Результаты исследования, выводы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Для начала следует заметить, что эмоциональные проявления, наблюдаемые на тренировке в ходе пилотажного исследования, несколько отличались от тех, которые наблюдались в игре. Вследствие наличия цензуры были заменены или не использовались некоторые вербальные и невербальные проявления. По данным пяти таблиц (планов наблюдения по каждой игре), были составлены две сводные таблицы - сумма и разность (динамика интенсивности) эмоциональных проявлений у каждого игрока в каждой игре. Каждая из этих таблиц включает в себя графу «Среднее», в которой посчитано среднеарифметическое количество эмоциональных проявлений и показателей эмоционального заражения (динамика интенсивности). При обработке, соотносятся данные, полученные при наблюдении, а именно, общее количество эмоциональных проявлений и динамика интенсивности (эмоциональное заражение), с данными, полученными при использовании методики, то есть три числовых ряда из восьми чисел каждый. Корреляция между уровнем эмоциональной устойчивости и общим количеством эмоциональных проявлений составляет 0,66, что является довольно высоким показателем и даёт возможность говорить о правомерности использования этой методики в данном виде деятельности и ещё раз подтверждает, что низкая эмоциональная устойчивость выражается в большом количестве эмоциональных проявлений. Корреляция между уровнем эмоциональной устойчивости и динамикой интенсивности эмоциональных проявлений (эмоциональным заражением) составляет 0,866. Это очень высокий показатель, который свидетельствует о том, что поставленная гипотеза подтвердилась, и цель работы достигнута. То есть низкий уровень эмоциональной устойчивости каждой отдельно взятой личности действительно является основой для возникновения механизма эмоционального заражения в толпе.
Для того, чтобы говорить о второй гипотезе, следует разрешить кажущееся противоречие - первый показатель ниже второго, это является следствием того, что у игрока №4, который является капитаном команды, общее количество эмоциональных проявлений (особенно советов) очень высокое (самое большое в команде), но постоянное, на протяжении всей игры, а так же согласно методике он имеет высокий уровень эмоциональной устойчивости. Это объясняется его ролью, следует заметить, что в толпе ролей нет, и при переносе результатов это противоречие снимается. То есть большое количество эмоциональных проявлений, если эти проявления равномерно распределены во времени никак не связанно с эмоциональным заражением и эмоциональной устойчивостью. Это стало одним из сделанных выводов. Таким образом, нельзя говорить о том, что большое количество эмоциональных проявлений связанно с не успешностью деятельности, по крайней мере, для спорта. С уверенностью можно сказать, что в спорте речь идёт об индивидуальном стиле, темпераменте и т. д., которые в силу специфики данного вида деятельности по-разному могут сказываться на её результатах. Далее следует сказать о поставленных ранее задачах: · В ходе теоретической работы и пилотажного исследования удалось выделить основные виды эмоциональных проявлений для данного объекта, которые дали возможность построения плана наблюдения, а так же принципиальную возможность фиксации проявлений эмоционального заражения · Проведение данного исследования и получение результатов, явилось подтверждением возможности эмпирического изучения толпы, но с большими допущениями. Отчасти, не удалось уйти от изучения малой группы и перенесения результатов исследования на толпу, но в ходе исследования была реализована теоретическая возможность обращения к психологии личности, что позволило получить новое представление как о феномене толпы в целом, так и об отдельных его характеристиках.
· Было проверенно и доказано, что попадание человека в толпу определяется не только ситуацией, но и личностными особенностями, которые, что немаловажно, могут быть подвергнуты диагностике. · По результатам данного исследования трудно дать новые рекомендации по поводу повышения уровня эмоциональной устойчивости лиц, чья профессиональная деятельность связанна с эмоциогенными ситуациями. Остаётся лишь повторить, что решение лежит в оценке ими этих ситуаций как неэмоциогенных. При анализе результатов проделанной работы мною было сделано два основных вывода: Первый - основой толпы является динамика, увеличение количества эмоциональных проявлений, что является показателем возникновения эмоционального заражения. Второй - разрешение многих проблем, связанных с феноменом толпы лежит в разделении основы толпы (механизма её возникновения) и основной характеристики толпы, в этом случае появляется большая свобода в определении и того и другого, а также разрешаются многие споры о природе феномена толпы. Заключение
В ходе исследования гипотеза подтвердилась, а поставленные цели и задачи были достигнуты. Это позволяет говорить о значимости полученных результатов. Эта работа является лишь первым шагом на пути к изучению феномена толпы. Необходимость заниматься дальнейшим, в том числе и практическим, изучением данного феномена очевидна, так как на сегодняшний день сложившаяся ситуация такова, что в окружающей нас действительности существует масса мест приложения данного подхода. Ярчайшим доказательством тому может стать проблема, связанная с поиском причин возросшего количества проявлений молодёжного экстремизма, а также упомянутых выше антиглобализма, неофашизма и т. п. Решение этой проблемы лежит в обращении к психологии толпы.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1980. . Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: «Филинъ», 1996.
. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000. 4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2000. . Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. . ЛеБон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1998. 7. ЛеБон Г. Психология толп. - М.: Наука, 1997. . Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. 9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000. . Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. - М., 1996. . Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - М., 2001. . Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб: Питер, 2001. . Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. 14. Регуш А.А. Наблюдение в практической психологии. - М., 1995. . Современная психология. Под ред. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. . Тард Г. Мнение и толпа. - М.: Наука, 1997. . Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. - М.: Институт психологии РАН, «КСП+», 1998. . Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998 г. Приложение 1 Данные наблюдения по игре №1
Самоподкрепление |
Конфликты |
Подбадривания |
Советы |
Разочарование |
Другие реплики | ||||||||||||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||||||||||||
4 | 1 | 1 | 2 | 6 | 5 | 2 | 2 | 3 | |||||||||||||||
6 | 2 | 2 | 3 | 6 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||
7 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 | 2 | |||||||||||||||
10 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||
12 | 1 | ||||||||||||||||||||||
13 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||
14 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||||||
15 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Данные наблюдения по игре №2
№ игрока |
Самоподкрепление |
Конфликты |
Подбадривания |
Советы |
Разочарование |
Другие реплики | ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | ||
6 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | ||||||
7 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | |||||
10 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | |||||||
12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
13 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||
14 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
15 | 1 | 1 | 1 |
Данные наблюдения по игре №3
|
|
№ игрока |
Самоподкрепление |
Конфликты |
Подбадривания |
Советы |
Разочарование |
Другие реплики | ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 4 | 5 | 1 | ||||
6 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | 2 | |||||
7 | 1 | 1 | 5 | 1 | 1 | |||||||
10 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | |||||
12 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||||
13 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 1 | |||||
14 | 1 | 1 | 2 | |||||||||
15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Данные наблюдения по игре №4
№ игрока |
Самоподкрепление |
Конфликты |
Подбадривания |
Советы |
Разочарование |
Другие реплики | ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 | |||
6 | 1 | 2 | 2 | 2 | 6 | 1 | 7 | 1 | 1 | |||
7 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | |||||
10 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 5 | ||||||
12 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
13 | 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | |||||||
14 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
15 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Данные наблюдения по игре №5
№ игрока |
Самоподкрепление |
Конфликты |
Подбадривания |
Советы |
Разочарование |
Другие реплики | ||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
4 | 1 | 1 | 1 | 7 | 10 | 1 | 3 | 1 | ||||
6 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 7 | 1 | 8 | 1 | 2 | ||
7 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | 5 | 2 | ||
10 | 1 | 1 | 1 | 6 | 1 | 3 | 1 | |||||
12 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||
13 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 | |||||||
14 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | |||||
15 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Приложение 2
Общее количество эмоциональных проявлений
№ игрока | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Среднее |
4 | 22 | 17 | 20 | 19 | 25 | 20,6 |
6 | 20 | 10 | 15 | 22 | 27 | 18,8 |
7 | 15 | 13 | 9 | 13 | 21 | 14,2 |
10 | 13 | 9 | 11 | 15 | 22 | 14 |
12 | 1 | 5 | 5 | 3 | 8 | 4,4 |
13 | 9 | 7 | 12 | 9 | 11 | 9,6 |
14 | 7 | 4 | 4 | 7 | 13 | 7 |
15 | 6 | 3 | 5 | 4 | 9 | 5,4 |
Динамика интенсивности эмоциональных проявлений
№ игрока | Игра№1 | Игра№2 | Игра№3 | Игра№4 | Игра№5 | Среднее |
4 | -2 | 1 | 0 | 3 | 5 | 1,4 |
6 | 10 | 8 | 7 | 12 | 15 | 9 |
7 | 7 | 11 | 5 | 9 | 13 | 10,4 |
10 | 5 | 9 | 5 | 9 | 10 | 7,6 |
12 | 1 | 1 | -1 | 1 | 0 | 0,4 |
13 | 5 | 7 | 6 | 7 | 9 | 6,8 |
14 | 3 | 4 | 2 | 7 | 5 | 4,2 |
15 | 2 | 3 | 1 | 0 | 3 | 1,8 |
Уровень эмоциональной устойчивости
№ игрока | 4 | 6 | 7 | 10 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Уровень эмоциональной устойчивости | 21 | 43 | 30 | 35 | 19 | 26 | 17 | 12 |
Приложение 3
Текст методики «Прогноз»
1. Иногда мне голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всём стоять друг за друга.
|
|
. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
. У меня часто болит голова.
. Иногда я говорю неправду.
. Раз в неделю или чаще безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь
. Бывает, что я сержусь.
. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
. Мышечные судороги и подёргивания у меня бывают достаточно редко.
. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
. Я в гостях держусь за столом лучше, чем дома.
. Если мне не грозит штраф, и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
. Запоры у меня бывают редко.
. В игре я предпочитаю выигрывать.
. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.
. Мне приятно иметь среди моих знакомых значительных людей, это как бы придаёт мне вес в собственных глазах.
. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
. С моим рассудком творится что-то неладное.
. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
. Думаю, что я человек обречённый.
. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
. Моя внешность меня, в общем устраивает.
. Я вполне уверен в себе.
. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбуждённым или взволнованным.
. Кто-то управляет моими мыслями.
. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
. Бывает, что неприятная или непристойная шутка вызывает у меня смех.
. Счастливей всего я бываю, когда я один.
. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
. Я любил сказки Андерсена.
. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
. Меня злит, когда меня торопят.
. Меня легко привести в замешательство.
. Я легко теряю терпение с людьми.
. Частот мне хочется умереть.
. Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.
. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.
. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
. У меня были очень необычные мистические переживания.
. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.
. Я человек нервный, легко возбудимый.
. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).
. Всё у меня получается плохо, не так, как надо.
. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
. Большую часть времени я ощущаю себя усталым.
. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учёбы кажется невыносимым.
. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
. Я чувствую себя несправедливо обиженным.
. Моё мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
. Мне трудно проснуться в назначенный час.
. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
. В детстве я был капризный и раздражительный.
. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
. Иногда я принимаю валерьяну, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
. У меня есть судимые родственники.
. В юности я имел приводы в милицию.
. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.
|
|