Групповая социальная работа: общая характеристика, сферы применения, основные модели
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Групповая работа традиционно широко используется в социальной работе и наиболее часто применяется в сфере работы с детьми и подростками, а также с людьми всех возрастов, имеющими схожие социальные и индивидуальные проблемы или находящимися в похожей социальной ситуации. Интенсивно групповые формы деятельности используются для работы с малолетними правонарушителями, подростками из неблагополучных семей, с престарелыми и людьми с физическими и умственными недостатками. Обычно групповая работа заключается в том, что небольшая группа людей со схожими целями, интересами или проблемами по инициативе или при участии социального работника регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общих целей. В отличие, скажем, от психотерапевтических групп цели совместной деятельности в этом случае не обязательно связаны с решением эмоциональных и внутриличностных конфликтов и проблем. Это может быть обмен информацией, совместные социальные действия, развитие практических, социальных и межличностных умений, перестройка асоциального поведения. Многообразие групп может быть классифицировано относительно их целевой направленности. 1. Группы организации досуга: часто существуют без внешнего руководства; если такая группа действует под эгидой какого-либо муниципального центра, то его работники могут предложить организатора, который поможет собрать заинтересованных людей и вовлечь их в целенаправленную деятельность (например, по организации спортивной команды или творческого или развлекательного мероприятия). Такие группы могут дополнительно развивать те или иные навыки. Социальные агентства помогают организовать и структурировать подобные группы.
2. Группы обучения: группы, в которых происходит обучение тем или иным навыкам деятельности, часто обычными дидактическими методами, например, родительские группы, группы по ведению дома и т. п., различные дискуссионные группы. 3. Группы «самопомощи»: это группы, объединяющие людей со сходными проблемами (в рамках программ реабилитации, использующих групповые формы работы, например, такие как «Анонимные алкоголики» или «Синанон»), которые собираются вместе для моральной, эмоциональной и информационной поддержки; хотя эти группы принципиально отказываются от услуг профессионалов, социальный работник может быть инициатором создания подобных групп. 4. Группы социализации: многие рассматривают их как основной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных навыков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социализации, активно обучает, задает модели социального поведения, помогает ускорить научение новым социальным ролям и развивать ролевую компетентность, организует дискуссии, обеспечивает благоприятную среду и, таким образом, создает возможности для изменения ролевого поведения и взаимодействия. Такие группы организуются обычно в системе исправительных учреждений, в больницах, детских учреждениях, различных клубах и т. п. с целью адаптации и реадаптации определенных категорий людей к тем или иным ситуационным условиям. Группы социализации могут иметь и более широкие цели содействия вхождению в общество и общего развития. 5. Психокоррекционные группы: создаются для клиентов, которые хотят решить свои эмоциональные проблемы или не могут принимать участие в деятельности обычных групп. В отличие от психотерапевтических групп здесь не лечат неврозы, реактивные состояния и другие клинически выраженные психопатологические состояния. Целями таких групп могут быть развитие самосознания и самопринятия, поведенческая коррекция и т. п. Обычно такие группы существуют в рамках организаций, работающих в области психического здоровья, медицинской социальной работы и т. д.
Отдельно необходимо отметить групповую работу с молодежью. Традиционно она была и остается одним из основных направлений групповой социальной работы и ей отводится значительное место в групповой практике, но, правда, как отмечают некоторые авторы [275, 282], большей частью в сфере организации досуга. Цели различных программ социальной работы с молодежью в определяют следующие направления деятельности [233, p. 274]: 1) рекреационные виды деятельности и неформальное обучение, предназначенное для развития таких духовных и этических ценностей, как любовь к дому, семье, друзьям, интерес к общине и стране, формирование опыта гражданской ответственности; 2) развитие социальных навыков и опыта межличностных отношений через участие в работе клубов дружбы, групп по интересам, через расширение внесемейного и внешкольного жизненного опыта, занятие спортом и т. д.; 3) услуги для молодежи с особыми проблемами (трудности при обучении в школе, конфликты с полицией, социальная изоляция) в целях содействия адаптации к семье, сверстникам, социальным сообществам; 4) развитие местного управления и самоуправления через создание специальных программ обучения граждан и советов общественных представителей. Таким образом, групповая работа в ее самых разнообразных видах и организационных формах составляет огромный пласт деятельности работников в США. Очевидно, подобная широта профессиональных интересов и разнообразие направлений деятельности создают значительные трудности при создании дефиниций групповой социальной работы. В современной англоязычной литературе по социальной работе можно найти большое число определений групповой работы. Мы приведем здесь лишь некоторые из наиболее часто цитируемых. Итак, групповая социальная работа может рассматриваться как:
