Будущее американской семьи
В середине 80-х годов произошли драматические и крупные изменения в структуре и функциях американской семьи в результате технологических, экономических и демографических перемен в обществе. Тем не менее американцы продолжают испытывать стремление к постоянству, к семье вне зависимости от ее формы. Более того, счастье семейной жизни не исчезло под влиянием перемен. Н. Стиннетт (1981) из университета в Небраске сформулировал пять отличительных черт счастливой семьи: 1) желание проводить свободное от работы время вместе; 2) контакты всех членов семьи друг с другом; 3) одобрение поступков каждого; 4) позитивное переживание кризисов; 5) поддержание интеллектуальной, эмоциональной, коммуникационной атмосферы в семейной жизни. В своей статье "Миф об упадке семейной жизни" Т. Кэплоу (1985) отмечает: "Обычная городская семья находится сейчас в исключительно хорошем состоянии. Анализируя изменения, происшедшие с 20-х до 70-х годов, мы увидим все возрастающую семейную солидарность, уменьшающийся возрастной промежуток между поколениями, более близкие супружеские отношения, больше религии и меньше переселений. Что же касается основных характеристик семьи, то тенденции последних двух поколений противоположны общепринятому мнению. Существует вероятность того, что эти тенденции есть и у целой страны. Эти выводы, наверное, идут вразрез с общепринятым мнением, что происходил длительный упадок семьи, что современное поколение испытывает противоречия из-за пережитков прошлого и что необходима большая работа общественности, чтобы спасти семью". В то же время статья С. Алана (1984) под названием "2020 г. и дальше" содержит следующие наблюдения: "Большинство уже обходится без так называемых бракосочетаний. Люди свободно меняют разные типы родственных взаимоотношений. Многие проводят небольшую часть жизни в групповых взаимоотношениях, а остальное время — с одним, основным партнером. Наиболее привлекательным оказался стабильный интимный родственный круг; ка-
жется, нет замены верности и удовлетворению от общения с одним конкретным человеком. Даже при возможности и необходимости смены семейных форм в обществе будущего с высоким развитием техники самой распространенной из интимных родственных связей является единобрачие. Мы думаем, эта тенденция сохранится и после 2020 г.". Семейная политика Одна из последних тенденций в американском обществе — все возрастающее внимание правительства к семейной жизни. Однако, к сожалению, это внимание непостоянно, поэтому необходимо возрождение национальной семейной политики. В этих целях потребуется более тесное сотрудничество профессиональных социологов, работающих в области семьи, располагающих соответствующей информацией и разработками, а также должностных лиц, которые смогут узаконить их выводы и рекомендации для эффективного развития семейной политики. Эндрю Биллингсли См. также: Дети; Обучение семейной жизни; Пожилые и престарелые; Семьи в повторных браках; Семья многопоколенная; Семья нуклеарная; Семья с одним родителем. • Alan S. Е. (1984). 2020 and Beyond. In: L. A. Kirkendal, A. E. Gravatt (Eds.). Marriage and the Family in the Year 2020. Buffalo, N. Y.: Prometheus Books. • Caplow T. (1985). The Myth of the Declining Family. In: L. Cargan (Ed.). Marriage and Family: Coping with Change. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Co. • Clanton G. (1984). Social Forces and the Changing Family. In: L. A. Kirkendal, A. E. Gravatt (Eds.). Marriage and the Family in the Year 2020. Buffalo, N. Y.: Prometheus Books. • Gerstel N.. Gross H. (1983). Commuter Marriage: Couples Who Live Apart. In: E. Macklin, R. H. Rubin (Eds.). Contemporary Families and Alternate Lifestyles. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • GoettingA. (1985). The Six Stations of Remarriage: Developmental Tasks of Remarriage and Divorce. In: L. Cargan (Ed.). Marriage and Family: Coping with Change. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Co.* LevyB. (1984).WhenFamilyAngerTurns to Violence. In: O. Pocs, R. Walsh (Eds.). Marriage and Family 1984/85 (p. 171—174). Guilford, Conn.: Dushkin Publishing Group. • Masnick G., Bane M. J. (1980). The Nation's Families: 1960—1990. Cambridge: Joint Center for Urban Studies of Massachusetts Institute of
СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ 132 Technology and Harvard University. • NaisbittJ. (1984). Megatrends. N. Y.: Warner Books.* PepernowP. (1984). The Seven Stages of Step-Family Development. Family Relations. • Stinnett N.. et al. (1981). Family Strengths Three: Roots of Weil-Being. Lincoln: University of Nebraska Press. • Straus M. A., GellesR. J., Steinmetz S. (1980). Behind Closed Doors: Violence in the American Family. N. Y.: Doubleday & Co. • Sussman M.B. (1977). Family. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 357—368). Wash., D. C: National Associations of Social Workers. • Toffler A. (1980). The Third Wave. N. Y.: Bantam Books. СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ Термин "обслуживание семьи" включает широкий спектр социальных служб. Обычно услуги семьям оказываются социальными агентствами, которые считают заботу о семье своей первоочередной задачей. Эти агентства часто называют "агентствами по обслуживанию семьи (или семейного обслуживания) ". Программы Службы семьи Америки могут иметь коррегирующий (например, консультативные службы) или образовательный характер (т.е. сосредоточивать свое внимание на проблемах личности или семьи в целом, обеспечивая их рост и развитие). Большинство программ семейных служб предназначены для работы с индивидом, семьей или с небольшими группами. Некоторые "семейные" агентства претворяют в жизнь программы по изменению социальных условий с целью улучшения положения больших групп населения. Трудно сказать, сколько существует в настоящее время агентств по обслуживанию семьи, так как до сих пор нет четкого и универсального определения того, что является агентством социального обслуживания семьи. В 1984 г. Служба семьи Америки (ССА), называвшаяся до 1983 г. Ассоциацией служб семьи, имела в своих рядах 268 агентств, 16 кандидатов в члены и 110 агентств входили в Ассоциацию еврейских семейных и детских агентств. Кроме того, имеются отделения Службы семьи в Ар- мии спасения и Американском Красном Кресте; какое-то количество программ по обслуживанию семей проводится в жизнь сотнями социальных агентств, связанных с церковью. В 1977 г. насчитывалось около тысячи добровольческих агентств Службы семьи Америки. Эти подсчеты, видимо, вполне отвечают действительности, но, может быть, однако, что цифры преуменьшены, поскольку не было принято в расчет быстрое распространение мелких агентств по обслуживанию семьи, появившихся в последнее время в административных округах.
В любом случае количество агентств определенного профиля зависит от того, что условились считать таковыми. Наиболее четко ориентированные агентства входят в ССА; они имеют определенные критерии для возглавляющих и управляющих органов, разработки программ, оказания услуг и финансирования. Все агентства—члены ССА должны иметь программы консультаций для семей, обучения их основам семейной жизни и защиты семьи, а также ряд других программ. Несмотря на разнообразие программ, члены ССА представляют собой единое целое, так как имеют общую цель деятельности, сходные по типу организационную структуру, персонал и программы. Они входят в национальную организацию, поэтому их данные — наиболее надежный источник информации; агентства поставляют эти данные для ежегодного отчета Службы семьи Америки. История Общества благотворительности, созданные в конце прошлого века, часто рассматриваются как предшественники современных агентств по обслуживанию семьи. В действительности корни многих социальных служб семьи уходят в общества по предоставлению пособий и помощи начала XIX в. Общества по предоставлению пособий и помощи были созданы в различных общинах богатыми добровольцами, которые раздавали помощь обычно в натуральном виде, посещая нуждавшихся на дому. Активность этих обществ была спорадической, помощь бедным оказывалась время от времени, особенно в периоды экономических кризисов и роста безработицы. Потребности в такой помощи были огромными, а правительство обладало ограниченными возможностями, и частный сектор не имел систематических программ. Общество благотворительности появилось в Лондоне (Великобритания) в 1869 г. Это была попытка скоординировать деятельность 133 СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ
различных организаций по оказанию помощи бедным. Буффало и Нью-Йорк были первыми городами США, организовавшими такое общество. Целью его было соединить все имевшиеся благотворительные агентства по оказанию помощи в единое рабочее целое, способное более эффективно использовать персонал и усилия различных организаций. Общества благотворительности, несмотря на свое название, считали, что оказание помощи в больших масштабах приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому они пытались найти средства для устранения причин бедности. Они были убеждены, что научными методами можно излечить "болезнь" бедности. Придавая большое значение знанию фактов и теоретическим методам, эти общества отличались сильным желанием добиться справедливости; они были уверены, что жизнь не должна быть такой мрачной и тяжелой для рабочих и бедняков. Более того, они признавали их право на человеческое существование и достоинство, право на отдых и социальное обеспечение в старости. Первоначальными намерениями обществ благотворительности были координация и упорядочение оказания помощи отдельным людям и семьям, вместе с тем они бьии ориентированы на социальные реформы. Они выступали за улучшение условий труда, справедливое распределение доходов, жилья, улучшение здравоохранения. Они организовали координационный обмен, который впоследствии перерос в биржу социальных служб, где все проблемы общин были зарегистрированы централизованно, с тем чтобы можно было скоординировать деятельность служб, избежать ее дублирования и собирать данные для поддержки социальных реформ. "Дружественные визитеры", действующие на добровольных началах, были первоначальным персоналом агентств социальной работы. Оплачиваемые профессионалы появились как секретари агентств на рубеже веков. "Визитеры" докладывали о своих акциях комитетам, которые их рассматривали и определяли пути и объем необходимой помощи. Комитеты, рассматривавшие эти дела, стали важным компонентом обучения "визитеров". На своих собраниях они обменивались опытом по сбору информации и анализировали сущность дел, эти собрания имели большое значение для объединения добровольческих и профессиональных усилий. Обучение в некоторых агентствах постепенно принимало форму институциализированных курсов, стали появляться преподаватели. Накопление информации и обмен ею позволили перейти к написанию статей и книг, что стало основой профессиональной литературы по социальной работе. Книга "Дружеское посещение бедных. Справочник для осуществляющих благотворительность" (М- Ричмонд, 1899) стала основным пособием для добровольцев и профессионалов. По мере накопления знаний и опыта программы обучения в агентствах получили дальнейшее развитие; эти программы в действительности способствовали созданию академических школ обучения социальной работе как профессии.
После создания обществ благотворительности во многих городах они начали вести обмен информацией и идеями в Комитете по организации благотворительности Национальной конференции социальной работы. В 1890-е годы широко обсуждалась необходимость формирования национальной организации обществ благотворительности. Это обсуждение вызывало широкий политический резонанс. Роль правительства История становления агентств по обслуживанию семьи будет неполной, если не у по-минуть о роли правительства. С самого начала городские местные правящие круги и правительства штатов предпринимали отдельные шаги для облегчения участи бедных. Роль правительства стала более очевидной после принятия Закона о социальном обеспечении (1935), который определил разделение обязанностей между федеральной администрацией и правительствами штатов в сфере общественной помощи. Поправки 1974 г., касающиеся социальных служб, отразили значительные изменения в Законе о социальном обеспечении. Согласно этим поправкам, финансирование социальных служб должно было осуществляться из федеральных источников. Раньше финансирование осуществлялось совместными усилиями местных правящих кругов и агентствами по обслуживанию семьи. Расширение федеральной финансовой поддержки путем предоставления субсидий и льгот продолжалось до 1980 г., после этого федеральная политика претерпела изменение и федеральное финансирование социальных программ было уменьшено или заморожено. Резкое изменение в политике произошло после 20 лет все возраставшей финансовой поддержки агентств по обслуживанию семьи из федерального бюджета. Например, с 1961 по 1981 г. доля средств агентств по обслужи
СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ 134 ванию семьи, поступавшая из федерального бюджета и бюджетов штатов, возросла с 17 до 79% и доля из местных бюджетов уменьшилась с 83 до 21 %. В 1981 г. общее число "семейных" агентств было самым низким за 15 лет — результат их высокой стоимости вследствие инфляции и снижения финансовых поступлений для поддержания программ из правительственных фондов. Многие федеральные программы, приносившие средства для работы агентств, такие, как Закон о системе образования и подготовки, программы по психическому здоровью, были значительно сокращены. Общие направления Программы. Программы добровольческих агентств по обслуживанию семьи были разработаны в соответствии с потребностями общин и имевшимися средствами для их удовлетворения. После "Великой депрессии" правительство увеличило финансовую поддержку бедным, и оказание консультаций стало основным направлением программ агентств соответствующего профиля. По мере улучшения качества консультаций программы, направленные лишь на частичное облегчение положения семей, были признаны недостаточными. Стали создаваться превентивные службы, такие как службы страхования здоровья, а также службы оказания текущих услуг. В конце 60-х годов стало ясно, что ряд программ не способны удовлетворить многие потребности клиентов, поэтому программы социальной помощи в агентствах по обслуживанию семьи были пересмотрены. Национальная организация, названная в конце 60-х годов Ассоциацией служб семьи Америки, призвала своих членов сконцентрировать усилия на претворении в жизнь концепции защиты семьи в качестве основной стратегической задачи. В 70-е годы сложилось окончательное видение трех основных направлений в деятельности агентств семейной службы: консультации семьям, обучение правилам семейной жизни и защита семьи. Инфляция конца 70-х годов затронула в основном бедные слои; правительственные финансовые поступления были ограниченны, и лишь особые программы получили дальнейшее финансирование. В начале 80-х годов произошло обострение социальных проблем в результате галопирующей инфляции, значительного роста безработицы, ограничения ресурсов, выделяемых на социальные программы. Впервые после принятия Закона о социальном обеспече- нии федеральная администрация объявила о сокращении своих обязательств в социальной сфере. Агентства по обслуживанию семьи, принимая во внимание изменившиеся социальные условия и появление новых потребностей семей в социальных услугах, стали постепенно переходить к поискам источников финансирования, существовавших в первые годы возникновения этих агентств. Источники финансовых поступлении. Как правительственное, так и частное финансирование социальных служб в 80-е годы было резко сокращено. В 1981 г. агентства—члены ССА получили меньше средств от федеральных и частных спонсоров, чем в 1980 г. Многим агентствам семейной службы пришлось искать новые источники доходов. Некоторые агентства увеличили плату, другие прибегали к новым возможностям возмещения стоимости консультаций через страховые компании. Некоторые агентства выражали сильную озабоченность растущей платой за услуги, так как это приводило к уменьшению возможностей обслуживать бедных клиентов. Ряд агентств разработали программы для увеличения финансирования путем привлечения персональных пожертвований для восполнения потерь. Но уменьшение поступлений все же сыграло свою негативную роль. После многих лет постоянного роста агентствам—членам ССА в 1982 и 1983 гг. пришлось ограничить количество своих профессиональных работников. Агентства Службы семьи нашли новый источник доходов, обратившись к деловым и промышленным кругам, разработав программу, известную как программа помощи служащим. Доля агентств ССА, оказывавших услуги по этой программе, увеличилась с 10% в 1975 г. до 60% в 1982 г. Важнейшим стимулом для распространения этой программы послужил контракт между ССА и корпорацией "Ксерокс" по оказанию помощи работающим в корпорации по всей стране при помощи сети агентств—членов ССА. В 1984 г. ССА подписала контракт стоимостью в несколько миллионов долларов с компанией "Дженерал моторе", по которому ССА должна была обеспечить различные формы помощи алкоголикам и наркоманам среди работающих в компании, их иждивенцам и пенсионерам. ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ клиентов. Возвращаясь к своим истокам, агентства по обслуживанию семьи в 80-е годы стали вновь обращать внимание на важность доведения до клиентов информации о возможных услугах,
