Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение к другим методам социальной работы




С точки зрения методологии социальные работники, занимающиеся планированием и

251 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ

организацией общин, имеют больше общего с представителями других отраслей, скажем, профсоюзными лидерами, политическими деятелями и специалистами по городскому и сельскому планированию, чем с социальны­ми работниками, предоставляющими прямые услуги отдельным лицам, семьям и неболь­шим группам. Это расхождение в методах ра­боты в течение десятилетий было причиной напряженности в профессиональной среде, ибо если методы столь различны, то что же объединяет социальных работников под кры­шей одной профессии?

До 60-х годов основная масса авторов по социальной работе пыталась отождествлять практику социального планирования и орга­низации общин с традиционными методами социальной работы — с решением конкрет­ных проблем конкретных людей и с группо­вой работой. Этому отождествлению мешали разные мнения о диапазоне видов деятельно­сти, входящих в практическую работу по ор­ганизации общин, и об основной цели послед­ней. Если рассматривать социальную работу как межгрупповую, то это совпадает с основ­ным направлением практической социаль­ной работы, сложившимся после окончания второй мировой войны. Межгрупповой кон­цепции практики отдавал предпочтение У. Ньюстеттер (1947), который рассматри­вал общину как ассоциацию взаимодейству­ющих групп. Согласно этой точке зрения, целью работников по организации общин бы­ло установление обоюдно удовлетворяющих связей между взаимодействующими группа­ми и их представителями. Важной особенно­стью такого представления было понимание того, что виды межгрупповой деятельности являлись продолжением социальной группо­вой работы и в качестве таковых представля­ли практическую социальную работу по орга­низации общин.

Альтернативная, более широкая точка зрения, которую в числе прочих высказывал А. Данхем (1948), состояла в том, что прак­тическая социальная работа должна вклю­чать в себя всю обычную деятельность, все функции, присущие социальному агентст­ву, — планирование, управление и коорди­нацию, а также непосредственное обслужи­вание клиентов. (Хотя Данхем не отвергал межгрупповую концепцию, он уделял равное внимание и тому, что можно рассматривать как техническую ориентацию на социальное планирование и организацию общин.) Эта более широкая точка зрения на круг практи­ческой деятельности была одновременно и бо-

лее точным и содержательным представлени­ем о том, что в действительности делали ра­ботники по социальному планированию и ор­ганизации общин, и более сложным представлением о практике, которое надо бы­ло примирить с господствующими точками зрения на социальную работу. Помимо поле­мики о характере деятельности существовали расхождения во мнениях относительно глав­ной цели практической работы по социально­му планированию и организации общин. Раз­ные видения главной цели практической работы можно представить следующим обра­зом: способность к строительству и интегра­ции общины или развитие программ, наце­ленных на социальное изменение. Цели первой категории вполне согласуются с прак­тической ориентацией социальной работы как таковой. Эта ориентация основывается главным образом на признании методологии межгрупповой работы с сильным акцентом на развитие связей между участниками для под­держания эмоционального и социального здоровья. Цели второй категории соответст­вуют технической ориентации, которая осно­вывается на операциональных понятиях, по­лезных для оценивания программ и анализа политического курса организаций. При та­кой ориентации основной акцент делается на результатах планирования, таких, как пред­ложения по программам, исследовательские отчеты и оценки программ. Между 1939 и 1960 г. в литературе признавались обе эти це­ли, хотя каждый автор, разумеется, отдавал предпочтение какой-либо одной (Р. Лейн, 1939; К. Прей, 1947; У. Ньюстеттер, 1947; М. Росс, 1955).

60-е годы стали поворотным моментом в попытках очертить границы практической работы по социальному планированию и ор­ганизации общин в рамках социальной рабо­ты. Ключ к решению проблемы был найден в общем определении социальной работы, ко­торое дала Комиссия по практической работе при Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Согласно определению комиссии, характеристики профессиональ­ной социальной работы представляют собой систему ценностей, целей, санкций, знаний и методов (Комиссия по практической работе ИАСР, 1958).

