Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальные и межгосударственные формы дипломатической деятельности на современном этапе. Венская конвенция 1961г.




 

Существование и развитие государства как субъекта международного права и международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует их организации и регулирования международным правом.

Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.
С развитием отношений между субъектами международного права могут возникать новые формы дипломатической деятельности, а как ее результат новые нормы, регулирующие эту деятельность.

До начала XX в. дипломатическое право возникло и развивалось, прежде всего, как посольское право, как совокупность норм, определявших положение посла. Только потом стало можно говорить о процессе превращения посольского права в дипломатическое, в совокупность норм, регулирующих все официальные сношения государств.

Новым моментом развивающегося дипломатического права следует считать образование и развитие международных организаций, комиссий, международных ассамблей, появляется новая категория дипломатов и определяется их режим.

Право внешних сношений — это совокупность междуна­родно-правовых норм, регламентирующих структуру, поря­док формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представитель­ство в сфере межгосударственного общения.

Право внешних сношений регулируются вопросы официальной деятельности субъектов международного права в области внешних сношений. Предметом является дипломатическая деятельность, деятельность официальных органов внешних сношений, правовое регулирование которой охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений.

Источниками права внешних сношений являются международно-правовые нормы.

Первым многосторонним договором, сделавшим попытку унифицировать право внешних сношений, стал Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г.

Важнейшей универсальной конвенцией, кодифицировавшей дипломатическое право является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Она является основой современного дипломатического права, определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов. Подписана в Вене 18 апреля 1961 года. Конвенция вступила в силу в апреле 1964. В ней участвуют 175 государств. Состоит из 53 статей и двух факультативных договоров. Факультативные протоколы о приобретении гражданства (48 государств участвуют, состоит из 8 статей) и об обязательном разрешении споров (61 государство участвует, 10 статей) вступили в силу также в апреле 1964 года.

В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов.

К источникам дипломатического права следует относить некоторые акты внутреннего законодательства государств. Сюда можно отнести Указ Президента РФ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".

Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего, в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций.

 

Формы дипломатической деятельности различают в соответствии с тем, по средствам каких органов внешних сношений [33] осуществляются связи с другими субъектами МП.

Все органы внешних сношений подразделяются на внут­ригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции (Президент, Госдума, Правительство), либо специальными (МИД, Государственный таможенный комитет РФ).

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внут­ри страны и в МО. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внеш­ней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ра­тификационные грамоты; г) принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических пред­ставителей. Он назначает и отзывает после консультаций дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных ор­ганизациях.

Федеральное Собрание принимает законы, в том числе по вопросам МО, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности исполь­зования ВС РФ за пределами ее территории.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспе­чению реализации внешней политики РФ. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры, именуемые межправительствен­ными договорами. Председатель Правительства Российской Фе­дерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях, осуществляет регулирование и государ­ственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного со­трудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.

Иные ведомства: По мере расширения спектра межгосударственных связей все большее число ведомств вовлекается в их осуществление в рамках своей компетенции, выступая в качестве специализированных органов внешних сношений. В США Министерство почт обладает законодательно оформленной компетенцией заключать международные соглашения в своей области без участия госдепартамента.

Суд не является органом внешних сношений. Вместе с тем в наше время наблюдается тенденция к прямому взаимодействию судов государств. При принятии судебных решений порою учитывается практика иностранных судов по аналогичным делам.

Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) являются: разработка общей стра­тегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обес­печение дипломатических и консульских отношений с иностран­ными государствами, сношений с международными организа­циями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты междуна­родных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее на­блюдение за выполнением договоров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...