Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Будущее американской семьи




В середине 80-х годов произошли драма­тические и крупные изменения в структуре и функциях американской семьи в результате технологических, экономических и демогра­фических перемен в обществе. Тем не менее американцы продолжают испытывать стрем­ление к постоянству, к семье вне зависимости от ее формы. Более того, счастье семейной жизни не исчезло под влиянием перемен. Н. Стиннетт (1981) из университета в Небра­ске сформулировал пять отличительных черт счастливой семьи: 1) желание проводить сво­бодное от работы время вместе; 2) контакты всех членов семьи друг с другом; 3) одобрение поступков каждого; 4) позитивное пережива­ние кризисов; 5) поддержание интеллекту­альной, эмоциональной, коммуникационной атмосферы в семейной жизни.

В своей статье "Миф об упадке семейной жизни" Т. Кэплоу (1985) отмечает: "Обыч­ная городская семья находится сейчас в иск­лючительно хорошем состоянии. Анализируя изменения, происшедшие с 20-х до 70-х годов, мы увидим все возрастающую семей­ную солидарность, уменьшающийся возраст­ной промежуток между поколениями, более близкие супружеские отношения, больше религии и меньше переселений. Что же каса­ется основных характеристик семьи, то тенденции последних двух поколений проти­воположны общепринятому мнению. Суще­ствует вероятность того, что эти тенденции есть и у целой страны. Эти выводы, наверное, идут вразрез с общепринятым мнением, что происходил длительный упадок семьи, что современное поколение испытывает противо­речия из-за пережитков прошлого и что необ­ходима большая работа общественности, что­бы спасти семью". В то же время статья С. Алана (1984) под названием "2020 г. и дальше" содержит следующие наблюдения: "Большинство уже обходится без так называ­емых бракосочетаний. Люди свободно меня­ют разные типы родственных взаимоотноше­ний. Многие проводят небольшую часть жизни в групповых взаимоотношениях, а ос­тальное время — с одним, основным партне­ром. Наиболее привлекательным оказался стабильный интимный родственный круг; ка-

жется, нет замены верности и удовлетворе­нию от общения с одним конкретным челове­ком. Даже при возможности и необходимости смены семейных форм в обществе будущего с высоким развитием техники самой распрост­раненной из интимных родственных связей является единобрачие. Мы думаем, эта тен­денция сохранится и после 2020 г.".

Семейная политика

Одна из последних тенденций в амери­канском обществе — все возрастающее вни­мание правительства к семейной жизни. Однако, к сожалению, это внимание непосто­янно, поэтому необходимо возрождение на­циональной семейной политики. В этих це­лях потребуется более тесное сотрудничество профессиональных социологов, работающих в области семьи, располагающих соответст­вующей информацией и разработками, а так­же должностных лиц, которые смогут узако­нить их выводы и рекомендации для эффективного развития семейной политики.

Эндрю Биллингсли

См. также: Дети; Обучение семейной жизни; Пожилые и престарелые; Семьи в по­вторных браках; Семья многопоколен­ная; Семья нуклеарная; Семья с одним родителем.

• Alan S. Е. (1984). 2020 and Beyond. In: L. A. Kirkendal, A. E. Gravatt (Eds.). Marriage and the Family in the Year 2020. Buffalo, N. Y.: Prometheus Books. • Caplow T. (1985). The Myth of the Declining Family. In: L. Cargan (Ed.). Marriage and Family: Coping with Change. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Co. • Clanton G. (1984). Social Forces and the Changing Family. In: L. A. Kirkendal, A. E. Gravatt (Eds.). Marriage and the Family in the Year 2020. Buffalo, N. Y.: Prometheus Books. • Gerstel N.. Gross H. (1983). Commuter Marriage: Couples Who Live Apart. In: E. Macklin, R. H. Rubin (Eds.). Contemporary Families and Alternate Lifestyles. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • GoettingA. (1985). The Six Stations of Remarriage: Developmental Tasks of Remarriage and Divorce. In: L. Cargan (Ed.). Marriage and Family: Coping with Change. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Co.* LevyB. (1984).WhenFamilyAngerTurns to Violence. In: O. Pocs, R. Walsh (Eds.). Marriage and Family 1984/85 (p. 171—174). Guilford, Conn.: Dushkin Publishing Group. • Masnick G., Bane M. J. (1980). The Nation's Families: 1960—1990. Cambridge: Joint Center for Urban Studies of Massachusetts Institute of

