Отношение к другим методам социальной работы
С точки зрения методологии социальные работники, занимающиеся планированием и 251 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ организацией общин, имеют больше общего с представителями других отраслей, скажем, профсоюзными лидерами, политическими деятелями и специалистами по городскому и сельскому планированию, чем с социальными работниками, предоставляющими прямые услуги отдельным лицам, семьям и небольшим группам. Это расхождение в методах работы в течение десятилетий было причиной напряженности в профессиональной среде, ибо если методы столь различны, то что же объединяет социальных работников под крышей одной профессии? До 60-х годов основная масса авторов по социальной работе пыталась отождествлять практику социального планирования и организации общин с традиционными методами социальной работы — с решением конкретных проблем конкретных людей и с групповой работой. Этому отождествлению мешали разные мнения о диапазоне видов деятельности, входящих в практическую работу по организации общин, и об основной цели последней. Если рассматривать социальную работу как межгрупповую, то это совпадает с основным направлением практической социальной работы, сложившимся после окончания второй мировой войны. Межгрупповой концепции практики отдавал предпочтение У. Ньюстеттер (1947), который рассматривал общину как ассоциацию взаимодействующих групп. Согласно этой точке зрения, целью работников по организации общин было установление обоюдно удовлетворяющих связей между взаимодействующими группами и их представителями. Важной особенностью такого представления было понимание того, что виды межгрупповой деятельности являлись продолжением социальной групповой работы и в качестве таковых представляли практическую социальную работу по организации общин.
Альтернативная, более широкая точка зрения, которую в числе прочих высказывал А. Данхем (1948), состояла в том, что практическая социальная работа должна включать в себя всю обычную деятельность, все функции, присущие социальному агентству, — планирование, управление и координацию, а также непосредственное обслуживание клиентов. (Хотя Данхем не отвергал межгрупповую концепцию, он уделял равное внимание и тому, что можно рассматривать как техническую ориентацию на социальное планирование и организацию общин.) Эта более широкая точка зрения на круг практической деятельности была одновременно и бо- лее точным и содержательным представлением о том, что в действительности делали работники по социальному планированию и организации общин, и более сложным представлением о практике, которое надо было примирить с господствующими точками зрения на социальную работу. Помимо полемики о характере деятельности существовали расхождения во мнениях относительно главной цели практической работы по социальному планированию и организации общин. Разные видения главной цели практической работы можно представить следующим образом: способность к строительству и интеграции общины или развитие программ, нацеленных на социальное изменение. Цели первой категории вполне согласуются с практической ориентацией социальной работы как таковой. Эта ориентация основывается главным образом на признании методологии межгрупповой работы с сильным акцентом на развитие связей между участниками для поддержания эмоционального и социального здоровья. Цели второй категории соответствуют технической ориентации, которая основывается на операциональных понятиях, полезных для оценивания программ и анализа политического курса организаций. При такой ориентации основной акцент делается на результатах планирования, таких, как предложения по программам, исследовательские отчеты и оценки программ. Между 1939 и 1960 г. в литературе признавались обе эти цели, хотя каждый автор, разумеется, отдавал предпочтение какой-либо одной (Р. Лейн, 1939; К. Прей, 1947; У. Ньюстеттер, 1947; М. Росс, 1955).
