Типология международных организаций и формы их деятельности в мировой политике на современном этапе.
Международные организации делятся на 2 группы: межправительственные и неправительственные организации. Возрастание их роли и влияния - относительно новое явление в МО, характерное для послевоенного времени. Плохая изученность данных акторов связана с неочевидностыо их подлинного значения, отражаемой в таких терминах как "невидимый континент" (И. Галтунг) или "второй мир" (Д. Розенау). Сказанное касается не только участников, которых Д. Розенау называет "подсистемами", но и международных организаций, которые, казалось бы, у всех "на слуху". Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основных черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений.
Межправительственные организации – утверждаются на основе международных договоров группой или группами государств и являются субъектами как национального, так и международного права, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Одновременна МПО являются источником развитая международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой арене. Важными чертами правосубъектности ММО являются участие в обеспечении права на выполнение норм международного права, обладание дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Каждая ММО обладает только ей приписанным объемом правосубъектности, пределы которой определены, прежде всего, в учредительном акте. Таким образом, объем прав и полномочий определяется государствами-учредителями организации.
Межправительственные организации предполагают институционализацию (в том числе наличие штаб-квартиры, аппарата) и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят в них на добровольной основе. Венский Конгресс 1815 г., возвестив об окончании наполеоновских войн и рождении новой эпохи в МО, одновременно возвестил и о появлении в них нового участника: Заключительным актом Конгресса было провозглашено создание первой МПО - Постоянной комиссии по судоходству по Рейну.В 1900 г. их было всего 30: Красный крест, Всемирный почтовый союз. МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической и социальной областях. В 1985 – 400, а в 2000 – более 1200. Основные причины развития международных организаций во второй половине XX столетии: 1. Вторая мировая война привела к осознанию опасности конфликта и необходимости создания системы, способствующей их предотвращению. 2. Мировое разделение труда, усиление и развитие контактов требовали формирования на международном уровне организаций, которые обеспечивали бы сотрудничество и служили его проводниками. 3. Возникновение глобальных проблем (экологических, голода и т.п.). 4. Для ряда государств, особенно образованных вновь после крушения колониальной системы, совместная деятельность в международных организациях позволяла ставить и решать волнующие их вопросы, тем самым усиливая свое влияние на развитие мировых политических процессов.
Увеличение количеств МПО и численности их постоянных работников есть одно из свидетельств роста взаимозависимости государств. Подобные организации приобретают определенную автономию по отношению к государствам-учредителям, что дает им возможность оказывать постоянное влияние на государства, играть роль наднационального института. Наднациональные институты - т.е. такие, чьи решения являются обязательными для всех государств-членовв МО редкое исключением. Подобные институты существуют сегодня только в рамках ЕС. Комиссия, Совет министров и Суд этой организации обладают правом принимать обязательные для исполнения всеми государствами-членами решения в экономической, социальной и даже политической областях на основе принципа квалифицированного большинства. Тем самым происходит изменение взглядов на священный для международного права принцип государственного суверенитета, а органы ЕС все больше напоминают органы конфедерации, являясь выражением растущей интеграции современного мира. Классификация 1. По цели, которую преследуют, такие организации бывают универсальными и специальными. Универсальные организации решают множество несвязанных между собой вопросов, они могут быть с ограниченным (АС, ОАГ) и неограниченным членством (Лига Наций до 46 г., ООН с 45 г.). Специальные организации (НАТО, МАГАТЕ, Интерпол, ОБСЕ) решают какую-либо одну проблему, например – безопасности, здравоохранения. 2. По геополитическому критерию: универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская Конференция); региональный (например, Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный (например, Бенилюкс). 3. По направленности деятельности или функциональности: общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные ("Эв-рика"); технические (Международный Союз Телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов). В целом же большинство МПО имеют специальные цели и ограниченное число участников. По оценкам Ч. Кегли и Ю. Уитткопфа количество таких организаций составляет 72% от всех МПО.
