Взаимодополнительная модель (Reciprocal Model).
В этой модели группа рассматривается не просто как ассоциация граждан или лаборатория индивидуального развития, но как реальный способ включения индивида в значимые отношения со сверстниками, коллегами, соседями и вообще любыми людьми, имеющими схожие интересы и стремления. Группа — прежде всего средство обогащения и развития жизнедеятельности участников через включение их в совместную групповую деятельность, направленную на достижение определенных целей. Программы работы таких групп не имеют ни коррекционных, на политических или правовых целей в качестве основных (хотя они и могут спонтанно возникать в процессе групповой жизнедеятельности). Цели и направления деятельности группы определяются самими участниками исходя из принципов взаимного интереса и взаимопомощи. Социальный работник участвует в определении целей групповой работы в той мере, в какой он может предоставить возможности для совместной деятельности. Его усилия в большей степени концентрируются на вовлечении участников группы в совместную деятельность, межличностное взаимодействие и межличностные отношения [410]. Социальный работник здесь выступает в роли посредника во взаимодействии между членами группы и во взаимодействии группы с внешними социальными институтами. Иными словами, он ничего не делает для группы, но все делает совместно с группой. Как отмечает А. Браун, выделенные Пэйпел и Ротман типы групп не достаточно адекватно отражают содержание и специфику групповой социальной работы и, свою очередь, предлагает более конкретизированную классификацию групповых видов деятельности, основанную на целевых ориентациях участников и общегрупповых целях [236]. Группы в системе профессиональных координат социальной работы, с его точки зрения, могут создаваться и существовать в следующих целях:
1. Индивидуальная диагностика и оценка. Эти группы преимущественно ориентированы на диагностику и оценку индивидуальных потребностей, способностей или поведения участников. Диагностические данные, получаемые в ходе работы такой группы – это комбинация самодиагностики в групповом процессе, и оценок индивидуальных действий и поведения, предлагаемых друг другу другими участниками. Последние представляют самую ценную информацию, поскольку суждения партнеров помогают осознанию многих аспектов собственного индивидуального опыта участников. Такие группы используются, например, для работы с кандидатами в приемные родители или семейный патронат, правонарушителями, впервые столкнувшихся с законом или претендующих на смягчение условий наказания. 2. Индивидуальная поддержка и помощь. Такие группы создаются для целей психологической и иной поддержки людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они, например, могут создаваться для поддержки инвалидов или их родителей или опекунов. Иногда деятельность подобных групп может предполагать и внешние по отношению к внутригрупповой реальности цели. (Например, активное участие в социально значимых инициативах). 3. Индивидуальные изменения и развитие. Это большая часть групповой работы, в которой в качестве ведущей цели групповой деятельности рассматривается стимулирование широкого диапазона индивидуальных изменений. Такие группы могут фокусироваться на целях: § социального контроля (например, при работе с людьми, демонстрирующими склонность к насилию); § социализации (группы для клиентов, длительное время находящихся в институализированной социальной изоляции, например, в стационаре, интернате и т.п.); цели группы предполагают обучение социальным навыкам и способам самоорганизации и самообеспечения, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности в обществе;
§ развития навыков межличностного общения (например, группы тренинга уверенности); § формирования личных целей и установок (например, группы поддержки для наркозависимых); § преодоления негативных жизненных ситуаций и обстоятельств (например, группы помощи людям, ищущих работу, или борющихся за свои социальные права); § повышения самооценки и самоуважения (например, для представителей депривированных социальных меньшинств); § личностного роста и саморазвития (Т-группы и т.п.). 4. Образовательные и обучающие группы (например, группы обучения здоровому образу жизни, волонтерские группы и т.д.) 5. Досуговые и рекреационные группы. Обычно создаются для целей компенсации отсутствия возможностей для полноценной досуговой деятельности каких-либо уязвимых социальных групп. 6. Посредничество между индивидом и социальной средой. Такие группы предполагают интенсивное взаимодействие между их членами и социальным агентством, взаимную адаптацию целей, ожиданий и действий с обеих сторон. Примером является группа пациентов психиатрического стационара, готовящаяся к выписке, в которой социальный работник выступает в качестве посредника между участниками группы, социальными учреждениями, администрацией стационара и пытается помочь пациентам вернуться к независимой полноценной жизнедеятельности в локальном социуме. 7. Групповое взаимодействие и поддержка. Это в большинстве своем естественно сложившиеся группы, чьи цели сложно дифференцировать. Можно сказать их цель – это сама групповая деятельность. Например, семья, стремящаяся улучшить отношения между супругами и детьми, или уличная кампания, с которой пытается найти контакт социальный работник, чтобы направить ее активность в социально приемлемое русло. 8. Изменение социальной среды. Данный тип групп создаются для целей целенаправленного воздействия на непосредственное социальное окружение ее членов. Например, это может быть группа местных жителей, объединившихся вместе для организации досуга своих детей или защиты своих прав.