135 СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ помогающих им строить семейные отношения. Начало этой тенденции было положено М. Перлманом и M. Эдвардсом (1982) в конце 60-х годов. Научить людей помогать самим себе — такова была главная задача агентств, на выполнение которой были направлены многие средства. Достижение этой цели также считалось неотъемлемой частью движения за распространение служб семьи. Основное внимание сосредоточивалось на ознакомлении клиентов с возможными изменениями в системе и институтах, имеющих значение для их повседневной жизни. Поддерживались усилия отдельных личностей и семей в поиске ими возможностей влиять на свою судьбу и образовывать группы и объединения, выступавшие за пересмотр политики и процедур, негативно воздействующих на их существование. Такие усилия позволяли людям создавать позитивный образ самих себя и отрешаться от чувства изоляции и депрессии, поскольку они начинали осознавать свою компетентность и силу, что позволяло им более активно устраивать свою жизнь, не ожидая, пока это сделает кто-то другой. Роль социального работника. Роль социального работника в агентствах по обслуживанию семьи в 80-е годы частично зависела от того, как отдельно взятое агентство определяет свои цели и программы. Общими требованиями к деятельности социального работника в любом агентстве является понимание особенностей поведения человека, а также необходимые для практической работы профессиональные знания. Эти знания могут иметь общий административный, клинический или образовательный характер и способствовать научным исследованиям или делу защиты семьи. Не имеет значения, какого рода знания и умения используются, важно лишь, что они являются неотъемлемой основой деятельности работника. Цель применения этих знаний — добиться позитивных изменений в жизни личности, семьи или социальных систем. Совет по аккредитации, в последние годы эффективность социальных служб семьи и других социальных служб все чаще вызывает сомнения. Со времени своего основания ССА считает себя национальным лидером движения за разработку стандартов для семейных служб. Однако 1 июля 1978 г. эта функция была возложена на Совет по аккредитации служб семьи и детей, образованный ССА и Лигой социального обеспечения детей Америки для того, чтобы добиться полной независимости в официальном признании пол- номочий любой организации—члена ССА и Лиги. Предполагалось, что тем самым они разграничат сферы деятельности и устранят конфликт интересов. Цели совета — аккредитация служб и разработка стандартов для широкого спектра социальных агентств. Заключение 80-е годы заставили агентства Службы семьи вернуться к своим истокам. Растущая озабоченность ежедневными проблемами семей и значительным увеличением количества семей, борющихся за выживание, заставила включить в программы мероприятия по удовлетворению насущных потребностей и разработку стратегии долговременного характера. Финансирование деятельности агентств превратилось в чрезвычайную проблему, и нет оснований надеяться на то, что частные добровольческие агентства смогут достойно заменить правительство в сфере оказания постоянной финансовой помощи нуждающимся гражданам. Интерес же к активным действиям, направленным на защиту семьи, а также расширение доступности информации об услугах — все это уже было в истории движения обществ благотворительности. Первый отчет ССА "Состояние семей", опубликованный в 1984 г., показал, что агентства по обслуживанию семьи — это надежный барометр семейных проблем. В отчете отмечено, что обследование ССА в 1983 г. 280 "семейных" агентств в США и Канаде еще раз подтвердило, что наибольшую тревогу в семьях вызывают безработица, положение родителя-одиночки, растущее насилие в семье, инцест (кровосмешение), порочные сексуальные наклонности, депрессии, одиночество, алкоголизм и наркомания. В отчете сделан вывод, что перспективы для современных семей достаточно мрачны и связаны они в значительной степени с состоянием экономики. Семьи, имеющие целый комплекс проблем, обычно чувствуют себя беспомощными. Семейные структуры ослабевают и разрушаются в результате воздействия безработицы, плохих школ, потери внутрисемейной поддержки, насилия в семье, приверженности к алкоголю и наркотикам, депрессий, а также в результате появления все новых и новых групп бедных. Агентства, специализирующиеся на обслуживании семьи, осуществляют различные программы и оказывают множество услуг, включающих консультации семьям, отдельным лицам и группам, а также ведут образовательные программы; программы
СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 136 оказания финансовой помощи; программы по обеспечению занятости; программы, имеющие целью социальные или институциональные изменения. Социальные работники, получившие специальные знания и обладающие особыми умениями, призваны претворять эти программы в жизнь. Благодаря таким ценным кадрам агентства Службы семьи успешно помогают семьям бороться с трудностями, возникающими перед ними в современном обществе. Э. Джеральд Эриксон См. также: Бихевиористский подход; Обучение семейной жизни; Персональное комплексное обслуживание; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Семья и социальная работа; Социальная работа с группой; Федеральное социальное законодательство после 1961г. • Richmond М. Е. (1899). Friendly Visiting Among the Poor: Handbookfor Charity Workers. N. Y.: Macmillan Co. • Pearlman M. H., Edwards M. (1982). Enabling in the Eighties: The Client Advocacy Group.— Social Casework, 63(9), 532—539. СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. См. Качество услуг: гарантии социальных служб; Лицензирование социальных услуг; Национальная ассоциация социальных работников; Профессия социального работника: современные требования. СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ Сеттльментами с времен колониализма назывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока. Движение сеттльмент-центров началось в Англии, где Самуэл Барнетт в 1884 г. основал сеттльмент Тойнби-Холл. Движение было философски объединено со стратегией социального реформирования как "частица комплексных усилий сохранить человеческие и духовные ценности в век индустриализации и урбанизации...". Преданные гуманисты, часто богатые, а также студенты университетов селились в беднейших трущобах Лондона, а позднее — на всем протяжении городской Великобритании. Они были проводниками образования, разнообразных видов культурной деятельности и социальной реформы. Эти люди стали помощниками местных жителей, ощущая на себе все неудобства бедности. Они предоставляли другим возможности, а не поучали, были организаторами, а не педантами-моралистами. Движение сеттльментов, которое активно увязывало услуги людям с социальным реформированием, нашло благоприятную почву на волне иммиграции, урбанизации в конце 1800-х годов в Америке. В 1886 г. Стэнтон Койт, проживший некоторое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский филиал движения. Он основал местную гильдию, позже известную как Университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд. Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Среднем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жизни для своих семей. Наиболее заметными в то время были Хулл-Хаус, основанный в Чикаго Джейн Адаме в 1889 г.; Эндовер-Хаус, основанный Робертом Вудсом в Бостоне в 1891 г.; Нюсерс-Сеттльмент (теперь Генри-Стрит), организованный Лилиан Уолд в районе Лауэр-Ист-Сайд (Нью-Йорк), и Чикаго-Коммон, основанный Грэхэмом Тейлором в 1894 г. Личные и семейные проблемы, расстройства здоровья у иммигрантов были связаны с условиями их проживания — неудовлетворительными жилищными условиями, перенаселенностью, мрачными и грязными предприятиями с потогонной системой труда, где рабочий день и норма выработки были одинаковыми как для взрослых, так и для детей. Эти условия окружения всегда учитывались в образовательных программах, консультациях и других видах услуг людям. Конечно, главными доминантами движения были социальная реформа и политические акции. На протяжении первых десятилетий работники сеттльментов превращали общины в политическую силу. С их помощью появились на свет законы о детском труде, об общественном здоровье, о детских садах и про- 137 СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ граммах круглосуточного содержания детей, о службах