Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая социальная работа: общая характеристика, сферы применения, основные модели




 

Групповая работа традиционно широко используется в со­циаль­ной работе и наиболее часто применяется в сфере работы с детьми и подростками, а также с людьми всех возрастов, имеющими схожие социальные и индивидуальные про­блемы или находящимися в похо­жей социальной ситуации. Интенсивно групповые фор­мы деятельности используются для работы с малолетни­ми правонарушителями, подростками из неблагополучных семей, с престарелыми и людьми с физическими и умственными не­достатками. Обыч­но групповая работа заключается в том, что небольшая группа людей со схожими целями, интересами или пробле­мами по инициативе или при участии социального работника регуляр­но собирается и включается в совместную деятель­ность для достижения общих целей. В отличие, скажем, от психотера­певтичес­ких групп цели совместной деятельности в этом слу­чае не обяза­тельно связаны с решением эмоциональ­ных и внутриличностных конф­ликтов и проблем. Это может быть обмен информацией, совместные социальные действия, разви­тие практических, социальных и межлич­ностных уме­ний, пе­рестройка асоциального поведения. Многообразие групп мо­жет быть классифицировано относительно их целе­вой нап­рав­ленности.

1. Группы организации досуга: часто существуют без внешнего руко­во­дства; если такая группа действует под эгидой какого-либо муниципаль­ного цент­ра, то его работники могут предложить организа­тора, кото­рый поможет собрать заинтересованных людей и вовлечь их в целена­прав­ленную деятельность (нап­ример, по организации спортив­ной ко­манды или творческого или развлекательного мероприятия). Такие группы мо­гут допол­ни­тельно развивать те или иные навыки. Социальные агентства помо­гают организовать и структурировать подобные группы.

2. Группы обучения: группы, в которых происходит обу­чение тем или иным навыкам деятельности, часто обычными дидакти­ческими ме­тодами, например, родительские группы, группы по ведению дома и т. п., различные дискуссионные группы.

3. Группы «самопомощи»: это группы, объединяющие лю­дей со сходными проблемами (в рамках программ реабилита­ции, использующих групповые формы работы, например, та­кие как «Анонимные алкоголики» или «Синанон»), которые собираются вместе для моральной, эмоцио­нальной и инфор­мационной поддержки; хотя эти группы принципиально отка­зываются от услуг профессионалов, социальный работник мо­жет быть инициатором создания подобных групп.

4. Группы социализации: многие рассматривают их как ос­новной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных на­выков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социа­лизации, активно обучает, задает модели соци­ального поведения, помогает ускорить научение новым соци­альным ролям и развивать ро­левую компетентность, органи­зует дискуссии, обеспечивает благоп­риятную среду и, таким образом, создает возможности для изменения ролевого пове­дения и взаимодействия. Такие группы организуются обычно в системе исправительных учреждений, в больницах, детских учреждениях, различных клубах и т. п. с целью адаптации и реадаптации оп­ределенных категорий людей к тем или иным ситуационным условиям. Группы социализации могут иметь и более широкие цели содействия вхождению в общество и об­щего развития.

5. Психокоррекционные группы: создаются для клиентов, которые хотят решить свои эмоциональные проблемы или не могут принимать участие в деятельности обычных групп. В отличие от психотерапевтических групп здесь не лечат нев­розы, реактивные состояния и другие клинически выраженные психопатологические состояния. Целями таких групп могут быть развитие самосоз­нания и самопринятия, поведенческая коррекция и т. п. Обычно такие группы существуют в рамках организаций, работающих в области психичес­кого здоровья, меди­цинской социальной работы и т. д.

