Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения между советом директоров и персоналом




Согласно Г. Трекеру (1981), оптималь­ные, успешные и продуктивные отношения между советом директоров и персоналом ос­новываются на четком и здравом разделении их функций и ответственности внутри орга­низации. Как уже отмечалось выше, совет директоров отвечает за разработку и проведе­ние политики, которой руководствуется организация. Персонал отвечает за осущест­вление политики, принятой советом и дове­денной до сведения штатных сотрудников через исполнительного директора. Осущест­вляя политику совета, персонал может дейст­вовать по своему выбору, но последнее слово остается за советом директоров.

Может показаться, что в подобных сужде­ниях переоценивается роль совета директо­ров. Однако непрерывное взаимодействие со­вета и персонала чрезвычайно важно для оперативной и ответственной деятельности агентства. Персонал должен иметь возмож­ность сообщать совету директоров о своей де­ятельности и опыте, о помехах и о нуждах, которые не были удовлетворены, несмотря на сделанные персоналом заявления. Таким об­разом, совет директоров может усовершенст­вовать и модифицировать свою политику, ос-

новываясь на опыте работы персонала. Штат­ные сотрудники должны знать членов совета директоров, которые проверяют выполнение различных программ, и свободно чувствовать себя в их присутствии.

Таким образом, должно иметь место трех­стороннее партнерство — совета директоров, администратора и персонала. Такое партнер­ство облегчается четким уставом, который точно обозначает обязанности и ответствен­ность. Стандарты работы персонала, согласо­ванные со стандартами Национальной ассо­циации социальных работников, дают точное представление о правах служащих, их ответ­ственности и видах на будущее. Необходимо, чтобы все стороны понимали необходимость и желательность создания агентства, способ­ного к самооценке. Для успешного выполне­ния целей агентства необходима также пре­данность делу.

В конечном счете совет директоров несет ответственность за работу своего агентства. Эффективный совет не только контролирует операции агентства, но и удовлетворяет за--нросы и нужды общины. Членство в совете директоров требует не просто альтруизма и заинтересованности, но также времени и преданности делу, опыта работы и понима­ния личной ответственности. Оперативное и ответственное функционирование агентства вызывает необходимость четкого взаимодей­ствия совета директоров с исполнительным директором и персоналом, постоянного конт­роля и оценки финансового состояния и про­грамм агентства.

Шелдон Гельман

См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Участие граж­дан в социальных программах.

• Austin М. /., et at. (1982). Evaluating Your Agency's Programs. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • BlauP. M., Scott W. R. (1962). Formal Organizations. San Francisco: Chandler Publishing Co. • Gelman S. R. (1983). The Board of Directorsand AgencyAccountability.— Social Casework, 64(2), 83—91. • Hanson^ P. L., Marmaduke С. T. (1972). The Board Member— Decision Maker for the Nonprofit Corporation. Sacramento, Calif.: HAN/MAR Publications. • Harris J.E. (1977). The Internal Organization of Hospitals.— Bell Journal of Economics, 8(2), 467—482. • Klein P. (1968). FromPhilanthropy to Social Welfare. San Francisco: Jossey-Bass. • Mitton D. G. (1974). Utilizing the Board of Trustees: A Unigaue Structural Design.— Child Welfare, 53(6), 345—351. • NewmanH, Van WijkA.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН

154

(1980). Self Evaluation for Human Service Organizations. N. Y.: Gleater New York Fund/United Way. • PasleyR. S. (1966). Njn-Profit Corporations—Accountability of Directors and Officers.— Business Lawyer, 21(3), 621 — 642. • Perlmutter F. (1969). A Theoretical Model of Social Agency Development.— Social Casework, 50(8), 467—473. • Perlmutter F. (1973). Citizen Participation and Profes­sionalism: A Developmental Relationship.— Public Welfare, 31(3), 25—28. • Purdon's Penna. Stat.Ann.(1972). tit.15, 7734, 120. • Robins A. J., Blackburn C. (1974). Governing Boards in Mental Heaith: Roles and Training Needs.— Administration in Mental Health (Summer), 37—45. • Senor J.M. (1965). Another Look at the Executive/Board Relationship. In: M.N. Zald (Ed.). Social Welfare Institutions: A Sociological Reader (p. 418—427). N. Y.: John Wiley & Sons. • Stein H. D. (1962). Board, Executive and Staff. In: H.Milman (Ed.). The Social Welfare Forum (p. 215—230). N. Y.: Columbia University Press. • Trecker H. В. (1981). Boards of Human Service Agencies: Challenges and Responsibilities in the 80's. N. Y.: Federation of Protestant Welfare Agencies. • TripodiT. (1976). Social Workers As Community Practitioners, Social Welfare Administrators and Social Policy Developers. In: T. Tripodi et al. (Eds.). Social Workers at Work (2nd ed., p. 162—169). Itasca, III.: F. E. Peacock Publishers. • Weber J. (1975). Managing the Board of Directors. N. Y.: Gleater York Fund. • Wiehe V. R. (1978). Role Expectations among Agency Personnel.— Social Work, 23(1), 26—30. • WildavskyA. (1972). The Self-Evaluating Organization.— Public Administration Review, 32(5), 509—520. • Zelman W.N. (1977). Liability for Social Agency Boards.— Social Work, 22(4), 270— 274.

