Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие местной общности.




 

Эта модель работы в общине придает особое значение раз­витию внутреннего потенциала общины, социальных связей и способности к самостроительству. Обычно она используется в проектах об­щинного развития и программах организации вза­имной помощи для лиц, проживающих на небольшой терри­тории и объединенных соседски­ми связями.

С точки зрения социальной работы развитие общины мо­жет быть понято как целенаправленное вмешательство в су­ществующую сеть со­циальных связей или структуру местных отношений с целями измене­ния или улучшения сложившихся моделей поддержания социального благосостояния и соци­ально-политического функционирования. Про­цесс социальной работы сфокусирован на взаимодействии людей в об­щине ме­жду собой и с организациями. В отличие от социального пла­нирования, он характеризуется подходом «снизу», из «гущи народной инициативы» и реальностей повседневной жизни людей и потребности во взаимопомощи.

В основе этой модели лежит принцип собственно органи­за­ции, т. е. стимулирования и агрегации индивидуаль­ных и групповых отношений и интересов относительно неко­торых общезначимых проблем ограниченной «естественной» общ­но­сти людей. Другой важнейший принцип — это развитие со­причастности (participation). Его идея заключается в том, что многие проблемы общины — бед­ность, девиантное пове­дение отдельных групп, неблагополучие шко­лы, ограничен­ные воз­можности в области профессиональной подготов­ки и перепод­готовки, общественная апатия и равнодушие — мо­гут быть решены через привлечение людей к различным ви­дам совме­стной деятельности на местном уровне и их актив­ное участие в определе­нии политики местной общины [265]. Термин «по­литика» обычно отно­сится к деятельности про­фессиональных политиков и правительств. В этом контексте он используется в несколько ином значении, близком к пер­воначальному: это всякая деятельность, направленная на под­держание полиса или сообщества. Соседская община органи­зовала де­журство на улице — это политика. Гражданская ас­социация работает над улучшением системы образования — и это политика. Ин­тересы лю­дей, которые хотят улучшить жизнь своей общины или образование детей, являются поли­тическими. Политика подразумевает все совмест­ные попыт­ки решить общие про­блемы.

Реализация этих принципов подразумевает вовлечение со­циаль­ного работника в организацию взаимодействия различ­ных групп и ор­ганизаций в рамках общины. Задачи организа­ции такого взаимодейс­твия включают создание структур для обширного планирования и при­нятия решений (например, «форум жителей»), выдвижение лидеров, формирование груп­повой сплоченности, мобилизацию энергии и облег­чение свя­зей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторо­нами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы.

Очевидно, развитие местной общности как модель (или направ­ление) практик в настоящее время понимается как пре­жде всего ра­бота с группами и организациями в общине и их развитие. Социаль­ный работник может иметь дело со сло­жившимися группами (например, какая-то общественная ор­ганизация имеет возможность нанять специалиста для ра­боты с различными группами добровольцев в этой организации или же стимулировать создание новых групп и организаций.

Формироваться эти группы и организации могут с инстру­ментальными или экспрессивными целями [279]. Экспрессив­ные цели будут ведущими, если группа создается для удовле­творения конкретных потребностей и личного развития членов общины (например, ассоциа­ция соседей, которые хотят улуч­шить взаимоотношения жителей райо­на) или для обучения участников группы, обогащения их эмоциональ­ным опытом. Инструментальные цели предполагаются тогда, когда де­я­тельность группы или организации направлена на изменение ка­ких-либо социальных условий, внешних по отношению к непосредс­твенным интересам участников группы (к примеру, инициативная группа для организации семейного кризисного центра).

В любом случае социальный работник должен помочь ус­тановить контакт и организовать взаимодействие подходящих людей (или групп), которые: 1) обеспечат финансовую и иную поддержку, необхо­димую для начала организованной деятель­ности; 2) определят проб­лему, для решения которой привлека­ется социальный работник; 3) согласятся работать над уже по­ставленной проблемой. Затем выбира­ются цели, разрабатыва­ется план, чтобы объединить ресурсы общины (жителей как потенциальных избирателей, организационную поддержку и деньги) для решения этих целей. Социальный работник может по­мочь группе определить природу проблемы, сформулиро­вать реальные цели, определить логические шаги и стратегию действий, найти ис­точники финансирования, организовать кампанию, привлекающую вни­мание к проблеме.