Отдельно необходимо отметить групповую работу с моло­дежью. Традиционно она была и остается одним из основных направлений групповой социальной работы и ей отводится значительное место в групповой практике, но, правда, как от­мечают некоторые авторы [275, 282], большей частью в сфере организации досуга. Цели различных прог­рамм социальной работы с молодежью в определяют следующие направ­ления деятельности [233, p. 274]:

1) рекреационные виды деятельности и неформальное обу­чение, предназначенное для развития таких духовных и этиче­ских ценнос­тей, как любовь к дому, семье, друзьям, интерес к общине и стра­не, формирование опыта гражданской ответст­венности;

2) развитие социальных навыков и опыта межличностных отношений через участие в работе клубов дружбы, групп по интересам, через расширение внесемейного и внеш­кольного жизненного опыта, занятие спортом и т. д.;

3) услуги для молодежи с особыми проблемами (трудности при обуче­нии в школе, конфликты с полицией, социальная изоляция) в целях содействия адаптации к семье, сверстникам, социальным сообществам;

4) развитие местного управления и самоуправления через соз­дание специальных программ обучения граждан и советов общественных предс­тавителей.

Таким образом, групповая работа в ее самых разнообраз­ных видах и организационных формах составляет огромный пласт дея­тельности работников в США. Очевидно, подобная широта професси­ональных интересов и разнообразие направ­лений деятельности созда­ют значительные трудности при соз­дании дефиниций групповой социальной работы.

В современной англоязычной литературе по социальной работе можно найти большое число определений групповой работы. Мы приведем здесь лишь некоторые из наиболее час­то цитируемых. Итак, групповая социальная работа может рассматриваться как:

— «метод социальной работы, который помогает индиви­дам улуч­шить их социальное функционирование через целе­направленную орга­низацию группового опыта и дает возмож­ность более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми или общинными проблема­ми» [322, p. 118];

— «целенаправленная деятельность в контексте малых групп, нацеленная на удовлетворение социоэмоциональных потребностей и решение групповых задач. Эта деятельность может быть направлена как на индиви­да в качестве члена группы или на группу в целом» [440, c. 12];

— «работа с малой группой, направленная на оказание по­мощи членам группы с целью использования возможностей совместной дея­тельности для решения существующих про­блем в психосоциальном функционировании, превенции воз­можных проблем, развития групповой и организационной структуры, ликвидации препятствий для нормальной жизне­деятельности и социальной среде» [362, p. 4].

При имеющихся различиях в определениях в них присут­ствуют два центральных для американской традиции социаль­ной работы с группой момента. Во-первых, эти определения репрезентируют магистральное направление социальной ра­боты — улучшение и развитие способности к социальному функционированию. В данной парадигме отправной точкой социальной работы является актуальная или потенциальная проблема — макро- или микросоциальная, личностная или межличностная — в ее конкретной представленности инди­виду. Такая прагматическая ориен­тация «от проблемы» весьма характерна для американских моделей социальной работы, ко­торые не актуализируют, по крайней мере на уровне теорети­ческих построений, общеразвивающих и воспитательных за­дач. Но, видимо, не следует полагать, что решение проблемы в социальном функционировании индивида при этом сводится к оказанию утилитарной помощи. Проблема в этом смысле есть не просто нехватка че­го-либо для нормальной жизнедеятель­ности, но реальное противоре­чие между потребностями инди­видуального развития и внутренними и внешними возможно­стями личности или общности людей. Снятие этого проти­во­речия актуализирует потенциал развития личности и тем са­мым со­относится с целями воспитания в широком смысле как «планомерного создания условий для относительно целена­правленного развития че­ловека в процессе его социализации» [81, c. 153]. Кстати, европейс­кая модель социальной работы в большей степени, связана с традициями социально-педагоги­ческой мысли, поэтому цели социального воспита­ния в ней представлены в более явном виде. В частности, Т. Яркина приводит одно из европейских определений групповой соци­аль­ной работы как «формы и метода, который используется с целью ока­зания человеку помощи через передачу группового опыта для разви­тия его физических и духовных сил, формиро­вания социального пове­дения» [201]. Это определение прямо эксплицирует, на наш взгляд, воспи­тательные цели социаль­ной работы, хотя и несколько затеняет спе­цифику именно со­циальной работы с группой.

