Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования, выводы




 

Для начала следует заметить, что эмоциональные проявления, наблюдаемые на тренировке в ходе пилотажного исследования, несколько отличались от тех, которые наблюдались в игре. Вследствие наличия цензуры были заменены или не использовались некоторые вербальные и невербальные проявления.

По данным пяти таблиц (планов наблюдения по каждой игре), были составлены две сводные таблицы - сумма и разность (динамика интенсивности) эмоциональных проявлений у каждого игрока в каждой игре. Каждая из этих таблиц включает в себя графу «Среднее», в которой посчитано среднеарифметическое количество эмоциональных проявлений и показателей эмоционального заражения (динамика интенсивности).

При обработке, соотносятся данные, полученные при наблюдении, а именно, общее количество эмоциональных проявлений и динамика интенсивности (эмоциональное заражение), с данными, полученными при использовании методики, то есть три числовых ряда из восьми чисел каждый. Корреляция между уровнем эмоциональной устойчивости и общим количеством эмоциональных проявлений составляет 0,66, что является довольно высоким показателем и даёт возможность говорить о правомерности использования этой методики в данном виде деятельности и ещё раз подтверждает, что низкая эмоциональная устойчивость выражается в большом количестве эмоциональных проявлений.

Корреляция между уровнем эмоциональной устойчивости и динамикой интенсивности эмоциональных проявлений (эмоциональным заражением) составляет 0,866. Это очень высокий показатель, который свидетельствует о том, что поставленная гипотеза подтвердилась, и цель работы достигнута. То есть низкий уровень эмоциональной устойчивости каждой отдельно взятой личности действительно является основой для возникновения механизма эмоционального заражения в толпе.

Для того, чтобы говорить о второй гипотезе, следует разрешить кажущееся противоречие - первый показатель ниже второго, это является следствием того, что у игрока №4, который является капитаном команды, общее количество эмоциональных проявлений (особенно советов) очень высокое (самое большое в команде), но постоянное, на протяжении всей игры, а так же согласно методике он имеет высокий уровень эмоциональной устойчивости. Это объясняется его ролью, следует заметить, что в толпе ролей нет, и при переносе результатов это противоречие снимается. То есть большое количество эмоциональных проявлений, если эти проявления равномерно распределены во времени никак не связанно с эмоциональным заражением и эмоциональной устойчивостью. Это стало одним из сделанных выводов.

Таким образом, нельзя говорить о том, что большое количество эмоциональных проявлений связанно с не успешностью деятельности, по крайней мере, для спорта. С уверенностью можно сказать, что в спорте речь идёт об индивидуальном стиле, темпераменте и т. д., которые в силу специфики данного вида деятельности по-разному могут сказываться на её результатах.

Далее следует сказать о поставленных ранее задачах:

· В ходе теоретической работы и пилотажного исследования удалось выделить основные виды эмоциональных проявлений для данного объекта, которые дали возможность построения плана наблюдения, а так же принципиальную возможность фиксации проявлений эмоционального заражения

·   Проведение данного исследования и получение результатов, явилось подтверждением возможности эмпирического изучения толпы, но с большими допущениями. Отчасти, не удалось уйти от изучения малой группы и перенесения результатов исследования на толпу, но в ходе исследования была реализована теоретическая возможность обращения к психологии личности, что позволило получить новое представление как о феномене толпы в целом, так и об отдельных его характеристиках.

·   Было проверенно и доказано, что попадание человека в толпу определяется не только ситуацией, но и личностными особенностями, которые, что немаловажно, могут быть подвергнуты диагностике.

·   По результатам данного исследования трудно дать новые рекомендации по поводу повышения уровня эмоциональной устойчивости лиц, чья профессиональная деятельность связанна с эмоциогенными ситуациями. Остаётся лишь повторить, что решение лежит в оценке ими этих ситуаций как неэмоциогенных.

При анализе результатов проделанной работы мною было сделано два основных вывода:

Первый - основой толпы является динамика, увеличение количества эмоциональных проявлений, что является показателем возникновения эмоционального заражения.

Второй - разрешение многих проблем, связанных с феноменом толпы лежит в разделении основы толпы (механизма её возникновения) и основной характеристики толпы, в этом случае появляется большая свобода в определении и того и другого, а также разрешаются многие споры о природе феномена толпы.


Заключение

 

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, а поставленные цели и задачи были достигнуты. Это позволяет говорить о значимости полученных результатов.

Эта работа является лишь первым шагом на пути к изучению феномена толпы. Необходимость заниматься дальнейшим, в том числе и практическим, изучением данного феномена очевидна, так как на сегодняшний день сложившаяся ситуация такова, что в окружающей нас действительности существует масса мест приложения данного подхода.

Ярчайшим доказательством тому может стать проблема, связанная с поиском причин возросшего количества проявлений молодёжного экстремизма, а также упомянутых выше антиглобализма, неофашизма и т. п. Решение этой проблемы лежит в обращении к психологии толпы.

 


Список используемой литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1980.

. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: «Филинъ», 1996.

. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Питер, 2000.

. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

. ЛеБон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1998.

7. ЛеБон Г. Психология толп. - М.: Наука, 1997.

. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988.

9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.

. Московичи С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. - М., 1996.

. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - М., 2001.

. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб: Питер, 2001.

. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

14. Регуш А.А. Наблюдение в практической психологии. - М., 1995.

. Современная психология. Под ред. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.

. Тард Г. Мнение и толпа. - М.: Наука, 1997.

. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. - М.: Институт психологии РАН, «КСП+», 1998.

. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1998 г.


