Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь без смерти не бывает




Грустно начинать разговор о событии, которое никому радости не несет. Но если оно внесено в распорядок нашего существования, умалчивать о нем грех. Любому здравомыслящему человеку понятно, что все живущие на Земле когда-то ее обязательно покинут. Так заведено в Природе. Правда, мы часто «отгоняем» мысли о смерти. И это закономерно.

Но знать больше о последнем этапе необходимо. Реализуется он по-разному: мгновенный уход из жизни (авария, несчастный случай, стихийное бедствие), уход добровольный (суицид), естественный уход по старости организма, после длитель­ной болезни. Объектом предстоящего разговора будут два последних.

Мало о смерти пишут и с неохотой читают.

Философские воззрения о последнем этапе существования на земле затерялись в древности. Благодаря церкви, как хранителю древних писаний, кое-что сохрани­лось. Но и они не попадали в руки современных философов и психологов. За последнее столетие проблему отношения человека к смерти сумели вывести не только из сферы общественного обсуждения, но и сферы морали, нравственности, уважения к больным и старикам, соблюдения христианских канонов.

Люди разучились правильно вести себя с умирающими. Находить нужные слова в разговоре с ними о завершающейся жизни, предстоящей смерти. Вызы­вать у них гордость за добрые дела и поступки, совершенные при жизни. Разучи­лись правильно прощаться с покойным, обряжать его, хоронить, поминать, нас­ледовать хорошее, забывать плохое, чтить и оберегать его земные добрые дела.

Обыденной нормой стал обман тяжелобольных.

Большего откровения по данному вопросу, чем у прогрессивного деятеля Алек­сандра Куртна (Эстония), мне встречать не приходилось:

«Смерть человека, также как и его жизнь, принадлежит человеку. С приближе­нием смерти человек вправе знать, когда он должен умереть, и, призывая на помощь медицину, избрать самую для себя удобную форму кончины.

Медицина похитила у смерти всю ее индивидуальность, растворила ее в науч­ной анонимности. Анонимность же служит следующей ступени обмана. Смерть существует среди анонимной, непонятной, сложной медицинской аппаратуры. В тысяче анонимных лекарств и препаратов, в усовершенствованных методах и рецептах. Смерть существует, но ее представляют под видом жизни.

Медицинская наука обезоружила нашу готовность. Она узурпировала власть, ограничила дееспособность человека и, таким образом, похитила у нас сознатель­ное умирание. В последний же миг наука бросает нас. Мы остаемся неподготовлен­ные, еще не вооружившиеся перед смертью и сокрушаемые ею еще более жестко, чем звери. Не пришло ли время поднять протест против сегодняшней "гуманной смерти", против святой лжи».

Ни в кои века подобного отношения к последнему этапу жизни человека не было. Во власть смерти не вмешивались, потому что знали — это закон Природы. Живущие на Земле бессильны против этого явления.


Ю.Батулин

Древнегреческий мудрец и философ Сократ, приговоренный властью к смерти, последние свои часы провел в кругу друзей. В писаниях, дошедших до наших дней, можно найти его суждение о смерти:

«Смерть — это одно из двух: либо умереть — значит, стать ничем, так что умерший уже ничего не чувствует. Либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть удивительное приобретение.

С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? Да я готов умереть много раз, если все это правда: для меня было бы восхитительно вести там беседы».

Когда смертная чаша с ядом цикуты была дана ему в руки (метод казни), кто-то из присутствующих заплакал. Сократ попросил их успокоиться, заявив, что уми­рать надо в благоговейном молчании.

Кто-то може быть сошлется на «дремучесть» древних в науке, образовании, культуре. Относительно наших дней, с этим можно частично согласиться. Но относительно знания Природы, ее энергетического проявления на Земле, биоин­формационной связи живого мира с Космосом, древляне (назовем их так) — на уровне академиков, а мы — на уровне «дремучих» учеников, не желающих изучать прошлое.

