Отношения между советом директоров и персоналом
Согласно Г. Трекеру (1981), оптимальные, успешные и продуктивные отношения между советом директоров и персоналом основываются на четком и здравом разделении их функций и ответственности внутри организации. Как уже отмечалось выше, совет директоров отвечает за разработку и проведение политики, которой руководствуется организация. Персонал отвечает за осуществление политики, принятой советом и доведенной до сведения штатных сотрудников через исполнительного директора. Осуществляя политику совета, персонал может действовать по своему выбору, но последнее слово остается за советом директоров. Может показаться, что в подобных суждениях переоценивается роль совета директоров. Однако непрерывное взаимодействие совета и персонала чрезвычайно важно для оперативной и ответственной деятельности агентства. Персонал должен иметь возможность сообщать совету директоров о своей деятельности и опыте, о помехах и о нуждах, которые не были удовлетворены, несмотря на сделанные персоналом заявления. Таким образом, совет директоров может усовершенствовать и модифицировать свою политику, ос- новываясь на опыте работы персонала. Штатные сотрудники должны знать членов совета директоров, которые проверяют выполнение различных программ, и свободно чувствовать себя в их присутствии. Таким образом, должно иметь место трехстороннее партнерство — совета директоров, администратора и персонала. Такое партнерство облегчается четким уставом, который точно обозначает обязанности и ответственность. Стандарты работы персонала, согласованные со стандартами Национальной ассоциации социальных работников, дают точное представление о правах служащих, их ответственности и видах на будущее. Необходимо, чтобы все стороны понимали необходимость и желательность создания агентства, способного к самооценке. Для успешного выполнения целей агентства необходима также преданность делу.
В конечном счете совет директоров несет ответственность за работу своего агентства. Эффективный совет не только контролирует операции агентства, но и удовлетворяет за--нросы и нужды общины. Членство в совете директоров требует не просто альтруизма и заинтересованности, но также времени и преданности делу, опыта работы и понимания личной ответственности. Оперативное и ответственное функционирование агентства вызывает необходимость четкого взаимодействия совета директоров с исполнительным директором и персоналом, постоянного контроля и оценки финансового состояния и программ агентства. Шелдон Гельман См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Участие граждан в социальных программах. • Austin М. /., et at. (1982). Evaluating Your Agency's Programs. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • BlauP. M., Scott W. R. (1962). Formal Organizations. San Francisco: Chandler Publishing Co. • Gelman S. R. (1983). The Board of Directorsand AgencyAccountability.— Social Casework, 64(2), 83—91. • Hanson^ P. L., Marmaduke С. T. (1972). The Board Member— Decision Maker for the Nonprofit Corporation. Sacramento, Calif.: HAN/MAR Publications. • Harris J.E. (1977). The Internal Organization of Hospitals.— Bell Journal of Economics, 8(2), 467—482. • Klein P. (1968). FromPhilanthropy to Social Welfare. San Francisco: Jossey-Bass. • Mitton D. G. (1974). Utilizing the Board of Trustees: A Unigaue Structural Design.— Child Welfare, 53(6), 345—351. • NewmanH, Van WijkA.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН 154 (1980). Self Evaluation for Human Service Organizations. N. Y.: Gleater New York Fund/United Way. • PasleyR. S. (1966). Njn-Profit Corporations—Accountability of Directors and Officers.— Business Lawyer, 21(3), 621 — 642. • Perlmutter F. (1969). A Theoretical Model of Social Agency Development.— Social Casework, 50(8), 467—473. • Perlmutter F. (1973). Citizen Participation and Professionalism: A Developmental Relationship.— Public Welfare, 31(3), 25—28. • Purdon's Penna. Stat.Ann.(1972). tit.15, 7734, 120. • Robins A. J., Blackburn C. (1974). Governing Boards in Mental Heaith: Roles and Training Needs.