Экологическое измерение международных отношений. Основные положения Киотского протокола.
В 20в. международное сообщество осознало, что решение глобальных экологических проблем (изменение климата, сокращение озонового слоя, опустынивание, ресурсный кризис, сохранение биологического разнообразия и т.п.) требует выработки международной экологической политики и международных организационно-правовых средств. Экологическая деятельность мирового сообщества осуществляется посредством: • нормотворчества; • взаимных консультаций, проведения конференций, международных форумов; • научно-технического сотрудничества, направленного на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз • совместного контроля за состоянием природы; • применения мер международной ответственности за нарушение норм и принципов МП. Этапы формирования системы международного экологического сотрудничества (МЭС): 1) Зарождение: 1913–1948. Международное сотрудничество основывалось в основном на двусторонних мерах и касалось охраны отдельных природных объектов. Усилия международной общественности почти не пользовались поддержкой правительств. Делались первые попытки объединения усилий в рамках международных конференций (Конференция по международной охране природы 1913 г. в Берне). В 1923 г. в Париже состоялся I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы. 2) 1948–1968. Факторами интенсификации сотрудничества стали возрастающее использование природных богатств и активное загрязнение окружающей среды (вследствие научно-технического прогресса и роста населения), развитие программ использования космоса. На этом этапе начинала функционировать ООН, которой в настоящее время принадлежит ведущая роль в МЭС. С 1948 г. существует ведущая МНПО: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). На первый план вышло рациональное использование естественных ресурсов.
3) 1968–1992. Важнейшей вехой принято считать состоявшуюся в Стокгольме (1972) Международную конференцию по окружающей человека среде. Начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН, выработка основных принципов экологического права. На этом этапе также были приняты Резолюция об исторической ответственности государств за сохранением природы Земли для настоящего и будущего поколений 1980 г. и Всемирная хартия природы 1982 г. Они подняли вопрос об ответственности за сохранение природы Земли как единого целого, а также об ответственности перед будущими поколениями, вопрос включения защиты окружающей среды в социальное и экономическое планирование. 4) С 1992 года. Теперь общественности, партиям «зеленых», МНПО и СМИ принадлежит особенно важная роль, и многие акты принимаются правительствами под их давлением. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию. В ней участвовали 178 государств и были аккредитованы 1400 международных организаций. Конференция подвела первые итоги и приняла несколько очень важных документов, в том числе «Повестку дня на XXI век» – программа подготовки мирового сообщества к решению экологических проблем ближайшего будущего. Конференция также разработала концепцию устойчивого человеческого развития. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет экономические и социальные потребности, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. *** В 1960-е оформилось международное право окружающей среды - новая отрасль МП, принципы и нормы которой регулируют отношения субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов. На сегодняшний деньдействует более 1000 многосторонних договоров и свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом все источники подразделяются на:
1. Источники, закрепляющие действующие правовые принципы и нормы. Примеры: Конвенция по защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Договор об Антарктиде 1959 г. Договор о космосе 1967 г. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. 2. Источники, содержащие необязательные правила, но оказывающие влияние на международные отношения своим авторитетом (мягкое право). Они играют особую роль в экологическом праве. Примеры: Стокгольмская декларация 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы 1980 г. Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992 г. Принципы международного права окружающей среды. Помимоосновополагающих принципов МП (уважения государственного суверенитета, мирного разрешения споров, суверенного равенства всех государств и т.п.) были выработаны специальные принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли Конференции ООН 1972 и 1992 г. 1) государства должны защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и имеющихся у них возможностей. 2) принцип общей, но дифференцированной ответственности, включая особую ответственность развитых стран за устойчивое развитие «с учетом бремени, которое их общества возлагают на окружающую среду». 3) принцип необходимости принятия государствами предупредительных мер в целях предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата; 4) принцип единства защиты среды и развития - защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. 5) Государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы. 6) Международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.
7) Невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем, и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество. Международные экологические организации. Большинство ведущих международных организаций, так или иначе, принимают участие в решении экологических проблем. 1) МПО: • Наибольший вклад вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – ГА, ЭКОСОС, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), МОТ, Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), ЮНЕСКО, ВОЗ, МБРР, МАГАТЭ и др. • ЮНЕП. На Стокгольмской конференции 1972 г. был учрежден межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН – Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН. Через ЭКОСОС ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности ГА. Финансируется через Фонд окружающей среды на основе добровольных взносов стран. • На Конференции ООН 1992 г. была создана Комиссия по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом ЭКОСОС. Она является основным инструментом реализации «Повестки дня на 21 век». • Такие региональные организации, как ОЭСР, ОАЕ, ОБСЕ также учитываются вопросы экологии. В рамках ЕС - Европейская энергетическая хартия 1994 г., Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). • Члены СНГ также сотрудничают в сфере экологии. Задача защиты окружающей среды поставлена Уставом СНГ. Принято Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды 1992 г. и создан Межгосударственный экологический совет. • Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ вносят Международные финансовые организации —МБРР, ЕБРР, ВБ, которые определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности.
