Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональная устойчивость




Для начала следует внести ясность в теоретическое определение эмоциональной устойчивости. Проблема в том, что термин «эмоциональная устойчивость» на сегодняшний день имеет два смысла. Одни авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», другие как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным ситуациям. То есть речь идёт о непосредственной связи с понятием эмоциогенной ситуации. Ильин по этому поводу пишет, что уровень эмоциональной устойчивости определяется силой и длительностью эмоциогенного воздействия которое необходимо для появления определённого эмоционального состояния. Кроме того, не существует общей эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной.

Следует заметить, что в рамках данной работы говорится об эмоциональной устойчивости к эмоциональному заражению, а это довольно специфический эмоциогенный фактор, который, по сути, является следствием эмоциогенной ситуации. Особенностью является то, что то эмоциональное состояние, которое появляется вследствие эмоциогенного воздействия, во-первых, будет тем самым эмоциогенным воздействием, а во-вторых, будет общим для многих людей (исходя из определения эмоционального заражения).

При диагностике эмоциональной устойчивости опять приходится возвращаться к проблеме метода, так как, по мнению Ильина, её непосредственная диагностика невозможна: «Явно неадекватный подход сформировался при изучении эмоциональной устойчивости. Изучается не эмоциональное свойство личности, а эффективность деятельности при эмоциональных воздействиях любого характера. Сила эмоций при этом не регистрируется, так же как и эффективность деятельности в спокойной ситуации. Поэтому трудно объективно судить об её ухудшении или улучшении, а, следовательно, и о степени эмоциональной устойчивости человека.

Как уже говорилось, истинная устойчивость человека к действию эмоциогенных факторов должна определяться двумя способами: по времени появления эмоционального состояния при длительном и непрерывном воздействии эмоциогенного фактора (например, при измерении устойчивости к монотонности работы, или к фрустрирующему фактору), или же при однократном воздействии эмоциогенного фактора разной силы и значимости для человека».

Говоря о неадекватности подхода, как мне кажется, Ильин имеет в виду то, что эмоциональная устойчивость является довольно популярным понятием в сфере подбора и аттестации персонала, но диагностика ориентированна на вид деятельности и методы, используемые для диагностики эмоциональной устойчивости летчика-испытателя и менеджера, на сегодняшний день сильно отличаются. Попытки обобщения и стандартизации сводятся к использованию таких классических методик, как 16PF Кеттелла (фактор «С»), EPQ Айзенка (шкала нейротизма), а также к изучению смежных факторов, как, например, уровень тревожности, локус контроля и т.д.


Глава 2. Описание методов и результатов исследования

Описание модели и объекта

 

Выделение характеристик идеального объекта является следствием невозможности непосредственного изучения толпы. Шагом на пути разрешения этой проблемы будет выделение основополагающего явления, которое становится предметом исследования (эмоциональное заражение), и введение чётких ограничений, характеристик, которыми должен обладать объект, результаты исследования которого могли бы быть перенесены на первоначальный феномен. То есть введение упомянутых характеристик и чёткое соответствие им объекта является обоснованием использования полученных результатов.

В качестве объекта исследования была выбрана игра в баскетбол (возможен выбор некоторых других командных видов спорта). Здесь необходимо доказать чёткое соответствие обозначенным характеристикам объекта:

1. Повышенная эмоциогенность, наличие высокого эмоционального фона, высокая степень неопределённости.

В баскетболе это ограничение времени игры, наличие противника, соревновательного момента, присутствие болельщиков, которые усиливают эмоциональный фон.

2. Реализация профессиональной деятельности в этой ситуации.

Для спортсменов, в отличие от болельщиков игра является местом реализации профессиональной деятельности, то есть у них есть чёткие профессиональные цели и задачи.

3. Кратковременность, то есть существует возможность выхода из ситуации.

Игра имеет чёткие временные рамки и форму, что позволяет говорить о том, что есть возможность выхода из неё.

4. Большое скопление людей. Должна существовать объективная возможность появления эмоционального заражения.

Так как это командный вид спорта, то здесь есть разделение на свою и чужую команду, присутствие своих и чужих болельщиков, что усиливает процессы идентификации, а также повышает возможность возникновения эмоционального заражения.

Дополнительной положительной характеристикой, которой обладает выбранный объект, является наличие непосредственного физического контакта, что также усиливает возможность появления эмоционального заражения. Кроме того, у игроков есть возможность свободного выражения эмоций, а у экспериментатора возможность их непосредственного наблюдения, что немаловажно.

Наличие основных и дополнительных положительных факторов усиливает привлекательность данного объекта для исследования.

Итак, используемая модель выглядит следующим образом. Существует феномен толпы, который теоретически определён, но не существует адекватных методов для его изучения. Основой данного феномена является механизм эмоционального заражения, описанный Фрейдом и заключающийся в том, что люди которые ему подверглись перенимают эмоциональные реакции друг друга, постепенно усиливая количество и интенсивность эмоциональных проявлений. Непосредственное выявление и диагностика личностных характеристик отвечающих за склонность к эмоциональному заражению в толпе невозможно, поэтому был предпринят следующий шаг. На основе характеристик толпы выделены характеристики объекта, в котором возможно возникновение эмоционального заражения, а также других механизмов, свойственных для исходного феномена (в выбранном объекте это идентификация между игроками). В соответствии с выбранными характеристиками был выбран объект исследования. При наличии объекта, в отношении которого существует принципиальная возможность исследования, можно говорить о том, что причиной возникновения эмоционального заражения является низкая эмоциональная устойчивость и заниматься её диагностикой.

