Развитие местной общности.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Эта модель работы в общине придает особое значение развитию внутреннего потенциала общины, социальных связей и способности к самостроительству. Обычно она используется в проектах общинного развития и программах организации взаимной помощи для лиц, проживающих на небольшой территории и объединенных соседскими связями. С точки зрения социальной работы развитие общины может быть понято как целенаправленное вмешательство в существующую сеть социальных связей или структуру местных отношений с целями изменения или улучшения сложившихся моделей поддержания социального благосостояния и социально-политического функционирования. Процесс социальной работы сфокусирован на взаимодействии людей в общине между собой и с организациями. В отличие от социального планирования, он характеризуется подходом «снизу», из «гущи народной инициативы» и реальностей повседневной жизни людей и потребности во взаимопомощи. В основе этой модели лежит принцип собственно организации, т. е. стимулирования и агрегации индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем ограниченной «естественной» общности людей. Другой важнейший принцип — это развитие сопричастности (participation). Его идея заключается в том, что многие проблемы общины — бедность, девиантное поведение отдельных групп, неблагополучие школы, ограниченные возможности в области профессиональной подготовки и переподготовки, общественная апатия и равнодушие — могут быть решены через привлечение людей к различным видам совместной деятельности на местном уровне и их активное участие в определении политики местной общины [265]. Термин «политика» обычно относится к деятельности профессиональных политиков и правительств. В этом контексте он используется в несколько ином значении, близком к первоначальному: это всякая деятельность, направленная на поддержание полиса или сообщества. Соседская община организовала дежурство на улице — это политика. Гражданская ассоциация работает над улучшением системы образования — и это политика. Интересы людей, которые хотят улучшить жизнь своей общины или образование детей, являются политическими. Политика подразумевает все совместные попытки решить общие проблемы.
Реализация этих принципов подразумевает вовлечение социального работника в организацию взаимодействия различных групп и организаций в рамках общины. Задачи организации такого взаимодействия включают создание структур для обширного планирования и принятия решений (например, «форум жителей»), выдвижение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и облегчение связей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы. Очевидно, развитие местной общности как модель (или направление) практик в настоящее время понимается как прежде всего работа с группами и организациями в общине и их развитие. Социальный работник может иметь дело со сложившимися группами (например, какая-то общественная организация имеет возможность нанять специалиста для работы с различными группами добровольцев в этой организации или же стимулировать создание новых групп и организаций. Формироваться эти группы и организации могут с инструментальными или экспрессивными целями [279]. Экспрессивные цели будут ведущими, если группа создается для удовлетворения конкретных потребностей и личного развития членов общины (например, ассоциация соседей, которые хотят улучшить взаимоотношения жителей района) или для обучения участников группы, обогащения их эмоциональным опытом. Инструментальные цели предполагаются тогда, когда деятельность группы или организации направлена на изменение каких-либо социальных условий, внешних по отношению к непосредственным интересам участников группы (к примеру, инициативная группа для организации семейного кризисного центра).
В любом случае социальный работник должен помочь установить контакт и организовать взаимодействие подходящих людей (или групп), которые: 1) обеспечат финансовую и иную поддержку, необходимую для начала организованной деятельности; 2) определят проблему, для решения которой привлекается социальный работник; 3) согласятся работать над уже поставленной проблемой. Затем выбираются цели, разрабатывается план, чтобы объединить ресурсы общины (жителей как потенциальных избирателей, организационную поддержку и деньги) для решения этих целей. Социальный работник может помочь группе определить природу проблемы, сформулировать реальные цели, определить логические шаги и стратегию действий, найти источники финансирования, организовать кампанию, привлекающую внимание к проблеме. Социальный работник выступает в качестве координатора действий инициативной группы (или групп) жителей и помогает наладить диалог между по меньшей мере четырьмя субъектами взаимодействия, вступающих в контакт по поводу характера и путей преодоления проблемных жизненных и социальных ситуаций: местных жителей, инвесторов (или спонсоров), должностных лиц и специалистов-экспертов (в случае необходимости обеспечивающих информационную и юридическую поддержку общественных усилий).
2. Социальное планирование.
