Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовная жизнь общества




1. Духовное производство и общественное сознание.

 

2. Производство духовных ценностей, духовная жизнь общества, общественное сознание, их соотношение.

3. Структура общественного сознания и его элементы. Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое.

4. Общественная психология и идеология. Общественное мнение. Массовое сознание.

5. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь.

6. Формы общественного сознания и виды духовной деятельности:

а) Критерии выделения форм общественного сознания, их взаимосвязь;

б) Экономическое сознание, его значение;

в) Политическое и правовое сознание;

г) Нравственное сознание как регулятор человеческой жизнедеятельности. Классовое и общечеловеческое в морали. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

д) Эстетическое сознание: сущность и структура. Искусство, его специфика и функции.

е) Религиозное и атеистическое сознание. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм.

 

Основные понятия: духовная жизнь, духовные ценности, обыденный и теоретический уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, массовое сознание, общественное мнение, форма общественного сознания.

 

Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества и всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д.

На протяжении длительного време­ни общественное сознание, духовная жизнь общества или не различа­лись вообще, или различались очень мало. Во всяком случае, между этими характеристиками усматривались скорее терминологические, нежели концептуальные различия. Между тем опыт последних десяти­летий показал, что эти понятия, хотя они относятся к одной и той же духовной реальности, все же отражают ее разные грани. Наиболее обстоятельное исследование специфики духовной жизни общества проведено профессором А. К. Уледовым[90].

А. К. Уледов считает, что духовная жизнь общества есть «жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, являющегося одним из важнейших видов об­щественного производства, с отношениями между людьми в процес­се духовного производства, с духовным общением…»[91].

Он выде­ляет в духовной жизни общества такие элементы, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, духов­ные отношения. Иначе говоря, духовная жизнь людей предстает имен­но как их жизнь, включающая в себя коммуникации людей, обмен информацией, формирование, удовлетворение определенных потреб­ностей, их непосредственное общение. Тем самым в категории «ду­ховная жизнь общества» приоткрылось еще одно существенное каче­ство общественного сознания, духовной стороны жизни общества.

При разграничении общественного сознания и духовной жизни был использован и критерий разных уровней общественной жизни. При таком подходе духовная жизнь общества трактовалась как характеристика особого – структурно-социологического – среза общества.

Итак, социальная философия характеризует общественное созна­ние, духовную жизнь общества как сложнодифференцированное, многокачественное общественное образование. Чем дальше развива­ется общественная жизнь, тем глубже развертывается философско-социологическое познание духовной реальности общества, тем больше раскрывается богатство и разнообразие ее различных граней, качеств. На современном этапе теоретические представления о духовной сто­роне общественной жизни можно уподобить не фотографии, на ко­торой в одном ракурсе, с одной стороны описывается эта сторона, а голографическому отражению, охватывающему объемно, с разных сторон это общественное явление.

Одной из важнейших характеристик духовной жизни, общественного сознания является духовное производство. Оно представляет собой производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также всю систему деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство призвано удовлетворять, прежде всего, комплекс духовных потребностей общества. Именно духовные потребности, т.е. нужда людей и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира и т.п.) являются первым звеном в цепочке духовной деятельности общества.

Здесь конечным продуктом специализированной общественной духов­ной деятельности выступает общественное сознание. Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отноше­ния (или общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства»[92] (рис. 6.1).

Общественное сознание включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности, являясь ее субъективной сторо­ной. Это активная сила, оказывающая воздей­ствие на общественное бытие, причем воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регули­рует поведение людей, объединяет их и реализуется в со­ответствующей деятельности.