СОЦИАЛЬНАЯ

ДИСКРИМИНАЦИЯ

ЖЕНЩИН

Долгая история умаления роли женщины в американском обществе нашла свое выра­жение в широком спектре дискриминацион­ных норм общественного поведения и в соци-

альных программах. В этой статье разбира­ются проблемы экономического неравнопра­вия по признаку пола и на фактическом материале доказываются связи между диск­риминацией женщины на рынке труда и отношением к ней общества в целом. Подобно другим статьям "Энциклопедии", касающим­ся женского вопроса, ее цель — привлечь внимание работников социальной сферы к проблеме дискриминационной практики, получившей широкое распространение во всех областях жизнедеятельности женщины, и к тем демографическим, экономическим и политическим изменениям, которые поста­вили под сомнение давно установившиеся взгляды на роль женщины в обществе.

Неравноправие по признаку пола в значи­тельной мере базируется на убеждении, что место женщины — в семье. Считается, что основные цели жизни женщины состоят в том, чтобы выйти замуж, рожать детей, быть помощницей мужу и воспитывать следующее поколение. Ожидается, что она должна обла­дать целым набором личных качеств, соответ­ствующих этим целям, — это ориентация на зависимость, покорность и готовность жерт­вовать собственными интересами ради инте­ресов других (И. Броуверман и др., 1970; С. Келлер, 1974). Работа, которую женщина выполняет вне семьи и дома, обычно рассмат­ривается лишь как расширение вспомога­тельной роли, выпадающей на ее долю в семье, — например, работа секретаря, реги­стратора, няни — и представляет меньшую ценность по сравнению с работой мужчин. Многочисленные программы и политика в от­ношении женщины исходят из концепции женщины, ведущей хозяйство и живущей в семье. За последнее время произошли суще­ственные изменения, однако продолжающа­яся повсеместная дискриминация свидетель­ствует о силе общественных заблуждений и прессинге общественного мнения.

Определение дискриминации

Тихая, неуверенная, "женственная" жен­щина и агрессивный, любящий земные радо­сти, "мужественный" мужчина — таковы стереотипы. Непредвзятый взгляд на роли женщин и мужчин предполагает принципи­альное различие между этими стереотипами и дискриминацией. Мужчины и женщины страдают от этих стереотипов. Дискримина­ция по половому признаку есть следствие не­равного участия мужчин и женщин в струк­турах власти, и в этом смысле женщины страдают больше, чем мужчины. Дискрими­нация выражается в неравноправии женщин,

155

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН

основанном исключительно на половом при­знаке. Она ставит женщину в зависимое положение и приводит к серьезным социаль­ным, экономическим и политическим по­следствиям для женщин как социальной группы. Женщинам, представляющим этни­ческие меньшинства, угрожает дополни­тельная опасность вследствие этнической ди­скриминации, и эти последствия социальной и этнической дискриминации для них усу­губляют друг друга.

История вопроса

Хотя в колониальной Америке периода первых поселений женщины вносили равную долю в благосостояние семьи, производя большую часть кустарных товаров (Ф. Блау, 1984), тем не менее от них ожидали "благочестивое™, покорности, чистоты и домовитости". Когда с индустриализацией изменились экономические стандарты, жен­щина была возведена на пьедестал, ее стали считать существом деликатным и женствен­ным и видеть ее роль главным образом в со­здании и сохранении семейного очага "до­машнего рая" для мужа. В реальности же женщины издавна стали основной рабочей силой в текстильной промышленности — первой важной промышленной отрасли США. Кроме того, в XIX в. тысячи женщин, особенно негритянки и иммигрантки, работа­ли на фабриках и на других тяжелых работах (М. Диннерстейн, 1979). Несмотря на это, однако, первоначальный взгляд на женщину преобладал.

В XIX в. замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контр­акты от своего имени, даже распоряжаться собственной зарплатой. Четырнадцатая по­правка к Конституции США, принятая после окончания Гражданской войны, содержала первое документальное упоминание о равен­стве и поле, но это касалось только граждан мужского пола — черных и белых (К. Томас, 1982). Важные изменения, происшедшие в XX в., потребовали экономического и поли­тического равенства для женщин. Однако продолжающаяся дискриминационная прак­тика в отношении женского труда — типов женских профессий, системы оплаты труда и пенсионного обеспечения — наглядно пока­зывает, что в экономической жизни женщи­ны определяющим фактором остается тради­ционное представление о "женской" роли. Отклонение поправки к Конституции о рав­ных правах женщин и мужчин в 80-х годах — самый яркий пример продолжающегося со­противления изменениям.

