Жизнь без смерти не бывает
Грустно начинать разговор о событии, которое никому радости не несет. Но если оно внесено в распорядок нашего существования, умалчивать о нем грех. Любому здравомыслящему человеку понятно, что все живущие на Земле когда-то ее обязательно покинут. Так заведено в Природе. Правда, мы часто «отгоняем» мысли о смерти. И это закономерно. Но знать больше о последнем этапе необходимо. Реализуется он по-разному: мгновенный уход из жизни (авария, несчастный случай, стихийное бедствие), уход добровольный (суицид), естественный уход по старости организма, после длительной болезни. Объектом предстоящего разговора будут два последних. Мало о смерти пишут и с неохотой читают. Философские воззрения о последнем этапе существования на земле затерялись в древности. Благодаря церкви, как хранителю древних писаний, кое-что сохранилось. Но и они не попадали в руки современных философов и психологов. За последнее столетие проблему отношения человека к смерти сумели вывести не только из сферы общественного обсуждения, но и сферы морали, нравственности, уважения к больным и старикам, соблюдения христианских канонов. Люди разучились правильно вести себя с умирающими. Находить нужные слова в разговоре с ними о завершающейся жизни, предстоящей смерти. Вызывать у них гордость за добрые дела и поступки, совершенные при жизни. Разучились правильно прощаться с покойным, обряжать его, хоронить, поминать, наследовать хорошее, забывать плохое, чтить и оберегать его земные добрые дела. Обыденной нормой стал обман тяжелобольных. Большего откровения по данному вопросу, чем у прогрессивного деятеля Александра Куртна (Эстония), мне встречать не приходилось:
«Смерть человека, также как и его жизнь, принадлежит человеку. С приближением смерти человек вправе знать, когда он должен умереть, и, призывая на помощь медицину, избрать самую для себя удобную форму кончины. Медицина похитила у смерти всю ее индивидуальность, растворила ее в научной анонимности. Анонимность же служит следующей ступени обмана. Смерть существует среди анонимной, непонятной, сложной медицинской аппаратуры. В тысяче анонимных лекарств и препаратов, в усовершенствованных методах и рецептах. Смерть существует, но ее представляют под видом жизни. Медицинская наука обезоружила нашу готовность. Она узурпировала власть, ограничила дееспособность человека и, таким образом, похитила у нас сознательное умирание. В последний же миг наука бросает нас. Мы остаемся неподготовленные, еще не вооружившиеся перед смертью и сокрушаемые ею еще более жестко, чем звери. Не пришло ли время поднять протест против сегодняшней "гуманной смерти", против святой лжи». Ни в кои века подобного отношения к последнему этапу жизни человека не было. Во власть смерти не вмешивались, потому что знали — это закон Природы. Живущие на Земле бессильны против этого явления. Ю.Батулин Древнегреческий мудрец и философ Сократ, приговоренный властью к смерти, последние свои часы провел в кругу друзей. В писаниях, дошедших до наших дней, можно найти его суждение о смерти: «Смерть — это одно из двух: либо умереть — значит, стать ничем, так что умерший уже ничего не чувствует. Либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть удивительное приобретение. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? Да я готов умереть много раз, если все это правда: для меня было бы восхитительно вести там беседы».
Когда смертная чаша с ядом цикуты была дана ему в руки (метод казни), кто-то из присутствующих заплакал. Сократ попросил их успокоиться, заявив, что умирать надо в благоговейном молчании. Кто-то може быть сошлется на «дремучесть» древних в науке, образовании, культуре. Относительно наших дней, с этим можно частично согласиться. Но относительно знания Природы, ее энергетического проявления на Земле, биоинформационной связи живого мира с Космосом, древляне (назовем их так) — на уровне академиков, а мы — на уровне «дремучих» учеников, не желающих изучать прошлое. Мудрые люди старины были созданы по тем же вселенским принципам, что и мы, с теми же природными задатками, что и у нас. Только они меньше были загнаны жизненным ритмом современной цивилизации. Их философия рождалась с восприятия виденного ими, а не навязанного им извне. Потому многие научные и философские воззрения тех лет не превзойдены современниками, а некоторые из них, несмотря на развитость современной науки, не могут быть даже расшифрованы. Информация к размышлению... В последние десятилетия на человечество, словно девятый вал, обрушивается искаженная историческая информация. Историю «кастрируют» в угоду режимам. Под лозунгами отыскания исторической «правды» и разоблачения «неправды» опошляются исторические события и исторические личности. Хотя история от жизни принимает все и всех. Для ее запасников одинаково ценны Наполеон и Гитлер, НиколайII и Распутин, Сталин и Жуков, Гагарин и Сахаров. Она одинаково принимает как национальных героев, так и врагов нации, лишь бы вписывались они в историю. В то же время история «бледнеет», когда в угоду действительности с архивных полок изымаются биографии ее «подопечных», незаслуженно чернятся или также незаслуженно отмываются. «Посягали» и на А. С. Пушкина. «Переосмыслению» подвергались многие страницы из его биографии. Но его величие не подвластно векам. Насколько он велик как поэт, настолько был мужествен как человек. Последние часы его жизни нас-
Учу жить без лекарств 499 колько печальны, настолько и поучительны. Ранение в живот было очень болезненным. Доктор Даль рассказывал: «Он отвергал утешение наше. Сам брал с большой полки стакан, тер себе виски льдом, сам сымал и накладывал себе на живот припарки. Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ее ожидал, так твердо был уверен, что час роковой ударил. — Терпеть надо, друг, делать нечего, но не стыдись боли, стонай, тебе будет легче. — Нет, нет... не надо... стонать... жена... услышит. Смешно же... чтоб этот... вздор... меня... пересилил... не хочу». Из рассказа В. Жуковского: «До начала сильной боли он подозвал к себе доктора Спасского, велел подать какую-то бумагу, по-русски написанную, и заставил ее сжечь. Потом призвал к себе Данзаса и продиктовал ему записку о некоторых долгах своих. Это его, однако, изнурило, и после он уже не мог сделать никаких распоряжений. Когда поутру кончились его сильные страдания, он сказал Спасскому: — Жену! Позовите жену! Потом потребовал детей: они спали; их привели и принесли к нему полусонных. Он на каждого оборачивал глаза, молча клал на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя прочь. У Пушкина спросили: желает ли он исповедаться и причаститься. Он охотно согласился. — За кем прикажите послать? — спросил его Спасский. — Возьмите первого ближайшего священника. Пушкин исповедался и причастился Святых Тайн. Было очевидно, что он спешил сделать свой земной последний расчет и как будто подслушивал идущую к нему смерть. Взявши себя за пульс, он сказал Спасскому: — Смерть идет... Умер Александр Сергеевич в 3 часа 15 минут 28 января 1837 года». «Глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти», — признался потом известный русский поэт Петр Плетнев. И вновь приведу слова нашего современника А. Куртны: «Смерть человека должна быть не кошмарной безликой кончиной, а личным, святым и достойным прощанием с людьми и вещами, сопровождавшими его в жизни. Человек имеет право познакомиться со своей смертью. Побыть с ней лицом к лицу. Вступить с ней в сговор. Ставить условия. Поспорить с ней, дружески поцапаться, даже пофлиртовать. И кто знает, возможно, даже — как когда-то в прошлом —позволить ей посидеть в изголовье. О такой смерти думали поколения мудрецов». Современные философы и психологи мало чем дополнили старину во взгляде на смерть, поэтому предлагаю пофилософствовать на эту тему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|