Рабочее определение социального плани­рования и организации общин было сформу­лировано Комитетом по организации общин при НАСР (1962): "Практическая работа по организации общин основана на ценностях, традиционно приписываемых практике со-
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ 252

циальной работы". В этом отношении ценно­сти работы по социальному планированию и организации общин совпадают с теми харак­теристиками, которые традиционно припи­сывались социальной работе. Было заявлено также, что в задачи работы по социальному планированию и организации общин вклю­чается реализация вышеназванных целей в равной степени. Таким образом, в рамках ши­рокого контекста, установленного Комиссией по практической работе, рабочее определе­ние, сформулированное Комитетом по орга­низации общин, кладет конец вопросам о том, как и до какой степени работа по социально­му планированию и организации общин яв­ляется частью профессиональной социаль­ной работы.

Комитет по организации общин post factum признал разнообразие работы по соци­альному планированию и организации об­щин. Возможно, лучше всех это разнообразие оценил Дж. Ротман (1968) в своем убеди­тельном описании неотъемлемых отличи­тельных особенностей трех основных направ­лений практической работы: развитие населенного пункта, социальное планирова­ние и социальное действие. Развитие насе­ленного пункта придает особое значение спо­собности общины к интеграции и строительству; обычно это направление ис­пользуется в проектах общинного развития и программах самопомощи для проживающих по соседству лиц, которые поддерживаются благотворительными учреждениями для бед­ных. Направление социального планирова­ния придает особое значение ценностям про­граммного развития, при этом используются технические методы решения проблем; чаще всего данное направление избирается Совета­ми по вопросам здравоохранения и обеспече­ния и государственными агентствами по пла­нированию. Социальное действие делает акцент на реформы в пользу клиентов из неимущих слоев общины; социальное дейст­вие является направлением практики для таких организаций, как группы борьбы за гражданские права, различные фонды и агентства активистов общинного действия. Современные концептуальные рамки прак­тической работы по социальному планирова­нию и организации общин устанавливались при помощи синтеза и прояснения давно употребляемых понятий, а также объедине­ния ранее соперничавших представлений — о роли практического работника, о системе клиентов и о центральном месте двух типов целей.

Отношение к профессиональному планированию

Многие социальные работники по соци­альному планированию и организации об­щин трудятся в межправительственных орга­нах и агентствах по городскому планированию, в которых цели социальной работы являются вторичными или одними из нескольких. Такие условия работы дают им возможность расширять свою практику, вы­ходя за рамки социальной работы и социаль­ного обеспечения, чтобы решать иные исход­ные проблемы, такие, как экономическое развитие и планирование систем здравоохра­нения и врачебного ухода. Социальные работники, связанные практически с психи­атрией, увлеченные возможностью отожде­ствлять свою работу с престижной деятельно­стью врача, как и работники по социальному планированию и организации общин, стара­ются конкурировать с представителями дру­гих профессий, желая добиться такого же общественного и профессионального призна­ния. Возникает вопрос: какие требования по специальным знаниям и полномочиям нужно предъявлять к людям, работающим в сфере социального планирования и организации общин, однако занимающимся другими про­блемами социальной работы? Другая сторона этого вопроса состоит в том, в какой мере спе­циальные знания работника, получившего подготовку по планированию и организатор­ской работе в других профессиональных дисциплинах, таких, как городское планиро­вание, общественная политика и здравоохра­нение, применимы в социальной работе и со­циальном обеспечении? До начала 60-х годов две главные профессиональные организации планирования — Американский институт работников планирования и Американское общество служащих системы планирова­ния — считали своими основными функция­ми планирование землеиспользования и со­циальных вопросов. Эти организации зародились в движении за социальные ре­формы, которое занималось проблемами строительства в трущобах и борьбы с корруп­цией в органах местного управления. Фикси­руя внимание на социальном развитии, это движение настоятельно добивалось научного подхода к планированию образцового города. Хотя круг деятельности профессиональных работников планирования охватывает соци­альные услуги и социальное обеспечение, ис­следования их деятельности обнаруживают, что лишь небольшой процент профессиона­лов в сфере планирования заинтересованы в

253 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ

работе в этих областях (Дж. Кауфман, 1974). В свете значительного расширения социаль­ных услуг и планирования в системе социаль­ного обеспечения в 60—80 годы эти данные дают основание предположить, что большая часть деятельности в этих областях осущест­вляется работниками социального планиро­вания, которое не отождествляется с основным направлением планирования зем­лепользования и планирования, связанного с особенностями окружающей среды.

