италии. Книги «Катехизис», «Апраўданне грэшнага чалавека перад Богам», сборник «Аб свецкай уладзе», переводы Библии. Труды С.Будного имели общую гуманистическую направленность, выступал за свободный чел труд, рассматривал аспекты построения правого государства.

Василий Тяпинский (1540-1603) – известный деятель белорусской Реформации. По своим религиозным убеждениям был протестантом. Главная заслуга Тяпинского – заявлял о необходимости развития науки, литературы.

В 17в. крупнейшим материалистом в пределах ВКЛ был Казимир Лыщинский. Он признавал материальность мира, отрицал существование Бога, не верил в бессмертие души и воскресении мёртвых. Он отверг христианское учение о триединстве Бога, считал ни на чём не основанными выдумками новозаветные рассказы. Мыслитель осуждал церковников за то, что они в корыстных целях обманывают верующих людей сказками о потустороннем царстве. Он с позиций рационализма отрицал религию и веру в сверхъестественное. (Его сосед написал на него донос и выкрал его атеистический труд “О несуществовании Бога”).

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной, униатской, католической. В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич).


Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.). Эмпирико-сенсуалистический и субстанционально-рационалистический образы философской мысли. Проблема метода. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

XVII в. – время великих достижений в европейской философии, которая покидает стены университетов (оставляя их в распоряжении неосхоластики) и становится предметом занятий, инструментом напряжённого интеллектуального поиска политиков, учёных, военных, дипломатов и просто частных лиц. XVII в. – это замечательная плеяда выдающихся мыслителей, создателей оригинальных, самобытных и целостных философских систем: Бэкон Фрэнсис(1561-1626), Делорес Рене(Картезий)(1596-1650), Гоббс Томас(1588-1679), Спиноза Бенедикт(1632-1677), Локк Джон(1632-1704), Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646-1716), Ньютон Исаак(1642-1727), Гассенди Пьер(1592-1655), Паскаль Блез(1623-1662), Мальбранш Никола(1638-1715).

поиск эффективного научного метода, что можно

В рамках такой основной проблемы находят своё полное выражение и самоопределение две главные гносеологические позиции – сенсуализм и рационализм. В XVII в. в европейской философии сформировалась оп­позиция сенсуалистически-эмпирического и рационалистического направлений.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria опыт) - направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте

Френсис Бэкон (1561-1626) — родоначальник тради­ции эмпиризма в Англии — главное внимание обращает на изучение природы, ученый предлагал положить в основу исследований наблюдение и эксперимент.

Опыт

Идолы (пещер, театра, площади, рода)

Метод (индукция)

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство, ощущение, смысл) - теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.

Сенсуалистическая линия была продолжена Гоббсом и Локком. Томас Гоббс (1588-1679) механико-математические представления. полагал, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощу­щений - вне нас, внешние тела оказывают воздействия па органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их об­разы. Джон Локк (1 632-1704) подверг критике концепцию врожденных идей, Сознание - чистая доска, которая заполняется с помощью ощущений. Чувства - первичные – в самих вещах, вторичные – в познающем субъекте.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rational" разумный, ratio - разум) - точка зрения рассудка, соответственно - разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок - с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей - с объективной.

Рене Декарт (1596-1650), франц. философ, математик и естествоиспытатель. В отличие от Бэкона разраба­тывает так называемую рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании: ведь сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуи­тивно ясных, простых понятий и идет ко все более слож­ным. Интуиция и дедукция — основные компоненты мето­да Декарта. В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отно­шению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений.

Истина должна быть ясна и очевидна

Движение от большего к меньшему

Последовательное движение

Мыслю – следовательно существую

Декарт выстраивает дуали­стическую систему, в которой разделяет дне качественно различные субстанции — природу, с ее каузальностью, и людей, обладающих свободой воли. Для перпой субстан­ции характерна протяженность, для второй - мышление.

Рационалистическую линию продолжил Барух Спино­за (1632-1677). Он не высоко оценивал чувственный опыт, в котором много субъективного, неясного. Пантеизм. Мысли все тело.

Примыкает к рационализму Готфрид Вильгельм Лейб­ниц (1646-1716). По Лейбницу, в основе мира лежит суб­станция, которая понимается как множество монад. Мо­нада - некоторое духовное образование, духовный атом, созданный Богом.

Реалн. Мир.- моднады- в гармонии- бог- воспринимать-апперцепция-все их действия предопределены – 1996 г. Квантон.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...