Социальный работник выступает в качестве координатора дейс­твий инициативной группы (или групп) жителей и помо­гает наладить диалог между по меньшей мере четырьмя субъ­ектами взаимодействия, вступающих в контакт по поводу ха­рактера и путей преодоления проблемных жизненных и соци­альных ситуаций: местных жителей, инвесторов (или спонсо­ров), должностных лиц и специалистов-экспер­тов (в случае необходимости обеспечивающих информационную и юри­ди­ческую поддержку общественных усилий).

 

2. Социальное планирование.

 

Это направление практики социальной работы в общине связано главным образом с созданием и внедрением программ социальной по­мощи и развития, координацией политики и стратегии действий раз­личных организаций образования и здравоохранения, социального благосостояния, социальной оценкой управленческих решений. Зани­маются этим в основ­ном социальные работники, участвующие в работе различных территориальных советов (например, Совет по со­циальному благосостоянию или Совет социальных агентств) или власт­ных органов. Деятельность социальных работников в сфере со­циального планирования концентрируется на решении оп­ределенного типа аналитических задач в контексте самых раз­нообразных вопро­сов, касающихся жизнедеятельности и со­циального благополучия дос­таточно больших общностей: здравоохранение, образование, досуг, отчуждение молодежи и подростковая преступность, экономическое положение, тру­довые отношения, проблемы различных меньшинств, за­щита детей и т. д. Аналитические задачи включают в себя сбор дан­ных, определение количества проблем, оценку срочности каж­дой из них, выбор стратегических альтернатив и оценку ре­зультатов поли­тики. База данных заимствуется из прикладных социальных исследо­ваний, статистических данных, результа­тов опросов и из анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенст­вованных специфических приемов для ис­пользования в анали­тических задачах, например, социальное обсле­дование, номи­нальное группирование для формулирования проблем, управ­ление посредством целеналожения системы планирования, расп­ределения и составления бюджета [37].

Современные зарубежные авторы, обращаясь к технологии соци­ального планирования, обычно рассматривают два ас­пекта, необходи­мо присутствующих в деятельности социаль­ных работников в этой об­ласти. Во-первых, это анализ и изу­чение общины и ее проблемных областей. И во-вторых, анализ и оценка влияния и последствий различных социальных про­грамм и управленческих решений.

Анализ и изучение общины позволяет создать информаци­онную базу для разработки различных программ. Подобный анализ может включать самые разнообразные переменные, но, по данным Д. Брилэнд и Л. Костин [233], обычно основные рубрики для изучения общины специфируют: 1) особенности исторического и географического поло­жения общины; 2) де­мографию; 3) способы коммуникации в общине; 4) экономи­ческий статус и однородность жителей и экономическую жизнь в пределах общины; 5) особенности юридического ре­гулирования и политики местных властей; 6) жилой фонд; 7) систему образования; 8) организацию досуга и рекреацион­ные возможности общины; 9) сис­тему помощи семье; 10) ре­лиги­озную жизнь; 11) наличие различных ассоциаций и про­фес­сиональных союзов; 12) особенности системы здравоохра­не­ния; 13) экологические факторы.

Анализ исходных данных относительно общины и ее про­блемных областей позволяет «запустить» механизмы собст­венно социального планирования. Разработка социальной про­граммы или управленческого решения, становясь предме­том деятельности социального работника, предполагает не столько составление плана конкретных мероприятий, сколь­ко анализ социального воздействия этих программ или реше­ний. Под социальным воздействием понимается влияние на занятость, образование и обучение, самообразование, на здо­ровье, каче­ство жизни, на общение в социальных группах, их социальную сплоченность в рамках локальной территориаль­ной общ­ности.

Процедура такого анализа предполагает соблюдение опре­делен­ной последовательности шагов, на каждом их которых выполняется ряд аналитических операций [128]:

1) определение масштаба проблемы, требующей решения (на ка­ком уровне будут оцениваться социальные последствия — общегосу­дарственном, региональном, локальном);

2) идентификация проблемы (формулировка целей, кото­рые прес­ледуются при ее решении; определение «клиентных групп» — катего­рий населения, для которых предназначена программа);

3) формулировка альтернатив решения проблемы (опреде­ление разумных альтернатив, соответствующих интересам во­влеченных сто­рон; определение способов, агентов, ресурсов управленческого вме­шательства);

4) построение профиля воздействий и определение количе­ствен­ных параметров изменений (отбор, типологизация и ко­личественное измерение социальных индикаторов изменений, например количество имеющихся мест в различных стацио­нарных или детских клубах);

5) оценка (аssessment), сравнение альтернатив, определе­ние разницы между воздействиями, которые повлекут за собой различные альтернативы решений;

6) определение (evaluation) отношения различных групп в об­щине к возможным воздействиям;

7) минимизация нежелательных последствий (анализ неиз­бежных отрицательных воздействий);

8) мониторинг (отслеживание эффективности и последст­вий программы).