 

СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

132

Technology and Harvard University. • NaisbittJ. (1984). Megatrends. N. Y.: Warner Books.* PepernowP. (1984). The Seven Stages of Step-Family Development. Family Relations. • Stinnett N.. et al. (1981). Family Strengths Three: Roots of Weil-Being. Lincoln: University of Nebraska Press. • Straus M. A., GellesR. J., Steinmetz S. (1980). Behind Closed Doors: Violence in the American Family. N. Y.: Doubleday & Co. • Sussman M.B. (1977). Family. In: Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 357—368). Wash., D. C: National Associations of Social Workers. • Toffler A. (1980). The Third Wave. N. Y.: Bantam Books.

СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Термин "обслуживание семьи" включает широкий спектр социальных служб. Обычно услуги семьям оказываются социальными агентствами, которые считают заботу о семье своей первоочередной задачей. Эти агентства часто называют "агентствами по об­служиванию семьи (или семейного обслужи­вания) ".

Программы Службы семьи Америки мо­гут иметь коррегирующий (например, кон­сультативные службы) или образовательный характер (т.е. сосредоточивать свое внима­ние на проблемах личности или семьи в це­лом, обеспечивая их рост и развитие). Боль­шинство программ семейных служб предназначены для работы с индивидом, семьей или с небольшими группами. Некото­рые "семейные" агентства претворяют в жизнь программы по изменению социальных условий с целью улучшения положения боль­ших групп населения.

Трудно сказать, сколько существует в настоящее время агентств по обслуживанию семьи, так как до сих пор нет четкого и универсального определения того, что явля­ется агентством социального обслуживания семьи. В 1984 г. Служба семьи Америки (ССА), называвшаяся до 1983 г. Ассоциа­цией служб семьи, имела в своих рядах 268 агентств, 16 кандидатов в члены и 110 агентств входили в Ассоциацию еврей­ских семейных и детских агентств. Кроме то­го, имеются отделения Службы семьи в Ар-

мии спасения и Американском Красном Кре­сте; какое-то количество программ по обслу­живанию семей проводится в жизнь сотнями социальных агентств, связанных с церковью. В 1977 г. насчитывалось около тысячи добро­вольческих агентств Службы семьи Амери­ки. Эти подсчеты, видимо, вполне отвечают действительности, но, может быть, однако, что цифры преуменьшены, поскольку не бы­ло принято в расчет быстрое распространение мелких агентств по обслуживанию семьи, по­явившихся в последнее время в администра­тивных округах.

В любом случае количество агентств оп­ределенного профиля зависит от того, что ус­ловились считать таковыми. Наиболее четко ориентированные агентства входят в ССА; они имеют определенные критерии для воз­главляющих и управляющих органов, разра­ботки программ, оказания услуг и финанси­рования. Все агентства—члены ССА должны иметь программы консультаций для семей, обучения их основам семейной жизни и за­щиты семьи, а также ряд других программ.

Несмотря на разнообразие программ, члены ССА представляют собой единое це­лое, так как имеют общую цель деятельности, сходные по типу организационную структу­ру, персонал и программы.

Они входят в национальную организа­цию, поэтому их данные — наиболее надеж­ный источник информации; агентства по­ставляют эти данные для ежегодного отчета Службы семьи Америки.

История

Общества благотворительности, со­зданные в конце прошлого века, часто рас­сматриваются как предшественники совре­менных агентств по обслуживанию семьи. В действительности корни многих социальных служб семьи уходят в общества по предостав­лению пособий и помощи начала XIX в.

Общества по предоставлению пособий и помощи были созданы в различных общинах богатыми добровольцами, которые раздавали помощь обычно в натуральном виде, посещая нуждавшихся на дому. Активность этих об­ществ была спорадической, помощь бедным оказывалась время от времени, особенно в пе­риоды экономических кризисов и роста без­работицы. Потребности в такой помощи были огромными, а правительство обладало огра­ниченными возможностями, и частный сектор не имел систематических программ. Общество благотворительности появилось в Лондоне (Великобритания) в 1869 г. Это бы­ла попытка скоординировать деятельность

133 СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

различных организаций по оказанию помо­щи бедным.

