Списки американских центров.
Экспертно-аналитические центры: 1. Brookings Institution 2. Carnegie Endowment for International Peace 3. RAND Corporation 4. Kennan Institute 5. Freedom House 6. Stratfor 7. Moody’s 8. Cato Institute 9. Heritage Foundation 10. Council on Foreign Relations Академические центры: 1. Davis Center (Harvard) 2. Гувер Центр (Стэнфорд) 3. Колумбийский университет 4. Университет Джона Хопкинса. 5. Принстонский университет 6. Университет Северной Калифорнии 7. Университет Техаса 8. Браун Список мозговых центров (кроме США): http://www.intelros.ru/pdf/Cm/234-332.pdf Великобритания: · Центр внешней политики – независимая британская фабрика мысли, основан в 1998 г. премьер-министром Тони Блэром и тогдашним министром иностранных дел и дел содружества Робином Куком. · Международный институт стратегических исследований – изучает военно-политические конфликты. · Институт Адама Смита Япония: · Global Industrial and Social Progress Research Institute · Национальный институт передовых исследований · Japan Institute of International Affairs Швеция: · Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (SIPRI) Канада: · Институт Фрейзера Нидерланды: · Европейский институт государственного управления – независимый институт, финансируется ЕС. Германия: · Stiftung Wissenschaft und Politik Китай: · China Foundation for International and Strategic Studies · Development research Center of the state Council · China Institute of Contemporary International Relations · China Institute of International Studies · Unirule Institude of Economics · Shanghai Institutes for International Studies · Institute of World Economics and Politics Россия: · Российский институт стратегических исследований · Совет по национальной стратегии · Совет по внешней и оборонной политике · Центр прикладных политических исследований «Индем» · Фонд «Политика» · ИМЭМО · Центр анализа стратегий и технологий · Исследовательская группа Циркон
30. Роль и место США в современном мировом порядке. После распада СССР лидирующие позиции на мировой арене бесспорно и единолично заняли США. Во-первых, с исчезновением СССР как главного конкурента и противовеса, а также в результате последующего ослабления позиций России США обрели большую свободу действий, появились новые возможности расширения их сферы влияния во многих странах ЦВЕ и СНГ. Во-вторых, в условиях глобализации возросла зависимость США от остального мира. Америка больше других заинтересована в стабильности и управляемости мирового порядка, которые для нее неразрывно связаны с «американским руководством». США стремятся оградить себя от транснациональных угроз в виде международного терроризма, нападений на их информационные системы и другие современные инфраструктуры, а это тоже способствует глобализации американских интересов. Еще один важнейший фактор – колоссальная инерционность огромной системы самых разнообразных внутренних и международных структур, обслуживающих глобальные интересы США. Хотя система союзнических отношений США была создана в годы холодной войны, ее задачи и тогда не сводились к одному лишь силовому противодействию внешней угрозе, а имели и мощную экономическую составляющую. Главное же ее отличие от «советской империи» состояло в том, что она была основана не столько на грубом диктате и тотальном контроле, сколько на учете интересов американских «вассалов», поощрении их самостоятельного развития по пути рыночной экономики и политической демократии. Например, «план Маршалла», восстановление послевоенной Германии и Японии. В этом смысле претензии США на особый характер своей гегемонии имеют под собой определенное основание. Весьма взаимовыгодный характер отношений внутри американской системы союзов позволил сохраниться и после холодной войны в качестве модели нового мирового порядка.
Еще один важный фактор преемственность внешней политики США после распада СССР – инерции мышления создателей внешнеполитического курса. Убежденность в своей миссии по спасению и демократическому переустройству мира, поддерживаемая более чем полувековой привычкой к руководству его «свободной» частью, уверенность в превосходстве своих порядков и американской мощи - все это настолько прочно въелось в сознание политического класса США, что практически исключает его добровольный отказ от притязаний на руководство миром.
Сейчас принято говорить о КНР как потенциальном новом лидере, который постепенно пододвигает США и в будущем, возможно, займет место мирового лидера. Однако эксперты, несмотря на бурное развитие Китая, по-прежнему отмечают огромный разрыв между КНР и США по ряду важнейших показателей развития, например, ИРЧП, ВВП на душу населения, военный потенциал и др. Поэтому заявления о том, что Китай скоро догонит и перегонит Америку большинством экспертов расцениваются как чересчур преждевременные. Таким образом, на сегодняшний день США продолжают играть роль мирового лидера. Рассмотрим ситуацию подробнее.
