Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советская дипломатическая служба




Ведомство иностранных дел СССР — Народный комисса­риат иностранных дел.

Свое начало Народный комис­сариат иностранных дел берет как республиканское ведомство в октябре 1917 г. Возглавил его Л.Д.Троцкий. Однако менее чем через полгода на этом посту его сменил Г.В.Чичерин. Именно он считается тем государственным деяте­лем, который стоял у истоков советской дипломатии.

К числу первоочередных задач Народного комиссариата ино­странных дел относились: установление внешних сношений Со­ветского государства; подготовка мирных переговоров с целью вы­хода их войны; создание условий для должного контроля на гра­ницах; обеспечение возможностей осуществления внешнеторговых сделок; нормализация визовой практики; налаживание переводов средств через Красный Крест для содержания российских воен­нопленных и решение вопросов об их дальнейшей судьбе; инфор­мирование иностранных государств и мировой общественности о политическом курсе советского правительства и его конкретных внешнеполитических акций.

Подавляющее число чиновников царского министерства ино­странных дел объявило бойкот новой власти. Сотрудни­чать с советской властью отказалось и большинство дипломатов и служащих, работавших в российских посольствах и консульствах.

Отсутствие дипломатических кадров было большой проблемой в условиях политической и экономической изоляции страны, продолжающегося продвиже­ния на ее территорию немецких войск, угрозы вооруженной интер­венции со стороны держав Антанты и начинающейся граж­данской войны.

На ответственные посты Наркомин­дела стали назначать людей из числа активных и заслуживших доверие руководства коммунистической партии. К лассовый принцип стал главным принципом отбора и направления на работу в аппарат внеш­неполитического ведомства. Вштат зачислялись прежде всего члены коммунистической партии с большим партийным стажем и молодые люди из числа рабочих, красногвардейцев.

Постепенно сформировался новый кадровый состав. В Наркоминделе был создан специальный отдел личного со­става. С этого момента начала складываться номенклатурная сис­тема отбора, расстановки и воспитания дипломатических кадров. Важным критерием оценки кадров и их отбора в аппарат являлась принадлежность к коммунистической партии. Ни одно назначение на руководящий пост в центральном аппарате Наркоминдела или в загранпредставительствах не могло состоять­ся без одобрения Секретариатом ЦК, а в особых случаях — и пос­ледующего утверждения на Политбюро. Под контролем высших партийных органов находилась практически вся дипломатическая служба.

В марте 1918 г. Наркоминдел переехал в Москву. Помимо наркома и его заместителей Наркоминдел включал Сек­ретариат и ряд отделов: отдел Запада (страны Западной, Южной и Северной Европы, Прибалтики, Польша); отдел Средней Европы; отдел нейтральных стран; отдел Востока, а также самостоятельные отделы по Румы­нии и Украине. В число функциональных отделов входили: эконо­мико-правовой, виз, дипкурьеров, а также информационное бюро. В качестве временных структурных единиц действовали отделы по особым проблемам и по делам военнопленных. В административ­но-хозяйственную часть входили отделы личного состава, финан­совый, денежных ссуд и переводов, а также хозяйственный.

Начавшийся процесс установления дипломатических отношений с другими странами сопровождался обменом дипломатическими представительствами. Но поскольку в России к тому времени были упразднены все сословия, граждан­ские чины, звания и титулы, глава советского дипломатического представительства не имел общеупотребительного звания Посла, Посланника или Поверенного в делах. Он именовался просто Полномочным представителем (Полпредом) советского государст­ва.

К функциям союзного Наркоминдела по положению о нем от 12 ноября 1923 г. были отнесены: защита внешних политических и экономических интересов СССР, а также находящихся за границей его граждан; выполнение постановлений о заключении договоров и со­глашений с иностранными государствами, руководство их проведением в жизнь и наблюдение за их соблюдением.

Создание Советского Союза повлекло расширение дипломатических отношений по всем направлениям. Число стран, установивших отношения с Советским Союзом перед началом Ве­ликой Отечественной войны достигло 26, а по окончании — 52. Советский Союз стал активно обмениваться и военными атташе.

Параллельно с расширением числа государств, установивших дипломатические отношения с Советским Союзом, расширялись и торговые связи. Это привело к расширению сети торговых пред­ставительств СССР (торгпредств). Первые советские торгпредства начали создаваться еще в 20-х годах (в европейских странах и Китае).