Современные методологические ПОДХОДЫ. Хотя налицо значительное разно­образие целей, практических ролей и усло­вий работы агентств и систем клиентов в рам­ках социальной работы и практики социального планирования и организации общин, существует некоторое единообразие в том, как осмысливаются средства достиже­ния целей практической деятельности. Прак­тику социального планирования и организа­ции общин отличает применение разработанного алгоритма решения проблем. В самой общей форме данный алгоритм включает в себя определение и анализ про­блемы, разработку плана действий, выполне­ние плана и оценку его результата, причем все эти этапы осуществляются в связке с сис­темой клиентов. На этом отвлеченном уровне различные виды практики не только имеют общую методологическую структуру, но эта структура имеет установку на решение про­блем таким же образом, как и традиционное решение конкретных проблем конкретных клиентов или социальных групп. Напомним, что такое традиционное решение состоит из исследования, постановки диагноза и собст­венно решения.

Причина, в силу которой в разнообраз­ных видах практики социального планирова­ния и организации общин применяется этот методологический подход, состоит в том, что процесс решения проблем содержит ряд эта­пов, каждый из которых требует выполнения определенных задач. Разные виды практики устанавливают разные связи с системой кли­ентов, когда практический работник может выступать в первую очередь как помощник, воспитатель, руководитель или защитник. Подобным образом относительная важность различных задач также изменяется в соответ­ствии с альтернативными подходами к прак­тике (Г. Брейгер и Г. Спехт, 1973; Р. Перл-ман и А. Гарин, 1972).

С начала 60-х годов деятельность по со­вершенствованию методологии осуществля­лась в двух формах: 1) концептуальный ана­лиз составных особенностей процесса

решения проблемы и 2) эмпирический ана­лиз попыток построить мост через пропасть между теорией и практикой.

Концептуальный анализ. Процесс концептуального анализа включает разра­ботку и уточнение различных этапов процес­са решения проблемы, возможных способов решения задач, которые должны быть выполнены на каждом этапе. Выделяется от трех до восьми стадий в зависимости от того, насколько тонкую черту между взаимосвя­занными видами деятельности хочет прове­сти аналитик (А. Кан, 1969; Р. Перлман и А. Гарин, 1972, Г. Фримэн и К.Шервуд, 1970).

Теоретики практической работы отмети­ли два основных типа задач, которые нужно выполнять на различных этапах, связанных с социополитическими и техническими осо­бенностями процесса решения проблемы. В работе под редакцией Р. КрэмераиГ. Спехта (1975) отмечено, что технические аспекты этого процесса требуют, чтобы практический работник занимался решением аналитиче­ских задач, а социополитические аспекты требуют выполнения задач взаимодействия.

Аналитические задачи включают сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, уточнение целей, выбор политических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладного социального исследования и анализа политики социаль­ного обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствован­ных специфических приемов для использова­ния в аналитических задачах, например социальное обследование, номинальное группирование для формулирования про­блем, управление посредством целеналоже-ния системы планирования, программирова­ния и составления бюджета (Н. Гилберт и Г. Спехт, 1979). Задачи взаимодействия включают создание структур для общинного планирования и принятия решения, выдви­жение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и об­легчение связей, оговаривание условий и об­мен мнениями между сторонами, вовлечен­ными в деятельность по решению проблемы. Главное интеллектуальное и философское течение, связанное с задачами взаимодейст­вия, включает понятия о социальном классе, структуре власти общины, а также расовой и этнической /принадлежности. Разработка этих понятий является сравнительно новой областью для американской социальной мыс­ли.
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ 254

По меньшей мере два типа теоретических работ помогли осветить типы взаимодейст­вия. Первый — перспективное рассмотрение условий практики социального планирова­ния и организации общин, например, в кон­цептуальных трудах Р. Уоррена (1963,1967) о межорганизационной сфере и общине как социальной системе, а также в анализе различных типов социальных систем Р. Май-ера (1972). Эти труды обращают внимание практических работников на такие элементы в общине, которые должны учитываться при разработке структур принятия решений и об­легчения отношений по переговорам и обме­ну. При помощи системного анализа возмож­но определить компоненты общин и организаций, так же как и взаимодействие и взаимозависимость, которые их объединяют. Второй тип — теоретические перспективные разработки тактики, стратегии и использова­ния ролей. Этот тип представлен разработкой техники вмешательства в труде Г. Спехта (1969) и в проведенном Р. Воланом (1971, 1980) анализе переменных, которые влияют на связь "работник планирования—клиент", объясняют важные проблемы, сопутствую­щие вмешательству, и возможные последст­вия различных альтернатив.

