Ведение отчетности и обработка полученных данных
Оказание услуг в сфере социального обеспечения может осуществляться под контролем лица, выступающего в качестве собственника по отношению к организации, оказывающей эти услуги (К. Борн, 1983). В некоммерческих организациях оказание подобных услуг осуществляется под контролем государства или общественности. Некоммерческие организации обычно получают часть своих доходов из других источников, нежели их непосредственные клиенты. Источники поступления средств весьма многочисленны. Это федеральные власти, власти штата и муниципалитета; организации, занимающиеся сбором средств; фонды и другие объединения. В силу всеохватывающей системы отчетности организации и лица, предоставляющие деньги службам социального обеспечения, требуют от них отчетов и по финансовым, и по нефинансовым аспектам их деятельности. Сама множественность источников финансирования, которые постоянно ищут и находят организации социального обеспечения, ставит перед последними известную проблему, сталкивая их с требованиями разных систем отчетности. Эти различия обусловлены разным пониманием отчетности, существующими традициями и стереотипами и сложившимися взаимоотношениями между теми, кто выделяет средства, итеми, кто занимается оказанием услуг. Кроме того, есть другие заинтересованные стороны и организации, которым нужна информация о деятельности некоммерческих организаций; сюда относятся бизнес-бюро, торговые палаты, органы, контролирующие деятельность благотворительных организаций, и информационные службы (Р. Элкин, 1985). Существует, таким образом, широкий круг институтов и организаций, перед которыми должны отчитываться руководители организаций социального обеспечения. Деятельность последних или некоторая часть их программ может в различной степени зависеть от каждого из этих институтов. Кроме того, исходя из практического опыта, можно предположить, что, чем больше доля средств организации, полученных из одного источника, тем выше степень контроля, осуществляемого тем, кто предоставляет эти средства. Обращение ко многим источникам финансирования может означать, что возникла необходимость в развитии новых служб или что существующие способы оказания услуг должны быть изменены. Это может потребовать навыков работы на рынке, необходимых для определения новых целевых групп населения, которые становятся объектами оказания услуг, и разработки новых комплексных программ по оказанию этих услуг. Получение средств из дополнительных источников также способствует еще большему расхождению в требованиях, предъявляемых к ведению отчетности.
В исследовании, подготовленном для Совета по финансовой отчетности, П. Брейс, Р. Элкин, Д. Робинсон и Г. Стейнберг (1980) предприняли попытку выяснить целесообразность расширения финансовой отчетно сти для некоммерческих организаций и включить сюда учет оказываемых услуг и проводимых мероприятий. Они обнаружили, что большая группа этих организаций, включая организации, оказывающие гуманитарные услуги, учитывали в своих отчетах подобные услуги и мероприятия. Как они далее сообщали, гораздо легче можно было обнаружить в отчетах информацию о намерениях и планах оказания услуг, нежели информацию о проведенных мероприятиях. Как информация о характере оказываемых услуг, так и количественные данные отсутствовали. Большая часть сведений относительно оказываемых услуг и проведенных мероприятий содержалась не в общих финансовых отчетах, а в других отчетных документах.
