Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная сегрегация




С изменением экономических условий росла трудовая занятость женщин. Хотя мож-

но было бы ожидать, что это укрепит эконо­мическое положение женщины, однако при­чины, способствующие расширению участия женщин в рынке труда, лишь усилили про­фессиональную сегрегацию по признаку по­ла, в результате чего оплата труда женщин значительно ниже, чем мужчин. Высокая ра­бочая занятость женщин частично объясня­лась наличием рабочих мест: с 1956 г. значи­тельно выросла сфера обслуживания в связи с постепенным переносом центра тяжести экономики США с "синих воротничков" на "белые" (В. Оппенхеймер, 1970). Эти изме­нения привели к росту рабочих мест, которые традиционно занимали женщины. Но значи­тельное увеличение рабочих мест мало по­влияло на сегрегацию женщин, что явилось отражением отношения общества к женщине как вспомогательной силе.

Трудовая деятельность женщин ограни­чивается небольшим количеством профес­сий. 72% женщин являются клерками (34%), работниками сферы обслуживания (20%), квалифицированными врачами или другими медицинскими работниками (18%). Эта Последняя группа включает в себя прежде всего специалистов-техников и преподавате­лей начальных школ и реже — врачей-стома­тологов и директоров школ, хотя число женщин, занимающих высокие профессио­нальные посты, несколько возросло. Боль­шинство женщин заняты на традиционно "женской" работе. Хотя несколько возросла доля женщин на рабочих местах, которые традиционно считаются мужскими (А. Бел-лер, 1982), по-прежпему существуют весьма значительные ограничения профессиональ­ных возможностей для женщин.

Последствия подобной сегрегации огром­ны. Самое первое и важное — женщины за­рабатывают гораздо меньше мужчин. Во-вто­рых, женщины лишены возможности развивать свои профессиональные навыки, что наводит на мысль, что в большинстве сво­ем женщины страдают от неполной занято­сти. Наконец, имеется большой разрыв в оплате труда женщин и мужчин, оправдыва­емый традиционно "женскими" профессия­ми, причем неравенство в более интегриро­ванных и общих структурах не столь велико. Подобная сегрегация дает возможность обхо­дить законы, такие, как Закон о равной опла­те (Ф. Роузен, 1979).

Доход, благосостояние и бедность

При обсуждении экономических проблем семьи и женского вопроса очень важно разве­ять миф о том, что женщины являются основ-

157

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН

ными держателями капитала в США. Как по­казывают исследования (1972), только 5 млн женщин могут быть квалифицированы как богатые, что составляет 39% от общего числа богатых людей. Огромное большинство жен­щин зависит от дохода мужа. Фактически бедность, а не богатство можно считать суще­ственным признаком экономического поло­жения женщин. В 1981 г. 12,2 млн женщин жили на уровне бедности или ниже этого уровня, что составляло 62% бедных.

Преобладание семей с одним родителем оказывает серьезное воздействие на феномен бедности. 15% всех семей — это семьи с од­ним родителем (как правило, с матерью) и 35% всех семей, возглавляемых матерью, живут в бедности. Процент бедных негритян­ских и испаноязычных семей еще выше. Кро­ме того, с возрастом женщины становятся особенно уязвимыми в отношении бедности. Как показывает обсуждение проблемы пен­сии, женщина часто зависит от способности мужчины заработать средства в течение жиз­ни и "испытывает значительные лишения по­сле его смерти" (П. Ленгерман и Р. Уоллэс, 1985).

Неравенство в заработной плате между мужчинами и женщинами сохраняется и сглаживается лишь очень незначительно. В 1983 г. заработок 80% работающих женщин был меньше средней зарплаты мужчин и только 20% мужчин зарабатывали меньше, чем женщины со средней оплатой. Эта дисп­ропорция еще более болезненна для женщин, представляющих меньшинства. Зарплата не­гритянских женщин приближается к зара­ботку белых женщин, однако негритянские семьи страдают от сравнительно невысокой оплаты труда чернокожих мужчин по сравне­нию с белыми. В итоге женщины меньшинств в процентном отношении зарабатывают зна­чительно меньше.

Заработная плата — не единственная об­ласть, где ущемлены экономические интере­сы женщин. Существуют еще налоговая, кре­дитная и страховая дискриминация женщин, а также дискриминация в отношении госу­дарственной помощи и пенсионного обеспе­чения.

Программы коррекции

Законодательная реакция, в про­шлом протекционистские законы о труде, принятые, как думали, во благо женщины, имели тенденцию укреплять "стереотип хрупкой и нежной женщины, зависимой от мужской защиты" (M. Торнберри, 1979). В действительности же эти законы не позволя-

ли женщинам занимать высокооплачивае­мые посты, которые предназначались мужчинам. Законодательные акты послед­них десятилетий, начиная с 1963 г., запрети­ли протекционизм и усилили фактор равен­ства.