Хотя был достигнут значительный про­гресс в освещении диапазона альтернатив в решении аналитических задач и задач взаи­модействия, главным теоретическим вопро­сом для практики социального планирования и организации общин остается различие ак­центов на технические и социополитические аспекты процесса решения проблемы (под ред.Н. Гилберта и Г. Спехта, 1977). Крайно­сти данной альтернативы представлены кон­курирующими представлениями о характере и процессе решения проблемы. Эти концеп­ции известны как подход рационального при­нятия решений и "несвязанный инкремента-лизм". Подход смешанного просмотра, предлагаемый А. Этциони (1967), представ­ляет среднюю позицию между этими крайно­стями, но вопрос наилучшим образом осве­щается путем исследования двух противоположностей.

При рациональном подходе к принятию решений метод решения проблем понимается как упорядоченное, логическое продвижение от диагноза к действию, основанное на анализе относящихся к делу фактов, теорий и ценностей. При помощи технических про­цедур определяются проблемы, взвешивают­ся альтернативные решения, разрабатывают­ся программы и оценивается их эффективность. Таким образом может быть,

вероятно, найдено правильное или "наилуч­шее" решение.

В отличие от рационального подхода к принятию решений, "несвязанный инкре-ментализм" не рассматривает решение про­блемы как процесс глубинного анализа при­чинно-следственных связей, характерных для широкого спектра вариантов политиче­ского выбора. Как изложено в классическом описании "доведения дела до конца кое-как" (К. Линдблум, 1959), инкрементальный под­ход нацелен на достижение небольших успе­хов в решении проблем путем последователь­ных ограниченных сравнений между тем, "что есть" (существующего положения), и тем, "что приемлемо или выполнимо посред­ством изменения". Значение технических аспектов планирования "лучших" программ­ных решений преуменьшается в пользу со-циополитического поведения, которое ищет соответствия по интересам. С этой позиции задачи взаимодействия, такие, как проведе­ние переговоров, обмен, поиски компромисса и выработка согласия, предстают как доми­нирующие особенности процесса решения проблемы.

Признавая, что и рациональный и инкре­ментальный подходы к принятию решений являются полезными, практические работни­ки постоянно сталкиваются с необходимо­стью выбора одного из них. Одним из основа­ний для выбора является рассмотрение типов проблем, с которыми пришлось столкнуться. Т. Картрайт (1973) разработал типологию проблем, основанную на ряде переменных в определении проблемы и той точности, с ко­торой эти переменные могут быть установле­ны. На одном конце континуума находятся "простые" проблемы, которые могут быть ре­шены исходя из рационального подхода к принятию решений. На другом конце распо­лагаются "сложные" проблемы, которые бо­лее соответствуют инкрементализму. Соглас­но этой точке зрения, равновесие между аналитическими задачами и задачами взаи­модействия, которые должен решить работ­ник социального планирования и общинной организации, понимается как состояние ди­намического приспособления, когда акцент в работе смещается в соответствии с особенно­стями возникшей проблемы и тем, как она определена. Степень применения работника­ми планирования рационального и инкре­ментального подходов для решения проблем также связана с построением планирующих структур общины, в особенности с тем, в ка­кой мере принимают участие в планировании группы по интересам.

255 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ

Эмпирический анализ. Практика социального планирования и организации общин выиграла также в последние годы от многочисленных эмпирических исследова­ний, связанных с выполнением важных задач но решению проблем. Социологи, политоло­га и исследователи, связанные с социальной работой, провели исследования отношений между клиентами и практическими работни­ками, степени участия клиентов, качества выполнения социальными работниками своей роли, организационных изменений, определения проблем, распределения власти в общине, подходов к принятию решений, ко­ординации услуги оценок программ. Соглас­но Дж. Ротман (1974), в период с 1964 по 1970 г. были опубликованы отчеты о резуль­татах почти тысячи исследований, связанных с данными проблемами. Сильный импульс для этих исследований дало федеральное правительство, которое пыталось оценить влияние поддерживаемых им программ соци­ального действия в общинах. Программы "Война с бедностью", образцовых городов, проекты интеграции услуг Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, а также общинные программы по воп­росам душевного здоровья обслуживали те со­циальные сферы, в которых проводились эм­пирические исследования, связанные с практической работой по социальному пла­нированию и организации общин.

