Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональная составляющая феномена толпы




 

Как уже говорилось, в связи с проблемой метода, изучение феномена толпы может происходить только через обращение к личностным характеристикам. В свою очередь приоритетные личностные характеристики определяются на основе характеристик толпы. Именно таким образом ранее был выделен мотив аффилиации, стремление к идентификации, но в результате пересмотрения предыдущей работы, основной характеристикой толпы стал высокий эмоциональный фон и общая эмоциональная напряжённость. Поэтому для дальнейшего рассмотрения были взяты следующие понятия: эмоциональная лабильность/ригидность, эмоциогенная ситуация, эмоциональная устойчивость, способы эмоционального реагирования и, конечно же, фрейдовское эмоциональное заражение. Интересным является то, что даже само понятие «эмоциональность» имеет своё определение (даваемое В. Пинигиным): «Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим».

Данную теоретическую модель можно представить в виде схемы:

. Впечатлительность - оценка ситуации, здесь базовой является именно оценочная функция эмоций.

. Импульсивность - эмоциональное реагирование на ситуацию (в зависимости от оценки).

. Эмоциональная лабильность (либо ригидность) - перетекание эмоционального реагирования в другие формы.

Таким образом, особое внимание в этой схеме следует уделять самой ситуации, которая по определению становится эмоциогенной, а также методам её оценки и адекватности эмоционального реагирования. Последнее тесно связанно с понятием эмоциональной устойчивости, подробное теоретическое обоснование этой связи будет изложено ниже.

 

Эмоциогенная ситуация

Исходя из определения основных характеристик толпы, мы имеем дело с объективно эмоциогенной ситуацией. Здесь встаёт вопрос, насколько правомерно называть толпу как группу, эмоциогенной ситуацией. Очевидно, здесь следовало бы говорить об эмоциогенности как интегрирующей характеристике (объединяющей в себе такие свойства толпы, как единство эмоциональных проявлений и наличие высокого эмоционального фона). Но в быту чаще используется понятие «эмоциогенная ситуация», для определения подобных феноменов, теоретически это объясняется тем, что толпа является эмоциоенной ситуацией для её членов.

Для внесения ясности подробнее остановимся на определении эмоциогенной ситуации, данное Ильиным: «П. Фресс утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю.Я. Киселёв. Однако что значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенной ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся лишь те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые».

Здесь будет уместным поставить следующие вопросы:

1. Каким образом, на основе чего происходит подобная оценка ситуации.

2. Является ли толпа эмоциогенной ситуацией для каждого из её членов.

Отчасти Ильин даёт ответы на эти вопросы:

«Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счёт мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности её избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие казуальной атрибуции».

То есть, оценка эмоциогенности и экстремальности будет субъективной, но, как пишет Ильин, цитируя Фресса, существует определённая классификация эмоциогенных ситуаций, и основными причинами того, что ситуация может быть оценена как эмоциогенная являются:

3. Новизна, необычность, внезапность ситуации.

4. Эмоциональная устойчивость человека.

Далее второй пункт будет рассматриваться более подробно. На этом этапе появляется возможность ответить на один из поставленных ранее вопросов, может ли толпа бать неэмоциогенной для человека? Так же как для пожарника пожар является не эмоциогенной ситуацией, толпа, при отсутствии условия новизны, необычности и внезапности ситуации, будет оцениваться как-то иначе. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда толпа является полем профессиональной деятельности, и появляется необходимость в избегании эмоционального поведения, но тогда следует определить, чем же оно отличается от рационального. По мнению Лутошкина различие в следующем: «Под рациональным поведением обычно понимаются действия, которые выступают как средства достижения поставленных целей, а их ценность заключена в конечных результатах этих усилий. Конечный результат мотивирует действия, достижение его может повышать общий тонус, активизировать действия. Что касается эмоционального поведения, то оно выражается в действиях, ценность которых заложена в них самих. В этих ситуациях становится значимым на только то, что делают люди, а то, как, с кем и в каких обстоятельствах они это делают. Несомненно, что в реальной жизнедеятельности рациональное поведение и эмоциональное поведение образуют тесное единство. Однако в различных ситуациях, в разных видах деятельности, в разных социальных ситуациях, в разных периодах формирования коллектива на передний план попеременно выступает то рациональная, то эмоциональная сторона поведения».

Я неоднократно упоминал о том, что существует ряд профессий, представителям которых по долгу службы приходится находиться в толпе и при этом не поддаваться её влиянию (на этой основе формируется современный социальный заказ). Ярчайшим примером является появившаяся недавно проблема «биржевой толпы», которая заключается в том, что биржевые брокеры в связи с наличием высокого эмоционального фона (который является неотъемлемой частью их трудовой деятельности), поддаются механизму эмоционального заражения, превращаются в стяжательский вид толпы и перестают эффективно выполнять свою трудовую задачу.

Таким образом, объектом исследования будут ситуации (ситуации возможности попадания человека в толпу, либо возникновения толпы), которые обладают следующими характеристиками (характеристики идеального объекта исследования):

1. Повышенная эмоциогенность, наличие высокого эмоционального фона, высокая степень неопределённости.

2. Реализация профессиональной деятельности в этой ситуации.

.   Кратковременность, то есть существует возможность выхода из ситуации (в какой-то мере это следствие второго пункта).

.   Большое скопление людей. Должна существовать объективная возможность появления эмоционального заражения.

Отдельно следует сказать о втором пункте. В предыдущих работах объектом исследования была так называемая «собранная публика» (один из видов толпы), отличающаяся тем, что целью её членов было попадание в толпу. Сложно было определить отношение человека к толпе, является ли это стремлением-избеганием или чем-то ещё. Поэтому объектом и следования в этом году стала возможность попадания человека в толпу, возникновения толпы в ходе профессиональной деятельности, при наличии профессиональных целей. Отойдёт ли человек от своей профессиональной позиции в этой ситуации?

По мнению классиков, находится в толпе и не поддаваться её влиянию невозможно. Это мнение основывается на излишних обобщениях, отсутствии экспериментальных данных, избегании рассмотрения личностных свойств и психологии личности вообще (с учётом вышеизложенных пунктов критики классической психологии толп). Вот что по этому поводу думает С. Московичи: «Мы просто отмечаем, что психология индивидов и психология толп не подобны друг другу. То, что кажется аномальным в первой, для второй совершенно нормально».

Рассмотрение такой личностной характеристики, как эмоциональная устойчивость, даёт нам возможность говорить о том, что кто-то более, а кто-то менее подвержен влиянию толпы, а именно механизму эмоционального заражения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...