Это направление практики социальной работы в общине связано главным образом с созданием и внедрением программ социальной помощи и развития, координацией политики и стратегии действий различных организаций образования и здравоохранения, социального благосостояния, социальной оценкой управленческих решений. Занимаются этим в основном социальные работники, участвующие в работе различных территориальных советов (например, Совет по социальному благосостоянию или Совет социальных агентств) или властных органов. Деятельность социальных работников в сфере социального планирования концентрируется на решении определенного типа аналитических задач в контексте самых разнообразных вопросов, касающихся жизнедеятельности и социального благополучия достаточно больших общностей: здравоохранение, образование, досуг, отчуждение молодежи и подростковая преступность, экономическое положение, трудовые отношения, проблемы различных меньшинств, защита детей и т. д. Аналитические задачи включают в себя сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, выбор стратегических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладных социальных исследований, статистических данных, результатов опросов и из анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствованных специфических приемов для использования в аналитических задачах, например, социальное обследование, номинальное группирование для формулирования проблем, управление посредством целеналожения системы планирования, распределения и составления бюджета [37].
Современные зарубежные авторы, обращаясь к технологии социального планирования, обычно рассматривают два аспекта, необходимо присутствующих в деятельности социальных работников в этой области. Во-первых, это анализ и изучение общины и ее проблемных областей. И во-вторых, анализ и оценка влияния и последствий различных социальных программ и управленческих решений. Анализ и изучение общины позволяет создать информационную базу для разработки различных программ. Подобный анализ может включать самые разнообразные переменные, но, по данным Д. Брилэнд и Л. Костин [233], обычно основные рубрики для изучения общины специфируют: 1) особенности исторического и географического положения общины; 2) демографию; 3) способы коммуникации в общине; 4) экономический статус и однородность жителей и экономическую жизнь в пределах общины; 5) особенности юридического регулирования и политики местных властей; 6) жилой фонд; 7) систему образования; 8) организацию досуга и рекреационные возможности общины; 9) систему помощи семье; 10) религиозную жизнь; 11) наличие различных ассоциаций и профессиональных союзов; 12) особенности системы здравоохранения; 13) экологические факторы.
Анализ исходных данных относительно общины и ее проблемных областей позволяет «запустить» механизмы собственно социального планирования. Разработка социальной программы или управленческого решения, становясь предметом деятельности социального работника, предполагает не столько составление плана конкретных мероприятий, сколько анализ социального воздействия этих программ или решений. Под социальным воздействием понимается влияние на занятость, образование и обучение, самообразование, на здоровье, качество жизни, на общение в социальных группах, их социальную сплоченность в рамках локальной территориальной общности. Процедура такого анализа предполагает соблюдение определенной последовательности шагов, на каждом их которых выполняется ряд аналитических операций [128]: 1) определение масштаба проблемы, требующей решения (на каком уровне будут оцениваться социальные последствия — общегосударственном, региональном, локальном); 2) идентификация проблемы (формулировка целей, которые преследуются при ее решении; определение «клиентных групп» — категорий населения, для которых предназначена программа); 3) формулировка альтернатив решения проблемы (определение разумных альтернатив, соответствующих интересам вовлеченных сторон; определение способов, агентов, ресурсов управленческого вмешательства); 4) построение профиля воздействий и определение количественных параметров изменений (отбор, типологизация и количественное измерение социальных индикаторов изменений, например количество имеющихся мест в различных стационарных или детских клубах); 5) оценка (аssessment), сравнение альтернатив, определение разницы между воздействиями, которые повлекут за собой различные альтернативы решений; 6) определение (evaluation) отношения различных групп в общине к возможным воздействиям; 7) минимизация нежелательных последствий (анализ неизбежных отрицательных воздействий); 8) мониторинг (отслеживание эффективности и последствий программы). Таким образом, социальное планирование — это прежде всего инструмент формирования социальной политики общины и ее институтов на основе объективного изучения общезначимых потребностей жителей, трансформирования этой политики в конкретные социальные программы и шаги деятельности различных организаций, учреждений или инициативных групп и их экспертную оценку с точки зрения социальной эффективности.
Социальные действия.
