Советская дипломатическая служба
Ведомство иностранных дел СССР — Народный комиссариат иностранных дел. Свое начало Народный комиссариат иностранных дел берет как республиканское ведомство в октябре 1917 г. Возглавил его Л.Д.Троцкий. Однако менее чем через полгода на этом посту его сменил Г.В.Чичерин. Именно он считается тем государственным деятелем, который стоял у истоков советской дипломатии. К числу первоочередных задач Народного комиссариата иностранных дел относились: установление внешних сношений Советского государства; подготовка мирных переговоров с целью выхода их войны; создание условий для должного контроля на границах; обеспечение возможностей осуществления внешнеторговых сделок; нормализация визовой практики; налаживание переводов средств через Красный Крест для содержания российских военнопленных и решение вопросов об их дальнейшей судьбе; информирование иностранных государств и мировой общественности о политическом курсе советского правительства и его конкретных внешнеполитических акций. Подавляющее число чиновников царского министерства иностранных дел объявило бойкот новой власти. Сотрудничать с советской властью отказалось и большинство дипломатов и служащих, работавших в российских посольствах и консульствах. Отсутствие дипломатических кадров было большой проблемой в условиях политической и экономической изоляции страны, продолжающегося продвижения на ее территорию немецких войск, угрозы вооруженной интервенции со стороны держав Антанты и начинающейся гражданской войны. На ответственные посты Наркоминдела стали назначать людей из числа активных и заслуживших доверие руководства коммунистической партии. К лассовый принцип стал главным принципом отбора и направления на работу в аппарат внешнеполитического ведомства. Вштат зачислялись прежде всего члены коммунистической партии с большим партийным стажем и молодые люди из числа рабочих, красногвардейцев.
Постепенно сформировался новый кадровый состав. В Наркоминделе был создан специальный отдел личного состава. С этого момента начала складываться номенклатурная система отбора, расстановки и воспитания дипломатических кадров. Важным критерием оценки кадров и их отбора в аппарат являлась принадлежность к коммунистической партии. Ни одно назначение на руководящий пост в центральном аппарате Наркоминдела или в загранпредставительствах не могло состояться без одобрения Секретариатом ЦК, а в особых случаях — и последующего утверждения на Политбюро. Под контролем высших партийных органов находилась практически вся дипломатическая служба. В марте 1918 г. Наркоминдел переехал в Москву. Помимо наркома и его заместителей Наркоминдел включал Секретариат и ряд отделов: отдел Запада (страны Западной, Южной и Северной Европы, Прибалтики, Польша); отдел Средней Европы; отдел нейтральных стран; отдел Востока, а также самостоятельные отделы по Румынии и Украине. В число функциональных отделов входили: экономико-правовой, виз, дипкурьеров, а также информационное бюро. В качестве временных структурных единиц действовали отделы по особым проблемам и по делам военнопленных. В административно-хозяйственную часть входили отделы личного состава, финансовый, денежных ссуд и переводов, а также хозяйственный. Начавшийся процесс установления дипломатических отношений с другими странами сопровождался обменом дипломатическими представительствами. Но поскольку в России к тому времени были упразднены все сословия, гражданские чины, звания и титулы, глава советского дипломатического представительства не имел общеупотребительного звания Посла, Посланника или Поверенного в делах. Он именовался просто Полномочным представителем (Полпредом) советского государства.
К функциям союзного Наркоминдела по положению о нем от 12 ноября 1923 г. были отнесены: защита внешних политических и экономических интересов СССР, а также находящихся за границей его граждан; выполнение постановлений о заключении договоров и соглашений с иностранными государствами, руководство их проведением в жизнь и наблюдение за их соблюдением. Создание Советского Союза повлекло расширение дипломатических отношений по всем направлениям. Число стран, установивших отношения с Советским Союзом перед началом Великой Отечественной войны достигло 26, а по окончании — 52. Советский Союз стал активно обмениваться и военными атташе. Параллельно с расширением числа государств, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, расширялись и торговые связи. Это привело к расширению сети торговых представительств СССР (торгпредств). Первые советские торгпредства начали создаваться еще в 20-х годах (в европейских странах и Китае). Была скорректирована структура Наркоминдела. В первую очередь это затронуло территориальные подразделения аппарата. Было создано три западных и два восточных отдела. В самостоятельные функциональные подразделения вошли: отдел печати, правовой отдел, консульский и протокольный отдел, экономическая часть, ведавшая экономическими отношениями, отдел кадров, финансовый отдел, административно-хозяйственный, отдел по учету государственных имуществ, учебный отдел и Литиздат. Многое изменилось с приходом в мае 1939 г. к руководству Наркоминдела В.М. Молотова. Существенно изменился статус глав советских дипломатических представительств за границей. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. вместо прежнего наименования «Полномочный представитель» были введены общепринятые классы Чрезвычайных и Полномочных Послов и Посланников, а также Поверенных в делах. 1 февраля 1944 г. был принят закон о предоставлении союзным республикам права вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, что диктовало необходимость создания в этих республиках собственных ведомств иностранных дел. Принятие закона не вызвало особых изменений в общей системе и порядке работы Наркоминдела, если не считать предоставления руководителям республиканских наркоматов возможности участия в работе коллегии союзного Наркоминдела.