Второй центральный момент социальной работы с груп­пой, от­четливо просматривающийся в приведенных выше оп­ределениях, — это целесообразная организация группового опыта, дающая возможность членам группы искать эффектив­ные решения общей проблемы и тем са­мым развивать, видо­изменять и обогащать индивидуальный опыт участников. В этом плане групповая работа предназначена для обре­тения конструктивных жизненных целей и содействия изменениям в оценке реальности, в структуре самосознания, коммуникатив­ных и социальных навыков участников группы через органи­зацию позитивно­го группового опыта и взаимодействия. Это своего рода инструмент содействия самоопределению лично­сти, способ развития личностной автономии, социальной от­ветственности и достоинства [233, p. 98].

Эти два аспекта являются ключевыми и при определении общих целей социальной работы с группой. Обычно в каче­стве таковых на­зывают [410, c. 78]:

1) помощь группе в достижении совместно определенных целей;

2) содействие желаемым изменениям в структуре индиви­ду­ального опыта, в понимании личностных, семейных, про­фессиональных проблем и проблем взаимоприспособления;

3) оказание помощи группе в более полном использовании возможностей совместной деятельности для саморазвития и взаимного обогащения ее членов.

Если теперь обратиться к теоретическим концепциям групповой социальной работы, которые в идеале должны пе­ревести общие цели работы с группой на язык конкретных за­дач и операциональных прин­ципов деятельности социального работника, то приходится признать, что современное состоя­ние теории в США в области групповой соци­альной работы характеризуется эклектичностью, непоследователь­ностью, фрагментарностью концепций, противоречивостью общих ме­тодологических оснований и принципов. Большинство кон­цепций рет­ранслируют без адекватного переосмысления дос­таточно произвольно выбранный набор понятий, феноменов и механизмов групповой и соци­альной динамики, заимствован­ный из различных областей научного знания (социальная пси­хология, социология, теория систем и управ­ления и т. д.) и адаптируют его в наборах методических рекомендаций, сове­тов и функциональных долженствований для социального ра­ботника. Р. Ро­бертс и Х. Нозерн издали коллективную науч­ную работу [435], в ко­торой свои позиции изложили наибо­лее авторитетные представители различных концепций социаль­ной работы с группой. Цель этого издания заключалась в том, чтобы провести теоретическую систематизацию и выявить принципиальные различия между различными подходами, по­добно тому, как это происходит в теории индивидуальной со­циальной работы. Но как отмечают Робертс и Нозерн, это предпри­ятие оказалось малоуспешным. С одной стороны, в теоретическом плане авторы говорят о столь разных вещах, что не возникает даже предмета спора. С другой стороны, на уровне содержательного опи­сания групповой работы воспро­изводят в разных терминах фактичес­ки идентичный набор практических рекомендаций. В послесловии, пы­таясь все же высветить основные точки противоречий, редакторы ис­поль­зовали даже процедуры контент-анализа. Но и эти меры по­зволи­ли сделать лишь поверхностный анализ по типу «больше или меньше уделяют внимания», и «упоминают или не упоми­нают». Редакторы пришли к выводу, что представленные под­ходы являются скорее не теориями социальной работы, а тео­риями для социальной работы с группой.

Поэтому мы, обращаясь к анализу содержательных аспек­тов ор­ганизации взаимодействия в процессе групповой соци­альной работы, сочли целесообразным идти не от теоретиче­ских постулатов и конс­трукций отдельных авторов, а от ре­ально существующих в практике моделей организации груп­повой работы. За основу мы взяли идею американских иссле­дователей К. Пэйпелл и Б. Ротман. Они обозначили три мо­дели работы с группой, в разной степени выраженности, пред­ставленные в практике социальной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...