Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные исследования по вопросам рождаемости




Хотелось бы отметить и положительное явление: в последнее время предпринимают­ся значительные усилия по разработке и про­верке моделей как на макро-, так и на микро­уровне, которые помогли бы объяснить изменение рождаемости. На макроуровне стоит задача выделить причинные факторы, связанные с переходом от высокой к низкой рождаемости в процессе модернизации во всемирном масштабе. На микроуровне про­должаются усилия по определению факто­ров, приводящих к тому, что программы пла­нирования семьи теряют участников из-за их отказа от завершения программ. Исследова­ния на макро- и микроуровне приводят к сходным выводам, а именно: 1) существует одинаковый набор факторов отказа в макро-и микроуровнях — это стоимость регулиро­вания, ориентации семьи и демографические характеристики; 2) 60% всех людей, исполь­зующих различные методы контрацепции, делают это в рамках той или иной программы планирования семьи; 3) выявлена явно выра­женная эмпирическая соотнесенность между применением противозачаточных средств и методов и ограничением рождаемости. Та­ким образом, исследования, в которых дела­ется попытка объяснить, почему люди прибе­гают к помощи программ предупреждения беременности, могут помочь в выработке на­правления деятельности организаций по пла­нированию семьи и практических сотрудни­ков, оказывающих помощь женщинам и супружеским парам в планировании

ограничения рождаемости и сегодня, и в бу­дущем.

Два систематизирующих обзора приво­дят в кратком обобщающем виде многочис­ленные публикации по факторам и схемам, предложенным для объяснения того, как и кому оказывается такая помощь. Дж. Мак-кинли (1972) выделил в исследованиях не­сколько групп факторов для объяснения того, почему люди стремятся получить помощь медицинских учреждений или социальных служб, а именно: экономические, социоде-мографические, географические, социопси­хологические, социокультурные и организа­ционные, относящиеся к функционированию служб такой помощи. Из всех этих факторов, пожалуй, наиболее значимым для разработки прогноза относительно перспектив оказания такой помощи и ее результатов являются социокультурные факторы (образ жизни, принадлежность к той или иной социальной подгруппе, структура семьи и схемы взаимо­отношений) и социопсихологические факто­ры (восприятие проблемы и ее последствий, а также представления о здоровье и эффектив­ности действий). В 1980 г. К. Каммингс, М. Беккер и К. Мейл проанализировали 14 моделей оказания помощи, которые были разработаны и неоднократно проверены в пе­риод с 1950 по 1980 г., с целью выявить их структурное сходство и сделать первый шаг к разработке единой теории. Среди авторов этих моделей были Р. А. Андерсон, (1968), Дж. Андерсон и Д. Бартус (1973), А. Анто­новски и Р. Кэтс (1970), X. Фабрега (1973, 1974), Г. Хохбаум (1958), С. Кар (1977, 1978), С. КэлсиС. Кобб (1966), Дж. Коузаи Л. Робертсон (1975), Дж. Лэнгли (1977), Д. Микэник (1968), Дж. Розенсток (1966) и Э. Сачмэн (1966). В ходе анализа было выяв­лено шесть групп факторов, включая: доступ­ность помощи; отношение к такой помощи; опасность заболевания или неблагоприятного исхода; информированность о болезнях; выборочные демографические характеристи­ки; социальное взаимодействие, социальные нормы и социальные структуры.