60-е годы стали поворотным моментом в попытках очертить границы практической работы по социальному планированию и организации общин в рамках социальной работы. Ключ к решению проблемы был найден в общем определении социальной работы, которое дала Комиссия по практической работе при Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Согласно определению комиссии, характеристики профессиональной социальной работы представляют собой систему ценностей, целей, санкций, знаний и методов (Комиссия по практической работе ИАСР, 1958). Рабочее определение социального планирования и организации общин было сформулировано Комитетом по организации общин при НАСР (1962): "Практическая работа по организации общин основана на ценностях, традиционно приписываемых практике со- циальной работы". В этом отношении ценности работы по социальному планированию и организации общин совпадают с теми характеристиками, которые традиционно приписывались социальной работе. Было заявлено также, что в задачи работы по социальному планированию и организации общин включается реализация вышеназванных целей в равной степени. Таким образом, в рамках широкого контекста, установленного Комиссией по практической работе, рабочее определение, сформулированное Комитетом по организации общин, кладет конец вопросам о том, как и до какой степени работа по социальному планированию и организации общин является частью профессиональной социальной работы. Комитет по организации общин post factum признал разнообразие работы по социальному планированию и организации общин. Возможно, лучше всех это разнообразие оценил Дж. Ротман (1968) в своем убедительном описании неотъемлемых отличительных особенностей трех основных направлений практической работы: развитие населенного пункта, социальное планирование и социальное действие. Развитие населенного пункта придает особое значение способности общины к интеграции и строительству; обычно это направление используется в проектах общинного развития и программах самопомощи для проживающих по соседству лиц, которые поддерживаются благотворительными учреждениями для бедных. Направление социального планирования придает особое значение ценностям программного развития, при этом используются технические методы решения проблем; чаще всего данное направление избирается Советами по вопросам здравоохранения и обеспечения и государственными агентствами по планированию. Социальное действие делает акцент на реформы в пользу клиентов из неимущих слоев общины; социальное действие является направлением практики для таких организаций, как группы борьбы за гражданские права, различные фонды и агентства активистов общинного действия. Современные концептуальные рамки практической работы по социальному планированию и организации общин устанавливались при помощи синтеза и прояснения давно употребляемых понятий, а также объединения ранее соперничавших представлений — о роли практического работника, о системе клиентов и о центральном месте двух типов целей.
Отношение к профессиональному планированию Многие социальные работники по социальному планированию и организации общин трудятся в межправительственных органах и агентствах по городскому планированию, в которых цели социальной работы являются вторичными или одними из нескольких. Такие условия работы дают им возможность расширять свою практику, выходя за рамки социальной работы и социального обеспечения, чтобы решать иные исходные проблемы, такие, как экономическое развитие и планирование систем здравоохранения и врачебного ухода. Социальные работники, связанные практически с психиатрией, увлеченные возможностью отождествлять свою работу с престижной деятельностью врача, как и работники по социальному планированию и организации общин, стараются конкурировать с представителями других профессий, желая добиться такого же общественного и профессионального признания. Возникает вопрос: какие требования по специальным знаниям и полномочиям нужно предъявлять к людям, работающим в сфере социального планирования и организации общин, однако занимающимся другими проблемами социальной работы? Другая сторона этого вопроса состоит в том, в какой мере специальные знания работника, получившего подготовку по планированию и организаторской работе в других профессиональных дисциплинах, таких, как городское планирование, общественная политика и здравоохранение, применимы в социальной работе и социальном обеспечении? До начала 60-х годов две главные профессиональные организации планирования — Американский институт работников планирования и Американское общество служащих системы планирования — считали своими основными функциями планирование землеиспользования и социальных вопросов. Эти организации зародились в движении за социальные реформы, которое занималось проблемами строительства в трущобах и борьбы с коррупцией в органах местного управления. Фиксируя внимание на социальном развитии, это движение настоятельно добивалось научного подхода к планированию образцового города. Хотя круг деятельности профессиональных работников планирования охватывает социальные услуги и социальное обеспечение, исследования их деятельности обнаруживают, что лишь небольшой процент профессионалов в сфере планирования заинтересованы в