— Administration in Mental Health (Summer), 37—45. • Senor J.M. (1965). Another Look at the Executive/Board Relationship. In: M.N. Zald (Ed.). Social Welfare Institutions: A Sociological Reader (p. 418—427). N. Y.: John Wiley & Sons. • Stein H. D. (1962). Board, Executive and Staff. In: H.Milman (Ed.). The Social Welfare Forum (p. 215—230). N. Y.: Columbia University Press. • Trecker H. В. (1981). Boards of Human Service Agencies: Challenges and Responsibilities in the 80's. N. Y.: Federation of Protestant Welfare Agencies. • TripodiT. (1976). Social Workers As Community Practitioners, Social Welfare Administrators and Social Policy Developers. In: T. Tripodi et al. (Eds.). Social Workers at Work (2nd ed., p. 162—169). Itasca, III.: F. E. Peacock Publishers. • Weber J. (1975). Managing the Board of Directors. N. Y.: Gleater York Fund. • Wiehe V. R. (1978). Role Expectations among Agency Personnel.— Social Work, 23(1), 26—30. • WildavskyA. (1972). The Self-Evaluating Organization.— Public Administration Review, 32(5), 509—520. • Zelman W.N. (1977). Liability for Social Agency Boards.— Social Work, 22(4), 270— 274.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН Долгая история умаления роли женщины в американском обществе нашла свое выражение в широком спектре дискриминационных норм общественного поведения и в соци- альных программах. В этой статье разбираются проблемы экономического неравноправия по признаку пола и на фактическом материале доказываются связи между дискриминацией женщины на рынке труда и отношением к ней общества в целом. Подобно другим статьям "Энциклопедии", касающимся женского вопроса, ее цель — привлечь внимание работников социальной сферы к проблеме дискриминационной практики, получившей широкое распространение во всех областях жизнедеятельности женщины, и к тем демографическим, экономическим и политическим изменениям, которые поставили под сомнение давно установившиеся взгляды на роль женщины в обществе. Неравноправие по признаку пола в значительной мере базируется на убеждении, что место женщины — в семье. Считается, что основные цели жизни женщины состоят в том, чтобы выйти замуж, рожать детей, быть помощницей мужу и воспитывать следующее поколение. Ожидается, что она должна обладать целым набором личных качеств, соответствующих этим целям, — это ориентация на зависимость, покорность и готовность жертвовать собственными интересами ради интересов других (И. Броуверман и др., 1970; С. Келлер, 1974). Работа, которую женщина выполняет вне семьи и дома, обычно рассматривается лишь как расширение вспомогательной роли, выпадающей на ее долю в семье, — например, работа секретаря, регистратора, няни — и представляет меньшую ценность по сравнению с работой мужчин. Многочисленные программы и политика в отношении женщины исходят из концепции женщины, ведущей хозяйство и живущей в семье. За последнее время произошли существенные изменения, однако продолжающаяся повсеместная дискриминация свидетельствует о силе общественных заблуждений и прессинге общественного мнения.
Определение дискриминации Тихая, неуверенная, "женственная" женщина и агрессивный, любящий земные радости, "мужественный" мужчина — таковы стереотипы. Непредвзятый взгляд на роли женщин и мужчин предполагает принципиальное различие между этими стереотипами и дискриминацией. Мужчины и женщины страдают от этих стереотипов. Дискриминация по половому признаку есть следствие неравного участия мужчин и женщин в структурах власти, и в этом смысле женщины страдают больше, чем мужчины. Дискриминация выражается в неравноправии женщин, 155 СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН основанном исключительно на половом признаке. Она ставит женщину в зависимое положение и приводит к серьезным социальным, экономическим и политическим последствиям для женщин как социальной группы. Женщинам, представляющим этнические меньшинства, угрожает дополнительная опасность вследствие этнической дискриминации, и эти последствия социальной и этнической дискриминации для них усугубляют друг друга. История вопроса Хотя в колониальной Америке периода первых поселений женщины вносили равную долю в благосостояние семьи, производя большую часть кустарных товаров (Ф. Блау, 1984), тем не менее от них ожидали "благочестивое™, покорности, чистоты и домовитости". Когда с индустриализацией изменились экономические стандарты, женщина была возведена на пьедестал, ее стали считать существом деликатным и женственным и видеть ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага "домашнего рая" для мужа. В реальности же женщины издавна стали основной рабочей силой в текстильной промышленности — первой важной промышленной отрасли США. Кроме того, в XIX в. тысячи женщин, особенно негритянки и иммигрантки, работали на фабриках и на других тяжелых работах (М. Диннерстейн, 1979). Несмотря на это, однако, первоначальный взгляд на женщину преобладал.
