Развитие социальных связей, в
число организаций, которые развивают и укрепляют социальные связи между своими участниками, входят советы микрорайонов, объединяющие своих жителей на основе чувства общности, а также этнические, религиозные и расовые организации, пытающиеся укрепить способность своих членов к сотрудничеству на основе их общей истории, верований, культуры и судьбы. Социальное планирование. Главными целями организаций по социальному планированию являются развитие программ и укрепление степени сотрудничества и согласованности в работе агентств, которые составляют сеть социального обслуживания. Примерами служат городские показательные агентства из Программы образцовых городов, районные агентства по проблемам престарелых и Советы по вопросам здравоохранения и обеспечения. Непосредственное обеспечение услугами. Агентства, основной целью которых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкретных проблем, консультации и помощь в ведении домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходимой в наше время, когда высоко ценятся отчетность агентств и участие общественности. Социальное действие. Организации, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социальным и культурным развитием какой-то определенной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организация за права женщин, "Общий путь" имеют весьма неконкретные цели. Деятельность организации направлена на улучшение социального и экономического положения женщин, а "Общего пути" — на повышение ответственности правительства перед избирателями. Исторически организации социального действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собирается вместе, чтобы действовать на основе глубоко прочувствованного убеждения в социальной несправедливости окружающей действительности (К. Кинг, 1956).
Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоббирование, демонстрации, обращения к общественному мнению и подрывную деятельность. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, которые просят полицию о более эффективной защите, или носить широкомасштабный характер (лоббирование за принятие законодательства, защищающего права потребителей). Хотя лишь самые драматические, общенародные виды деятельности становятся известны как социальные движения, отличительные особенности всех видов социального действия одинаковы безотносительно к сфере действия организации. Об истории общин Работа по социальному планированию и организации общин началась с программ практической деятельности, разработанных двумя важными социальными движениями XIX в.: обществами по организации благотворительной помощи и благотворительными учреждениями для бедняков (под ред. Р. Крэ-мера и Г. Спехта, 1983). В конце XIX — начале ХХв. частная филантропия играла большую роль в социальном обеспечении общины, помощи бедным и зависимым в США. Движение обществ по организации благотворительной деятельности, начавшееся в 80-х годах XX в., развивалось по образцам Лондонского общества благотворительной помощи и искоренения нищеты. Это была первая попытка добиться какого-то порядка в социальном обеспечении, и ее организаторы считали, что они могут помочь в решении проблем несправедливого распределения благотворительных фондов, мошенничества и других теневых спутников благотворительности.
Реформаторы, связанные с благотворительным движением за улучшение условий жизни, строили многие свои программы в расчете на социальное действие, нацеленное на принятие социального законодательства для облегчения жизни трудящихся. Движение обществ по организации благотворительной деятельности стремилось помочь людям приспособиться к разным социальным ситуациям, используя "научные" способы оказания помощи. Распределение фондов и их эффективное использование. Впервые Советы общин по благотворительной деятельности и Советы социальных агентств были образованы в 1908 г. Продолжая усилия, 247 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ начатые движением обществ по организации благотворительной деятельности, они добивались эффективности, централизации и специализации в области добровольческого социального обеспечения; эффективного руководства при совместном планировании и стандартных условиях обслуживания. Эти цели сохранились у современного продолжателя Советов общин — движения "Общий путь". Термин "организация общины", впервые использованный организацией американских социологов и преподавателей для взрослых перед первой мировой войной, был принят на вооружение практическими работниками соответствующих агентств. Во время первой мировой войны расширились услуги по удовлетворению запросов военнослужащих и перемещенных семей. В области социального обеспечения этот рост услуг сопровождался созданием организаций "военной казны", которые были централизованными агентствами по освоению фондов. Они были созданы для эффективного использования фондов и координации услуг. Эти организации стали провозвестниками появления Объединенных благотворительных фондов и Советов социальных агентств — движения, которое явилось первой широкомасштабной попыткой всеохватывающего общинного планирования и контроля благотворительных фондов. В первые десятилетия XX в. основная задача практической работы по социальному планированию и организации общин состояла в распределении фондов между агентствами социального обеспечения. Эта задача была подобна тем, которые встали перед промышленностью в условиях роста крупных корпораций и поиска методов рационализации управления производством. Филантропы и бизнесмены поддерживали развитие более рационального контроля, бюджетного планирования, создание системы филантропической помощи. Добровольческие организации, поддерживаемые отдельными лицами, были тогда основными субъектами социального действия.