 

Описание методики

 

Как уже говорилось выше, в связи с диагностикой эмоциональной устойчивости возникает проблема метода. Об определённом уровне эмоциональной устойчивости можно говорить лишь в связи с определённым эмоциогенным воздействием или устоявшимся комплексом эмоциогенных воздействий, которые существуют в профессиональной деятельности. Выделение этих воздействии довольно ёмкий процесс, поэтому выходом из данной ситуации является рассмотрение специфических эмоциональных проявлений в профессиональной деятельности.

Для выявления уровня эмоциональной устойчивости была использована методика «Прогноз» разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначенная для определения уровня эмоциональной устойчивости. Методика состоит из восьмидесяти четырёх вопросов, из которых пятнадцать составляют шкалу лжи. Таким образом, максимальное количество баллов, которые можно получить - 69. Тринадцать и менее баллов говорят о высоком уровне эмоциональной устойчивости, четырнадцать - семнадцать баллов - средний уровень, а восемнадцать и более - низкий уровень эмоциональной устойчивости. Таким образом, чем выше полученный бал, тем ниже эмоциональная устойчивость.

Разрешение проблемы диагностики эмоциональной устойчивости заключается в том, что адекватность выбранной методики будет проверяться путём выявления корреляционной связи между уровнем эмоциональной устойчивости и количеством эмоциональных проявлений. Наличие такой связи будет говорить о том, что выбранная методика адекватно отражает уровень эмоциональной устойчивости в данной деятельности.


2.3 Описание пилотажного исследования. Построение плана наблюдения

 

По мнению Изарда, непосредственное мимическое выражение эмоций свойственно в большей степени детям. Взрослые привыкли скрывать свои эмоции, поэтому в жизни у взрослых чаще можно наблюдать соматические, речевые, интонационные и другие проявления эмоций. Подобного мнения придерживается и Бойко:

Для нормального взрослого человека непосредственное эмоциональное реагирование чаще всего невозможно; непосредственно на всё реагируют лишь дети и психически неуравновешенные люди. Обычно эмоциональное поведение личности опосредованно и регламентировано: с одной стороны - общественными нормами и условностями, а с другой - соображениями целесообразности.

Следует добавить, что дополнительным ограничением в проявлении эмоций будет профессиональная деятельность.

Для того чтобы получить представление о том, какие специфические проявления эмоций существуют в выбранной деятельности (игра в баскетбол) первым этапом работы стало проведение пилотажного исследования, целью которого было составление карты наблюдения за эмоциональными проявлениями. Следует заметить, что для исследования имеет значение не знак, а интенсивность эмоций.

В результате проведения пилотажного исследования, которое заключалось в наблюдении за серией тренировочных игр, были выделены следующие основные виды «профессиональных» эмоциональных проявлений (вербальных и невербальных):

Советы (другим игрокам и судьям, споры о правилах). Отнесение советов к эмоциональным проявлениям основано на том, что в ходе игры они не имеют когнитивного смысла, например советы судье никогда не приносили результатов, но это довольно распространённое явление.

Примеры вербальных проявлений: «Был фол!», «Судья, пробежка!», «Дай пас!»

Конфликты (фолы, разногласия с судьями). Возможны конфликты с игроками своей команды, например из-за того, что кто-то не дал вовремя пас, или не реализовал удачную возможность.

Примеры вербальных проявлений: «Куда смотрел!», «Куда полез!»

Подбадривание (аплодисменты, рукопожатие, похлопывания по плечу). Самое распространённое проявление. Некоторые виды подбадривания вошли в культуру игры, и являются неотъемлемой её частью. Например, рукопожатие игроков одной команды при замене, а также при удачном штрафном броске.

Примеры вербальных проявлений: «Давай, давай!», «Вперёд!», «Молодец!»

Самоподкрепление - редкое, но наиболее яркое эмоциональное проявление. Обычно встречается сразу после попадания в корзину, особенно если это было сделано без поддержки команды или после долгой и упорной борьбы под кольцом.

Примеры вербальных проявлений: «Yes!» в сочетании с характерным жестом рукой, «Да!», «КГУ - чемпион!»

Проявление разочарования. Одно из наиболее распространённых проявлений. Обычно является следствием забитого гола (себе) или не забитого другой команде, особенно если этому предшествовала интенсивная борьба.

Чаще всего выражается в жестах и различных односложных восклицаниях.

Следует заметить, что критерием приравнивания какого-либо действия к эмоциональным проявлениям, было отсутствие другого, когнитивного смысла.

На основе данных, полученных в ходе пилотажного исследования, была составлена карта наблюдения (таблица для каждой из пяти игр), которая включает в себя различные виды эмоциональных проявлений. Но кроме количества, при наблюдении также учитывалось и изменение интенсивности проявлений, то есть в таблице указанно количество эмоциональных проявлений в первом и во втором тайме. Это было сделано для того, чтобы по результатам наблюдения можно было судить о динамике эмоционального заражения. То есть если количество эмоциональных проявлений возрастает, то заражение происходит. Количественный прирост эмоциональных проявлений каждого игрока в каждой игре отражён в отдельной таблице.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...