Буффало и Нью-Йорк были первыми городами США, организовавшими такое общество. Целью его было соединить все имевшиеся благотворительные агентства по оказанию помощи в единое рабочее целое, способное более эффективно использовать персонал и усилия различных организаций.

Общества благотворительности, несмот­ря на свое название, считали, что оказание помощи в больших масштабах приносит боль­ше вреда, чем пользы. Поэтому они пытались найти средства для устранения причин бедно­сти. Они были убеждены, что научными ме­тодами можно излечить "болезнь" бедности. Придавая большое значение знанию фактов и теоретическим методам, эти общества отли­чались сильным желанием добиться справед­ливости; они были уверены, что жизнь не должна быть такой мрачной и тяжелой для рабочих и бедняков. Более того, они призна­вали их право на человеческое существова­ние и достоинство, право на отдых и социаль­ное обеспечение в старости.

Первоначальными намерениями обществ благотворительности были координация и упорядочение оказания помощи отдельным людям и семьям, вместе с тем они бьии ориентированы на социальные реформы. Они выступали за улучшение условий труда, справедливое распределение доходов, жилья, улучшение здравоохранения. Они ор­ганизовали координационный обмен, кото­рый впоследствии перерос в биржу социаль­ных служб, где все проблемы общин были зарегистрированы централизованно, с тем чтобы можно было скоординировать деятель­ность служб, избежать ее дублирования и со­бирать данные для поддержки социальных реформ.

"Дружественные визитеры", действую­щие на добровольных началах, были перво­начальным персоналом агентств социальной работы. Оплачиваемые профессионалы поя­вились как секретари агентств на рубеже ве­ков. "Визитеры" докладывали о своих акциях комитетам, которые их рассматривали и оп­ределяли пути и объем необходимой помощи. Комитеты, рассматривавшие эти дела, стали важным компонентом обучения "визитеров". На своих собраниях они обменивались опы­том по сбору информации и анализировали сущность дел, эти собрания имели большое значение для объединения добровольческих и профессиональных усилий. Обучение в некоторых агентствах постепенно принимало форму институциализированных курсов,

стали появляться преподаватели. Накопле­ние информации и обмен ею позволили пе­рейти к написанию статей и книг, что стало основой профессиональной литературы по социальной работе. Книга "Дружеское посе­щение бедных. Справочник для осуществля­ющих благотворительность" (М- Ричмонд, 1899) стала основным пособием для добро­вольцев и профессионалов. По мере накопле­ния знаний и опыта программы обучения в агентствах получили дальнейшее развитие; эти программы в действительности способст­вовали созданию академических школ обуче­ния социальной работе как профессии.

После создания обществ благотворитель­ности во многих городах они начали вести обмен информацией и идеями в Комитете по организации благотворительности Нацио­нальной конференции социальной работы. В 1890-е годы широко обсуждалась необходи­мость формирования национальной органи­зации обществ благотворительности. Это об­суждение вызывало широкий политический резонанс.

Роль правительства

История становления агентств по обслу­живанию семьи будет неполной, если не у по-минуть о роли правительства. С самого нача­ла городские местные правящие круги и правительства штатов предпринимали от­дельные шаги для облегчения участи бедных. Роль правительства стала более очевидной после принятия Закона о социальном обеспе­чении (1935), который определил разделе­ние обязанностей между федеральной адми­нистрацией и правительствами штатов в сфере общественной помощи.

Поправки 1974 г., касающиеся социаль­ных служб, отразили значительные измене­ния в Законе о социальном обеспечении. Со­гласно этим поправкам, финансирование социальных служб должно было осуществ­ляться из федеральных источников. Раньше финансирование осуществлялось совместны­ми усилиями местных правящих кругов и агентствами по обслуживанию семьи. Расши­рение федеральной финансовой поддержки путем предоставления субсидий и льгот продолжалось до 1980 г., после этого феде­ральная политика претерпела изменение и федеральное финансирование социальных программ было уменьшено или заморожено.