 

Основные функции духовного производства
1. Функция воспроизводства общественного сознания в его целостности
2. Функция совершенствования всех сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной)
4. Функция производства знания и распространение (трансляция) этого знания
3. Функция производства фундаментальных и прикладных идей
5. Функция производства общественного мнения

 

Рис. 6.1. Основные функции духовного производства

 

Сохраняя на всех этапах общественной жизни фундаментальное свойство отражать общественное бытие, общественное сознание вместе с тем является многокачественным образованием. Для познания многокачественности общественного сознания социальная филосо­фия использует соответствующие методологические средства. Посколь­ку современная трактовка общественного сознания неотделима от понимания методологических подходов, в контексте которых оно изу­чается и оценивается, остановимся на их характеристике.

Прежде всего, следует выделить аспектный подход. Центральная идея этого подхода заключается в том, что общественное сознание необходимо исследовать, учитывая различные грани жизнедеятельнос­ти общественного субъекта, в рамках которых возникают, функциони­руют и развиваются те или иные элементы общественного сознания. Таким образом, в общий механизм соотношения общественного со­знания и общественного бытия как бы включается такое промежуточ­ное звено, как особая грань жизнедеятельности общественного субъек­та, которая существенно корректирует само содержание общественно­го сознания и его роль в обществе. На этой основе выделяются познавательный и социологический аспекты общественного сознания.

Познавательный аспект общественного сознания основывается на оценке общественного сознания и его элементов как идеального от­ражения, объективного мира, общественного бытия. Стержнем этого аспекта является проблема истины. Все уровни, виды общественного сознания здесь интегрируются, дифференцируются по тому, отража­ют они или нет объективную истину, а если отражают, то с какой глубиной, в каких формах.

Социологический аспект общественного сознания предполагает оценку общественного сознания и его элементов с позиций их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Стержнем этого аспекта является не объективная истина как таковая, а выражение интересов определенного общественного субъекта, роль в обоснова­нии, развертывании его деятельности. Выделение социо­логического аспекта общественного сознания позволило предложить более глубокую интерпретацию идеологии как способа духовной дея­тельности человека, объяснить жизнестойкость всякого рода фетиши­стских форм общественного сознания, разграничить целеполагание, мотивацию человеческой деятельности на всеобщетеоретическом и обыденно-практическом уровнях, решить ряд других проблем.

Дифференциация гносеологического и социологического аспектов позволила выявить в общественном сознании различные структуры, каждая из которых сориентирована на удовлетворение специфи­ческих запросов общественного субъекта. Гносеологическая структура раскрывает сложный, многозначный процесс общественного позна­ния, социологическая – не менее сложный и разветвленный меха­низм общественной мотивации человеческой деятельности. Причем эти структуры не обязательно выводятся одна из другой.

Общественная жизнь развернута не только по вертикали (скажем, по разным типам деятельности, общественных отношений, по сферам и т.д.), но и по горизонтали – на дистанции от мира социальных явлений до сущностей первого, второго и последующих порядков. Созна­ние общества, будучи универсальным родовым признаком человечес­кой жизнедеятельности, естественно, также связано с различными уровнями жизни общества. Оно функционирует и как форма ориента­ции личности в рамках эмпирических жизненных ситуаций, и как форма жизнедеятельности микро- и макросоциальных общностей, и как составная часть механизмов использования и действия законов общественного развития, и как своеобразное противостояние объек­тивной природе общественных законов.

Анализ сознания под этим углом зрения позволил выявить его определенную многослойность, показал, что каждый уровень общества требует учета определенных принципов подхода к сознанию об­щества. Иначе говоря, и в данном социальном пространстве выявля­ется определенная многокачественность общественного сознания, духовной жизни общества. Учет этой многокачественности позволил более четко определить место и специфику категории «общественное сознание» среди всех категорий, отражающих духовную реальность общества. Категория общественного сознания это не своеобразное вместилище всех и всяческих духовных явлений в обществе. Содержа­ние категории «общественное сознание» отвечает критерию социаль­ной целостности, она приложима только к обществу как целому.