Социальные действия как одно из направлений социальной работы в общине подразумевает организацию индивидуальных или групповых действий, направленных на изменение и корректировку официальной социальной политики или сложившейся практики различных социальных институтов в пользу клиентов из депривированных слоев общины [270, p. 171]. В отличие от модели «организация местной общности», где акцент ставится на вовлечение всех категорий местного населения в процесс формулирования и достижения целей, важных для улучшения условий жизни в общине, на организацию самопомощи и кооперации, модель «социальные действия» сфокусирована на депривированных и виктимизированных группах населения, нуждающихся в организации для того, чтобы добиться изменений в организационной политике и практике. Официальные лица рассматриваются здесь скорее не как потенциальные или реальные партнеры в реформаторской деятельности, но как часть истеблишмента, заинтересованная в сохранении статус-кво и поэтому требующая активного общественного нажима. Безусловно, реальная практика, связанная с организацией местной общности, предполагает не только сотрудничество с представителями официальных организаций, но и элементы конфликтных стратегий и конфронтаций с официальным мнением (преобладающих в модели «социальные действия»). И довольно часто социальные действия рассматривают как часть практики под рубрикой «организация местной общности». Но мы в целях концептуальной ясности, вслед за Дж. Ротманом, посчитали целесообразным разделить эти две модели. С самого начала социальная работа, изначально ориентированная на помощь обездоленным, развивалась под влиянием идей социального протеста. Право протеста — одно из базовых в американской культуре. Американцы как нация сформировались из протеста против условий правления британской короны. Конституция США наполнена фразами, делающими право протеста и право подачи петиций правительству значительной частью законодательства. В качестве аксиомы полагается, по словам Ф. Дугласа, что «там, где нет борьбы, нет прогресса. Эта борьба может быть моральной, может быть физической, может быть и той и другой, но это должна быть борьба. Власть ничего не уступит без требования» [цит. по 233, c. 123]. По традиции, идущей еще от первых поселенцев, американцы протестуют своими публичными действиями, голосами на выборах и своими деньгами. В этой логике и определяются два основных способа организации социальных акций: публичные акции (демонстрации, пикеты) и общественные кампании, создающие определенный настрой общественного мнения среди потенциальных избирателей (информационные кампании в печати, на телевидении и радио, лоббирование в законодательных органах и т. д.). Социальные акции, начинаясь с небольшой группы активистов, которые создают ядро протестующих, могут перерасти в национальные движения, например, в защиту гражданских прав, экологические или антивоенные движения. Под давлением организованной общественности граждане приобретают новые медицинские, социальные и образовательные возможности и выгоды. Социальное страхование, помощь семьям с несовершеннолетними детьми, программы реабилитации инвалидов и безработных, возможности для равного жизненного старта, отмена дискриминационных требований при приеме на работу и в учебные заведения — все это вырастает из организованных действий протеста [233, p. 126]. Социальные работники всегда принимали активное участие в организации социальных акций от имени различных депривированных групп в силу того, что в моральные установки профессии изначально была заложена идея борьбы с несправедливостью и неравенством. Не претендуя на юрисдикцию над всей областью гражданских движений, социальные работники тем не менее могут выступать в роли организаторов или координаторов различных инициативных групп, включающихся в борьбу за свои гражданские права на местном уровне. На общенациональном уровне в лице Национальной организации социальных работников или в качестве экспертов в других общественных организациях они участвуют в деятельности законодательных органов страны по вопросам социального благосостояния, образования и здравоохранения. Как и любой другой вид практики социальных работников, социальные акции как целенаправленно организуемая профессиональная деятельность включает такие компоненты, как сбор и анализ данных, диагностику ситуации и разработку плана деятельности, итоговую оценку результативности действий. С этой точки зрения социальные акции — это серия действий, направленных на достижение заранее определенной цели. Причем, в отличие от других моделей работы, главный критерий эффективности здесь не степень удовлетворенности участников процесса, не расширение сферы социального опыта и улучшение персонального социального функционирования, но прежде всего степень приближения к предопределенной вне рамок процесса социальной работы цели [437]. Таким образом, социальная работа в общине представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общенациональном уровнях с одной или несколькими целями: — развитие социальных связей в местной общине и организация взаимопомощи; — разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности основных институтов общины, связанных с вопросами социального благополучия населения; — защита гражданских прав депривированных групп населения и оказание информационной и организационной поддержки различным инициативам в области социального благополучия населения. Общинная социальная работа осуществляется через участие социальных работников в деятельности по: 1) развитию местной, географически ограниченной общности через стимулирование, аггрегацию и координацию индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем; 2) социальному планированию, выработке политики и стратегии действий различных организаций по вопросам социальной защиты, образования и здравоохранения; 3) организации публичных социальных акций и общественных кампаний, направленных на изменение существующей законодательной и организационной практики, препятствующей осуществлению основных гражданских прав депривированных групп населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|