Резкое изменение в политике произошло после 20 лет все возраставшей финансовой поддержки агентств по обслуживанию семьи из федерального бюджета. Например, с 1961 по 1981 г. доля средств агентств по обслужи

 

СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

134

ванию семьи, поступавшая из федерального бюджета и бюджетов штатов, возросла с 17 до 79% и доля из местных бюджетов уменьши­лась с 83 до 21 %. В 1981 г. общее число "се­мейных" агентств было самым низким за 15 лет — результат их высокой стоимости вследствие инфляции и снижения финансо­вых поступлений для поддержания программ из правительственных фондов. Многие феде­ральные программы, приносившие средства для работы агентств, такие, как Закон о сис­теме образования и подготовки, программы по психическому здоровью, были значитель­но сокращены.

Общие направления

Программы. Программы добровольче­ских агентств по обслуживанию семьи были разработаны в соответствии с потребностями общин и имевшимися средствами для их удовлетворения. После "Великой депрессии" правительство увеличило финансовую под­держку бедным, и оказание консультаций стало основным направлением программ агентств соответствующего профиля. По мере улучшения качества консультаций програм­мы, направленные лишь на частичное облег­чение положения семей, были признаны недостаточными. Стали создаваться превен­тивные службы, такие как службы страхова­ния здоровья, а также службы оказания теку­щих услуг.

В конце 60-х годов стало ясно, что ряд программ не способны удовлетворить многие потребности клиентов, поэтому программы социальной помощи в агентствах по обслужи­ванию семьи были пересмотрены. Нацио­нальная организация, названная в конце 60-х годов Ассоциацией служб семьи Америки, призвала своих членов сконцентрировать усилия на претворении в жизнь концепции защиты семьи в качестве основной стратеги­ческой задачи.

В 70-е годы сложилось окончательное ви­дение трех основных направлений в деятель­ности агентств семейной службы: консульта­ции семьям, обучение правилам семейной жизни и защита семьи. Инфляция конца 70-х годов затронула в основном бедные слои; пра­вительственные финансовые поступления были ограниченны, и лишь особые програм­мы получили дальнейшее финансирование.

В начале 80-х годов произошло обостре­ние социальных проблем в результате гало­пирующей инфляции, значительного роста безработицы, ограничения ресурсов, выделя­емых на социальные программы. Впервые по­сле принятия Закона о социальном обеспече-

нии федеральная администрация объявила о сокращении своих обязательств в социальной сфере. Агентства по обслуживанию семьи, принимая во внимание изменившиеся соци­альные условия и появление новых потребно­стей семей в социальных услугах, стали по­степенно переходить к поискам источников финансирования, существовавших в первые годы возникновения этих агентств.

Источники финансовых поступ­лении. Как правительственное, так и част­ное финансирование социальных служб в 80-е годы было резко сокращено. В 1981 г. агентства—члены ССА получили меньше средств от федеральных и частных спонсоров, чем в 1980 г. Многим агентствам семейной службы пришлось искать новые источники доходов.

Некоторые агентства увеличили плату, другие прибегали к новым возможностям воз­мещения стоимости консультаций через страховые компании. Некоторые агентства выражали сильную озабоченность растущей платой за услуги, так как это приводило к уменьшению возможностей обслуживать бедных клиентов. Ряд агентств разработали программы для увеличения финансирования путем привлечения персональных пожертво­ваний для восполнения потерь. Но уменьше­ние поступлений все же сыграло свою нега­тивную роль. После многих лет постоянного роста агентствам—членам ССА в 1982 и 1983 гг. пришлось ограничить количество своих профессиональных работников.

Агентства Службы семьи нашли новый источник доходов, обратившись к деловым и промышленным кругам, разработав програм­му, известную как программа помощи служа­щим.

Доля агентств ССА, оказывавших услуги по этой программе, увеличилась с 10% в 1975 г. до 60% в 1982 г. Важнейшим стиму­лом для распространения этой программы по­служил контракт между ССА и корпорацией "Ксерокс" по оказанию помощи работающим в корпорации по всей стране при помощи сети агентств—членов ССА. В 1984 г. ССА подпи­сала контракт стоимостью в несколько мил­лионов долларов с компанией "Дженерал мо­торе", по которому ССА должна была обеспечить различные формы помощи алко­голикам и наркоманам среди работающих в компании, их иждивенцам и пенсионерам.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ клиентов. Воз­вращаясь к своим истокам, агентства по об­служиванию семьи в 80-е годы стали вновь обращать внимание на важность доведения до клиентов информации о возможных услугах,

 

135

СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

помогающих им строить семейные отноше­ния. Начало этой тенденции было положено М. Перлманом и M. Эдвардсом (1982) в кон­це 60-х годов.