Степень влиятельности великих держав зависит от таких внешнеполитических ресурсов, как: · географические – величина территории, местоположение, значимость для транспортных коммуникаций, благоприятное окружение; · демографические – численность населения, его качественные характеристики, размещение; · экономические; · военные. · политические – эффективное государство, конструктивные отношения с ведущими мировыми центрами силы, участие во влиятельных международных организациях; · социальные – сплоченность общества, наличие осознанной поддержки внешнеполитического курса со стороны населения; · идеологические и репутационные– способность вызывать у других государств и их народов желание добровольно подчиняться лидеру, прислушиваться к его мнению или просто имитировать его поведение; · культурные – способность влиять на интеллектуальный климат и духовную жизнь других народов; · информационные – степень включенности в глобальное информационное пространство, возможность обеспечить собственную элиту необходимой для принятия решений информацией;
· научные, научно-технические, образовательные – способность поддерживать научно-технический потенциал государства на уровне, обеспечивающем его конкурентоспособность в современной мировой экономике.
Рассмотрим основные факторы доминирования США в современном мире. а) Военная мощь США. После прекращения холодной войны и распада СССР Соединенные Штаты не сняли с себя бремя военных расходов. В первой половине 1990-х гг. военный бюджет США был уменьшен с 310 до 260 млрд долл., но к концу 90-х гг. снова наметилась тенденция к возвращению к его прежним размерам. (Так, в 1998 г. был предусмотрен военный бюджет в 270 млрд долл, в 1999 г. военные расходы были увеличены еще на 25 млрд долл.). Сегодня военный бюджет США составляет 631,900,000,000 долларов (стабильно первое место в мире). В 1990-е гг. США сохранили свое военное присутствие в Европе (Германия, Великобритания, Италия, Турция, Испания, Косово, Нидерланды) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Япония, Филиппины, Р. Корея), сохраняются контингенты в Киргизии, Афганистане, Ираке, Кувейте, Бахрейне. Стабильно высоки расходы на разработку и создание новых образцов военной техники. Все эти данные позволяют даже осторожным экспертам гарантировать Америке еще несколько десятилетий безусловного мирового лидерства.
б) Экономическая мощь США. Согласно данным ЦРУ современные показатели таковы: ВВП по ППС $ 15660 млрд (2012 г.), 2-е место в мире, ВВП на душу населения $49,800 (2012 est.), 12 место в мире. После 7 лет непрерывного экономического бума валовой национальный продукт США к концу 1990-х гг. составил более 8 трлн долл. США входят в важнейшие союзы. Так, НАФТА (Северо-американская ассоциация свободной торговли) обеспечивает их экономическое доминирование в Западном полушарии, АТЭС – в АТР и т.д. Разумеется, последние волны кризиса и увеличивающийся внешний долг значительно отразились на позициях США, так, в августе 2011г. агентство Standard & Poor's впервые в истории снизило суверенный кредитный рейтинг США на одну ступень с наивысшей отметки AAA до уровня АА+. (Власти США резко раскритиковали решение S&P, обвинив агентство в необъективности.). Однако в целом, несмотря на огромный внешний долг и другие проблемы, общий статус США как одной их мощнейших мировых экономик и высокая степень доверия к ним сохраняются.
в) Влияние американской массовой культуры на международное сообщество. Американское телевидение, музыка, компьютерные программы, книги, кинофильмы, печатные издания главенствуют в расширяющемся мировом потоке информации.
г) Научный потенциал. Американское государство сумело во второй половине XX века создать самый мощный в мире научно-технический потенциал, обеспечивший американское экономическое лидерство на многие десятилетия вперед. Соединенные Штаты так же стабильно удерживают лидерство в инвестициях в НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). В 2011 году, на долю США пришлось 34% мировых расходов на эту сферу.