После вывода о том, что информация об оказываемых услугах и проведенных мероприятиях очень удобна для оценки деятельности некоммерческих организаций, в проведенном исследовании констатируется, что самое главное, т.е. сообщение сведений о достигнутых результатах, носит минимальный характер и что информация такого рода на данном этапе может, скорее всего, снизить, а не увеличить практическую ценность 351 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ финансово-отчетных документов. Согласно II. Брейсу и др., информация об эффективности оказания услуг и самих услугах должна сочетаться с финансовыми данными для того, чтобы усилить практическую значимость отчетов некоммерческих организаций. Как считает К. Рэпп (1984), сочетание информации по финансам и информации нефинансового характера в отчетах организаций социального обеспечения представляет также значительный интерес для исследователей, занимающихся разработкой индикаторов управления. Поскольку индикаторы управления и другие методы объективирования и количественной оценки отчетных документов организаций, занятых в сфере социального обеспечения, все больше оказываются в центре внимания, те, кто обеспечивает поступление средств, начинают считать, что из наиболее важных вопросов, требующих своего разрешения, главным является вопрос о критериях оценки. Какими критериями следует руководствоваться при оценке полученной информации? Возможные критерии рассмотрены ниже. Опорные данные. Эмпирические данные, которые просто сообщают о каком-либо явлении или описывают некоторую реальную ситуацию, называются опорными данными. Простейшим примером здесь является опыт предыдущего года. Это может быть также опыт группы аналогичных организаций или усредненный опыт группы организаций. Промышленные стандарты. Эмпирические данные, призванные наметить программу или цели управления в данной отрасли промышленности, становятся промышленными стандартами. Такие стандарты обычно представляют согласованное мнение группы людей, которые работали вместе над выработкой этих стандартов. В некоммерческом секторе стандарты в отношении ведения программ или финансовой практики обычно устанавливаются двумя способами:
1. С помощью законодательства, в результате исследований и изучения общественного мнения. 2. Национальными организациями, которые поддерживают мнение группы экспертов. В этом случае стандарты — результат совместных усилий по их выработке. Стоимостный стандарт. Изначально используемые в сфере бизнеса стоимостные стандарты сопоставимы с промышленными стандартами, за исключением того, что они основываются на общепринятых нормах учета стоимости, затрат. Подразделение стоимостных элементов на те, которые изменяются в зависимости от объема затрат, и те, которые не изменяются, облегчает анализ многих проблем в сфере бизнеса. Единичная Стоимость. Являясь средней стоимостью производства какого-либо продукта, единичная стоимость представляет собой общий стандарт при проведении количественной оценки затраченных усилий и материальных ресурсов. Использование понятия "единичная стоимость" представляется особенно важным, потому что позволяет упорядочить или вывести нормы общих расходов в долларовом выражении (Р. Элкин, 1980). Преимуществом этого критерия является то, что он вводится эмпирически; недостатком же здесь является то, что он ограничен и не учитывает такие факторы, как номенклатура и распространение услуг. Анализ соотношения. Это метод анализа, использующий суммарные индикаторы, для того, чтобы помочь пользователю уйти от бесконечного многообразия данных. Тенденция соотношения понимается как направление или тенденция его изменений, сохраняющихся какое-то длительное время, скажем год. Понятие "финансовое соотношение" широко используется в некоммерческом секторе и используется по отношению к нефинансовым данным в индикаторах управления. Все перечисленные подходы, а также ряд других должны способствовать более качественной подготовке отчетных документов организаций социальной сферы. Этой цели можно достичь, сокращая объем документов и количество описательных данных, которые должны быть заменены тщательно отобранной информацией.