Отметим еще одну, пожалуй, важнейшую, грань сознания общества, сознания человека. Суть ее в том, что сознание выступает как сама человеческая жизнь, как грань жизни. Иначе говоря, созна­ние бытийственно. С этой точки зрения и общественное сознание вы­ступает не только как идеальный образ общества, регулятив его дея­тельность, но и как сама жизнь общества, сама общественная жизнь. В таком отношении сознание трактуется как духовность. В этом плане можно видеть большие резервы рационального в различных идеалис­тических моделях общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что выявившаяся многокачественность ду­ховной жизни отнюдь не означает, что эта жизнь не является единой, целостной. В духовной жизни общества нет ничем не связанных, отдельно друг от друга существующих «духовных жизней», «аспектов» и т.д. Нет, это именно тесно друг с другом связанные, взаимопронизы­вающие друг друга стороны, грани, аспекты единой целостности.

Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах (см. рис. 6.2).

 

Теоретическое сознание
Общественная идеология
Обыденное сознание
Научные знания
Общественная психология
Общественная идеология
Политическое сознание Политическая идеология Политика
Правовое сознание Правовая идеология право
Философское сознание Философская идеология Философия
Общественное бытие (производство, географическая среда, плотность, рост народонаселения)
Религиозное сознание Религиозная идеология Религия
Нравственное сознание Нравственная идеология Нравственность, этика
Эстетическое сознание Эстетическая идеология Эстетика
Формы общественного сознания

 

Рис. 6.2. Структура общественного сознания

 

Различаясь между собой по объекту и способам отражения, формы общественного сознания находятся в тесном взаимо­действии друг с другом. По глубине отражения обществен­ное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жиз­ни, т.е. непосредственный жизненный опыт.

 

Теоретичес­кое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях. Общественное сознание в со­циально дифференцированном обществе отражает обще­ственное бытие с позиций определенных социальных сло­ев, групп, классов, что является его идеологическим аспек­том. Поскольку любой человек, так или иначе, включен в определенные социальные общности, имеет определен­ные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отра­жают реальное положение дел, тогда знание будет объек­тивным, истинным.

Помимо обыденного и теоретического сознания выде­ляется еще особая форма отражения – общественная пси­хология. Она не тождественна ни обыденному, ни теорети­ческому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процес­сами, принимая в умах людей эмоциональную окраску. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни могут вызвать смутное недовольство, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой.

Общественная психология так же, как и обыденное сознание, относится к числу генетически первичных форм отражения действительности. Она представляет собой совокупность общественных чувств, эмоций, настроений, переживаний, волеизъявлений и т.д.

Соотношение непосредственных и опосредованных воздействий на общественную психологию является зачастую очень противоречивым. Определяющая роль в этом комплексе воздей­ствий, в конечном счете, принадлежит самой общественной реальности.

С од­ной стороны, общественная психология прямо зависит от реального положения дел в обществе, с другой – общественная психология, в особенности ее слож­ные формы, существенно зависит от теоретического сознания, идео­логического воздействия (рис. 6.3).

 

Общественная психология – совокупность взглядов, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп
Общественная идеология – система идей и теорий, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон
Идеология – продукт целеполагающей теоретической деятельности
Общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств
Общественная психология – эмпирический уровень общественного сознания
Характерные черты
Идеология – рациональный уровень общественного сознания
Идеология проникает в сущность социальной действительности
Общественная психология – непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности
Идеология – целевая функция развития социума, определяющая вектор его развития
Идеология базируется на определенной психологии и формирует общественную психологию
Общественная психология, являясь первичной по отношению к идеологии, формируется под ее воздействием, т.е. испытывает ее обратное влияние

 

 

Рис. 6.3. Общественная психология и идеология

 

Феномен идеологии в современном обществе сложен и в определенной мере противоречив. Вероятно, с этим связаны различные трактовки сущности идеологии. Пожалуй, наиболее распрост­ранено понимание идеологии как теоретического систематизирован­ного сознания, выражающего интересы определенного класса[93]. Однако в современных условиях идеология должна быть понята как более общее духовное явление. Ее основным качеством является то, что она отра­жает и выражает интересы не только класса, но и социальной груп­пы, общности вообще. Поскольку же эти интересы всегда связаны с определенной прагматической направленностью, постольку в идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориен­тиров, программ деятельности социальной общности. Главное в идеологии то, что она отра­жает суть какого-то интереса, является духовным средством его реа­лизации. И до тех пор, пока у группы, общности, человечества есть какие-то интересы, есть необходимость их реализации – до тех пор будет существовать идеология. Классовая же идеология лишь исторический вариант идеологии вообще.