Такая классификация является условной, т.к. критерии нельзя сопоставить например, есть организации, которые являются и узкоспециализированными и субрегиональными (Организация Стран Восточной Африки по контролю за пустынной саранчой). Также она является относительной потому, что, например, ВБ или ГАТТ берут на себя помимо экономических, также политические функции, ставя своей задачей создание условий для функционирования в государствах - членах либеральных рыночных отношений. Одновременно с этим не следует преувеличивать не только функциональную, но и, тем более, политическую автономию МПО. Хотя в Уставе ООН в ст.100 говорится о строгом уважении международного характера ГенСекретаря и персонала Секретариата, об отказе от попыток оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей". Однако на деле господствующее влияние на ориентацию деятельности ООН имеют США и их союзники. Этому способствует действующий в указанных институтах принцип уравновешивающего голосования при принятии решений, в соответствии с которым наибольшими возможностями располагают государства, оказывающие этим институтам наибольшую финансовую поддержку. Благодаря этому США располагают около 20% голосов в МВФ и Всемирном Банке (см.: 14, р. 136). Все это ставит проблему эффективности МПО и особенно такой, наиболее крупной и универсальной из них по своим задачам, как ООН. ООН в условиях холодной войны нередко служила местом ожесточенных пропагандистских схваток, выступала как сугубо политизированное учреждение. Некоторые исследователи выделяют в рамках МПО политические движения группы стран. В таком качестве выступают Движение нёприсоединения^^Группа-77>>. Первое возникло в 1950-е годы по инициативе коалиции стран, в большинстве своем развивающихся, которые объединились с тем, чтобы отстаивать общие интересы, в том числе связанные с национальным прогрессом, и избежать втягивания в конкурирующие блоки сверхдержав. «Группа-77» тоже была сформирована в основном представителями развивающихся государств. Это движение возникло в сере дине 1970-х годов, когда подобные страны объединились и предложили проведение экономических реформ ради преодоления разрыва между отсталыми и передовыми государствами.
Кохэн (R. Keohane) и Ст. Хоффманн (St. Hoffmann) выделяют шесть основных функций, которые выполняют или могут выполнять современные межправительственные организации. ♦ Через МПО государство осуществляет политическое влияние на международные процессы. ♦ МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров. ♦ Одни международные организации используются для ослабления других или взаимодействия с ними (например, Франция стремится к усилению ЕС в области безопасности и снижению в этой сфере роли НАТО). ♦ МПО используются государствами для информирования других о своих намерениях и целях. ♦ Документы, принимаемые МПО, служат некими ориентирами для государств, которые входят в них, для выработки собственной политики. ♦ В определенных условиях МПО формируют и базисные принципы, из которых исходят государства в дальнейшем(например, после окончания холодной войны вновь образованные государства восприняли идеи и принципы демократии, в том числе и через МПО). Проблемы МПО: 1) новые вызовы: угроза террористических актов; новыми измерениями безопасности и подходами к урегулированию конфликтов; равномерностью экономического развития и уменьшением пропасти между развитыми и развивающимися странами; экологией; демократизацией и др. 2) необходимость избавиться от дублирования функций, которое наблюдается в деятельности ряда МПО. 3) реорганизация МПО в связи с изменениями в мире. 4) бюрократизм. 5) неоднородность членов ввиду политической и финансовой неоднородности.
Международные неправительственные организации - это, как правило, нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Возникают при совпадении интересов физических или юридических лиц, они являются только субъектом национального права. Они оказывают информационное воздействие на мировое общественное мнение, влияя на внутреннюю/внешнюю политику государства или бизнеса. В свою очередь они контролируются государствами, крупными компаниями, общественным мнением. Их деятельность может преследовать политические, деловые, общественные цели. МНПО отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности (см.: 3, р. 47). Вот почему их причисляют к "новым акторам" (М.-К. Смуц), "акторам вне суверенитета" (Д. Розенау), "транснациональным силам" (М. Мерль), "транснациональным организациям" (Ш. Зоргбиб) и т.п.