Была скорректирована структура Наркоминдела. В первую очередь это затронуло территориальные подразделения ап­парата. Было создано три западных и два восточных отдела. В самостоятельные функциональные подразделения вошли: отдел печати, правовой отдел, консульский и протокольный отдел, экономическая часть, ведавшая экономическими отношениями, отдел кадров, финансовый отдел, административно-хозяйственный, отдел по учету государственных имуществ, учебный отдел и Литиздат.

Многое изменилось с приходом в мае 1939 г. к руководству Наркоминдела В.М. Молотова. Существенно изменился статус глав советских дипломатических представительств за границей. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. вмес­то прежнего наименования «Полномочный представитель» были введены общепринятые классы Чрезвычайных и Полномочных Послов и Посланников, а также Поверенных в делах.

1 февраля 1944 г. был принят закон о предоставлении союз­ным республикам права вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, что диктовало необходимость созда­ния в этих республиках собственных ведомств иностранных дел. Принятие закона не вызвало особых изменений в общей сис­теме и порядке работы Наркоминдела, если не считать предостав­ления руководителям республиканских наркоматов возможности участия в работе коллегии союзного Наркоминдела.

С марта 1946 г. ведомство сменило название на Министерство иностранных дел.

Число территориаль­ных отделов возросло до 12. Среди них пять европейских, самостоятельный отдел скандинавских стран, отдел стран Америки, отделы стран Ближнего Востока, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Вос­тока. Пополнилось и число функциональных отделов — возник отдел международных экономических организаций, в связи с раз­витием научных и культурных связей был создан специальный отдел по взаимодействию с ЮНЕСКО. Позже появилось Управле­ние планирования внешнеполитических мероприятий. Расширилось Архивное управление. Особый статус получил Прото­кольный отдел, который обслуживал не только МИД, но и все высшие органы государственной власти страны. Позже он получил название Управления государственного протокола.

Особое место в структуре МИД занимали Управление кадров, Управление делами, Валютно-финансовое управление, Управление по обслуживанию дипкорпуса, Управление учебными заведения­ми. В особый отдел была выделена дипкурьерская связь.

Сложившаяся в послевоенный период структура МИД СССР И система прохождения дипломатической службы с теми или иными изменениями просуществовала достаточно долго и претер­пела серьезные изменения только в период «перестройки».

Одним из принципов реорганизации структуры МИД СССР явилась максимальная конкретность направлений, которыми должны были заниматься подразделения министерства.

В МИДе функционировали также приемная и группа писем, на которые была возложена функция приема посетителей и рабо­ты с личными письмами граждан.

События августа 1991 г. привели к пересмотру деятельности государственных органов власти, в том числе, к оче­редной перестройке МИД СССР. Перестройка пошла по линии существенного сокращения дипломатического персонала как в центре, так и в загранпредставительствах (примерно на треть). Вместо прежнего Министерства иностранных дел создавалось Ми­нистерство внешних сношений, которому придавались также функции министерства внешнеэкономических связей.

 

Постсоветский период.

Однако в таком качестве ведомство проработало недолго и с распадом Советского Союза служба вновь обрела традиционный титул - Министерство иностранных дел Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 1992 г. было утверждено Временное Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также его новая организационно-штатная структура.

В настоящее время организационная структура Министерства и его функции определяются утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года новым Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Основы внешнеполитической стратегии нашей страны, которой министерство руководствуется в своей повседневной деятельности, определены Концепцией внешней политики Российской Федерации, новая редакция которой утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 12 июня 2008 года.

На сегодняшний день Российская Федерация поддерживает дипломатические отношения со 180 странами и имеет в зарубежных странах 140 посольств, 12 представительств при Международных организациях, 74 генеральных консульства и 4 консульства.

В центральном аппарате МИД России трудится свыше 3 300 сотрудников.

Современная структура МИД РФ: министр, заместители, генеральный секретариат, четыре департамента стран СНГ, четыре европейских департамента, департамент общеевропейского сотрудничества, деп. Северной Америки, латиноамериканский деп., деп. Ближнего Востока и Северной Африки, деп. Африки, три департамента Азии, деп. азиатского и тихоокеанского сотрудничества, деп. международных организаций, деп. внешнеполитического планирования, деп. государственного протокола, деп. по вопросам безопасности и разоружения, деп. по вопросам новых вызовов и угроз, деп. по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, деп. по работе с соотечественниками за рубежом, деп. информации и печати, деп. по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями, деп. экономического сотрудничества, правовой деп., деп. кадров, консульский деп., историко-документальный деп., деп. лингвистического обеспечения, деп. безопасности, деп. информационного обеспечения, деп. дипломатическо-курьерской связи, валютно-финансовый деп., управление делами, ситуационно-кризисный центр, деп. капитального строительства и собственности за рубежом, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...