Эти исследования анализируют в основ­ном состояние дел в организациях, структуры власти в общинах и программы планирования в одной или нескольких общинах. В общих чертах эти исследования дают хорошее пред­ставление о динамике практической работы, показывают активность населения. В некото­рых исследованиях намечены практические выводы на основе полученных данных (на­пример, Н. Гилберт, Г. Спехт и Д. Линде-ман, 1981). Данные, полученные Гилбертом и соавторами, поднимают вопрос о желатель­ности годичных циклов планирования, осо­бенно в те периоды, когды финансы не увели­чиваются. Они предполагают, что двух- или трехгодичные циклы планирования могут не­сколько ослабить действенность программ. Однако основная польза от эмпирических ис­следований заключается в совершенствова­нии практической базы знаний, доведении ее до высокого уровня абстрактности, формиро­вании эмпирических моделей, что является серьезным вкладом в практическую работу.

По-прежнему невелико количество эм­пирических исследований, имеющих при­кладное значение. Но их количество растет. В

настоящее время кодификация и апробиро­вание принципов практической работы нахо­дятся в зачаточном состоянии. Однако по мере накопления эмпирических данных предпринимались попытки объединить эти знания в единое целое. Например, Дж. Рот­ман, Дж. Эрлих и Дж. Тереза (1979) пред­принимали систематические попытки пре­вратить эмпирические данные по таким аспектам практики, как исполнение роли и организационные изменения, в специфиче­ское руководство к действию, которое выдер­жало испытание практикой и было усовер­шенствовано.

Процесс решения данной проблемы включает борьбу мнений различных слоев об­щины в отношении ценностей — мнений о том, какие проблемы стоит исследовать и ка­кие результаты заслуживают обсуждения. Сторонники соперничающих аспектов соци­ального планирования и организации общин продолжают избегать стабильного примене­ния научного метода и технических решений, поэтому они являются источником напря­женности, но в то же время вносят ту ожив­ленность, которая является характерной чер­той практики.

Образование

Начиная с 1964 г. подготовку практиче­ских работников социального планирования и организации общин на факультетах соци­альной работы, пожалуй, лучше всего харак­теризуют три черты: разнообразие, количест­венный рост и усиление значимости технического мастерства. То разнообразие, которое отличает программы образования в практической социальной работе, стимули­ровалось огромным общественным возбужде­нием и изменениями, вызвавшими подъем профессиональной социальной работы в 60-е годы.

Профессиональная ориентация на прак­тическую деятельность испытала сильное влияние трех обстоятельств: движения за гражданские права, которое было частью все­общего стремления к прогрессивным измене­ниям в общественных отношениях, развития государственных программ, таких, как "Вой­на с бедностью" и образцовых городов, а так­же обеспокоенности в 70-е годы проблемой институционального неравенства.

Школы социальной работы отреагирова­ли на это экспериментированием и преобра­зованием учебных планов с учетом этих об­стоятельств. Многие программы подготовки, основанные на традиционном триединстве:
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ 256

"работа по решению конкретных проблем конкретных людей — групповая работа — организация общин", уступили место новым моделям; по-новому формировались учебные планы; в некоторых из них придавалось осо­бое значение подготовке специалистов широ­кого профиля, сведущих во всех трех методах. Другие программы были сфокусированы на подготовке по прямым и непрямым типам ус­луг или клиническому направлению и на­правлению социальных изменений. Про­граммы подготовки по социальному планированию и организации общин числят­ся в различных разделах, таких, как "Органи­зация, планирование и управление", "Плани­рование в общинах", "Социальная политика и обслуживание общин". Увеличение коли­чества программ частично отразило резкое увеличение за этот период общего количества учащихся, факультетов социальной работы на аспирантском уровне (Ф. Левенберг (ред.), 1967,1970).