Практика социального планирования и организации общин была направлена на достижение большего контроля и порядка в сферах благотворительности и социальных изменений. В значительной степени эта практика была связана с филантропическими агентствами, находилась под их влиянием и имела своей целью главным образом повышение эффективности их деятельности (Р. Лу-боув, 1965). Управление в сфере социального обеспечения. В 30-е годы перенос центра благотворительной деятельности с добровольческих агентств на недавно созданные государственные организации социального обеспечения и от местных агентств — к агентствам штатов и федеральным агентствам способствовал отделению деятельности по социальному планированию и организации общин от работы по программе обслуживания массы городских бедняков и меньшинств. Как и в частной филантропии, в социальном планировании и организации общин акцент делался на решении конкретных проблем общин. Эти проблемы решались при помощи деятельности добровольцев: консультирования и руководства, услуг, связанных с охраной здоровья и отдыхом, а также обучения взрослых. Состав и структура агентств по планированию социального обеспечения отражали эти проблемы: руководство агентств отбиралось из местной элиты, филантропов и профессиональных работников частных агентств. В этот период традиционный для социальной работы социальный реформизм отошел на второй план перед сосредоточенностью социальных работников на конкретных проблемах конкретных людей; при решении этих проблем они испытывали серьезное влияние психоанализа.
В эти ранние годы за рамками системы Советов по вопросам здравоохранения и благотворительной деятельности также было предпринято несколько широкомасштабных попыток усовершенствовать общины, улучшить их деятельность и достичь социальных изменений посредством работы по социальному планированию на низовом уровне. Например, недолговечный Проект социальной структуры (г. Цинциннати) — это малоизвестный предшественник движения "Война с бедностью"; Проект зоны Чикаго и "американское трудовое движение" стали ценными источниками практического организационного опыта в 1917—1930гг. (С.Кобрин, 1959; А. Шаффер, 1971; Г. Виленски, 1956). "Трудовое движение", как и более позднее "движение за гражданские права", было в значительной мере занято проблемами практического характера, стремясь стать сильным общественным движением. Его интеллектуальные лидеры не дали теоретической литературы, которая могла бы служить для практической деятельности. Однако большая часть этих новых методов работы с общинами не получила широкого и долговременного признания. Глубокие социальные потрясения, вызванные второй мировой войной, наложили мораторий на развитие практической деятельности, основанной на различиях общественных классов, этнической и расовой принадлежности. Вторая мировая война также способствовала развертыванию серьезнейшей деятельности по организации общин. При помощи Службы гражданской обороны США тысячи Советов общин, комитетов городских кварталов и ассоциаций соседей были организованы на поддержку военных действий. Ситуация, возникшая в результате всеобщей мобилизации для поддержания военных действий, и дух сотрудничества, который она породила, поставили планирование, техническую помощь и административную организацию на службу общим целям. На их достижение шла и значительная часть общинных ресурсов. На передний план вышли гражданское участие и координирование деятельности агентств. Однако после окончания войны побудительные мотивы такого сотрудничества ослабли и в большинстве общин этот опыт оставил весьма незаметный след. В конце 50-х годов участие федерального правительства и правительств штатов в программах здравоохранения и благотворительной деятельности выросло до огромных размеров (А. Скольник и С. Дейлз, 1975). Когда институт социального обеспечения достиг высокого уровня развития, а социальная работа оформилась в отдельную профессию, главной обязанностью которой было управление системой социального обеспечения, работа по социальному планированию и организации общин стала важной составной частью данной профессии. Суть ее состояла не только в распределении фондов в добровольческом секторе социального обеспечения, но и в координации деятельности множества поставщиков социальных услуг в общественных и частных агентствах, в органах местного управления, правительствах штатов и федеральном правительстве. Работа по социальному планированию и организации общин велась в различных функциональных областях практики, например в обслуживании семей, в социальной групповой работе, в рекреационных услугах, а также в общественной помощи. Когда социальное обеспечение и социальная работа приобрели комплексный характер, управление внешними связями агентств по социальному обслуживанию стало важной частью профессиональной деятельности.