Точно так же теоретичность и систематизированность сами по себе не выражают сущности идеологии. Конечно, она может воплощаться в теоретическую систематизированную форму — и это, возможно, наиболее точное выражение ее содержания, но она может существо­вать и на обыденном, социально-психологическом уровне. Например, классовый инстинкт, психологические установки, определяющие от­ношение одной национально-этнической общности к другой, не ме­нее идеологичны, чем программы политических партий, ибо они вы­ражают природу социального интереса и служат его реализации.

Качественная специфика идеологии выявляется в ее соотношении с наукой, познанием в целом. Если для научного познания главным является отраже­ние объективных законов, объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, имен­но этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Ко­нечно, абсолютизировать это различие, лишать идеологию познаватель­ного момента, а познание – идеологического было бы неправильно, но все же основная природа идеологии как феномена общественного сознания определена областью общественного интереса.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть поверхностный, но необходимый этаж сознания, поскольку благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей (табл. 6.1).

Таблица 6.1

 

Соотношение общественной психологии и идеологии
в различных формах общественного сознания

Формы общественного сознания Общественная психология Общественная идеология
Политическое сознание Массовое политическое сознание (чувство классовой солидарности, патриотизма) Теории о классах, государстве, политические лозунги
Правовое сознание Массовые представления о законном и незаконном, о справедливости Правовые теории и кодексы
Нравственное сознание Нравственные чувства и представления об элементарных правилах человеческого общежития, привычки, обычаи, традиции, моральные качества личности Этические теории, моральные принципы, кодексы, идеалы
Эстетическое сознание Эстетические чувства и представления (о прекрасном, безобразном и др.) Эстетические теории
Философия Наивный реализм, элементы миросозерцания, выраженные в народной мудрости, пословицах, мифах Философские и социологические теории
Религиозное сознание Религиозные чувства, вера Богословские теории, религиозные догматы.
Наука Эмпирические знания из опыта повседневной жизни и практики (донаучные знания) Система знаний о мире, выраженная в понятиях, законах, формулах, теориях

Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действи­тельности, которое составляет своеобразный базис для возник­новения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущ­ность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных сторонах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму, других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему. Поэтому и то и другое вместе могут быть определены как сознание эмпирическое, стихийно воз­никающее в процессе повседневной житейской практики и харак­терное для основной массы членов общества. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Не­редко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому слою. Это неправомерно и в особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

Обратимся к анализу соотношения понятий «общественное» и «индивидуальное сознание». Очевидно, что сознание индивида носит действительно общественный характер, ибо его развитие, содержание и функционирование определяется теми социальными условиями, в которых он живет. Однако сознание отдельного индивида далеко не тождественно ни сознанию общества в целом, ни даже сознанию той социальной группы, к которой он принадлежит.

Индивидуальное сознание есть отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и деятельности. Это значит, что в сознании индивида сосуществуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других – находясь в антагонистическом противоре­чии) различные духовные пласты и элементы, связанные с воз­действием сознания того или иного класса, малых социальных групп (например семьи), национального сознания и, наконец, общественного сознания эпохи. Таким образом, индивидуаль­ное сознание – это своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности. Общее в индивидуальном соз­нании отражает те стороны общественного бытия, которые ха­рактерны для данной исторической эпохи и для данной обще­ственно-экономической формации. Особенное – это отраже­ние принадлежности его к данному классу, нации, социальной и профессиональной группе и т.д. Единичное – это все то, что связано с индивидуальностью данной личности, что отличает ее от других членов общества. Уникальность, неповторимость сознанию индивида придает именно специфическое сочетание в каждом отдельном случае элементов единичного, особенного и общего.