Таким образом, с середины 60-х до сере­дины 70-х годов произошло много качествен­ных изменений в подготовке работников со­циального планирования и организации общин. Объединение социологических тео­рий позволило выдвинуть соответствующие предложения по курсовому материалу, свя­занному с вопросами практики. В процессе преподавания политики социального обеспе­чения выработался более аналитический под­ход к обучению, дающий возможность изу­чать основные элементы программы, а не предлагать ряд программных описаний. А курсы, связанные с экономикой социального обеспечения, все чаще становятся частью учебного плана по социальному планирова­нию и организации общин. Значительным со­бытием стало внедрение во многие програм­мы изучения компьютерной технологии и продвинутых исследовательских методов. Всеобщей тенденцией стало обращение к аналитическим способам решения проблем. По-видимому, эта тенденция заостряет вни­мание на подготовке к решению задач на вза­имодействие, включая динамику группы и межличностные отношения, которые тради­ционно характеризовали процесс обучения социальному планированию и организации общин. Однако с 1979 г. начали терять свое значение программы высшей школы, стал уменьшаться и списочный состав учащихся. (В 1979 г. насчитывалось свыше 17 тыс. обу­чающихся на степень магистра, а в 1983 г. — менее 15 тыс. (А. Рубин, 1980, 1984). Более того, произошло пропорционально большее снижение количества обучающихся социаль-

ному планированию и организации общин: 340 (4,2% всех учащихся) в 1979 г. по срав­нению со 163 (2,6% от всех учащихся) в 1983 г.

Существует несколько вариантов объяс­нения этих изменений. Еще в конце 70-х го­дов, когда у власти находилась администра­ция Дж. Картера, начала уменьшаться правительственная поддержка программ со­циальной работы и социального обеспечения, а также образовательных программ в сфере социальной работы. В 80-е годы, в период администрации Р. Рейгана, этот процесс приобрел ускоряющийся темп. Были упразд­нены многие федеральные программы, кото­рые поддерживали виды деятельности по ор­ганизации и планированию, например управление услугами в общинах. Многих по­тенциальных студентов, конечно, отпугнуло сокращение поддержки образовательных программ по социальной работе, а также мне­ние, что в социальной работе нет перспектив­ных возможностей получения профессий, ибо их престижность падает. Вдобавок кон­сервативное в целом настроение американ­ского общества в 80-е годы привело к тому, что все меньшее число студентов обращается к программам обучения, главными проблема­ми которых являются общинное действие, об­щественное изменение и социальная спра­ведливость.

Технократический импульс и СОЦИОПОЛИТИческие навыки. Большого одобрения заслуживают возросшие требова­ния к технической компетентности в практи­ческой работе, развившиеся за последние десятилетия. Возникшая со стороны профес­сионалов реакция на эти требования очевид­на. Начиная с конца 70-х годов в учебниках по организации общин и социальному плани­рованию отводится много места материалам по целому ряду аналитических методов, включая применение анализа обмена данны­ми и методов Делфи, систему PERT (систему планирования и руководства программами разработок), разработку социальных показа­телей, подготовку финансовых отчетов и процедуры оценивания потребностей. В про­граммах высшей школы по социальной рабо­те придается все большее значение использо­ванию компьютерной технологии в исследовательской работе.

Распространение технических знаний в обучении организации и планированию об­щин является позитивным и желательным об­стоятельством, ибо в результате профессио­налы будут вооружены для рационального планирования и принятия решений. Однако

257 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ

оно также может быть и деструктивным об­стоятельством, что заслуживает пристально­го внимания. Большинство прочно укоренив­шихся профессий, например врача, инженера, архитектора, имели давние ро­мантические отношения с техникой как тако­вой. В практике организации общин этот "ро­ман" с техникой лишь начинает искать свое выражение в курсах профессионального обу­чения. Важно все-таки, что технократиче­ский импульс в этих учебных курсах не затмевает социополитический компонент профессиональной подготовки, который свя­зан с управлением социальными отношения­ми, переговорами и координацией в отноше­нии людей, групп и организаций. Традиционное внимание, обращаемое на социополитические умения, служит главным отличием работников планирования в соци­альной работе от работников планирования в других областях.