Научить людей помогать самим себе — такова была главная задача агентств, на вы­полнение которой были направлены многие средства. Достижение этой цели также счи­талось неотъемлемой частью движения за распространение служб семьи. Основное внимание сосредоточивалось на ознакомле­нии клиентов с возможными изменениями в системе и институтах, имеющих значение для их повседневной жизни. Поддержива­лись усилия отдельных личностей и семей в поиске ими возможностей влиять на свою судьбу и образовывать группы и объединения, выступавшие за пересмотр политики и про­цедур, негативно воздействующих на их су­ществование. Такие усилия позволяли людям создавать позитивный образ самих себя и от­решаться от чувства изоляции и депрессии, поскольку они начинали осознавать свою компетентность и силу, что позволяло им бо­лее активно устраивать свою жизнь, не ожи­дая, пока это сделает кто-то другой.

Роль социального работника. Роль социального работника в агентствах по обслу­живанию семьи в 80-е годы частично зависе­ла от того, как отдельно взятое агентство оп­ределяет свои цели и программы. Общими требованиями к деятельности социального работника в любом агентстве является пони­мание особенностей поведения человека, а также необходимые для практической рабо­ты профессиональные знания. Эти знания могут иметь общий административный, кли­нический или образовательный характер и способствовать научным исследованиям или делу защиты семьи. Не имеет значения, како­го рода знания и умения используются, важно лишь, что они являются неотъемлемой осно­вой деятельности работника. Цель примене­ния этих знаний — добиться позитивных из­менений в жизни личности, семьи или социальных систем.

Совет по аккредитации, в послед­ние годы эффективность социальных служб семьи и других социальных служб все чаще вызывает сомнения. Со времени своего осно­вания ССА считает себя национальным лиде­ром движения за разработку стандартов для семейных служб. Однако 1 июля 1978 г. эта функция была возложена на Совет по аккре­дитации служб семьи и детей, образованный ССА и Лигой социального обеспечения детей Америки для того, чтобы добиться полной не­зависимости в официальном признании пол-

номочий любой организации—члена ССА и Лиги. Предполагалось, что тем самым они разграничат сферы деятельности и устранят конфликт интересов. Цели совета — аккре­дитация служб и разработка стандартов для широкого спектра социальных агентств.

Заключение

80-е годы заставили агентства Службы семьи вернуться к своим истокам. Растущая озабоченность ежедневными проблемами се­мей и значительным увеличением количест­ва семей, борющихся за выживание, застави­ла включить в программы мероприятия по удовлетворению насущных потребностей и разработку стратегии долговременного ха­рактера. Финансирование деятельности агентств превратилось в чрезвычайную про­блему, и нет оснований надеяться на то, что частные добровольческие агентства смогут достойно заменить правительство в сфере оказания постоянной финансовой помощи нуждающимся гражданам. Интерес же к ак­тивным действиям, направленным на защиту семьи, а также расширение доступности ин­формации об услугах — все это уже было в истории движения обществ благотворитель­ности.

Первый отчет ССА "Состояние семей", опубликованный в 1984 г., показал, что аген­тства по обслуживанию семьи — это надеж­ный барометр семейных проблем. В отчете отмечено, что обследование ССА в 1983 г. 280 "семейных" агентств в США и Канаде еще раз подтвердило, что наибольшую тревогу в семь­ях вызывают безработица, положение роди­теля-одиночки, растущее насилие в семье, инцест (кровосмешение), порочные сексу­альные наклонности, депрессии, одиночест­во, алкоголизм и наркомания. В отчете сделан вывод, что перспективы для современных се­мей достаточно мрачны и связаны они в зна­чительной степени с состоянием экономики. Семьи, имеющие целый комплекс проблем, обычно чувствуют себя беспомощными. Се­мейные структуры ослабевают и разрушают­ся в результате воздействия безработицы, плохих школ, потери внутрисемейной под­держки, насилия в семье, приверженности к алкоголю и наркотикам, депрессий, а также в результате появления все новых и новых групп бедных.