Наглядным примером того, насколько эти переменные структуры полезны для опреде­ления направления исследований в области разработки программ и предоставления по­мощи, может служить обзор и оценка про­граммы физиологических методов планиро­вания семьи в островном государстве Мавритания в Индийском океане (Дж. Кон-нер и Н. Видер, 1980, 1984). Пере.менные, выведенные из моделей предоставления по­мощи, были использованы для выявления

123

СЕМЬЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ

факторов, позволяющих прогнозировать осу­ществление программы ее участниками в полном объеме или отказ от ее завершения, для двух репрезентативных групп участни­ков. Выявленные факторы прогноза были признаны поддающимися коррекции на уровне программы или непосредственно при оказании помощи. Конкретно было выявле­но, что четыре фактора, дающие основание прогнозировать отказ от завершения про­граммы, имеют непосредственное отношение к доступности помощи. Они включают: со­гласие в прошлом на участие в программе планирования семьи и впоследствии отказ от ее завершения; меньшее количество встреч с инструктором, разъясняющим содержание программы, или сотрудником, непосредст­венно ее осуществляющим, и меньшее коли­чество их посещений или встреч с ними в период до регистрации для участия в про­грамме, нежели у тех, кто не прервал участие в программе; трудность разъяснения того или иного метода непосредственно дома у участ­ника программы; значительно более низкая вероятность согласия на обсуждение с инст­руктором вопросов воспитания детей, труд­ностей и проблем семейной жизни и ведения домашнего хозяйства у тех, кто, скорее всего, не доведет программу до конца. Было выявле­но, что два фактора связаны с отношением к такой помощи: желание использовать метод планирования для продления промежутков между родами, а не для предотвращения бе­ременности; низкая мотивация и незаинтере­сованность в использовании конкретного вы­бранного метода. К факторам, связанным с социальным взаимодействием, социальными нормами и структурами, относятся малая заинтересованность мужа в планировании семьи, а также отсутствие поддержки в этом со стороны других членов семьи. Две катего­рии переменных, которые были одинаковы у доведших программу до конца и у не завер­шивших ее, — это факторы, связанные с уг­розой беременности, и отдельные демографи­ческие аспекты, что отражает, возможно, относительную однородность населения.

Другие исследования, изучавшие репре­зентативные группы населения в "третьем мире", дают данные о значимости некоторых из этих переменных факторов и привлекают внимание к другим, которые также могут кое-что прояснить. Исследования, посвященные программам планирования семьи и использо­вания физиологических методов, также об­наружили, что отказ от завершения програм­мы часто связан с неудачным применением таких методов в прошлом, отсутствием заин-

тересованности и стремлением увеличить пе­риод между родами, а не предотвратить бере­менность. Исследователи пришли к выводу, что, для того чтобы стимулировать продолже­ние применения методов планирования семьи путем усиления мотивации супруже­ской пары, особенно важны индивидуальное обучение применению метода и последую­щая помощь по месту жительства. Было уста­новлено также, что на продолжение примене­ния этих методов влияет готовность супружеской пары к сотрудничеству.

В качестве важных переменных факторов могут выступать уровень образования, опре­деляющий способность понять объяснения по применению метода, и умение достигнуть взаимопонимания с инструктором, с партне­рами, с членами семьи, а также информиро­ванность о возможностях получения помощи и вариантах выбора. Было также обнаруже­но, что, когда в расчет принимались и инте­ресы партнера, а не только непосредственного участника программы, было меньше отказов от продолжения применения метода.

Эти выводы исследователей — лишь не­большая часть накопленных к настоящему времени данных о факторах, обусловливаю­щих постоянное применение методов плани­рования семьи или позволяющих делать про­гнозы относительно такого применения. Существует также огромное количество пуб­ликаций о факторах, детерминирующих рождаемость или способствующих ее повы­шению. Методы, использованные в этих исследованиях, демонстрируют значитель­ное разнообразие в подходах и уровне компе­тентности их авторов. Однако достаточно большая степень совпадения выводов относи­тельно динамики отношений партнеров и их взаимодействия, ориентации, влияния семьи и ближайшего окружения помогла тем, кто разрабатывает политику, занимается соци­альным планированием и непосредственно оказанием помощи населению, перейти к бо­лее эффективному, чем в недавнем прошлом, определению основных направлений про­грамм планирования семьи в "третьем мире" и главных точек приложения усилий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...