приходящих нянь, о государственном жилье, о музыкальных школах и занятиях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, о курсах по озеленению, разбивке парков и игровых площадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттльментах. Обычно инициатива исходила от них. В ответ правительство с определенного момента утверждало программу, которая становилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе вышеупомянутого сеттльмента, созданного Лилиан Уолд. Несмотря на то что социальная работа возникла в Обществе милосердия, она с самого начала имела стиль работы и организацию по образцу сеттльмента. Более того, большая часть ранних исследований социальной работы осуществлялась в рамках этого движения в форме обследований потребностей общин. Первые исследования социальных работников часто превращались из сырых данных в средство социальной защиты и в политические акции. В 50-х и 60-х годах большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы "Война с бедностью" для администрации Дж. Кеннеди— Л. Джонсона. Функции сегодняшних местных центров во многих отношениях порождены функционированием сеттльментов в прошлом. Однако множество особенностей в развитии разрушили эти связи, и поэтому сегодняшняя практика отличается от практики прошлого. С одной стороны, большинство работников местных центров, занятых как полный, так и неполный рабочий день, продолжают считаться непрофессионалами в территориальной общине, где расположен их центр. С другой стороны, несмотря на то что достаточное количество руководителей центра выросло здесь, их проживание в сеттльменте является исключением из правила. Сегодня только исполнительный директор поселения Генри-Стрит действительно проживает в нем. Сегодня, как и в первые десятилетия движения, социальная активность по развитию своего микрорайона остается неотъемлемым компонентом программы типичного местного центра. Стандарты общенациональной ассоциации — Объединения местных центров Америки (1979) требуют наличия программы социального развития во всех таких центрах. Сегодняшний типичный центр, напротив, посвящает этому организационному компоненту гораздо меньше времени и ре- сурсов. Возможно, это объясняется растущими ограничениями средств. Сегодняшний сеттльмент — местный центр — по-прежнему обращается к проблемам новых иммигрантов, которые чаще являются выходцами из Азии, испаноязычными или беженцами из "третьего мира", чем европейцами, как это было в конце 1800 — начале 1900-х годов. Однако сегодня во многих местных центрах преобладающие группы их клиентов составляют низший класс — немощные и бедные пожилые люди, неполные бедные семьи и в целом самые бедные и самые бесправные неимущие. Проблемы удаленности от местного центра городских и проживающих в окрестностях жителей, обслуживаемых этими центрами, все в большей мере затрудняют усилия центров по организации своих клиентов в жизнеспособную политическую целостность, включающую разновозрастных соседей, которые обладают чувством принадлежности к своей общине. Одной из таких разделяющих людей проблем является "фрачная" тенденция, когда бесправные нежелательные соседи выселяются образованными представителями среднего класса, восстанавливающими и ремонтирующими жилые застройки в центре города. "Фрачная" тенденция подрывает попытки работников центров объединить свою клиентуру общим делом. Сегодняшние работники сеттльментов все еще ссылаются на свое "движение", которое является движением скорее в философском смысле, чем в действительности. Вначале 1900-х годов сеттльменты и местные центры организовались в городские федерации, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов; к 50-м годам в рамках "движения" внутри этой федерации насчитывалось от 250 до 300 членов. В 1979 г. она была переименована в Объединение местных центров Америки. Это название лучше отражало членство различных организаций. С помощью таких организаций поселенческое движение получило национальное признание. Его влияние сказывалось на общенациональных и международных движениях за права женщин, за мир и за принятие законов о детском труде. Как и большинство других жизнеспособных движений, оно породило обширную литературу и выдвинуло выдающихся лидеров общенационального масштаба, таких, как Джейн Адаме, Джулия Латроп, Мари Смихнович и Лилиан Уолд.
СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ 138 Сегодня сохранились только три городские федерации — в Нью-Йорке, Кливленде и Филадельфии. Центр тяжести их деятельности сместился от социальных реформ к поддержанию собственного местного центра как все более сложной бюрократической системы, обладающей множеством служб и имеющей много источников финансирования. В Объединении местных центров Америки насчитывается менее 100 членов (по данным 1984 г.). Европейский, Методистский и Лютеранский общинные центры обладают еще меньшими признаками федерации, слабо или совсем не связаны с общенациональным Объединением, будущее которого неопределенно. Можно резонно возразить, что движения сеттльментов больше нет, несмотря на существование более чем 800 местных центров, зафиксированных в 1984 г., и 80—100 религиозно-ориентированных центров. Короче говоря, сейчас в США больше, чем раньше, сеттльментов — местных центров, но слабее соответствующее общенациональное движение. По статистике 1984 г., средний бюджет местного центра колеблется в пределах от 500 тыс. до 1 млн долл. Однако центры в небольших общинах обычно имеют бюджет в 200 тыс. долл., в то время как некоторые центры, такие, как сеттльмент Генри-Стрит, Хулл-Хаус и центры Сан-Диего, имеют ежегодный бюджет, составляющий более 7 млн долл. Выполнение программ финансируется из таких источников, как правительственные контракты, дары, пожертвования и гонорары, специальные проекты, ограниченные выплаты и дотации фондов. В последние годы центры, которые зависели от одного-двух основных источников финансирования, подверглись серьезному риску из-за урезания централизованных ассигнований. Во многих случаях субъекты финансирования стремятся контролировать (прямо или косвенно) характер и суть программ центров, по своей ориентации становятся более консервативными, перераспределяют ресурсы с программ развития на такие услуги, как дневной уход, предотвращение подростковой беременности, создание рабочих мест для молодежи и обслуживание пожилых. Чаще всего разработчики программы вынуждены следовать приоритетам источников финансирования. Программы местных центров стремятся следовать целям, приоритетным для правительственного финансирования, и поэтому сосредоточены на обслуживании специфических возрастных групп: детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Сейчас программы развития микрорайона и общинной организации поддерживаются в меньшей степени, чем в 60-е и 70-е годы. Программы местных центров стремятся укреплять семью, создавая условия, способствующие повышению качества семейной жизни. В последние годы центры сосредоточили внимание на нетрадиционных формах семьи, особенно на семьях с одной матерью, которые преобладают в большинстве городских общин. В основном микрорайон, обслуживаемый центром, соответствует району, обслуживаемому местной начальной школой. Однако в некоторых случаях это население соответствующего квартала государственного жилья. Службы центра стремятся осуществлять местные социальные действия на основе удовлетворения нужд общины. Эти нужды определяются в ходе непосредственных (лицом к лицу) интервью с жителями, на основе социальных показателей, требований планирующих и финансирующих агентств. Типичный местный центр имеет ряд программ для детей, включая "Главный старт" и традиционные программы дневного содержания детей, родители которых работают. Кроме того, в некоторых центрах есть внешкольные программы, чтобы обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьникам, у которых работают родители; услуги "за решеткой" часто совмещены с досуговыми, спортивными и медицинско-просветитель-ными. Все они включают в себя диагностику здоровья, его охрану и рациональное питание. Некоторые центры также являются спонсорами, предоставляют помещение службам психического здоровья и обслуживают как детей, так и взрослых, имеющих соответствующие проблемы и проживающих в сеттльменте. В сеттльментах и местных центрах всегда уделялось большое внимание подростковой молодежи. Программы для подростков компенсировали недостатки обычного контроля поведения в городских районах. Это меры по предотвращению правонарушений и уличного бандитизма с использованием "уличных работников" или "откомандированных работников" для установления полезных связей с молодежными группами. Кроме того, в местных центрах организованы консультации. Службы профессионального обучения, совершенствования мастерства и занятости готовят к социальной работе или обучают писать анкету, найти работу и закрепиться там. 139 СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ Много внимания уделяется программам, рассчитанным на неполные семьи, число которых нарастает. Предлагаются курсы по совершенствованию родительских умений молодых людей и их семей. Хотя многие полагают, что просвещение родителей отнимает время от родительского контроля, что может привести к правонарушениям, курсы пользуются популярностью. Они особенно полезны тем, кто сам вырос в неполной семье и не имел возможности наблюдать эффективное родительское взаимодействие. В большинстве центров имеются службы, предназначенные для девушек-подростков, а часто и для юношей, поскольку подростковая бе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|