Агентства, специализирующиеся на об­служивании семьи, осуществляют различ­ные программы и оказывают множество услуг, включающих консультации семьям, отдельным лицам и группам, а также ведут образовательные программы; программы

 

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

136

оказания финансовой помощи; программы по обеспечению занятости; программы, имею­щие целью социальные или институциональ­ные изменения. Социальные работники, получившие специальные знания и обладаю­щие особыми умениями, призваны претво­рять эти программы в жизнь. Благодаря та­ким ценным кадрам агентства Службы семьи успешно помогают семьям бороться с трудно­стями, возникающими перед ними в совре­менном обществе.

Э. Джеральд Эриксон

См. также: Бихевиористский подход; Обуче­ние семейной жизни; Персональное ком­плексное обслуживание; Практика социальной работы: обзор основных на­правлений; Семья и социальная работа; Социальная работа с группой; Федераль­ное социальное законодательство после 1961г.

• Richmond М. Е. (1899). Friendly Visiting Among the Poor: Handbookfor Charity Workers. N. Y.: Macmillan Co. • Pearlman M. H., Edwards M. (1982). Enabling in the Eighties: The Client Advocacy Group.— Social Casework, 63(9), 532—539.

СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИ­РОВАНИЕ. См. Качество услуг: гаран­тии социальных служб; Лицензирование социальных услуг; Национальная ассоциация социальных работников; Профессия соци­ального работника: современные требова­ния.

СЕТТЛЬМЕНТЫ

И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ЦЕНТРЫ

Сеттльментами с времен колониализма назывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока. Движение сеттльмент-центров началось в Англии, где Самуэл Барнетт в 1884 г. основал сеттльмент

Тойнби-Холл. Движение было философски объединено со стратегией социального ре­формирования как "частица комплексных усилий сохранить человеческие и духовные ценности в век индустриализации и урбани­зации...". Преданные гуманисты, часто бога­тые, а также студенты университетов сели­лись в беднейших трущобах Лондона, а позднее — на всем протяжении городской Ве­ликобритании. Они были проводниками об­разования, разнообразных видов культурной деятельности и социальной реформы. Эти люди стали помощниками местных жителей, ощущая на себе все неудобства бедности. Они предоставляли другим возможности, а не поучали, были организаторами, а не педан­тами-моралистами. Движение сеттльментов, которое активно увязывало услуги людям с социальным реформированием, нашло бла­гоприятную почву на волне иммиграции, урбанизации в конце 1800-х годов в Америке. В 1886 г. Стэнтон Койт, проживший некото­рое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский фи­лиал движения. Он основал местную гиль­дию, позже известную как Университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд.

Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Сред­нем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жиз­ни для своих семей. Наиболее заметными в то время были Хулл-Хаус, основанный в Чикаго Джейн Адаме в 1889 г.; Эндовер-Хаус, осно­ванный Робертом Вудсом в Бостоне в 1891 г.; Нюсерс-Сеттльмент (теперь Генри-Стрит), организованный Лилиан Уолд в районе Лауэр-Ист-Сайд (Нью-Йорк), и Чикаго-Коммон, основанный Грэхэмом Тейлором в 1894 г.

Личные и семейные проблемы, расстрой­ства здоровья у иммигрантов были связаны с условиями их проживания — неудовлетво­рительными жилищными условиями, пере­населенностью, мрачными и грязными пред­приятиями с потогонной системой труда, где рабочий день и норма выработки были одина­ковыми как для взрослых, так и для детей. Эти условия окружения всегда учитывались в образовательных программах, консульта­циях и других видах услуг людям. Конечно, главными доминантами движения были со­циальная реформа и политические акции.

На протяжении первых десятилетий ра­ботники сеттльментов превращали общины в политическую силу. С их помощью появи­лись на свет законы о детском труде, об обще­ственном здоровье, о детских садах и про-

137 СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

граммах круглосуточного содержания детей, о службах приходящих нянь, о государствен­ном жилье, о музыкальных школах и заняти­ях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, о курсах по озеленению, разбивке парков и игровых пло­щадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттльментах. Обычно инициатива исходила от них. В ответ правительство с определенного момента утверждало программу, которая ста­новилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе вышеупомянутого сеттльмента, созданного Лилиан Уолд.