Действия общин против нищеты. Борьба за гражданские права конца 50 — начала 60-х годов и основные федеральные про граммы, посвященные обеспечению жильем, городскому обновлению и борьбе с бедностью, сигнализировали о расширении работы по социальному планированию и органи- зации общин. Многие из числа занимавшихся проблемами социального обеспечения считали, что программы "Нового курса" потерпели неудачу и не смогли справиться с основными социальными проблемами: нищетой, экономической зависимостью, гетто, дискриминацией и безработицей. В этот период стало очевидным, что программы городского возрождения и обновления, созданные в конце 40-х годов, породили новые социальные проблемы, точно так же, как системы обеспечения, образования и исправительная, созданные ранее, породили почти столько же проблем, сколько были призваны решить. Активно велись поиски новых средств, которые обеспечили бы поддержку со стороны общин социальных изменений. Например, принятые в 1954 г. поправки к Закону о жилищном фонде (1948) требовали участия граждан в подготовке "работоспособных программ". В то время разработчики программ рассматривали это нововведение как самый большой камень преткновения на пути реализации своих целей. До этого городское планирование больше в основном велось на местном уровне, решало вопросы использования земли и развития производства, исподволь разрабатывая подробный комплексный план развития городов. Хотя планировщики и пытались ликвидировать трущобы и запущенные городские районы, их основной деятельностью была организация эмпирических моделей движения транспорта и районирования, а также проектирования городов как социально-экономических структур. Однако они стремились избежать сложного анализа социальных последствий планирования и рассматривали планирование как социальный процесс. Хотя специалисты по общественным отношениям (в том числе психологи, социальные работники) иногда привлекались для разработки социальных частей плана, за их помощью, как правило, обычно обращались слишком поздно. Хуже того, специалистов по общественным отношениям зачастую привлекали к планированию, чтобы найти способ "продать" программу оппозиции, а не для того, чтобы придать ей более социальный характер. Таким образом, "социальные" цели планирования часто диктовались экономическими и политическими интересами, и роль работника социального планирования заключалась в том, чтобы сделать цели более привлекательными для вечно недовольной общины. В результате группы борцов за гражданские права, группы жителей микрорайонов и многие либеральные и радикальные группировки все 249 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ больше убеждались в том, что социальное планирование и организация общин, по существу, ориентированы на истеблишмент. В те десятилетия возникло несколько новых эмпирических моделей планирования и организации общин. В их числе были детальные модели планирования, которые поддержал Комитет по детской преступности при президенте, и проекты "серых зон" Фонда Форда и др. (П. Маррис и М. Рейн, 1967). Во многих из этих моделей предполагалось участие работников городского планирования, общинной организации и сотрудников агентств по социальному обеспечению в тесном сотрудничестве с заинтересованными группами граждан. В конце 60-х и начале 70-х годов центр внимания в программах по социальному планированию и организации общин сместился. В свое время, в период борьбы с нищетой, массовое участие рассматривалось как самостоятельная ценность. В соответствии же с законодательством, учредившим в 1966 г. Программу образцовых городов, необходимо было добиваться сближения широких масс с выбранным политическим руководством. По этому же законодательству местный способ внедрения программ должен был устанавливаться местными органами управления города или графства. Поскольку Программа образцовых городов задумывалась в духе программ действия общин, различие в узаконенных целях этих программ сделало их слабосовместимыми. К 1970 г. основные полномочия и средства для планирования переместились из кварталов и организаций жителей к руководству городов (Н. Гилберт, А. Розенкранц и Г. Спехт, 1973). Программа образцовых городов была первой попыткой перераспределить власть с федерального на местный уровень управления и централизовать ее на местном уровне. В этом отношении она была предвестницей распределения федерального дохода. Функции распределения дохода и программы субсидирования жилых кварталов, переданные на местный уровень, вынудили правительства штатов и органы городского управления принять на себя основную ответственность за соблюдение очередности при распределении федеральных субсидий с учетом конкуренции, потребностей и интересов. Эта ответственность требует гораздо большей компетентности в планировании на местном уровне, чем существующая ныне в большинстве мест. На то, какую форму приняла практика социального планирования и организации общин в 80-х и 90-х годах, существенное влияние оказал возросший уровень компетентности местного руководства в планировании. От внедрения к нормированию: 1970—1985 гг. В период между 1960 и 1980 гг. практика социального планирования и организации общин основывалась на посылке о росте. И действительно, за данный период государственные расходы на программы социального обеспечения ощутимо возросли. Социальные работники по планированию и организации общин были заняты привлечением граждан к совместному решению проблем и оценке потребностей неимущих групп населения и неблагополучных районов. При наличии постоянно растущих средств конкурирующие группы по интересам, которые были привлечены к планированию для нуждающихся, могли договариваться и находить компромисс с любым, кто бы ни выходил на первые позиции в распределении фондов социального обеспечения. К середине 70-х годов заметно ослабло внимание общественности и профессионалов к социальной