д) Идеология и имидж. В основе – идея мессианства, которая сейчас уже не очень хорошо работает и вызывает раздражение многих международных акторов. Однако не так давно картина была совершенно иной. В период холодной войны США являлись эталоном свободы и демократии для значительной части мира. Идеология американской внешней политики строится на «трех китах». Во-первых, на идее американской исключительности и особой миссии США в мировой истории. Главный смысл американской идеи с момента рождения состоял в обещании свободы, демократии, материального достатка и т.д. не только самим американцам, но и представителям других народов в самых отдаленных уголках земного шара, если только они согласны принять американские ценности. Во-вторых, идейной основой американской внешней политики является так называемый демократический, или либеральный, фундаментализм, теоретически оформленный как концепция «демократического мира». Суть концепции состоит в том, что демократические страны не воюют между собой, а потому распространение демократии в мире способствует миру во всем мире. В-третьих, идеологической основой внешней политики США является классическая доктрина баланса сил. Отсюда разветвленная система союзов, в т.ч. военных, сохранившаяся и после распада СССР. Например, такая система существует в АТР – договоры с Тайванем (оформлен как внутренний закон, чтобы не портить отношений с КНР), Японией и Южной Кореей.
Стратегия национальной безопасности США – 2002 (или, как ее еще называют, «доктрина Буша»), принятая под впечатлением сентябрьских терактов 2001 г., содержит сильный акцент на военной составляющей внешней политики США, навязывании ими своего мнения друзьям и недругам. Основным стал тезис о борьбе с угрозами при помощи превентивных операций военного и полувоенного характера, осуществляемых самостоятельно или в коалиции с другими странами.
В 2012 г. был опубликован документ Министерства обороны США "Поддержка глобального лидерства США: приоритеты для XXI века", который вносит заметные изменения в американскую военную доктрину. Многие окрестили его новой военной стратегией Б. Обамы. Во второй части документа перечислены важнейшие задачи ВС по защите национальных интересов США и реализации целей Стратегии национальной безопасности 2010 г. Это: - борьба с терроризмом и нерегулярными вооружёнными формированиями; - сдерживание агрессии (Вашингтон отказывается от концепции одновременного ведения "двух больших региональных войн" в разных точках мира – концепция «полутора региональных войн». В военном строительстве и планировании он намерен исходить из задачи ведения одной крупномасштабной войны в каком-либо регионе мира и предотвращения второй войны. ВС должны остановить агрессора в условиях, когда их основные силы уже заняты в одной крупномасштабной операции. По своему характеру операции могут быть различны – от защиты территории и населения до стабилизации правительственных структур. При этом военное планирование должно учитывать возможность осуществления военных действий и без помощи союзников или коалиций.); - противодействие распространению и применению ОМУ (в том числе операции по обнаружению, мониторингу, сопровождению и перехвату боевых частей или компонентов ОМУ, уничтожение технических средств их производства); - эффективные действия в киберпространстве и в космосе; - поддержание эффективного ядерного сдерживания (за счет собственного, несколько сокращенного, ядерного потенциала); - обеспечение внутренней безопасности США и поддержка гражданских властей; - обеспечение стабилизирующего присутствия (США по-прежнему намерены выполнять перед союзниками и партнёрами все обязательства, в т.ч. ведение операций за рубежом, совместные манёвры, своевременная ротация сил, расквартированных за рубежом); - осуществление стабилизационных и противоповстанческих операций; - проведение гуманитарных, спасательных и иных операций Основные задачи американских ВС не слишком изменились по сравнению с предыдущими доктринами. Новыми являются: переход от концепции "двух больших региональных войн" к доктрине "полутора больших региональных войн"; отказ от участия в длительных и масштабных операциях по стабилизации (из-за неудачного опыта войн в Ираке и Афганистане); повышенное внимание к возможностям Китая и Ирана по блокированию развёртывания ВС США на удалённых театрах военных действий. Кроме того, в 2011 г. при открытии очередной сессии Генассамблеи ООН помощник Госсекретаря США Э. Бриммер заявила, что США не должны и не будут отказываться от своей лидирующей роли в ООН.