Несмотря на то что социальная работа возникла в Обществе милосердия, она с само­го начала имела стиль работы и организацию по образцу сеттльмента. Более того, большая часть ранних исследований социальной рабо­ты осуществлялась в рамках этого движения в форме обследований потребностей общин. Первые исследования социальных работни­ков часто превращались из сырых данных в средство социальной защиты и в политиче­ские акции. В 50-х и 60-х годах большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы "Война с бед­ностью" для администрации Дж. Кеннеди— Л. Джонсона.

Функции сегодняшних местных центров во многих отношениях порождены функцио­нированием сеттльментов в прошлом. Однако множество особенностей в развитии разру­шили эти связи, и поэтому сегодняшняя прак­тика отличается от практики прошлого.

С одной стороны, большинство работни­ков местных центров, занятых как полный, так и неполный рабочий день, продолжают считаться непрофессионалами в территори­альной общине, где расположен их центр. С другой стороны, несмотря на то что достаточ­ное количество руководителей центра вырос­ло здесь, их проживание в сеттльменте явля­ется исключением из правила. Сегодня только исполнительный директор поселения Генри-Стрит действительно проживает в нем.

Сегодня, как и в первые десятилетия движения, социальная активность по разви­тию своего микрорайона остается неотъемле­мым компонентом программы типичного местного центра. Стандарты общенациональ­ной ассоциации — Объединения местных центров Америки (1979) требуют наличия программы социального развития во всех та­ких центрах. Сегодняшний типичный центр, напротив, посвящает этому организационно­му компоненту гораздо меньше времени и ре-

сурсов. Возможно, это объясняется растущи­ми ограничениями средств.

Сегодняшний сеттльмент — местный центр — по-прежнему обращается к пробле­мам новых иммигрантов, которые чаще явля­ются выходцами из Азии, испаноязычными или беженцами из "третьего мира", чем евро­пейцами, как это было в конце 1800 — начале 1900-х годов. Однако сегодня во многих местных центрах преобладающие группы их клиентов составляют низший класс — не­мощные и бедные пожилые люди, неполные бедные семьи и в целом самые бедные и самые бесправные неимущие.

Проблемы удаленности от местного цент­ра городских и проживающих в окрестностях жителей, обслуживаемых этими центрами, все в большей мере затрудняют усилия цент­ров по организации своих клиентов в жизне­способную политическую целостность, вклю­чающую разновозрастных соседей, которые обладают чувством принадлежности к своей общине. Одной из таких разделяющих людей проблем является "фрачная" тенденция, ког­да бесправные нежелательные соседи высе­ляются образованными представителями среднего класса, восстанавливающими и ре­монтирующими жилые застройки в центре города. "Фрачная" тенденция подрывает по­пытки работников центров объединить свою клиентуру общим делом.

Сегодняшние работники сеттльментов все еще ссылаются на свое "движение", кото­рое является движением скорее в философ­ском смысле, чем в действительности. Внача­ле 1900-х годов сеттльменты и местные центры организовались в городские федера­ции, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов; к 50-м годам в рамках "движения" внутри этой федерации насчитывалось от 250 до 300 чле­нов. В 1979 г. она была переименована в Объ­единение местных центров Америки. Это на­звание лучше отражало членство различных организаций.

С помощью таких организаций поселен­ческое движение получило национальное признание. Его влияние сказывалось на общенациональных и международных дви­жениях за права женщин, за мир и за принятие законов о детском труде. Как и большинство других жизнеспособных движе­ний, оно породило обширную литературу и выдвинуло выдающихся лидеров общенаци­онального масштаба, таких, как Джейн Адаме, Джулия Латроп, Мари Смихнович и Лилиан Уолд.

 

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

138

Сегодня сохранились только три город­ские федерации — в Нью-Йорке, Кливленде и Филадельфии. Центр тяжести их деятель­ности сместился от социальных реформ к поддержанию собственного местного центра как все более сложной бюрократической сис­темы, обладающей множеством служб и име­ющей много источников финансирования. В Объединении местных центров Америки насчитывается менее 100 членов (по данным 1984 г.). Европейский, Методистский и Лю­теранский общинные центры обладают еще меньшими признаками федерации, слабо или совсем не связаны с общенациональным Объединением, будущее которого неопреде­ленно.