253 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ работе в этих областях (Дж. Кауфман, 1974). В свете значительного расширения социальных услуг и планирования в системе социального обеспечения в 60—80 годы эти данные дают основание предположить, что большая часть деятельности в этих областях осуществляется работниками социального планирования, которое не отождествляется с основным направлением планирования землепользования и планирования, связанного с особенностями окружающей среды. Современные методологические ПОДХОДЫ. Хотя налицо значительное разнообразие целей, практических ролей и условий работы агентств и систем клиентов в рамках социальной работы и практики социального планирования и организации общин, существует некоторое единообразие в том, как осмысливаются средства достижения целей практической деятельности. Практику социального планирования и организации общин отличает применение разработанного алгоритма решения проблем. В самой общей форме данный алгоритм включает в себя определение и анализ проблемы, разработку плана действий, выполнение плана и оценку его результата, причем все эти этапы осуществляются в связке с системой клиентов. На этом отвлеченном уровне различные виды практики не только имеют общую методологическую структуру, но эта структура имеет установку на решение проблем таким же образом, как и традиционное решение конкретных проблем конкретных клиентов или социальных групп. Напомним, что такое традиционное решение состоит из исследования, постановки диагноза и собственно решения.
Причина, в силу которой в разнообразных видах практики социального планирования и организации общин применяется этот методологический подход, состоит в том, что процесс решения проблем содержит ряд этапов, каждый из которых требует выполнения определенных задач. Разные виды практики устанавливают разные связи с системой клиентов, когда практический работник может выступать в первую очередь как помощник, воспитатель, руководитель или защитник. Подобным образом относительная важность различных задач также изменяется в соответствии с альтернативными подходами к практике (Г. Брейгер и Г. Спехт, 1973; Р. Перл-ман и А. Гарин, 1972). С начала 60-х годов деятельность по совершенствованию методологии осуществлялась в двух формах: 1) концептуальный анализ составных особенностей процесса решения проблемы и 2) эмпирический анализ попыток построить мост через пропасть между теорией и практикой. Концептуальный анализ. Процесс концептуального анализа включает разработку и уточнение различных этапов процесса решения проблемы, возможных способов решения задач, которые должны быть выполнены на каждом этапе. Выделяется от трех до восьми стадий в зависимости от того, насколько тонкую черту между взаимосвязанными видами деятельности хочет провести аналитик (А. Кан, 1969; Р. Перлман и А. Гарин, 1972, Г. Фримэн и К.Шервуд, 1970). Теоретики практической работы отметили два основных типа задач, которые нужно выполнять на различных этапах, связанных с социополитическими и техническими особенностями процесса решения проблемы. В работе под редакцией Р. КрэмераиГ. Спехта (1975) отмечено, что технические аспекты этого процесса требуют, чтобы практический работник занимался решением аналитических задач, а социополитические аспекты требуют выполнения задач взаимодействия. Аналитические задачи включают сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, уточнение целей, выбор политических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладного социального исследования и анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствованных специфических приемов для использования в аналитических задачах, например социальное обследование, номинальное группирование для формулирования проблем, управление посредством целеналоже-ния системы планирования, программирования и составления бюджета (Н. Гилберт и Г. Спехт, 1979). Задачи взаимодействия включают создание структур для общинного планирования и принятия решения, выдвижение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и облегчение связей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы. Главное интеллектуальное и философское течение, связанное с задачами взаимодействия, включает понятия о социальном классе, структуре власти общины, а также расовой и этнической /принадлежности. Разработка этих понятий является сравнительно новой областью для американской социальной мысли. По меньшей мере два типа теоретических работ помогли осветить типы взаимодействия. Первый — перспективное рассмотрение условий практики социального планирования и организации общин, например, в концептуальных трудах Р. Уоррена (1963,1967) о