Взаимодействие, взаимоотношения общественного и индивидуального сознания носят диалектически противоречивый характер. С одной стороны, индивидуальное сознание проникну­то и, как правило, в массе своей организовано общественным сознанием, «насыщено» им. Но с другой стороны, содержание самого общественного сознания имеет своим единственным ис­точником сознание индивидуальное. И то, что для многих выступает как абсолютно надличностное, неперсонифицированное, на самом деле было внесено в общественное сознание конкретными личностями и теми, имена которых мы помним (Эпикур, Кант, Шекспир, Чайковский, Фома Аквинский, A. Бэкон, Маркс, Коперник, Эйнштейн), и теми тысячами и сотнями тысяч, имена которых в том же самом общественном сознании не сохранились. Выдающийся отечественный историк Е. В. Тарле писал: «Вряд ли что может быть труднее для историка извест­ного идейного движения, как разыскивание и определение на­чала этого движения. Как зародилась мысль в индивидуальном сознании, как она себя поняла, как перешла к другим людям, к первым неофитам, как постепенно видоизменялась...»[94]. Про­слеживая (и прежде всего по первоисточникам) этот путь, исто­рик воспроизводит на конкретном материале механизм вклю­чения инноваций индивидуального сознания в содержание об­щественного.

Еще одна важная закономерность: функционирование идеи уже включенной в содержание общественного сознания, ее «жизнь» или, напротив, возможное «умирание» также неотрывны от индивидуального сознания. Если идея длительное время не функционирует ни в одном индивидуальном сознании, она выхо­дит в «тираж погашения» и в сознании общественном, т.е. умирает.

Для правильного понимания характера, содержания, уровня и направленности индивидуального сознания большое значе­ние имеет успешно развиваемая нашим обществоведением в последние десятилетия категория «социальная микросреда». Упот­ребление этой категории позволяет вычленить из общего пред­ставления «социальная среда» конкретный и чрезвычайно важный ее фрагмент. Дело в том, что социальная среда, фор­мирующая духовный мир индивида, не есть нечто единое и одноплоскостное. Это и мегасреда – огромный современный мир вокруг человека с его политическим, экономическим и идей­но-психологическим противоборством и в то же время единст­вом. Это и макросреда – скажем, наше недавно еще советское, а сейчас постсоветское общество. Это и микросреда – непо­средственное социальное окружение человека, в качестве основных компонентов (референтных групп) которого выступают семья, первичный коллектив (учебный, трудовой, армейский и т.д.) и приятельское окружение. Понять духовный мир дан­ного конкретного индивида можно только с учетом воздейст­вия на его сознание мега-, макро- и микросреды, причем воз­действия неравномерного в каждом конкретном случае.

Сегодня категория «социальная микросреда» получила права гражданства во многих науках – в правоведении, педагогике, социологии, социальной психологии и т.д. И каждая из этих наук на богатейшем материале подтверждает чрезвычайно большую роль микросреды в формировании личности и ее дальнейшей жизнедеятельности. При всей значимости объективных соци­ально-экономических условий жизни весьма важным, может быть даже решающим, для формирования нормативных уста­новок личности является нередко идеологический и социаль­но-психологический климат в семье, трудовом коллективе, приятельском окружении. Именно они непосредственно созда­ют тот интеллектуальный и моральный стержень личности, на котором затем будет основано либо моральное и правомерное, либо аморальное и даже преступное поведение. Разумеется, ин­дивидуальные особенности сознания детерминируются не только микросредой: необходимо учитывать не в меньшей степени и антропологические (биологические и психологические) особен­ности самой личности, обстоятельства ее личной жизни.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...