Сохраняющаяся важность социополити-ческого компонента профессионального обу­чения подчеркивается данными исследова­ний социального планирования. Например, Н. Гилберт и Г. Спехт (1979) изучали связи между стратегиями планирования районных агентств по проблемам престарелых и тем, в каких масштабах эти агентства получали фонды. Гилберт и Спехт обнаружили, что из всех использованных разнообразных страте­гий планирования наибольшее соответствие позитивным результатам распределения средств для пожилых людей показала страте­гия мобилизации сильной политической поддержки. Дополнительное доказательство важности социополитйческих умений было обнаружено в глубоком исследовании, прове-денномГ. Хемменсом.Э. Бергманом и Р. Мо­рони (1978). Они опросили 52 специалиста по планированию социальной политики, ко­торые являлись выпускниками факультетов общественной политики и городского плани­рования. Данные этого исследования содер­жательны, поскольку при обучении социаль­ному планированию на факультетах общественной политики и городского плани­рования традиционно придавалось большее значение техническим компонентам плани­рования, чем при обучении социальной рабо­те. В своем исследовании Хемменс, Бергман и Морони обнаружили, что в целом проин-терьвюированные практические работники "не применяют в работе аналитические уме­ния высокого уровня. Используемые ими ма­тематические умения сводятся главным обра­зом к арифметическим расчетам и подсчетам

процентов; умение мыслить логически под­меняется здравым смыслом".

Когда практических работников попро­сили внести предложения по изменениям в профессиональном обучении, то "наиболь­шая потребность ощущалась в умении об­щаться... Второй общей осознанной потреб­ностью практических работников была потребность в умении осуществлять процесс. Особую озабоченность участников опроса вы­зывают организация и проведение техниче­ских совещаний, выработка повестки дня, умение убедить группу следовать за собой, а также планирование ежедневной работы та­ким образом, чтобы она не противоречила расписанию организации... Относительно немногие участники понимали необходи­мость дополнительной аналитической подго­товки". Поскольку обучение практической работе по организации общин включает в себя растущую сумму технических знаний, полу­ченные в ходе этих исследований данные за­служивают тщательного разбора.

Нейл Гилберт, Гарри Спехт

См. также: Социальное планирование в госу­дарственном секторе; Социальное пла­нирование в добровольческом секторе; Территориальная община: социальные действия; Территориальная община: теория и исследования; Территориаль­ная община: эволюция; Территориаль­ный аспект социальной работы.

• Bardach Е. (1977). The Implementation Game: What Happens After a Bill Becomes a Law. Berkeley: University of California Press. • Bolan R. S. (1971). The Social Relations of the Planner.— Journal of the American Institute of Planners, 37(6), 386—396. • Bolan R. S. (1980). The Practitioner as Theorist.— Journal of the American Planning Association, 46(3), 261—274. • Brager G., Specht H. (1973). Community University Press. • Cartwright T. J. (1973). Problems, Solutions, and Strategies: A Contribution to the Theory and Practice of Planning.— Journal of the American Institute of Planners, 39(3), 179—187. • Dunham A. (1948). What Is the Job of the Community Organization Worker?— Proceedings of the National Conference of Social Work (p. 121 — 131). N. Y.: Columbia University Press. • Etzioni A. (1967). Mixed Scanning: A 'Third Approach to Decision-Making.— Public Administration Review, 27(6), 385—392. • Freeman H., Sherwood C. (1970). Social Re-
258 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ В МЕСТНЫХ ОБЩИНАХ