межорганизационной сфере и общине как социальной системе, а также в анализе различных типов социальных систем Р. Май-ера (1972). Эти труды обращают внимание практических работников на такие элементы в общине, которые должны учитываться при разработке структур принятия решений и облегчения отношений по переговорам и обмену. При помощи системного анализа возможно определить компоненты общин и организаций, так же как и взаимодействие и взаимозависимость, которые их объединяют. Второй тип — теоретические перспективные разработки тактики, стратегии и использования ролей. Этот тип представлен разработкой техники вмешательства в труде Г. Спехта (1969) и в проведенном Р. Воланом (1971, 1980) анализе переменных, которые влияют на связь "работник планирования—клиент", объясняют важные проблемы, сопутствующие вмешательству, и возможные последствия различных альтернатив. Хотя был достигнут значительный прогресс в освещении диапазона альтернатив в решении аналитических задач и задач взаимодействия, главным теоретическим вопросом для практики социального планирования и организации общин остается различие акцентов на технические и социополитические аспекты процесса решения проблемы (под ред.Н. Гилберта и Г. Спехта, 1977). Крайности данной альтернативы представлены конкурирующими представлениями о характере и процессе решения проблемы. Эти концепции известны как подход рационального принятия решений и "несвязанный инкремента-лизм". Подход смешанного просмотра, предлагаемый А. Этциони (1967), представляет среднюю позицию между этими крайностями, но вопрос наилучшим образом освещается путем исследования двух противоположностей. При рациональном подходе к принятию решений метод решения проблем понимается как упорядоченное, логическое продвижение от диагноза к действию, основанное на анализе относящихся к делу фактов, теорий и ценностей. При помощи технических процедур определяются проблемы, взвешиваются альтернативные решения, разрабатываются программы и оценивается их эффективность. Таким образом может быть, вероятно, найдено правильное или "наилучшее" решение. В отличие от рационального подхода к принятию решений, "несвязанный инкре-ментализм" не рассматривает решение проблемы как процесс глубинного анализа причинно-следственных связей, характерных для широкого спектра вариантов политического выбора. Как изложено в классическом описании "доведения дела до конца кое-как" (К. Линдблум, 1959), инкрементальный подход нацелен на достижение небольших успехов в решении проблем путем последовательных ограниченных сравнений между тем, "что есть" (существующего положения), и тем, "что приемлемо или выполнимо посредством изменения". Значение технических аспектов планирования "лучших" программных решений преуменьшается в пользу со-циополитического поведения, которое ищет соответствия по интересам. С этой позиции задачи взаимодействия, такие, как проведение переговоров, обмен, поиски компромисса и выработка согласия, предстают как доминирующие особенности процесса решения проблемы. Признавая, что и рациональный и инкрементальный подходы к принятию решений являются полезными, практические работники постоянно сталкиваются с необходимостью выбора одного из них. Одним из оснований для выбора является рассмотрение типов проблем, с которыми пришлось столкнуться. Т. Картрайт (1973) разработал типологию проблем, основанную на ряде переменных в определении проблемы и той точности, с которой эти переменные могут быть установлены. На одном конце континуума находятся "простые" проблемы, которые могут быть решены исходя из рационального подхода к принятию решений. На другом конце располагаются "сложные" проблемы, которые более соответствуют инкрементализму. Согласно этой точке зрения, равновесие между аналитическими задачами и задачами взаимодействия, которые должен решить работник социального планирования и общинной организации, понимается как состояние динамического приспособления, когда акцент в работе смещается в соответствии с особенностями возникшей проблемы и тем, как она определена. Степень применения работниками планирования рационального и инкрементального подходов для решения проблем также связана с построением планирующих структур общины, в особенности с тем, в какой мере принимают участие в планировании группы по интересам. 