Экономические проблемы

Из-за "багажа сексуальных стереотипов" (выражение Верховного суда, 1979 г.) было принято считать, что женщины ориентирова­ны на семью и в финансовом отношении це­ликом зависят от своих мужей. С самого на­чала жизни к детям разного пола по-разному относятся и их родители, и другие члены семьи, а позже — сверстники и школьные учителя, способствуя развитию специфиче­ских половых личных характерных особен­ностей и взглядов на жизнь (Э. Маккоби и К. Джаклин, 1974; X. Мосс, 1972). В девоч­ках развивают привязанность и соответству­ющие нормы поведения, заботливость о дру­гих в большей степени, чем о себе, ориентируют их на узкий профессиональный выбор, связанный с ролью в семье. В мальчи­ках, напротив, поощряется независимость и самостоятельность, стремление играть как можно более значительную роль в жизни и брать на себя основную экономическую от­ветственность за семью.

Девочки систематически вытеснялись из определенных областей — например, из ма­тематики и естественных наук — под тем предлогом, что в их будущей деятельности не потребуются эти профессиональные навыки. Подобного рода узкая направленность в соче­тании с другими дискриминационными ак­циями серьезно влияет на жизнь женщины. Даже имея диплом колледжа, она может рас­считывать на получение лишь 65 % заработка мужчины — выпускника колледжа. Факти­чески мужчина, окончивший только школу, имеет доход на 23% выше, чем женщина с дипломом колледжа.

Трудовая занятость

За период с 1890 по 1982 г. уровень тру­довой занятости женщин увеличилсяс 18,2 до 52,7 %. За тот же самый период доля женщин в общей численности рабочей силы возросла с 17% в 1890 г. до 42,7% в 1982 г. За исклю­чением небольших скачков в отдельные пери­оды, например во время второй мировой вой­ны, рост занятости женщин происходил постепенно (не более 1,5% ежегодно) и пред­ставлял собой "мягкую революцию".

Характер трудовой занятости изменяется также в зависимости от семейного положения и возраста. До 1940 г. типичная работающая женщина была молода и одинока. За послед­ние несколько десятилетий численность ра­ботающих замужних женщин возросла более чем в 3 раза. К марту 1981 г. впервые в исто­рии количество замужних женщин (51%), работающих вне дома, превысило количество


СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН

156

замужних домашних хозяек. В 1981 г. 27% супружеских пар жили исключительно на доходы супруга; 59% семей жили на доходы как мужа, так и жены. Экономисты утверж­дают, что женщины несут потери вследствие неиспользованных возможностей, т. е. в ре­зультате того, что не являются частью опла­чиваемой рабочей силы.

Среди женщин, имеющих детей, и осо­бенно маленьких, также наметилось стремле­ние работать. В 50—60-х годах значительно повысилась занятость среди матерей, имею­щих детей школьного возраста. Однако начи­ная с 60-х годов женщины, имеющие детей-дошкольников, стали работать значительно чаще, чем другие категории матерей. В 1981 г. 48% матерей с детьми в возрасте до 6 лет имели постоянную работу, что на 18 % больше по сравнению с 1970 г.

В целом около 20% работающих женщин являются главами неполных семей (с одним родителем). Данные по таким семьям весьма неоднородны в зависимости от этнической принадлежности. По таким данным на 1981 г., семьи, находящиеся на содержании женщин, составляли 42% от общего числа негритянских, 23% — испаноязычных и 15% — белых семей. Матери-одиночки были заняты в сфере тяжелого физического труда значительно в большем количестве, чем жен­щины из полных семей, в процентном отно­шении — соответственно 68 и 56%. Количе­ство семей с женщиной во главе значительно возросло с 1970 по 1981 г. (на 70%).

Стремление работать наблюдалось и у женщин в возрасте 25—34 лет. Женщины этой возрастной группы были разведены в среднем по 2 раза, они составили 55% в об­щем росте женской занятости в 1970— 1981 гг., 64% работающих женщин жили с мужьями до конца этого периода по сравне­нию с 79% на его начало. С 50-х годов значи­тельное число женщин в возрасте от 45 до 59 лет пошли работать после того, как выросли их дети.

Таким образом, в связи с поздними брака­ми и материнством, уменьшением количест­ва детей, наличием одного родителя в семье и с экономическими факторами в настоящее время значительно больше женщин участву­ет в наемном труде, и период их трудовой деятельности стал более продолжительным; в среднем их трудовой стаж равен 28 годам по сравнению с 38 годами у мужчин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...