работе и организации общин на низовом уровне. Безусловно, после окончания войны во Вьетнаме и уменьшения масштабов студенческих волнений активность пропагандистов социальной работы значительно понизилась. Однако участие широких масс в социальной работе не уменьшилось, оно лишь переместило свое внимание с второстепенных вопросов на принципиальные. Короче говоря, в промежутке между движением за гражданские права в начале 60-х годов и программами распределения дохода в 70-х годах государственные агентства стали главной опорой обывателей и поддерживали участие потребителей в общинном планировании и принятии агентствами решений по программам (Г. Спехт, 1978). Это нашло отражение в различных положениях социального законодательства, которое обосновывало право граждан участвовать в планировании и внедрении программ. Юридически это выразилось в ряде законов и поправок 1979 и 1975 гг., в том числе в Законе о социальном страховании. Законодательные акты еще не означают, что правительство действительно поощряет участие граждан или что проделанная работа ориентируется на цели, установленные законом. Во всяком случае, механизмы, обеспечивающие участие граждан, не получали ни последовательной и долговременной поддержки, ни достаточных средств, необходимых для эффективной работы этих механизмов. Такое положение еще раз наглядно показало, что государственный патернализм в отношении движений за социаль- ные реформы неизбежно ведет к их бюрократизации и выхолащиванию. Законодательно одобренные программы 70-х годов придавали первостепенное значение участию граждан в разработке и реализации таких программ, которые обеспечивали бы услуги для пожилых людей, улучшение психического здоровья общины, образования, жилищного строительства и медицинского обслуживания. В этих условиях на передний план вышли три отличительные особенности практической деятельности по организации общин: 1) внимание к четко установленным функциональным областям (например, к проблемам старения); 2) забота о связях с государственными подразделениями и 3) упор на техническую сторону практической работы. Внимание к функциональным областям стало важно по той причине, что законодательство — в частности, специальные программы по распределению дохода — сосредоточилось на проблемах определенных групп населения. Забота о связях с государственными подразделениями возросла из-за правовых и политических трудностей, которые возникали при взаимодействии многих государственных и добровольческих агентств, занимающихся внедрением программ. Технические аспекты внедрения стали важны, поскольку разработанные программы социального обслуживания были весьма крупными по количеству денежных средств, размерам организаций, были рассчитаны на большое число социальных работников и клиентов. Зачастую внедрение программ сильно отставало от графика, и агентства по социальному обеспечению вынуждены были задерживать запланированное внедрение новых социальных инициатив. Указанное смещение интересов в 70-е годы сопровождалось выходом в свет литературы, посвященной проблемам внедрения программ (Э. Бардач, 1977; Дж. ПрессманиА. Вилдавски, 1984). В 80-е годы многие западные демократии отступили от идеи "государства всеобщего благосостояния", выдвинутой в середине столетия. Возможно, эта идея всего лишь конкретизируется или переосмысливается, однако она сейчас никак не проявляется в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Нидерланды и Австрия. Видимо, в связи с этим в указанных странах пошли на реорганизацию, а вернее, на сокращение социального обеспечения. Через призму 80-х годов будущее социального планирования и организации общин видится неясно. В общих чертах рейгановская администрация возложила на правительства штатов вопросы планирования и разработки программ социального обслуживания. Многие программы были сведены к дотациям для штатов. Федеральное законодательство явно уклоняется от бремени общих для штатов и федерального правительства расходов, от обсуждения содержания программ, от забот о стандартах практической деятельности. Наряду с уменьшением дотаций произошли большие сокращения федеральной финансовой поддержки социального обслуживания. Так как расходы на социальное обслуживание снизились, посылка о росте социальной работы, которая так сильно влияла в 60— 70-е годы на развитие методологии и интеллектуальный кругозор социального планирования, в 80-е годы уже не может быть путеводной звездой для социального планирования. Снижение поддержки сферы социального обеспечения потребовало, чтобы работники социального планирования уделяли больше внимания нормированию, анализу затрат и выгод и другим способам наилучшего использования скудных ресурсов. До некоторой степени социальное планирование всегда включало какую-то форму нормирования, например распределение ограниченных средств для более полного удовлетворения социальных потребностей. Однако в периоды роста необходимость тщательно продумывать и строго соблюдать методы нормирования не столь насущна. Во время же финансовых сокращений работники планирования начинают проявлять повышенный интерес к нормированию услуг. Хотя исследований в данной области немного, несколько значительных работ внесли полезный вклад в понимание процессов нормирования (К. Джадж, 1978; Э. Скрайвенс, 1979). Было выдвинуто предположение, что, столкнувшись с уменьшением средств, практические работники будут вынуждены принять на вооружение более рациональный и менее расточительный подход к социальному планированию. Однако, как указывает Г. Гленнестер (1980), различные интересы порождают разные образы мышления в области социального планирования. Результатом новой финансовой политики в социальном обеспечении может стать не больший рационализм в использовании скудных средств, а возросшая конфликтность среди групп, преследующих свои интересы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|