255 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ Эмпирический анализ. Практика социального планирования и организации общин выиграла также в последние годы от многочисленных эмпирических исследований, связанных с выполнением важных задач но решению проблем. Социологи, политолога и исследователи, связанные с социальной работой, провели исследования отношений между клиентами и практическими работниками, степени участия клиентов, качества выполнения социальными работниками своей роли, организационных изменений, определения проблем, распределения власти в общине, подходов к принятию решений, координации услуги оценок программ. Согласно Дж. Ротман (1974), в период с 1964 по 1970 г. были опубликованы отчеты о результатах почти тысячи исследований, связанных с данными проблемами. Сильный импульс для этих исследований дало федеральное правительство, которое пыталось оценить влияние поддерживаемых им программ социального действия в общинах. Программы "Война с бедностью", образцовых городов, проекты интеграции услуг Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, а также общинные программы по вопросам душевного здоровья обслуживали те социальные сферы, в которых проводились эмпирические исследования, связанные с практической работой по социальному планированию и организации общин. Эти исследования анализируют в основном состояние дел в организациях, структуры власти в общинах и программы планирования в одной или нескольких общинах. В общих чертах эти исследования дают хорошее представление о динамике практической работы, показывают активность населения. В некоторых исследованиях намечены практические выводы на основе полученных данных (например, Н. Гилберт, Г. Спехт и Д. Линде-ман, 1981). Данные, полученные Гилбертом и соавторами, поднимают вопрос о желательности годичных циклов планирования, особенно в те периоды, когды финансы не увеличиваются. Они предполагают, что двух- или трехгодичные циклы планирования могут несколько ослабить действенность программ. Однако основная польза от эмпирических исследований заключается в совершенствовании практической базы знаний, доведении ее до высокого уровня абстрактности, формировании эмпирических моделей, что является серьезным вкладом в практическую работу. По-прежнему невелико количество эмпирических исследований, имеющих прикладное значение. Но их количество растет. В настоящее время кодификация и апробирование принципов практической работы находятся в зачаточном состоянии. Однако по мере накопления эмпирических данных предпринимались попытки объединить эти знания в единое целое. Например, Дж. Ротман, Дж. Эрлих и Дж. Тереза (1979) предпринимали систематические попытки превратить эмпирические данные по таким аспектам практики, как исполнение роли и организационные изменения, в специфическое руководство к действию, которое выдержало испытание практикой и было усовершенствовано. Процесс решения данной проблемы включает борьбу мнений различных слоев общины в отношении ценностей — мнений о том, какие проблемы стоит исследовать и какие результаты заслуживают обсуждения. Сторонники соперничающих аспектов социального планирования и организации общин продолжают избегать стабильного применения научного метода и технических решений, поэтому они являются источником напряженности, но в то же время вносят ту оживленность, которая является характерной чертой практики. Образование Начиная с 1964 г. подготовку практических работников социального планирования и организации общин на факультетах социальной работы, пожалуй, лучше всего характеризуют три черты: разнообразие, количественный рост и усиление значимости технического мастерства. То разнообразие, которое отличает программы образования в практической социальной работе, стимулировалось огромным общественным возбуждением и изменениями, вызвавшими подъем профессиональной социальной работы в 60-е годы. Профессиональная ориентация на практическую деятельность испытала сильное влияние трех обстоятельств: движения за гражданские права, которое было частью всеобщего стремления к прогрессивным изменениям в общественных отношениях, развития государственных программ, таких, как "Война с бедностью" и образцовых городов, а также обеспокоенности в 70-е годы проблемой институционального неравенства. Школы социальной работы отреагировали на это экспериментированием и преобразованием учебных планов с учетом этих обстоятельств. Многие программы подготовки, основанные на традиционном триединстве: "работа по решению конкретных проблем конкретных людей — групповая работа — организация общин", уступили место новым моделям; по-новому формировались учебные планы; в некоторых из них придавалось особое значение подготовке специалистов широкого профиля, сведущих во всех трех методах. Другие программы были сфокусированы на подготовке по прямым и непрямым типам услуг или клиническому направлению и направлению социальных изменений. Программы