В XIX в. замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени, даже распоряжаться собственной зарплатой. Четырнадцатая поправка к Конституции США, принятая после окончания Гражданской войны, содержала первое документальное упоминание о равенстве и поле, но это касалось только граждан мужского пола — черных и белых (К. Томас, 1982). Важные изменения, происшедшие в XX в., потребовали экономического и политического равенства для женщин. Однако продолжающаяся дискриминационная практика в отношении женского труда — типов женских профессий, системы оплаты труда и пенсионного обеспечения — наглядно показывает, что в экономической жизни женщины определяющим фактором остается традиционное представление о "женской" роли. Отклонение поправки к Конституции о равных правах женщин и мужчин в 80-х годах — самый яркий пример продолжающегося сопротивления изменениям. Экономические проблемы Из-за "багажа сексуальных стереотипов" (выражение Верховного суда, 1979 г.) было принято считать, что женщины ориентированы на семью и в финансовом отношении целиком зависят от своих мужей. С самого начала жизни к детям разного пола по-разному относятся и их родители, и другие члены семьи, а позже — сверстники и школьные учителя, способствуя развитию специфических половых личных характерных особенностей и взглядов на жизнь (Э. Маккоби и К. Джаклин, 1974; X. Мосс, 1972). В девочках развивают привязанность и соответствующие нормы поведения, заботливость о других в большей степени, чем о себе, ориентируют их на узкий профессиональный выбор, связанный с ролью в семье. В мальчиках, напротив, поощряется независимость и самостоятельность, стремление играть как можно более значительную роль в жизни и брать на себя основную экономическую ответственность за семью. Девочки систематически вытеснялись из определенных областей — например, из математики и естественных наук — под тем предлогом, что в их будущей деятельности не потребуются эти профессиональные навыки. Подобного рода узкая направленность в сочетании с другими дискриминационными акциями серьезно влияет на жизнь женщины. Даже имея диплом колледжа, она может рассчитывать на получение лишь 65 % заработка мужчины — выпускника колледжа. Фактически мужчина, окончивший только школу, имеет доход на 23% выше, чем женщина с дипломом колледжа.
Трудовая занятость За период с 1890 по 1982 г. уровень трудовой занятости женщин увеличилсяс 18,2 до 52,7 %. За тот же самый период доля женщин в общей численности рабочей силы возросла с 17% в 1890 г. до 42,7% в 1982 г. За исключением небольших скачков в отдельные периоды, например во время второй мировой войны, рост занятости женщин происходил постепенно (не более 1,5% ежегодно) и представлял собой "мягкую революцию". Характер трудовой занятости изменяется также в зависимости от семейного положения и возраста. До 1940 г. типичная работающая женщина была молода и одинока. За последние несколько десятилетий численность работающих замужних женщин возросла более чем в 3 раза. К марту 1981 г. впервые в истории количество замужних женщин (51%), работающих вне дома, превысило количество СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН 156 замужних домашних хозяек. В 1981 г. 27% супружеских пар жили исключительно на доходы супруга; 59% семей жили на доходы как мужа, так и жены. Экономисты утверждают, что женщины несут потери вследствие неиспользованных возможностей, т. е. в результате того, что не являются частью оплачиваемой рабочей силы. Среди женщин, имеющих детей, и особенно маленьких, также наметилось стремление работать. В 50—60-х годах значительно повысилась занятость среди матерей, имеющих детей школьного возраста. Однако начиная с 60-х годов женщины, имеющие детей-дошкольников, стали работать значительно чаще, чем другие категории матерей. В 1981 г. 48% матерей с детьми в возрасте до 6 лет имели постоянную работу, что на 18 % больше по сравнению с 1970 г. В целом около 20% работающих женщин являются главами неполных семей (с одним родителем). Данные по таким семьям весьма неоднородны в зависимости от этнической принадлежности. По таким данным на 1981 г., семьи, находящиеся на содержании женщин, составляли 42% от общего числа негритянских, 23% — испаноязычных и 15% — белых семей. Матери-одиночки были заняты в сфере тяжелого физического труда значительно в большем количестве, чем женщины из полных семей, в процентном отношении — соответственно 68 и 56%. Количество семей с женщиной во главе значительно возросло с 1970 по 1981 г. (на 70%). Стремление работать наблюдалось и у женщин в возрасте 25—34 лет. Женщины этой возрастной группы были разведены в среднем по 2 раза, они составили 55% в общем росте женской занятости в 1970— 1981 гг., 64% работающих женщин жили с мужьями до конца этого периода по сравнению с 79% на его начало. С 50-х годов значительное число женщин в возрасте от 45 до 59 лет пошли работать после того, как выросли их дети. Таким образом, в связи с поздними браками и материнством, уменьшением количества детей, наличием одного родителя в семье и с экономическими факторами в настоящее время значительно больше женщин участвует в наемном труде, и период их трудовой деятельности стал более продолжительным; в среднем их трудовой стаж равен 28 годам по сравнению с 38 годами у мужчин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|