Правоутвердительные действия. Они стали необходимы в связи с тем, что про­цесс самовоспроизводства неравенства, в ос­нове которого лежит вся история дискрими­нации, было невозможно остановить одними только антидискриминационными мерами. Правовые действия предполагают следую­щую процедуру исправления дисбаланса в сфере занятости: 1) установление доли жен­щин, которые имеют квалификацию, и тща­тельно продуманная система мер по обеспече­нию аналогичной доли женщины в соответствующих профессиональных катего­риях; 2) определение областей, в которых женщины плохо представлены, постановка задач по исправлению этого положения и контроль за их выполнением; 3) отмена спе­цифической дискриминационной практи­ки — например, неуместных тестов и указа­ний в объявлениях о найме предпочтительно мужчин.

Правоутвердительные действия на феде­ральном уровне распространялись и на груп­пы этнических меньшинств. Любой пред­приниматель, имеющий определенное число наемных рабочих и заключивший с прави­тельством контракты, должен был предста­вить план в рамках правоутвердительных действий, определяющий меры по исключе­нию любой дискриминации.

Сравнимая плата. Понятие сравни­мости платы за труд направлено против тру­дового неравенства, с которым сталкиваются женщины. Сторонники данной концепции придерживаются мнения, что в отсутствие та­кого "фундаментального шока для общества", каким была вторая мировая война, половая сегрегация труда будет продолжаться, не­смотря на правоутвердительные действия. Пол был определен в качестве единственного и самого эффективного показателя уровня зарплаты, повышения квалификации, опы­та, объединения в союзы (Р. Стейнберг, 1984), и, как отмечалось ранее, женщины обычно ограничиваются в правах и занимают низкооплачиваемые рабочие места. Хотя правоутвердительные действия пытаются сломать эти барьеры, по замечанию X. Реми-ка и Р. Стейнберга (1984), "две трети всех мужчин и женщин будут вынуждены сменить место работы, чтобы установилось полное профессиональное равенство полов".
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН

158

Рациональное зерно понятия сравнимой платы за труд состоит в том, что заработная плата должна определяться фактической сто­имостью труда, а не половыми стереотипами. Принципы и процедура системы оценки тру­да, которые давно использовались в промыш­ленности, теперь должны быть переориенти­рованы на устранение неравноправия по признаку пола. Используя систему подсчета баллов, различные виды деятельности следу­ет оценивать в соответствии с основными ка­тегориями труда, такими, как усилие, мас­терство, ответственность и условия труда, и должно быть определено относительное ко­личество этих категорий, необходимых для каждого вида труда. Зарплата должна опре­деляться на основе суммы баллов, принимая во внимание затраты на работу, различные виды труда могли бы одинаково оплачивать­ся. Проведенные исследования свидетельст­вуют о работоспособности системы и о нера­венстве, которое она вскрывает (X. Ремик, 1984).

Критикующая сторона ссылается на большие издержки, связанные с осуществле­нием принципов сравнимой оплаты за труд. Однако как сторонники, так и противники едины во мнении, что концепция сравнимой оплаты за труд ставит под сомнение основные посылки относительно ценности женской ра­боты и перераспределения труда.

Государственная поддержка

Связь между возможностями женщин в отношении получения хорошо оплачиваемой работы и государственной поддержкой оче­видна. Подсчитано, что, если бы полностью действовала концепция сравнимой оплаты за труд, т. е. если бы за эквивалентную работу женщинам платили столько, сколько мужчи­нам, около половины семей, в настоящее вре­мя живущих в бедности, поднялись бы над уровнем бедности (Д. Миллер, 1983).

"Феминизация бедности!' также вполне очевидна. В 1981 г. во главе половины всех семей, живущих ниже уровня бедности, сто­яли женщины, одна из четырех разведенных женщин получала государственное пособие, а женщины и дети составили 24 млн бедных в США (Б. Доувер, 1979).

Программа помощи семьям с зависимы­ми детьми первоначально ориентировалась на вдов, которые нуждались в материальной поддержке для создания "приемлемого дома" для своих детей, и основным требованием для получения права на такое пособие было соот­ветствие поведения матери определенным стандартам. В настоящее время эти требова-

ния учитывают главным образом желание матери работать, хотя имеющиеся програм­мы профессионального обучения продолжа­ют обрекать женщин на получение специаль­ности по признаку пола и без всякой перспективы на будущее. Развитие политики государственной поддержки тормозилось на­личием в обществе критического взгляда на женщин — например, моралистическими установками относительно их сексуального поведения — и нежеланием политиков ис­кать решение в равной оплате и ориентации на служебный рост женщин (а не в их чисто семейных ролях).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...