подготовки по социальному планированию и организации общин числятся в различных разделах, таких, как "Организация, планирование и управление", "Планирование в общинах", "Социальная политика и обслуживание общин". Увеличение количества программ частично отразило резкое увеличение за этот период общего количества учащихся, факультетов социальной работы на аспирантском уровне (Ф. Левенберг (ред.), 1967,1970). Таким образом, с середины 60-х до середины 70-х годов произошло много качественных изменений в подготовке работников социального планирования и организации общин. Объединение социологических теорий позволило выдвинуть соответствующие предложения по курсовому материалу, связанному с вопросами практики. В процессе преподавания политики социального обеспечения выработался более аналитический подход к обучению, дающий возможность изучать основные элементы программы, а не предлагать ряд программных описаний. А курсы, связанные с экономикой социального обеспечения, все чаще становятся частью учебного плана по социальному планированию и организации общин. Значительным событием стало внедрение во многие программы изучения компьютерной технологии и продвинутых исследовательских методов. Всеобщей тенденцией стало обращение к аналитическим способам решения проблем. По-видимому, эта тенденция заостряет внимание на подготовке к решению задач на взаимодействие, включая динамику группы и межличностные отношения, которые традиционно характеризовали процесс обучения социальному планированию и организации общин. Однако с 1979 г. начали терять свое значение программы высшей школы, стал уменьшаться и списочный состав учащихся. (В 1979 г. насчитывалось свыше 17 тыс. обучающихся на степень магистра, а в 1983 г. — менее 15 тыс. (А. Рубин, 1980, 1984). Более того, произошло пропорционально большее снижение количества обучающихся социаль- ному планированию и организации общин: 340 (4,2% всех учащихся) в 1979 г. по сравнению со 163 (2,6% от всех учащихся) в 1983 г. Существует несколько вариантов объяснения этих изменений. Еще в конце 70-х годов, когда у власти находилась администрация Дж. Картера, начала уменьшаться правительственная поддержка программ социальной работы и социального обеспечения, а также образовательных программ в сфере социальной работы. В 80-е годы, в период администрации Р. Рейгана, этот процесс приобрел ускоряющийся темп. Были упразднены многие федеральные программы, которые поддерживали виды деятельности по организации и планированию, например управление услугами в общинах. Многих потенциальных студентов, конечно, отпугнуло сокращение поддержки образовательных программ по социальной работе, а также мнение, что в социальной работе нет перспективных возможностей получения профессий, ибо их престижность падает. Вдобавок консервативное в целом настроение американского общества в 80-е годы привело к тому, что все меньшее число студентов обращается к программам обучения, главными проблемами которых являются общинное действие, общественное изменение и социальная справедливость. Технократический импульс и СОЦИОПОЛИТИческие навыки. Большого одобрения заслуживают возросшие требования к технической компетентности в практической работе, развившиеся за последние десятилетия. Возникшая со стороны профессионалов реакция на эти требования очевидна. Начиная с конца 70-х годов в учебниках по организации общин и социальному планированию отводится много места материалам по целому ряду аналитических методов, включая применение анализа обмена данными и методов Делфи, систему PERT (систему планирования и руководства программами разработок), разработку социальных показателей, подготовку финансовых отчетов и процедуры оценивания потребностей. В программах высшей школы по социальной работе придается все большее значение использованию компьютерной технологии в исследовательской работе. Распространение технических знаний в обучении организации и планированию общин является позитивным и желательным обстоятельством, ибо в результате профессионалы будут вооружены для рационального планирования и принятия решений. Однако 257 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ оно также может быть и деструктивным обстоятельством, что заслуживает пристального внимания. Большинство прочно укоренившихся профессий, например врача, инженера, архитектора, имели давние романтические отношения с техникой как таковой. В практике организации общин этот "роман" с техникой лишь начинает искать свое выражение в курсах профессионального обучения. Важно все-таки, что технократический импульс в этих учебных курсах не затмевает