Перспективные направления Сокращение финансирования на нужды социальной сферы будет оказывать большее влияние на все аспекты управления финансами в 90-е годы и, возможно, в более отдаленном будущем. В дополнение к специально разрабатываемым для условий сокращенного финансирования методам управления, организации социальной сферы будут также искать новые источники финансирования своей деятельности. По мере сокращения финансирования из государственных фондов будет усиливаться тенденция к получению более высоких доходов от деятельности этих организаций за счет платежей заказчиков, вы-ладе руководства. В 352 плат страховых агентств и т. д., а также за счет промышленности в рамках программ профессиональной подготовки и переподготовки служащих. Добровольческие социальные агентства будут особенно активны в поиске самых разнообразных источников финансирования и дополнительно начнут заниматься выполнением выгодных проектов для пополнения своих фондов. Современное понимание финансового управления предполагает наличие не только традиционных навыков в области планирования и контроля за расходами, но и овладение новациями в этой, смежных и обслуживающих сферах управления. Влияние компьютерных методов на управление финансами в социальной сфере будет возрастать, благодаря использованию компьютерной графики для оформления отчетных документов и все более совершенных программ по ведению отчетности и статистики. Все возрастающее количество работников социальной сферы будет получать подготовку по управлению финансами в специальных школах и центрах, многие из которых уже работают по таким программам. Роберт Элкин См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Информационное обеспечение принятия управленческих решений; Планирование и управление; Социальное обеспечение: финансирование; Управление персоналом. • Anthony R. N.. Herzlinger R. Е. (1980). Management Control in Nonprofit Organizations. Homewood, 111.: Richard D. Irwin. • Benton В. В., Neves С. M. P. (1984, October). The Base of Management Indicators in Improving Organizational Performance.— Paper presented to the Joint Meeting of the Evaluation Research Society and the Evaluation Network. San Francisco, Calif. • Born C.E. (1983). Proprietary Firms and Child Welfare Services: Patterns and Implications.— Child Welfare, 62(2), 109—118. • Bowers G. E., Aravanis S., Ficke R. (1984). A Procedure for Developing Management Indicators for State Units on Aging. Wash., D. C: National Association of State Units on Aging. • BraceP. K., ElkinR., RobinsonD., Steinberg H.I. (1980). Reporting of Service Efforts and Accompishments. Stanford, Conn.: Financial Accounting Standards Board. • Demone H. W., Jr., Gibelman M. (1984). Reaganomics: Its Impact on the Voluntary Not-for-Profit Sector.— Social Work, 29(5), 421 — 427. • Greenstein R., Adams G., Bickerman J. (1984). End Results: The Impact of Federal
Policies Since 1980 on Low-Income Americans. Wash., D. C: Interfaith Action for Economic Justice, Center on Budget and Policy Priorities. • HarperC. L.,McLaughlinC. P.,BartleyJ. W. (1981). Financial Systems for Community Health Organizations. Belmont, Calif.: Lifetime Learning Publications. • Hirschhorn & Associates. (1983). Cutting Back, Retrenchment and Redevelopment in Human and Community Services. San Francisco, Calif.: Jossey-Bass. • LaufferA. (1984). Strategic Marketing for Not-for-profit Organizations. N. Y.: Free Press. • Lee R. D., Jr., Johnson R. W. (1977). Public Budgeting Systems. Baltimore, Md.: University ParkPress. • LohmannR. A. (1980). Breaking Even: Financial Management in Human Service Organizations. Philadelphia: Temple University Press. • Lorange P., VancilR. (1976). How to Design a Strategic Planning System.— Harvard Business Review, 54(5), 75—81. • Ramanathan К. V. (1982). Management Control in Nonprofit Organizations. N. Y.: John Wiley & Sons. • Rapp C. A. (1984). Informations, Performance and the Human Service Manager of the 1980s: Beyond ♦Housekeeping*.— Administration in Social Work, 8(2), 69—80. • Sorensen J.E., Zelman XV., Hanbery G. W., Kusic R. (1984). Key Performance Indicators for Community Mental Health Organizations: Demonstration Findings. Denver, Colo.: University of Denver. • Schick A. (1971). Budget Innovation in the States. Wash., D. C: The Brookings Institution. УСЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ. См. Исправительные учреждения; Суды для несовершеннолетних. УСЫНОВЛЕНИЕ Усыновление (удочерение) является и правовым актом, и социальным действием. Лига социального обеспечения детей Америки определяет усыновление как "способ, предусмотренный законом для установления правового отношения "родитель — ребенок" между лицами, не состоявшими в родстве от 353 УСЫНОВЛЕНИЕ рождения". Социальные службы усыновления предоставляют профессиональную помощь, во-первых, чтобы поместить ребенка в усыновляющую семью и, во-вторых, чтобы сохранить и укрепить эту семью. Усыновление отличается от взятия на воспитание и опеки. После усыновления родители наделяются теми же юридическими правами и ответственностью, что и родители от рождения. Опекуны не имеют этих прав, которые или сохраняются за родителями, или передаются судом социальному агентству. История вопроса В 1851 г. в Массачусетсе был принят закон, устанавливающий судебные процедуры и концепцию модели усыновления. По этому закону при усыновлении в