Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИСТОЧНИКИ: М.Н. Марченко. ТГП




Л.А. Морозова. ТГП.

Для справки определение гос-ва: полит. организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие соц. конфликты, обеспечивать правопорядок и определённой режим властвования.

 

Есть определённые признаки гос-ва: территория (гос. границы), население, гос. суверенитет спец. аппарат управления и принуждения, гос. казна и гос. символика (флаг, герб, гимн). Морозова Л.А.

 

Другое определение гос-ва – это полит. организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос. механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательный характер, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (В.М. Корельский).

 

Государственный суверенитет – верховенство гос. власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания/ курса своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими гос-вами. Т.е. 2 уровня гос. суверенитета: независимое определение курса внутренней политики и самостоятельное определение и независимая реализация курса своей внешней политики. Способность гос-ва, независимо от других гос-в, формировать и проводить в жизнь свою внутр и внешнюю политику.

 

3 главных свойства суверенитета:

1. Верховенство – полнота власти гос-ва на своей территории, никакая другая власть не вправе присваивать себе функции гос. власти. Т.е. гос-во распространяет свою власть на всю территорию страны; определяет все содержание правовых отношений; устанавливает правовое положение разных организаций объединений, рамки поведения, прав и действий физ. и юр. Лиц; регламентирует права, свободы и обязанности личности; регулирует компетенцию гос. органов и полномочия должностных лиц.

При этом верховенство не означает неограниченности гос. власти, в демократическом общетсве гос. власть ограничена правом и основана на праве.

2. Независимость гос. власти – ее самостоятельность в отношениях с другими гос-вами, в том числе с межд. организациями. Независимость не является абсолютной: являясь членом мирового сообщества, любое гос-во испытывает воздействие норм и принципов межд. права.

Суверенитет самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека и взаимными обязательствами гос-в по межд. договорам.

Таким образом, любое гос-во вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику, но при этом гос-во связано добровольно подписанными им соглашениям, общепризнанными нормами и принципами межд. права.

3. Единство гос. суверенитета означает, что суверенитет принадлежит гос-ву в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами (например, между субъектами федерации и федерацией).

В мире были и есть гос-ва с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет гос-ва считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения на него влияния других гос-в, диктующих свою волю, не осуществляется.

 

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение – может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне гос-ву со стороны гос-ва – победителя.

Добровольное ограничение – допускается самим гос-вом по взаимной договоренности с другими гос-вами (например, для достижения неких, общих для них целей). Такой суверенитет ограничивается и тогда, когда гос-ва объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

 

Изменения.

Государственный суверенитет был провозглашен в качестве высшего политического приоритета. В XX веке представления о суверенитете государства претерпевали заметные изменения. С быстрым развитием транспорта и коммуникаций размываются традиционные различия между внутренним и внешним миром, границы государства – основа и символ суверенитета – становятся все более прозрачными. Вследствие чего важнейшие внутренние проблемы государства – экономика, энергия, экология, продовольствие, демография – приобрели внешние аспекты.

 

Связано это с тем, что в современном мире государства все в большей степени вынуждены поступаться частью своих прерогатив, будучи ограниченными в принятии политических решений.

 

Главным, с точки зрения проблемы государственного суверенитета, следствием процессов глобализации является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и сохранением за государством права самостоятельно решать собственные проблемы - с другой. Следствием этого процесса является утрата государством ряда своих функций на международной арене и появление на ней большого числа новых акторов — межправительственных международных организаций, принимающих на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что фактически ограничивает внешний суверенитет последних. Эти акторы претендуют на равный с ними статус, диктуют свои правила в мировой экономике, политике, с ними государствам приходится считаться. Обратная сторона процесса глобализации и возникновения наднациональных органов власти — этнический сепаратизм, усиление власти на местах - свидетельствует о «девальвации» и внутреннего суверенитета.

 

Тенденция: в мире сейчас 2 взаимоисключающих процесса - интеграция и децентрализация, каждый из которых не способствует сохранению привычного принципа суверенности. Кроме того, последние события на международной арене показали, что государство утрачивает свой основной признак - монополию на законное насилие в силу распространения и утверждения универсальной идеологии приоритета прав человека, которые зачастую ставятся мировым сообществом выше государственных интересов.

В современном мире возрастает влияние международного права на внутригосударственное. На смену примата внутреннего права приходит верховенство международного права, увеличивается число международных договоров в сфере прав человека, и их нормы инкорпорируются во внутреннее право. В правовых системах и в сферах регулирования общественных отношений всех государств появляются общепризнанные правовые принципы и нормы международного характера. Государство все больше лишается одного из своих главных признаков – общеобязательного характера актов государства, поскольку в случае их противоречия международным нормам, будут действовать последние. Если гос-во нарушает нормы и принципы межд. права, другие гос-ва или организации могут вмешаться с целью прекращения этих правонарушений.

 

Принцип охраны и обеспечения прав и свободы личности обеспечивается на глобальном уровне: они перестали быть только внутренним делом государства, что подтверждается Декларацией Хельсинкской встречи ОБСЕ 1992 года. В целях защиты прав человека юридически допустима возможность вмешательства мирового сообщества во внутренние дела государства, где такие права не гарантируются и нарушаются. Деятельность Европейского суда по правам человека – один из примеров юридических основ такого вмешательства.

 

Пример военного вмешательства США и Франции во внутренние дела Египта, Ливии и Сирии под предлогом нарушения лидерами этих стран прав человека и права народа на самоопределение.