социополитический компонент профессиональной подготовки, который связан с управлением социальными отношениями, переговорами и координацией в отношении людей, групп и организаций. Традиционное внимание, обращаемое на социополитические умения, служит главным отличием работников планирования в социальной работе от работников планирования в других областях. Сохраняющаяся важность социополити-ческого компонента профессионального обучения подчеркивается данными исследований социального планирования. Например, Н. Гилберт и Г. Спехт (1979) изучали связи между стратегиями планирования районных агентств по проблемам престарелых и тем, в каких масштабах эти агентства получали фонды. Гилберт и Спехт обнаружили, что из всех использованных разнообразных стратегий планирования наибольшее соответствие позитивным результатам распределения средств для пожилых людей показала стратегия мобилизации сильной политической поддержки. Дополнительное доказательство важности социополитйческих умений было обнаружено в глубоком исследовании, прове-денномГ. Хемменсом.Э. Бергманом и Р. Морони (1978). Они опросили 52 специалиста по планированию социальной политики, которые являлись выпускниками факультетов общественной политики и городского планирования. Данные этого исследования содержательны, поскольку при обучении социальному планированию на факультетах общественной политики и городского планирования традиционно придавалось большее значение техническим компонентам планирования, чем при обучении социальной работе. В своем исследовании Хемменс, Бергман и Морони обнаружили, что в целом проин-терьвюированные практические работники "не применяют в работе аналитические умения высокого уровня. Используемые ими математические умения сводятся главным образом к арифметическим расчетам и подсчетам процентов; умение мыслить логически подменяется здравым смыслом". Когда практических работников попросили внести предложения по изменениям в профессиональном обучении, то "наибольшая потребность ощущалась в умении общаться... Второй общей осознанной потребностью практических работников была потребность в умении осуществлять процесс. Особую озабоченность участников опроса вызывают организация и проведение технических совещаний, выработка повестки дня, умение убедить группу следовать за собой, а также планирование ежедневной работы таким образом, чтобы она не противоречила расписанию организации... Относительно немногие участники понимали необходимость дополнительной аналитической подготовки". Поскольку обучение практической работе по организации общин включает в себя растущую сумму технических знаний, полученные в ходе этих исследований данные заслуживают тщательного разбора. Нейл Гилберт, Гарри Спехт См. также: Социальное планирование в государственном секторе; Социальное планирование в добровольческом секторе; Территориальная община: социальные действия; Территориальная община: теория и исследования; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы. • Bardach Е. (1977). The Implementation Game: What Happens After a Bill Becomes a Law. Berkeley: University of California Press. • Bolan R. S. (1971). The Social Relations of the Planner.— Journal of the American Institute of Planners, 37(6), 386—396. • Bolan R. S. (1980). The Practitioner as Theorist.— Journal of the American Planning Association, 46(3), 261—274. • Brager G., Specht H. (1973). Community University Press. • Cartwright T. J. (1973). Problems, Solutions, and Strategies: A Contribution to the Theory and Practice of Planning.— Journal of the American Institute of Planners, 39(3), 179—187. • Dunham A. (1948). What Is the Job of the Community Organization Worker?— Proceedings of the National Conference of Social Work (p. 121 — 131). N. Y.: Columbia University Press. • Etzioni A. (1967). Mixed Scanning: A 'Third Approach to Decision-Making.— Public Administration Review, 27(6), 385—392. • Freeman H., Sherwood C. (1970). Social Re- search and Social Policy. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Gilbert N., Rosenkranz A., Specht H. (1973). Dialectics of Social Planning. — Social Work, 18(2), 78—86. •. Gilbert N.. Specht H. (Eds.) (1977b). Planning for Social Welfare. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • GilbertN., SpechtH. (1979). Title XX Planning by Area Agencies on Aging: Effects, Outcomes, and Policy Implications. — The Gerontologist, 19(3), 264—274. • Gilbert N., Apecht #., Lindeman D. (1981). Social Service Planning Cucles: Ritualism or Rationalism?