Перспективы роли США в мировой политике. Объективная ситуация для США складывается следующим образом. Все существующие в экономической и политической сферах тенденции указывают на медленное снижение роли США в мировой экономике и политике, постепенную сдачу долларом позиций в качестве резервной. По мере того как осуществление экспансионистской внешней политики будет становиться все более накладным, американские избиратели начнут склоняться к изоляционизму. Однако даже в этом случае Соединенные Штаты останутся самой мощной в экономическом и военном отношении страной мира как минимум до середины XXI.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙJ Американские подходы к внешнеполитическому курсу: Неоизоляционизм Сторонники неоизоляционизма исходят из узкой (минималистской) трактовки национальных интересов США как ограничиваемых защитой своих суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Этим интересам США, по мнению неоизоляционистов, в современном мире ничто не угрожает, учитывая географическое положение страны, фактор ее ядерной мощи, а также отсутствие у нее реальных конкурентов военной сфере в настоящем и маловероятность их появления обозримом будущем. «Избирательное вовлечение» Эта концепция развивалась в русле школы «реализма» и очерчивает более широкий круг национальных интересов США. Так, авторитетная гарвардская Комиссия по национальным интересам Америки включает в их число защиту США от нападений с применением оружия массового уничтожения (ОМУ), предотвращение возникновения враждебных государств-гегемонов в Евразии, сохранение свободного доступа к источникам энергии, поддержание стабильности мировой торгово-экономической и финансовой системы, а также обеспечение безопасности союзников США. Особое значение придается поддержанию стратегического равновесия между ведущими странами Евразии с целью предотвращения конфликта между ними. Поэтому теория «избирательного вовлечения» предусматривает сохранение (хотя и на более экономной основе) военного присутствия США в стратегически важных для них регионах мира (Западная Европа, Восточная Азия, Персидский залив), активное противодействие распространению ОМУ, профилактику и урегулирование региональных конфликтов, в которые могут быть втянуты крупные страны, обеспечение особой роли США в международных финансовых и торговых организациях. Сторонники «избирательного вовлечения» признают важными национальными интересами распространение демократии и защиту прав человека, однако считают неоправданным прямое вмешательство США в этих целях. «Согласованная безопасность» Эта концепция, питаемая либеральной школой внешнеполитической мысли США, сохраняет определенную преемственность с концепцией коллективной безопасности – приоритет отдается совместным многосторонним усилиям государств по предотвращению и отражению агрессии. Вместе с тем она идет дальше как в определении угроз безопасности, так и в выборе средств противодействия им. В дополнение к угрозам, традиционным для уровня межгосударственных отношений, сторонники «согласованной безопасности» выделяют как более характерные для современного мира угрозы, возникающие внутри государств, - геноцид, этнические чистки, другие формы массовых нарушений прав человека, экологические преступления, терроризм, в отношении которых прежняя система коллективной безопасности с ее приматом суверенитета, незыблемости границ и невмешательства во внутренние дела оказывается бессильной. Главными источниками этих угроз считаются отсутствие демократии, репрессивный характер режима страны-нарушителя. Эта исходная презумпция приверженцев «согласованной безопасности» позаимствована у неокантианской -школы «демократического мира» (М. Доил, Д. Лэйк, Б. Рассет, К. Лэн и др.). Согласно ее главному постулату «демократы никогда не воюют друг с другом». По этой логике именно демократизация мирового сообщества, а не поддержание геополитического равновесия является главной гарантией обеспечения международной безопасности и жизненных интересов самих США. Сторонники «согласованной безопасности», не довольствуясь традиционными мирными методами принуждения, допускают и военные способы решения подобных проблем силами ООН или региональных организаций безопасности типа НАТО при ведущей роли США. В этих целях разрабатываются различные концепции «гуманитарного вмешательства», оправдываемого с помощью доктрины «ограниченного суверенитета» государств, отрицающих демократические права своих граждан. Гегемония США. Концепция гегемонии США также опирается на школу «реализма», но ориентируется при этом на модель стабильности, основанной на гегемонии. Согласно этой концепции оптимальной основой безопасного мира является однополярность. Право и обязанность США - использовать свое положение мирового лидера для установления и наблюдения за соблюдением правил миропорядка. Поддержание американского превосходства как основы глобального лидерства США, в свою очередь, требует сохранения их «силового отрыва» от ближайших конкурентов. А поэтому необходимо предотвратить появление будущего конкурента. «Гегемонисты» считают важнейшей задачей сохранение существующей системы военно-политических союзов с решающей ролью Америки в обеспечении их эффективности. С учетом множественности реальных и потенциальных угроз американской безопасности основой стратегии США, по мнению тех, кто поддерживает эту концепцию, после окончания холодной войны должно стать «системное сдерживание» многочисленных источников нестабильности, возникающих в результате традиционного соперничества геополитических интересов. Таким образом, на США возлагается роль главного гаранта стабильности в мире. Это подразумевает способность США действовать в одностороннем порядке, а ООН и другим международным организациям, по существу, отводится второстепенная роль.
31.Фазы процесса принятия внешнеполитических решений (на примере одного из международных кризисов новейшего времени)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|