2) МНПО - более 200, выступают инициаторами и группами давления. Примеры: Гринпис, Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод. Основателем мирового природоохранного движения является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), учрежденный под эгидой ЮНЕСКО в Фонтенбло (Франция, 1948). Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и общественные организации. От РФ членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы. Именно по инициативе МСОП в 1996 г. была создана «Красная книга». Международная ответственность за экологические правонарушения. Экологическое правонарушение проявляется в основном либо в невыполнении субъектом взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба. Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Нематериальная ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.Однако, лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Пример: Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.). Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.) предусматривает ответственность за последствия военных действий. Например, СовБез ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. Международный экологический суд. Для решения экологических споров в 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) была создана «камера по экологическим вопросам». В 1994 г. был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Он является неправительственной организацией, функционирует по принципу третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела. Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен.
*РФ. Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем и Скандинавскими странами (проблема озера Байкал, заповедники на Карельском перешейке). Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). РКИК - соглашение, подписанное в Рио в 1992 более чем 180 странами мира (включая Россию) об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата. Основной целью РКИК является: добиться стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Конвенция не содержит количественных обязательств, поэтому Киотский протокол определил обязательства по сокращению выбросов. Протокол был ратифицирован 192 странами (на эти страны приходится более 63 % общемировых выбросов). Исключением являются США (подписали, но не ратифицировали), не подписали протокол также Афганистан, Сомали, Андорра, Ватикан, Сан-Марино. В 2011 из Конвенции вышла Канада. Протокол вступил в силу в 2005 году, первый период осуществления протокола продлился с 1 янв. 2008 по 31 дек. 2012. Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. · Протокол обязывает около 40 стран сократить или стабилизировать выбросы 6 типов парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Был использован дифференцированный подход. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны (ЕС – сократить выбросы на 8%, Япония и Канада — на 6 %, Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы17 %). Механизмы гибкости Киотского Протокола - экономические механизмы международной кооперации, имеется в виду гибкость в выборе места и средств: · торговля квотами, при которой государства или отдельные предприятия могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках. Общенациональные квоты на выбросы – разрешения на выброс равный обязательствам. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может продать «неистраченную» часть. И наоборот, если государству-участнику не удается выполнить обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, оно имеет возможность приобрести недостающий объем. · проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК. Проекты по снижению выбросов парниковых газов позволяют зарабатывать «единицы снижения выбросов», т.е. квоты. Приложение I РКИК подписали 40 стран (среди них страны ЕС, РФ, США). · механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из развивающихся стран РКИК, не входящей в Приложение I РКИК, за счёт инвестиций страны Приложения I. Критика. Соглашение пока не смогло стать реальным инструментом снижения выбросов парниковых газов. 1)На Китай, Индию, Бразилию и другие развивающиеся страны, лидирующие в последние годы по темпам роста выбросов, количественные обязательства Протокола не распространяются. 2)В рамках “проектов чистого развития” некоторые страны (Китай) получают значительные доходы за сокращение выбросов газов в отдельных проектах при их общем росте в масштабах стран. 3)Единственный инструмент, который может быть применен к сторонам, не исполнившим свои обязательства, является приостановление права совместного осуществления проектов и торговли выбросами парниковых газов. 4)Лидер по выбросам США (17%) так и не ратифицировали протокол. 5)Киотский протокол не стимулировал развития исследований по использованию альтернативных источников энергии и внедрению методов получения энергии, не связанных с эмиссией парниковых газов. Киотский протокол и Россия. Россия – крупнейший потенциальный поставщик углеродных квот на мировой рынок. Наша квота примерно на 30 % выше того объема газа, который отечественная промышленность сбрасывает в атмосферу. Однако, до 2010 года Минэкономразвития, ответственное за утверждение заявок на проекты совместного осуществления, не утверждало эти заявки. Упущенная выгода компаний, которые не смогли сократить выбросы и получить квоты, составила не менее $800 млн. В ноябре-декабре 2012 года в Дохе (Катар) прошла Конференция ООН по вопросам изменения климата. По ее решению с начала 2013 года запускается второй период Киотского протокола, новое соглашение по климату должно быть разработано к 2015 году и утверждено в 2020 году. Россия не вошла в КП-2 с численными обязательствами, в результате потеряв право участвовать в проектах совместного осуществления, приносящих доход от продажи заработанных квот. Теперь до 2020 года обязательства по выбросам имеют лишь страны ЕС, Австралия, Норвегия, Швейцария, Украина и ряд небольших стран, совокупные выбросы которых составляют лишь около 14%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|