 

Международные организации МВФ, ВБ, ВТО, региональные организации, транснациональные корпорации, инвестиционные фонды, страховые компании, мегаполисы и даже отдельные индивиды, обладающие достаточными ресурсами (Дж. Сорос, Б. Гейтс) заинтересованы в устранении государственных барьеров и в углублении интернационализации и глобализации. Заметное ослабление роли государственных институтов приводит к возвышению международных или глобальных институтов, берущих на себя функции защиты и охраны как внутреннего так и внешнего для каждой страны порядка, выступающих как единый механизм. Более конкретные и тесно сотрудничающие с населением институты заменяются на более абстрактные, отдаленные от национальной специфики глобальные нормы, поддерживаемые судами и силовыми структурами, функционирующими на основе международного права.

 

Преимущественной ориентацией международных организаций с середины XX века стало решение гуманитарных проблем. Решение их силами международных организаций предполагает отчуждение части национально-государственного суверенитета в пользу созданных межправительственными соглашениями организаций, действующих на наднациональном уровне (ООН, ЮНЕСКО, Всемирный банк), и неправительственных организаций, действующих на национальном уровне, но на территории многих государств (Greenpeace, Human Rights Watch).

Суверенитет перестает быть исключительной прерогативой гос-ва. С учреждением ООН значительное число вопросов, которые раньше относились к сугубо внутренней компетенции государств, стали рассматриваться и регулироваться международными организациями. Сейчас уже ни одно государство, включая самые развитые, не может проводить действительно независимую внутреннюю и внешнюю политику.

Роль и значение гос. суверенитета уменьшается в связи с появлением ТНК, неправительственных организаций, новых межд организаций (МВФ, ОПЕК, ВТО, МЕРКОСУР), которые, принимая на себя некоторые функции, делегируемые им отдельными государствами, ограничивают их суверенитет и подрывают возможности проведения независимой политики.

Государствам ЕС приходится поступаться определённой частью своего суверенитета. Раньше это касалось экономических вопросов, теперь — валютно-финансовых (введение евро в странах «еврозоны»), в перспективе — вопросов внешней политики и обороны.

Гражданское общество перестает видеть в государстве главный и незаменимый инструмент реализации своих потребностей. Общественные организации все более претендуют на то, чтобы стать главными выразителями интересов социальных групп, оттесняя государство на второй план. В результате процедура принятия государством решений по различным вопросам внутренней и внешней политики все чаще опирается на согласование позиций с неправительственными общественными организациями и ТНК.

Корпорации начинают функционировать подобно правительствам: появилась возможность попадания целых государств в экономическую и, как следствие, политическую зависимость от некоторых ТНК, существенным является вмешательство ТНК во внутренние дела принимающих стран.

В современной мировой экономике ТНК играют важную роль наряду с государствами, фактически определяя экономическую политику в мире. Экономическая мощь крупных ТНК вполне сравнима с ВВП средних государств, и они способны диктовать свою волю правительствам различных стран мира.

 

Контроль над ключевыми экономическими секторами переходит к иностранным предприятиям, что негативно влияет на политический суверенитет и на изменение социокультурных ценностей (вносятся зарубежные ценности и принижаются роли местных).

ТНК нередко вмешивались в политику местных властей, начинали поддержку кампаний по формированию новых правительств, которые бы осуществляли поддержку ТНК после становления. Главным же инструментом для ТНК является подкуп местных чиновников для получения определенных льгот.

Например, имеет место поддержка ТНК жестких методов военных режимов, а также нарушение ими прав коренного населения, когда эти права вступают в конфликт с интересами корпораций.

 

В 1996 году были предъявлены обвинения против «Роял Датч Петролеум Компани» и «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани», с 2005 года объединившихся в акционерное общество «Роял Датч Шелл плк», а также против нигерийской дочерней фирмы «Шелл Петролеум». 9 активистов протестовали против того, что Шелл разрушала природную среду обитания народности «огони» в результате загрязнения рек и водоемов. Был также поставлен вопрос о том, что часть финансовых средств, получаемых от нефтедобычи, должна была направляться на удовлетворение интересов и потребностей населения «огони». В 1995 году активисты были арестованы и казнены нигерийской военной хунтой, которая находилась тогда у власти в стране.

 

Родственники убитых утверждали, что Шелл (основная и дочерняя компании) оказали нигерийскому военному режиму в этом закулисную поддержку. Кроме того, Шелл упрекалась в том, что компания и в остальном сотрудничала с режимом военной хунты, чтобы подавлять любые протесты против нефтедобычи. Основная и дочерняя компании, согласно обвинениям, поддерживали нигерийскую полицию в финансовом отношении и в плане логистики. Шелл в июне 2009 года заявила о своей готовности к внесудебному мировому соглашению, которое включало в себя выплату компенсации в размере 15,5 млн. долларов.

На изменение роли и понятия суверенитета влияет постепенное размывание государственных границ, чему способствуют: всеобщие инфраструктурные сети, интернационализация финансовых и производственных фондов, свободные потоки информации, товаров, капитала и людей, немалую роль играет почти неподконтрольное глобальное информационное поле. Созданное на западе информационное пространство в одинаковой степени воздействует на все человечество, навязывая единые стандарты производства и потребления. Кроме того, Интернет открыт для различного рода злоупотреблений и провокаций, в том числе, политических. Именно размытые границы становятся все более прозрачными для ТНК.

№ 46. Энергетическая политика на современном этапе: проблемы и перспективы развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...