С марта 1946 г. ведомство сменило название на Министерство иностранных дел. Число территориальных отделов возросло до 12. Среди них пять европейских, самостоятельный отдел скандинавских стран, отдел стран Америки, отделы стран Ближнего Востока, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока. Пополнилось и число функциональных отделов — возник отдел международных экономических организаций, в связи с развитием научных и культурных связей был создан специальный отдел по взаимодействию с ЮНЕСКО. Позже появилось Управление планирования внешнеполитических мероприятий. Расширилось Архивное управление. Особый статус получил Протокольный отдел, который обслуживал не только МИД, но и все высшие органы государственной власти страны. Позже он получил название Управления государственного протокола. Особое место в структуре МИД занимали Управление кадров, Управление делами, Валютно-финансовое управление, Управление по обслуживанию дипкорпуса, Управление учебными заведениями. В особый отдел была выделена дипкурьерская связь. Сложившаяся в послевоенный период структура МИД СССР И система прохождения дипломатической службы с теми или иными изменениями просуществовала достаточно долго и претерпела серьезные изменения только в период «перестройки». Одним из принципов реорганизации структуры МИД СССР явилась максимальная конкретность направлений, которыми должны были заниматься подразделения министерства. В МИДе функционировали также приемная и группа писем, на которые была возложена функция приема посетителей и работы с личными письмами граждан. События августа 1991 г. привели к пересмотру деятельности государственных органов власти, в том числе, к очередной перестройке МИД СССР. Перестройка пошла по линии существенного сокращения дипломатического персонала как в центре, так и в загранпредставительствах (примерно на треть). Вместо прежнего Министерства иностранных дел создавалось Министерство внешних сношений, которому придавались также функции министерства внешнеэкономических связей.
Постсоветский период. Однако в таком качестве ведомство проработало недолго и с распадом Советского Союза служба вновь обрела традиционный титул - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. было утверждено Временное Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также его новая организационно-штатная структура. В настоящее время организационная структура Министерства и его функции определяются утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года новым Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основы внешнеполитической стратегии нашей страны, которой министерство руководствуется в своей повседневной деятельности, определены Концепцией внешней политики Российской Федерации, новая редакция которой утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июня 2008 года. На сегодняшний день Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со 180 странами и имеет в зарубежных странах 140 посольств, 12 представительств при Международных организациях, 74 генеральных консульства и 4 консульства. В центральном аппарате МИД России трудится свыше 3 300 сотрудников. Современная структура МИД РФ: министр, заместители, генеральный секретариат, четыре департамента стран СНГ, четыре европейских департамента, департамент общеевропейского сотрудничества, деп. Северной Америки, латиноамериканский деп., деп. Ближнего Востока и Северной Африки, деп. Африки, три департамента Азии, деп. азиатского и тихоокеанского сотрудничества, деп. международных организаций, деп. внешнеполитического планирования, деп. государственного протокола, деп. по вопросам безопасности и разоружения, деп. по вопросам новых вызовов и угроз, деп. по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, деп. по работе с соотечественниками за рубежом, деп. информации и печати, деп. по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями, деп. экономического сотрудничества, правовой деп., деп. кадров, консульский деп., историко-документальный деп., деп. лингвистического обеспечения, деп. безопасности, деп. информационного обеспечения, деп. дипломатическо-курьерской связи, валютно-финансовый деп., управление делами, ситуационно-кризисный центр, деп. капитального строительства и собственности за рубежом, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|