— Social Servece Review, 55(3), 419—433. • Glennersters H. (1980). Prime Cuts: Public Expenditure and Social Services Planning in a Hostile Environment. — Policy and Politics, 8(4), 367—382. • Hemmens G., Bergman E., Moroney R. (1978). The Practitioners' View of Social Planning. —Journal of the American Institute of Planners, 44(2), 181—192. • Judge K. (1978). Rationing Social Services. London, England: Wm. Heinemann. • Kahn A. (1969). Theory and Practice of Social Planning. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Kaufman J. (1974). Contemporary Planning Practice: State of the Art. In: D. Goschalk (Ed.). Plannung in America: Learning from Tuebulence (p. 69—78). Wash., D. C: American Institute of Planners. • King C. W. (1956). Social Movements in the United States. N. Y.: Random House. • Kobrin S. (1959). The Chicago Area Project-A 25 Year Assessment. — Annals of the American Academy of Political and Social Science, 322. • Kramer R., SpechtH. (Eds.) (1983). Readings in Community Organization Practice (3rd ed.). Englewood Cliffs, N. J. -Prentice-Hall. • Lane R. (1939). The Field of Community Organization. — Proceedings of the National Conference of Social University Press. • Lindbloom C. (1959). The Science of Muddling Through. — Public Administration Review, 19(1), 79—88. • Loewenberg F. M. (Ed.) (1967). Statistics on Social Work Education: 1967. N. Y.: Council on Social Work Education. • Loevenberg F. M. (Ed.) (1970). Statistics on SocialWorkEducation, 1970. N. Y.: Council on Social Work Education. • Lubove R. (1965). The Professional Altruist: The Emergence of Social Work as a Career. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Morris P., Rein M. (1967). Dilemmas of Social Reform. N. Y.: Atherton Press. • Mayer R. (1972). Social Systems Models for Planners. — Journal of the American Institute of Planners, 38(3), 130—139. • National Association of Social Workers, Commission on Practice (1958). Working Definition of Social Work Practice. — Social Work, 3(2), 5—8. • National Association of Social Workers, Committee on Community Organization (1962). Defining Community Organization Practice. N. Y.: National Association of Social Workers. Mineographed. • Newstetter W. (1947). Yhe Social Inter-Group Work Process: How Does It Differ From Social Group Work Procces? In: D. Howsrd (Ed.). Community Organization: Its Nature and Setting (p. 62—73). N. Y.: American Association of Social Workers. • Perlman R., Gurin A. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • Pray K. L. (1947). When Is Community Organization Social Work Work Practice? In: D. Howard (Ed.). Community Organization: Its Nature and Setting (p. 74—83). N. Y.: American Association of Social Workers. • Pressman J., WildavskyA. (1984). Implementation. Berkeley: University of California Press. • Ross M. (1955). Community Organization: Theory and Practice. N. Y.: Harper & Bros. • Rothman J. (1974). Planning and Organizing for Social Change. N. Y.: Columbia University Press. • Rothman J., Erlich J., Teresa J. (1976). Promoting Innovation and Change in Organizations and Communities. N. Y.: John Wiley & Sons. • Rubin A. Statistics on Social Work Education, 1980 (1981). N. Y.: Council on Social Work Education. • Rubin A. Statistics on Social Education, 1983 (1984). N. Y.: Council on Social Work Education. • Scrivens E. (1979). Towards a Theory of Rationing. — Social and Administration, 13(1), 53—64. • Shaffer A. (1971). The Cincinnaty Social Unit Experiment, 1917—19. - Social Service Review, 45(2), 159—172. • Skolnik A., Dales S. R. (1975). Social Welfare Expenditures. Fiscal Year 1974. — Social Security Bulletin, 38, 3—18. • SpechtH. (1969). Disruptive Tactics. — Social Work, 14(2), 5—15. • SpechtH. (1978). The Grass Roots and Government in Social Planning and Community Organisation. — Administration in Social Work 2(3), 319—334. • Thompson J. D. (1967). Organizations in Action. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Warren R. (1963). The Community in America. Chicago: Rand McNally & Co. • Warren R. (1967). The Interorganizational Field as a Focus of Investigation. — Administrative Science Quarterly, 12(4), 396—419. • Wilensky H. L. (1956). Intellectuals in Labor Unions: Organizational Pressures on Professional Roles. N. Y.: Free Press. 259 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ К системе социального обеспечения в США относятся следующие программы: 1) страхование по возрасту и потере кормильца. Учреждена первоначально в соответствии с Законом о социальном обеспечении (1935) как Программа страхования лиц пожилого возраста. В 1939 г. в чи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|