Ф. Брайар и М.-Р. Джалили под НПО понимают структуры сотрудничества в специфических областях, объединяющие негосударственные институты и индивидов нескольких стран: религиозные организации (Экуменический Совет Церквей), организации ученых (например, Пагоушское Движение), спортивные (ФИФА), профсоюзные (МФП), правовые (Международная Амнистия). Ш. Зоргбиб считает, что термин "НПО" включает три вида организаций. 1 - "силы общественного мнения" - оказывают существенное воздействие на международное общественное мнение (политические (Социнтерн); религиозные (Экуменический Совет Церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест)). 2 - "частные транснациональные власти"- символизируют появление на мировой арене новых "экономических, оккультных и неконтролируемых" сил (транснациональные предприятия и транснациональный синдикализм). 3 - "ассоциации государств-производителей" -"стремятся утвердить свое экономическое влияние в международном обществе"(Межправительственный Совет Стран Экспортеров Меди, Организация Стран Экспортеров Железа, Международная Ассоциация Боксита и, конечно, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕП)). В XIX в. появились первые международные НПО. Британское и Международное Общество Борьбы против Рабства было образовано еще в 1823 году. В 1905 году насчитывается 134 НПО, в 1958 г. – ок 1000, в 1972 г. - до 2470, а конце 80х г. - 4000. Особенно интенсивным процесс создания НПО стал с появлением на международной арене ООН. Многие НПО получают консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН и ее специализированных институтах и учреждениях, что находит свое отражение в статьях 71 и 58 Устава ООН. НПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. Современные международные неправительственные организации являются значимой политической силой, выступая против ядерных испытаний, захоронения ядовитых отходов (например, Гринпис), за сохранение мира и прекращение гонки вооружений (Пагуошское движение), защиту прав женщин (феминистские движения) и т.п. В. Катин приводит данные, согласно которым во Франции неправительственным организациям доверяют в пять раз больше людей, чем правительству, и в девять раз больше по сравнению со средствами массовой информации. Половина опрошенных граждан в США, Великобритании, Германии и Австралии сказали, что больше склонны доверять неправительственным организациям, нежели своим властям. Одна из важнейших заслуг неправительственных организаций на международной арене состояла в том, что при подготовке Устава ООН в 1945 г. «Rotary Club» и Международный Красный Крест добились включения в него статьи 71, в которой сказано, что Экономический и Социальный Совет ООН уполномочивается консультироваться с неправительственными организациями. В 1990-х годах неправительственные организации внесли большой вклад в разработку и подписание Конвенции о запрете противопехотных мин («Оттавский договор»). Инициаторами этой кампании выступили неправительственные организации, в частности Handicap International, Human Rights Watch, Medico International, Международный Красный Крест и другие. Таким образом, основным "оружием" НПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей - оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на те или иные государства. Именно так действуют, например, Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация по Правам Человека или Всемирная Организация Борьбы против Пыток. Поэтому НПО подобного рода нередко называют "международными группами давления". Вместе с тем деятельность МНПО иногда может быть весьма противоречива. НПО могут вступать в отношения конкуренции как между собой, гак и с государственными структурами. Их действия могут способствовать даже развитию конфликтных отношений. Так, американский исследователь приводит пример распространения гуманитарной помощи в двух соседних африканских деревнях, где действовали разные неправительственные организации. В одной из них данная помощь распределялась только среди тех, кто участвовал в проекте, ориентированном на снижение напряженности, в другой — выдавалась всем нуждающимся. В результате возник конфликт между жителями этих двух поселений. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий структура неправительственных организаций нередко становится все более аморфной. В своем крайнем выражении она начинает напоминать, как показал А. Н. Михеев, активность участников «флэшмоба», заключающуюся в том, что в Интернете появляется объявление о проводимой акции, в которой участвуют все желающие. В следующий раз аналогичная акция инициируется другими. В результате, во-первых, нивелируются функции лидера организации. Во-вторых, организация именно как организация фактически перестает существовать, приобретая крайне аморфную и постоянно меняющуюся структуру. Все это значительно отличается от того, что было в момент зарождения международных неправительственных организаций в XIX в.