search and Social Policy. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Gilbert N., Rosenkranz A., Specht H. (1973). Dialectics of Social Planning. — Social Work, 18(2), 78—86. •. Gilbert N.. Specht H. (Eds.) (1977b). Planning for Social Welfare. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • GilbertN., SpechtH. (1979). Title XX Planning by Area Agencies on Aging: Effects, Outcomes, and Policy Implications. — The Gerontologist, 19(3), 264—274. • Gilbert N., Apecht #., Lindeman D. (1981). Social Service Planning Cucles: Ritualism or Rationalism?— Social Servece Review, 55(3), 419—433. • Glennersters H. (1980). Prime Cuts: Public Expenditure and Social Services Planning in a Hostile Environment. — Policy and Politics, 8(4), 367—382. • Hemmens G., Bergman E., Moroney R. (1978). The Practitioners' View of Social Planning. —Journal of the American Institute of Planners, 44(2), 181—192. • Judge K. (1978). Rationing Social Services. London, England: Wm. Heinemann. • Kahn A. (1969). Theory and Practice of Social Planning. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Kaufman J. (1974). Contemporary Planning Practice: State of the Art. In: D. Goschalk (Ed.). Plannung in America: Learning from Tuebulence (p. 69—78). Wash., D. C: American Institute of Planners. • King C. W. (1956). Social Movements in the United States. N. Y.: Random House. • Kobrin S. (1959). The Chicago Area Project-A 25 Year Assessment. — Annals of the American Academy of Political and Social Science, 322. • Kramer R., SpechtH. (Eds.) (1983). Readings in Community Organization Practice (3rd ed.). Englewood Cliffs, N. J. -Prentice-Hall. • Lane R. (1939). The Field of Community Organization. — Proceedings of the National Conference of Social University Press. • Lindbloom C. (1959). The Science of Muddling Through. — Public Administration Review, 19(1), 79—88. • Loewenberg F. M. (Ed.) (1967). Statistics on Social Work Education: 1967. N. Y.: Council on Social Work Education. • Loevenberg F. M. (Ed.) (1970). Statistics on SocialWorkEducation, 1970. N. Y.: Council on Social Work Education. • Lubove R. (1965). The Professional Altruist: The Emergence of Social Work as a Career. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • Morris P., Rein M. (1967). Dilemmas of Social Reform. N. Y.: Atherton Press. • Mayer R. (1972). Social Systems Models for Planners. — Journal of the American Institute of Planners, 38(3), 130—139. • National Association of Social Workers, Commission on Practice (1958). Working Definition of Social Work Practice. — Social Work, 3(2), 5—8. • National

Association of Social Workers, Committee on Community Organization (1962). Defining Community Organization Practice. N. Y.: National Association of Social Workers. Mineographed. • Newstetter W. (1947). Yhe Social Inter-Group Work Process: How Does It Differ From Social Group Work Procces? In: D. Howsrd (Ed.). Community Organization: Its Nature and Setting (p. 62—73). N. Y.: American Association of Social Workers. • Perlman R., Gurin A. (1972). Community Organization and Social Planning. N. Y.: John Wiley & Sons. • Pray K. L. (1947). When Is Community Organization Social Work Work Practice? In: D. Howard (Ed.). Community Organization: Its Nature and Setting (p. 74—83). N. Y.: American Association of Social Workers. • Pressman J., WildavskyA. (1984). Implementation. Berkeley: University of California Press. • Ross M. (1955). Community Organization: Theory and Practice. N. Y.: Harper & Bros. • Rothman J. (1974). Planning and Organizing for Social Change. N. Y.: Columbia University Press. • Rothman J., Erlich J., Teresa J. (1976). Promoting Innovation and Change in Organizations and Communities. N. Y.: John Wiley & Sons. • Rubin A. Statistics on Social Work Education, 1980 (1981). N. Y.: Council on Social Work Education. • Rubin A. Statistics on Social Education, 1983 (1984). N. Y.: Council on Social Work Education. • Scrivens E. (1979). Towards a Theory of Rationing. — Social and Administration, 13(1), 53—64. • Shaffer A. (1971). The Cincinnaty Social Unit Experiment, 1917—19. - Social Service Review, 45(2), 159—172. • Skolnik A., Dales S. R. (1975). Social Welfare Expenditures. Fiscal Year 1974. — Social Security Bulletin, 38, 3—18. • SpechtH. (1969). Disruptive Tactics. — Social Work, 14(2), 5—15. • SpechtH. (1978). The Grass Roots and Government in Social Planning and Community Organisation. — Administration in Social Work 2(3), 319—334. • Thompson J. D. (1967). Organizations in Action. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Warren R. (1963). The Community in America. Chicago: Rand McNally & Co. • Warren R. (1967). The Interorganizational Field as a Focus of Investigation. — Administrative Science Quarterly, 12(4), 396—419. • Wilensky H. L. (1956). Intellectuals in Labor Unions: Organizational Pressures on Professional Roles. N. Y.: Free Press.

259

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

К системе социального обеспечения в США относятся следующие программы: 1) страхование по возрасту и потере кормиль­ца. Учреждена первоначально в соответствии с Законом о социальном обеспечении (1935) как Программа страхования лиц пожилого возраста. В 1939 г. в чи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...