Приложение 1

Данные наблюдения по игре №1

№ игрока

Самоподкрепление

Конфликты

Подбадривания

Советы

Разочарование

Другие реплики

  I II I II I II I II I II I II
4 1     1   2 6 5 2 2 3  
6   2   2 3 6 1 2 1 3    
7   1   1 1 2     2 5 1 2
10   1 1   1 3 1 2 1 3    
12                   1    
13 1 2       3       2 1  
14     1 1   1     1 2   1
15         1 2   1 1 1    

Данные наблюдения по игре №2

№ игрока

Самоподкрепление

Конфликты

Подбадривания

Советы

Разочарование

Другие реплики

  I II I II I II I II I II I II
4     1 1 1 1 2 3 2 3 2 1
6       1   2   2 1 3   1
7   2 1 2   2   1   3   2
10       1   2   1   3   2
12     1 1   1     1 1    
13       1   2   2   1   1
14       1   1   1   1    
15           1       1   1

Данные наблюдения по игре №3

№ игрока

Самоподкрепление

Конфликты

Подбадривания

Советы

Разочарование

Другие реплики

  I II I II I II I II I II I II
4       1 1 1 4 3 4 5 1  
6         1 2 1 1 2 6   2
7               1 1 5 1 1
10       1 1 1   1 2 4   1
12           1     2 1 1  
13   1     1 2 1   1 5   1
14       1         1 2    
15             1 1 1 1   1

Данные наблюдения по игре №4

№ игрока

Самоподкрепление

Конфликты

Подбадривания

Советы

Разочарование

Другие реплики

  I II I II I II I II I II I II
4   1 1 1   2 4 4 3 2   1
6       1 2 2 2 6 1 7 1 1
7       1   2 1 2 1 5   1
10   1     1 2   4 2 5    
12                 1 1   1
13           3   1 1 3   1
14       1   1   2   3    
15       1   1     1 1    

Данные наблюдения по игре №5

№ игрока

Самоподкрепление

Конфликты

Подбадривания

Советы

Разочарование

Другие реплики

  I II I II I II I II I II I II
4     1 1 1   7 10 1 3   1
6 1     1 1 3 2 7 1 8 1 2
7   1  1 2 1 2 1 5 1 5   2
10       1 1 1   6 1 3   1
12       1 1   1 2 2 1    
13           2   3 1 4   1
14       1 1 2 1 2 2 4    
15   1   1 1   1 2 1 2    

Приложение 2

Общее количество эмоциональных проявлений

№ игрока №1 №2 №3 №4 №5 Среднее
4 22 17 20 19 25 20,6
6 20 10 15 22 27 18,8
7 15 13 9 13 21 14,2
10 13 9 11 15 22 14
12 1 5 5 3 8 4,4
13 9 7 12 9 11 9,6
14 7 4 4 7 13 7
15 6 3 5 4 9 5,4

Динамика интенсивности эмоциональных проявлений

№ игрока Игра№1 Игра№2 Игра№3 Игра№4 Игра№5 Среднее
4 -2 1 0 3 5 1,4
6 10 8 7 12 15 9
7 7 11 5 9 13 10,4
10 5 9 5 9 10 7,6
12 1 1 -1  1 0 0,4
13 5 7 6 7 9 6,8
14 3 4 2 7 5 4,2
15 2 3 1 0 3 1,8

Уровень эмоциональной устойчивости

№ игрока 4 6 7 10 12 13 14 15
Уровень эмоциональной устойчивости 21 43 30 35 19 26 17 12

Приложение 3

Текст методики «Прогноз»

1. Иногда мне голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всём стоять друг за друга.

.   Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

.   Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

.   У меня часто болит голова.

.   Иногда я говорю неправду.

.   Раз в неделю или чаще безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

.   Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь

.   Бывает, что я сержусь.

.   Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

.   Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

.   Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

.   Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

.   Мышечные судороги и подёргивания у меня бывают достаточно редко.

.   Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

.   Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

.   Я в гостях держусь за столом лучше, чем дома.

.   Если мне не грозит штраф, и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

.   Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

.   Мне часто говорят, что я вспыльчив.

.   Запоры у меня бывают редко.

.   В игре я предпочитаю выигрывать.

.   Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

.   Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

.   Мне приятно иметь среди моих знакомых значительных людей, это как бы придаёт мне вес в собственных глазах.

.   Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

.   С моим рассудком творится что-то неладное.

.   Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

.   Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

.   Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

.   Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

.   Думаю, что я человек обречённый.

.   Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

.   Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

.   Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

.   Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

.   В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

.   Моя внешность меня, в общем устраивает.

.   Я вполне уверен в себе.

.   Раз в неделю или чаще я бываю очень возбуждённым или взволнованным.

.   Кто-то управляет моими мыслями.

.   Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

.   Бывает, что неприятная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

.   Счастливей всего я бываю, когда я один.

.   Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

.   Я любил сказки Андерсена.

.   Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

.   Меня злит, когда меня торопят.

.   Меня легко привести в замешательство.

.   Я легко теряю терпение с людьми.

.   Частот мне хочется умереть.

.   Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.

.   Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

.   К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

.   Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

.   Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

.   У меня были очень необычные мистические переживания.

.   Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

.   У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

.   Я человек нервный, легко возбудимый.

.   Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

.   Всё у меня получается плохо, не так, как надо.

.   Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

.   Большую часть времени я ощущаю себя усталым.

.   Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

.   Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

.   Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

.   Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

.   Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учёбы кажется невыносимым.

.   Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

.   Я чувствую себя несправедливо обиженным.

.   Моё мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

.   Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

.   На меня обращают внимание чаще, чем на других.

.   У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

.   Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

.   Мне трудно проснуться в назначенный час.

.   Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

.   В детстве я был капризный и раздражительный.

.   Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

.   Иногда я принимаю валерьяну, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

.   У меня есть судимые родственники.

.   В юности я имел приводы в милицию.

.   Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...