9. Социальные изменения. Эти группы преследуют цели социальных или политических реформ, развитие гражданского самосознания и перераспределения властных полномочий внутри институциональных систем. Очевидно, такая постановка целей группы может входить в противоречие с законодательно определенными целями деятельности социальных агентств (по крайней мере, тех из них, которые финансируются за счет федерального бюджета), поэтому некоторые авторы исключают данные цели из сферы социальной работы с группой. Тем не менее, политические цели и ценности могут преследоваться различными негосударственными организациями и общественными фондами, в рамках которых социальные работники могут реализовывать свои профессиональные функции в контексте групповой работы. В целом данная классификация пресекается и дополняет ставшую уже классической трехуровневую модель Пэйпел и Ротман. Первый и третий тип групп в широком смысле соотносятся с коррекционными целями групповой работы. Второй, шестой и седьмой тип хорошо вписываются в рамки взаимодополнительной модели, а восьмой и девятый - в модель социальных целей. Наш анализ показал, что основной массив групповой практики в социальной работе представляет взаимододолнительная модель работы с группой, соединяющая в себе цели индивидуального развития и адптации с целями социальной активности. Работа в клубах, добровольных ассоциациях, школах, медицинских и исправительных учреждениях ориентируется, прежде всего, на эту модель работы с группой. Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно подробнее остановиться именно на этой модели. В современной англоязычной литературе данная модель наиболее полное развитие получила в рамках так называемого организационного подхода. Этот подход рассматривает возможности использования группы как социальной среды для стимулирования личностных изменений, индивидуального роста и развития. Цель групповой социальной работы, с точки зрения представителей этого подхода, — это помочь индивиду достичь оптимального социального функционирования через включение его в организованную групповую деятельность [282]. Социальное функционирование понимается как совокупность способов реализации социальных ролей. Одна из основных задач социального работника — помочь индивиду эффективно выполнять какую-либо социальную роль или роли (например, пациент стационара, родителя, супруга, ученика) или же сменить социально-ролевую позицию (например, участника деликвентной группы, подростка, бросившего школу, и т. п.) на более социально и личностно приемлемую. Изменения в ролевом функционировании индивида можно достичь через целенаправленную организацию среды жизнедеятельности индивида (точнее, того сегмента среды, который непосредственно связан с выполнением определенной социальной роли) или же через изменение индивидуальных реакций на требования и ожидания, исходящие из среды. Часто эти процессы взаимообусловлены и идут параллельно.
Социальная среда здесь понимается как [282]: 1) жизненное пространство, где индивид реализует свои социальные роли; 2) организационный контекст, в котором осуществляется целенаправленная групповая работа; 3) малая группа, в которой осуществляется социальное вмешательство с целью изменения и коррекции социальных установок, чувств и эмоций клиента и расширения его сферы познания. Физическое и социальное окружение личности может быть одновременно и источником личностных проблем, и мощным инструментом индивидуального развития. Человек часто сталкивается с проблемами или находится в зоне риска социальной дезадаптации вследствие неблагоприятных внешних обстоятельств. Вмешательства социального работника или активных действий самого клиента, направленных на изменение внешних условий или ситуации, бывает достаточно для восстановления адекватного социального функционирования. Такие действия могут предшествовать началу собственно групповой работы: создание условий для нормального питания, медицинского обслуживания и материальной помощи при работе с определенными категориями населения является необходимой предпосылкой успешного решения психолого-педагогических задач. Но даже если удовлетворены базовые потребности, сложная структура современной социальной реальности, противоречивость требований, предъявляемых человеку социумом, может стать причиной социально-ролевых конфликтов, невозможности одновременно эффективно выполнять хотя бы ключевые социальные предписания. Организационный контекст, в котором осуществляется социальная работа с индивидом или группой, может благоприятствовать достижению индивидуальных целей клиента. Но он может и препятствовать этому — в том случае, если он слабо коррелирует с потребностями и стремлениями индивида.
Наконец, малая группа в контексте данного подхода является одновременно и средством и средой индивидуального целедостижения ее участников. Создавая определенный тип группового давления, групповые правила и нормы, имитационные образцы, группа становится инструментом индивидуального изменения ее членов и средством изменения той или иной ситуации. Отличительной чертой организационного подхода является то, что индивид с его знаниями, чувствами, социальными установками, поведением рассматривается не только в контексте группы, но и в контексте более широкого социального окружения. Именно социальная среда продуцирует стрессогенные ситуации или неблагоприятные условия развития, из-за которых появляется необходимость в превентивном или реабилитационном вмешательстве социального работника. Это требует от социального работника ясного понимания внешних по отношению к группе факторов, конституирующих (актуально или потенциально) проблемы ее участников. Социальный работник становится посредником (mediator) одновременно и во внутригрупповых взаимодействиях индивидов, и во взаимодействиях группы в целом с внешней социальной средой. То, каким образом организуется посредническая деятельность при работе социального работника с группой, соотносится с функциями, которые агентство, организация или учреждение, в рамках которого осуществляется социальная помощь, реализует в общине, а также с типом социальных проблем и категорий клиентов, на которых организация ориентирована.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|