первую очередь должны приниматься во внимание интересы ребенка. Закон установил, что государство силой судебно-правовой системы ограждает родителей от рождения от некомпетентного или принудительного лишения их прав на ребенка, а усыновляющих родителей — от необдуманного и безосновательного решения, по котоому им отдают ребенка. Эти принципы являются краеугольным камнем современного закона об усыновлении. В XX в. практика усыновления развивалась в направлении оказания помощи исключительно белым младенцам, рожденным в браке. В течение 60-х годов общественное внимание к нуждающимся в усыновлении резко уменьшилось. Этому способствовали два обстоятельства: во-первых — движение за гражданские права и по охране младенчества пробудило в общественном мнении осознание необходимости помощи детям национальных меньшинств и страдающим физическими недостатками. Во-вторых, началось заметное снижение количества отказывающихся от передачи младенца на усыновление. Снижение числа младенцев, которых можно было бы усыновить, происходит не только из-за использования противозачаточных средств и абортов, но главным образом потому, что все большее число родителей предпочитают самостоятельно заниматься воспитанием своих детей. Развитие новых моральных норм сняло традиционно негативное отношение к родителям, воспитывающим своих внебрачных детей. Появление в результате разводов большого количества одиноких женщин с детьми привело к тому, что никогда не вступавшие в брак женщины стали неотличимы от них. Сложившаяся ситуация побудила агентства по усыновлению поставить вопрос о детях, взятых на долговременный уход и под опеку, для определения возможности их усыновления. Однако реформы опекунства 1970 г., включающие требования планировать ситуацию, в которую попадают дети под опекой, и проверять ее и придающие особое значение возвращению детей истинным родителям или лицам с ограничением родительских прав, привели к еще большему уменьшению количества детей, которые могли бы быть усыновлены. Лига охраны детства Америки (1978) установила своего рода кодекс усыновления, обязательный как руководство к действиям при усыновлении: ■ все дети, независимо от возраста, пола, расы и физического, интеллектуального или эмоционального состояния, имеют право на постоянную семейную заботу; ■ для большинства детей кровная семья в широком смысле этого слова обеспечивает наилучшую среду обитания; ■ если кровная семья не способна или не намерена заниматься воспитанием ребенка, он имеет право на своевременное помещение его в семью, которая может эго сделать; ■ для большинства детей усыновление обеспечивает наилучшую среду обитания по сравнению с любой другой формой замены родителей; ■ усыновление — средство нахождения семьи для ребенка, а не наоборот. Приоритет при усыновлении отдается нуждам и интересам ребенка. Типы усыновления Независимые, или частные, усыновления — это законные акции, которые выполняются без участия официального социального агентства. Существует четыре типа независимых усыновлений: 1) родственное усыновление; 2) прямое усыновление; 3) бесплатное посредническое усыновление; 4) платное посредническое усыновление. Наибольшее число независимых усыновлений приходится на родственные усыновления. Чаще всего здесь имеется в виду усыновление ребенка отчимом или мачехой. Вторую по величине категорию составляют прямые усыновления, которые заключаются путем соответствующей договоренности между кровными и потенциальными родителями. Третья категория независимых усыновлений осуществляется с помощью посредника без оплаты его услуг. В этом случае родители и лица, усыновляющие ребенка, обычно незнакомы или имеют ограниченные знания друг о друге как до, так и после процедуры,усынов- УСЫНОВЛЕНИЕ 354 ления. Соглашение, заключенное заинтересованными сторонами, может предусматривать предоставление средств существования матери и покрытие медицинских расходов. Последняя, четвертая категория независимого усыновления также выполняется через посредника, но за плату. Это усыновление обычно известно как "черный рынок детей". В этом случае посредник за организацию усыновления обычно требует большую цену. Усыновление посредством "черного рынка" противозаконно во всех штатах. При этом пять штатов — Делавэр, Коннектикут, Массачусетс, Миннесота и Мичиган — лишили законной силы все неродственные формы независимого усыновления. Остальные штаты или ограничивают, или регулируют роль посредничества в усыновлении. В организованных частным образом усыновлениях имеются некоторые недостатки: отсутствуют данные, которые обычно предоставляются усыновляющим лицам, крайне слаба юридическая осведомленность родителей, особенно отцов, не вступивших в брак, о совершающемся акте усыновления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|