Можно резонно возразить, что движения сеттльментов больше нет, несмотря на суще­ствование более чем 800 местных центров, зафиксированных в 1984 г., и 80—100 рели­гиозно-ориентированных центров. Короче говоря, сейчас в США больше, чем раньше, сеттльментов — местных центров, но слабее соответствующее общенациональное движе­ние.

По статистике 1984 г., средний бюджет местного центра колеблется в пределах от 500 тыс. до 1 млн долл. Однако центры в не­больших общинах обычно имеют бюджет в 200 тыс. долл., в то время как некоторые цен­тры, такие, как сеттльмент Генри-Стрит, Хулл-Хаус и центры Сан-Диего, имеют еже­годный бюджет, составляющий более 7 млн долл. Выполнение программ финансируется из таких источников, как правительственные контракты, дары, пожертвования и гонора­ры, специальные проекты, ограниченные вы­платы и дотации фондов. В последние годы центры, которые зависели от одного-двух ос­новных источников финансирования, под­верглись серьезному риску из-за урезания централизованных ассигнований. Во многих случаях субъекты финансирования стремят­ся контролировать (прямо или косвенно) ха­рактер и суть программ центров, по своей ориентации становятся более консерватив­ными, перераспределяют ресурсы с программ развития на такие услуги, как дневной уход, предотвращение подростковой беременно­сти, создание рабочих мест для молодежи и обслуживание пожилых. Чаще всего разра­ботчики программы вынуждены следовать приоритетам источников финансирования.

Программы местных центров стремятся следовать целям, приоритетным для прави­тельственного финансирования, и поэтому сосредоточены на обслуживании специфиче­ских возрастных групп: детей, подростков,

взрослых и пожилых людей. Сейчас програм­мы развития микрорайона и общинной орга­низации поддерживаются в меньшей степе­ни, чем в 60-е и 70-е годы.

Программы местных центров стремятся укреплять семью, создавая условия, способ­ствующие повышению качества семейной жизни. В последние годы центры сосредото­чили внимание на нетрадиционных формах семьи, особенно на семьях с одной матерью, которые преобладают в большинстве город­ских общин.

В основном микрорайон, обслуживаемый центром, соответствует району, обслуживае­мому местной начальной школой. Однако в некоторых случаях это население соответст­вующего квартала государственного жилья. Службы центра стремятся осуществлять мес­тные социальные действия на основе удов­летворения нужд общины. Эти нужды опре­деляются в ходе непосредственных (лицом к лицу) интервью с жителями, на основе соци­альных показателей, требований планирую­щих и финансирующих агентств.

Типичный местный центр имеет ряд про­грамм для детей, включая "Главный старт" и традиционные программы дневного содержа­ния детей, родители которых работают. Кро­ме того, в некоторых центрах есть внешколь­ные программы, чтобы обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьни­кам, у которых работают родители; услуги "за решеткой" часто совмещены с досуговыми, спортивными и медицинско-просветитель-ными. Все они включают в себя диагностику здоровья, его охрану и рациональное пита­ние. Некоторые центры также являются спонсорами, предоставляют помещение службам психического здоровья и обслужи­вают как детей, так и взрослых, имеющих соответствующие проблемы и проживающих в сеттльменте.

В сеттльментах и местных центрах всегда уделялось большое внимание подростковой молодежи. Программы для подростков ком­пенсировали недостатки обычного контроля поведения в городских районах. Это меры по предотвращению правонарушений и улично­го бандитизма с использованием "уличных работников" или "откомандированных работ­ников" для установления полезных связей с молодежными группами.

Кроме того, в местных центрах организо­ваны консультации. Службы профессио­нального обучения, совершенствования мас­терства и занятости готовят к социальной работе или обучают писать анкету, найти ра­боту и закрепиться там.

139

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Много внимания уделяется программам, рассчитанным на неполные семьи, число ко­торых нарастает. Предлагаются курсы по со­вершенствованию родительских умений мо­лодых людей и их семей. Хотя многие полагают, что просвещение родителей отни­мает время от родительского контроля, что может привести к правонарушениям, курсы пользуются популярностью. Они особенно полезны тем, кто сам вырос в неполной семье и не имел возможности наблюдать эффектив­ное родительское взаимодействие. В боль­шинстве центров имеются службы, предназ­наченные для девушек-подростков, а часто и для юношей, поскольку подростковая бе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...