Транснациональные корпорации (ТНК) "подтачивают" национальный суверенитет государств в такой важной сфере общественных отношений, как экономика. В отличие от международных организаций (правительственных и неправительственных) цель ТНК - извлечение прибыли. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми государствами, но нередко и перед средними и даже великими державами. Так, например, объем зарубежных продаж фирмы "Эксон" к середине семидесятых годов достиг свыше 30 миллиардов долларов, что превысило объем внутреннего национального продукта (ВНП) такой экономически развитой страны, как Швейцария, и лишь немногим уступало ВНП Мексики. Это дает ТНК возможность оказывать существенное воздействие в своих интересах и на политическую сферу - как в странах базирования, так и в мире в целом. Характерный пример в данном отношении дает роль американской компании ИТТ в свержении правительства С. Альенде в Чили в начале семидесятых годов. ТНК - явление достаточно противоречивое. Они, несомненно, способствуют модернизации стран базирования, развитию их народного хозяйства, распространению ценностей и традиций экономической свободы и политического либерализма. Одновременно они несут с собой и социальные потрясения, связанные со структурной перестройкой, интенсификацией труда и производства. В ряде случаев последствия их деятельности ведут к дальнейшему обострению уже имеющихся и возникновению новых экологических проблем, к разрушению национальных традиций, конфликту культур. Германский исследователь У. Бек аметил: «...что хорошо для "Дойче-банк", давно уже нехорошо для Германии», полагая, что интересы крупного бизнеса не могут совпадать с интересами большинства населения. Ч. У. Кегли и Ю. Р. Уитгкопф приводят примеры того, что на «Sony» работает менее 50% японцев; более половины своих доходов IBM, Procter and Gamble и многие другие компании получают за пределами США. В современном мире насчитывается не менее семи тысяч ТНК, имеющих около 26 тысяч филиалов в различных странах на всех континентах. Однако их непосредственная экспортно-импортная и инвестиционная деятельность затрагивает, главным образом, три экономические зоны, представленные США, ЕЭС и Японией, и вне этих зон касается еще около десятка развивающихся государств. Экономические процессы, контролируемые ТНК, охватывают большую часть мировой торговли, финансовых обменов и передач передовых технологий. Так, торговые связи между США и остальным миром на 80 % находятся в руках ТНК. В 1988 г. эспорт товаров и услуг из американских филиалов ТНК в Соединенные Штаты составил 87 миллиардов долларов, или 19 % всего импорта США. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития ТНК. Очевидно, что, владея финансовым, кадровым и прочим потенциалом, а также действуя по всему миру, ТНК и ТНБ не могут не оказывать существенного влияния на политические процессы. Так, когда на предприятии филиала «Форда» в одной из латиноамериканских стран начиналась забастовка рабочих, представители государственных структур обратились к руководству с просьбой об увольнениях зачинщиков, чтобы предотвратить беспорядки в будущем. Предприятие не сделало этого, решив, что в его интересах провести переговоры с рабочими. Для этих целей оно выступило инициатором создания первого в стране автомобилестроительного профсоюза, который стал основой формирования политической партии. Инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. В 1970-х годах, когда в мире разразился топливно-энергетический кризис, правительства стран ОПЕК получили финансовую поддержку от ряда ТНК, что способствовало более гибкой их позиции на переговорах со странами Запада. Однако деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Широко известна роль компании Internationl Telephone and Telegraph (ITT) в событиях в Чили в начале 1970-х годов. Желая сохранить свои интересы на рынке телекоммуникационных услуг в Чили, ITT пыталась предотвратить избрание марксистски ориентированного С. Альенде в качестве президента путем финансирования его оппонентов. Затем, когда он все же был избран, ITT стала оказывать давление на правительство США с целью подрыва чилийской экономики. В итоге президент С. Альенде был свергнут в результате военного переворота. Стремяськ максимальной прибыли, ТНКусиливают расслоение мира по линии «богатый Север — бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Таким образом, ТНК обладают определенной автономией в своих решениях и деятельности, способны вносить изменения в международные отношения, учитываются государствами в их внешней политике, то есть отвечают всем признакам влиятельного международного актора.
по учебникам Цыганкова, Хмылева и Лебедевой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|