И виды духовной деятельности.
Общественное сознание отражает богатство общественной жизни, общественного бытия в различных формах. Если общественное сознание, общественная психология, идеология, теоретическое сознание отличаются прежде всего по уровню отражения действительности, способу существования, социальным функциям и т.д., то основной критерий выделения форм общественного сознания – содержательный. Также им присущ специфический способ познания своего объекта. К формам общественного сознания относятся: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское и научное сознание. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если науку и философию интересуют как природа, так и общество, то политическое сознание – отношения между классами, нациями, социальными слоями и их совокупное отношение к государственной власти. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика между объективными и субъективными моментами. Если, например, наука не стремится к концентрации на субъективном, то искусство фактически теряет всю свою ценность без субъективного, оно необходимый сплав объекта – субъекта. Каждая форма характеризуется специфическим соотношением обыденного сознания, психологии, теоретического уровня освоения действительности. Некоторые формы выполняют сходные общественные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, т.е. и та, и другая форма являются мировоззрениями, хотя и различного типа. Религиозное сознание – не только мировоззрение, но оно и мироощущение, мировосприятие, т.е. сложная система чувств, эмоций, настроений и т. д. Важной отличительной чертой форм общественного сознания является способ отражения действительности. Для науки это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы и т.д.
Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. В результате выстроить в один ряд все формы общественного сознания невозможно, да и вряд ли это нужно. Все они в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения общественного человека, его общественного бытия. Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Так, сегодня с полным основанием можно говорить о рождении экологической формы общественного сознания, вызванной к жизни небывалым усложнением и обострением в сфере взаимодействия общества и природы и, соответственно, обострением отношений между людьми по поводу их отношения к природе. Нравственное (моральное) сознание. Особую роль в жизни общества, в регулировании поведения людей играет мораль, выступающая ключевой категорией нравственного сознания. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения членов общества, мораль в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов. Мораль – понятие общечеловеческое (см.
Рис. 6.4. Нравственное сознание, этика
И.Кант утверждал, что основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью. Итак, напомним здесь Заповеди Божии[95]: 1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земл е внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. Именно общечеловеческий характер приведенных нравственных законов, признание абсолютности нравственных ценностей, т.е. их универсальности для всех людей доказывает несостоятельность марксистского утверждения «бытие определяет сознание» и является основой для объединения всего человечества в процессе решения вопросов мирного и достойного сосуществования всех народов Земли.
Читайте также: А) Проблема материальной и духовной бедности Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|