— «метод социальной работы, который помогает индивидам улучшить их социальное функционирование через целенаправленную организацию группового опыта и дает возможность более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми или общинными проблемами» [322, p. 118]; — «целенаправленная деятельность в контексте малых групп, нацеленная на удовлетворение социоэмоциональных потребностей и решение групповых задач. Эта деятельность может быть направлена как на индивида в качестве члена группы или на группу в целом» [440, c. 12]; — «работа с малой группой, направленная на оказание помощи членам группы с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих проблем в психосоциальном функционировании, превенции возможных проблем, развития групповой и организационной структуры, ликвидации препятствий для нормальной жизнедеятельности и социальной среде» [362, p. 4]. При имеющихся различиях в определениях в них присутствуют два центральных для американской традиции социальной работы с группой момента. Во-первых, эти определения репрезентируют магистральное направление социальной работы — улучшение и развитие способности к социальному функционированию. В данной парадигме отправной точкой социальной работы является актуальная или потенциальная проблема — макро- или микросоциальная, личностная или межличностная — в ее конкретной представленности индивиду. Такая прагматическая ориентация «от проблемы» весьма характерна для американских моделей социальной работы, которые не актуализируют, по крайней мере на уровне теоретических построений, общеразвивающих и воспитательных задач. Но, видимо, не следует полагать, что решение проблемы в социальном функционировании индивида при этом сводится к оказанию утилитарной помощи. Проблема в этом смысле есть не просто нехватка чего-либо для нормальной жизнедеятельности, но реальное противоречие между потребностями индивидуального развития и внутренними и внешними возможностями личности или общности людей. Снятие этого противоречия актуализирует потенциал развития личности и тем самым соотносится с целями воспитания в широком смысле как «планомерного создания условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации» [81, c. 153]. Кстати, европейская модель социальной работы в большей степени, связана с традициями социально-педагогической мысли, поэтому цели социального воспитания в ней представлены в более явном виде. В частности, Т. Яркина приводит одно из европейских определений групповой социальной работы как «формы и метода, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения» [201]. Это определение прямо эксплицирует, на наш взгляд, воспитательные цели социальной работы, хотя и несколько затеняет специфику именно социальной работы с группой.
Второй центральный момент социальной работы с группой, отчетливо просматривающийся в приведенных выше определениях, — это целесообразная организация группового опыта, дающая возможность членам группы искать эффективные решения общей проблемы и тем самым развивать, видоизменять и обогащать индивидуальный опыт участников. В этом плане групповая работа предназначена для обретения конструктивных жизненных целей и содействия изменениям в оценке реальности, в структуре самосознания, коммуникативных и социальных навыков участников группы через организацию позитивного группового опыта и взаимодействия. Это своего рода инструмент содействия самоопределению личности, способ развития личностной автономии, социальной ответственности и достоинства [233, p. 98]. Эти два аспекта являются ключевыми и при определении общих целей социальной работы с группой. Обычно в качестве таковых называют [410, c. 78]: 1) помощь группе в достижении совместно определенных целей; 2) содействие желаемым изменениям в структуре индивидуального опыта, в понимании личностных, семейных, профессиональных проблем и проблем взаимоприспособления; 3) оказание помощи группе в более полном использовании возможностей совместной деятельности для саморазвития и взаимного обогащения ее членов. Если теперь обратиться к теоретическим концепциям групповой социальной работы, которые в идеале должны перевести общие цели работы с группой на язык конкретных задач и операциональных принципов деятельности социального работника, то приходится признать, что современное состояние теории в США в области групповой социальной работы характеризуется эклектичностью, непоследовательностью, фрагментарностью концепций, противоречивостью общих методологических оснований и принципов. Большинство концепций ретранслируют без адекватного переосмысления достаточно произвольно выбранный набор понятий, феноменов и механизмов групповой и социальной динамики, заимствованный из различных областей научного знания (социальная психология, социология, теория систем и управления и т. д.) и адаптируют его в наборах методических рекомендаций, советов и функциональных долженствований для социального работника. Р. Робертс и Х. Нозерн издали коллективную научную работу [435], в которой свои позиции изложили наиболее авторитетные представители различных концепций социальной работы с группой. Цель этого издания заключалась в том, чтобы провести теоретическую систематизацию и выявить принципиальные различия между различными подходами, подобно тому, как это происходит в теории индивидуальной социальной работы. Но как отмечают Робертс и Нозерн, это предприятие оказалось малоуспешным. С одной стороны, в теоретическом плане авторы говорят о столь разных вещах, что не возникает даже предмета спора. С другой стороны, на уровне содержательного описания групповой работы воспроизводят в разных терминах фактически идентичный набор практических рекомендаций. В послесловии, пытаясь все же высветить основные точки противоречий, редакторы использовали даже процедуры контент-анализа. Но и эти меры позволили сделать лишь поверхностный анализ по типу «больше или меньше уделяют внимания», и «упоминают или не упоминают». Редакторы пришли к выводу, что представленные подходы являются скорее не теориями социальной работы, а теориями для социальной работы с группой.
Поэтому мы, обращаясь к анализу содержательных аспектов организации взаимодействия в процессе групповой социальной работы, сочли целесообразным идти не от теоретических постулатов и конструкций отдельных авторов, а от реально существующих в практике моделей организации групповой работы. За основу мы взяли идею американских исследователей К. Пэйпелл и Б. Ротман. Они обозначили три модели работы с группой, в разной степени выраженности, представленные в практике социальной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|