Мудрые люди старины были созданы по тем же вселенским принципам, что и мы, с теми же природными задатками, что и у нас. Только они меньше были загнаны жизненным ритмом современной цивилизации. Их философия рожда­лась с восприятия виденного ими, а не навязанного им извне. Потому многие научные и философские воззрения тех лет не превзойдены современниками, а некоторые из них, несмотря на развитость современной науки, не могут быть даже расшифрованы.

Информация к размышлению...

В последние десятилетия на человечество, словно девятый вал, обрушивается искаженная историческая информация. Историю «кастрируют» в угоду режимам. Под лозунгами отыскания исторической «правды» и разоблачения «неправды» опош­ляются исторические события и исторические личности. Хотя история от жизни принимает все и всех. Для ее запасников одинаково ценны Наполеон и Гитлер, НиколайII и Распутин, Сталин и Жуков, Гагарин и Сахаров. Она одинаково прини­мает как национальных героев, так и врагов нации, лишь бы вписывались они в историю.

В то же время история «бледнеет», когда в угоду действительности с архивных полок изымаются биографии ее «подопечных», незаслуженно чернятся или также незаслуженно отмываются.

«Посягали» и на А. С. Пушкина. «Переосмыслению» подвергались многие стра­ницы из его биографии. Но его величие не подвластно векам. Насколько он велик как поэт, настолько был мужествен как человек. Последние часы его жизни нас-


Учу жить без лекарств 499

колько печальны, настолько и поучительны. Ранение в живот было очень болез­ненным.

Доктор Даль рассказывал:

«Он отвергал утешение наше. Сам брал с большой полки стакан, тер себе виски льдом, сам сымал и накладывал себе на живот припарки. Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ее ожидал, так твердо был уверен, что час роковой ударил.

— Терпеть надо, друг, делать нечего, но не стыдись боли, стонай, тебе будет легче.

Нет, нет... не надо... стонать... жена... услышит. Смешно же... чтоб этот... вздор... меня... пересилил... не хочу».

Из рассказа В. Жуковского:

«До начала сильной боли он подозвал к себе доктора Спасского, велел подать какую-то бумагу, по-русски написанную, и заставил ее сжечь. Потом призвал к себе Данзаса и продиктовал ему записку о некоторых долгах своих. Это его, однако, изнурило, и после он уже не мог сделать никаких распоряжений. Когда поутру кончились его сильные страдания, он сказал Спасскому:

— Жену! Позовите жену!

Потом потребовал детей: они спали; их привели и принесли к нему полусонных. Он на каждого оборачивал глаза, молча клал на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя прочь.

У Пушкина спросили: желает ли он исповедаться и причаститься. Он охотно согласился.

— За кем прикажите послать? — спросил его Спасский.

Возьмите первого ближайшего священника.

Пушкин исповедался и причастился Святых Тайн. Было очевидно, что он спешил сделать свой земной последний расчет и как будто подслушивал идущую к нему смерть. Взявши себя за пульс, он сказал Спасскому:

Смерть идет...

Умер Александр Сергеевич в 3 часа 15 минут 28 января 1837 года».

«Глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти», — признался потом известный русский поэт Петр Плетнев.

И вновь приведу слова нашего современника А. Куртны:

«Смерть человека должна быть не кошмарной безликой кончиной, а личным, святым и достойным прощанием с людьми и вещами, сопровождавшими его в жизни. Человек имеет право познакомиться со своей смертью. Побыть с ней лицом к лицу. Вступить с ней в сговор. Ставить условия. Поспорить с ней, дружес­ки поцапаться, даже пофлиртовать. И кто знает, возможно, даже — как когда-то в прошлом —позволить ей посидеть в изголовье. О такой смерти думали поколения мудрецов».

Современные философы и психологи мало чем дополнили старину во взгляде на смерть, поэтому предлагаю пофилософствовать на эту тему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...