Национальные и межгосударственные формы дипломатической деятельности на современном этапе. Венская конвенция 1961г.
Существование и развитие государства как субъекта международного права и международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права. Необходимость внешних связей требует их организации и регулирования международным правом. Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов. До начала XX в. дипломатическое право возникло и развивалось, прежде всего, как посольское право, как совокупность норм, определявших положение посла. Только потом стало можно говорить о процессе превращения посольского права в дипломатическое, в совокупность норм, регулирующих все официальные сношения государств. Новым моментом развивающегося дипломатического права следует считать образование и развитие международных организаций, комиссий, международных ассамблей, появляется новая категория дипломатов и определяется их режим. Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Право внешних сношений регулируются вопросы официальной деятельности субъектов международного права в области внешних сношений. Предметом является дипломатическая деятельность, деятельность официальных органов внешних сношений, правовое регулирование которой охватывает как область международных отношений, так и область внутригосударственных отношений. Источниками права внешних сношений являются международно-правовые нормы. Первым многосторонним договором, сделавшим попытку унифицировать право внешних сношений, стал Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей с дополнением, внесенным Аахенским протоколом 1818 г. Важнейшей универсальной конвенцией, кодифицировавшей дипломатическое право является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Она является основой современного дипломатического права, определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов. Подписана в Вене 18 апреля 1961 года. Конвенция вступила в силу в апреле 1964. В ней участвуют 175 государств. Состоит из 53 статей и двух факультативных договоров. Факультативные протоколы о приобретении гражданства (48 государств участвуют, состоит из 8 статей) и об обязательном разрешении споров (61 государство участвует, 10 статей) вступили в силу также в апреле 1964 года. В 1969 году Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 году на дипломатической конференции в Вене — Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 годов. К источникам дипломатического права следует относить некоторые акты внутреннего законодательства государств. Сюда можно отнести Указ Президента РФ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".
Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего, в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций.
Формы дипломатической деятельности различают в соответствии с тем, по средствам каких органов внешних сношений [33] осуществляются связи с другими субъектами МП. Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные в свою очередь являются либо органами общей компетенции (Президент, Госдума, Правительство), либо специальными (МИД, Государственный таможенный комитет РФ). Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в МО. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Федеральное Собрание принимает законы, в том числе по вопросам МО, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами ее территории. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.
Иные ведомства: По мере расширения спектра межгосударственных связей все большее число ведомств вовлекается в их осуществление в рамках своей компетенции, выступая в качестве специализированных органов внешних сношений. В США Министерство почт обладает законодательно оформленной компетенцией заключать международные соглашения в своей области без участия госдепартамента. Суд не является органом внешних сношений. Вместе с тем в наше время наблюдается тенденция к прямому взаимодействию судов государств. При принятии судебных решений порою учитывается практика иностранных судов по аналогичным делам. Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т. д. МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|