Таким образом, социальное планирование — это прежде всего инструмент формирования социальной политики об­щины и ее институ­тов на основе объективного изучения обще­значимых потребностей жи­телей, трансформирования этой политики в конкретные социальные программы и шаги дея­тельности различных организаций, учреждений или инициа­тивных групп и их экспертную оценку с точки зрения со­ци­альной эффективности.

 

Социальные действия.

 

Социальные действия как одно из направлений социальной ра­боты в общине подразумевает организацию индивидуаль­ных или груп­повых действий, направленных на изменение и корректировку офици­альной социальной политики или сло­жившейся практики различных со­циальных институтов в пользу клиентов из депривированных слоев общины [270, p. 171]. В отличие от модели «организация местной общ­но­сти», где акцент ставится на вовлечение всех категорий мест­ного населения в процесс формулирования и достижения це­лей, важных для улучшения условий жизни в общине, на ор­ганизацию самопомощи и кооперации, модель «социальные действия» сфокусирована на депри­вированных и виктимизи­рованных группах населения, нуждающихся в организации для того, чтобы добиться изменений в организационной поли­тике и практике. Официальные лица рассматриваются здесь ско­рее не как потенциальные или реальные партнеры в ре­форматорской деятельности, но как часть истеблишмента, за­интересованная в сох­ранении статус-кво и поэтому требующая активного общественного нажима. Безусловно, реальная прак­тика, связанная с организацией местной общности, предпола­гает не только сотрудничество с представителями официаль­ных организаций, но и элементы конфликтных стра­тегий и конфронтаций с официальным мнением (преобладающих в моде­ли «социальные действия»). И довольно часто социаль­ные действия рассматривают как часть практики под рубрикой «организация мест­ной общности». Но мы в целях концепту­альной ясности, вслед за Дж. Ротманом, посчитали целесооб­разным разделить эти две модели.

С самого начала социальная работа, изначально ориенти­рован­ная на помощь обездоленным, развивалась под влиянием идей соци­ального протеста. Право протеста — одно из базо­вых в американской культуре. Американцы как нация сфор­мировались из протеста против условий правления британской короны. Конституция США наполнена фразами, делающими право протеста и право подачи петиций прави­тельству значи­тельной частью законодательства. В качестве аксиомы полага­ется, по словам Ф. Дугласа, что «там, где нет борьбы, нет про­гресса. Эта борьба может быть моральной, может быть физи­чес­кой, может быть и той и другой, но это должна быть борь­ба. Власть ничего не уступит без требования» [цит. по 233, c. 123]. По традиции, идущей еще от первых поселенцев, аме­риканцы протестуют своими публичными действиями, го­ло­сами на выборах и своими день­гами. В этой логике и опре­де­ляются два основных способа организации социальных ак­ций: публичные акции (демонстрации, пикеты) и обществен­ные кампании, создающие определенный настрой обществен­ного мнения среди потенциальных избирателей (информаци­онные кам­пании в печати, на телевидении и радио, лоббиро­вание в законода­тельных органах и т. д.).

Социальные акции, начинаясь с небольшой группы акти­вистов, которые создают ядро протестующих, могут перерасти в национальные движения, например, в защиту гражданских прав, экологические или антивоенные движения. Под давле­нием организованной общественности граждане приобретают новые медицинские, социальные и образова­тельные возмож­ности и выгоды. Социальное страхование, помощь семьям с несовершеннолетними детьми, программы реабилитации ин­ва­лидов и безработных, возможности для равного жизнен­ного старта, отмена дискриминационных требований при приеме на работу и в учебные заведения — все это вырастает из органи­зованных действий протеста [233, p. 126].

Социальные работники всегда принимали активное уча­стие в ор­ганизации социальных акций от имени различных де­привированных групп в силу того, что в моральные установки профессии изначально была заложена идея борьбы с неспра­ведливостью и неравенством. Не претендуя на юрисдикцию над всей областью гражданских движений, социальные работ­ники тем не менее могут выступать в роли органи­заторов или координаторов различных инициативных групп, включаю­щихся в борьбу за свои гражданские права на местном уровне. На общенациональном уровне в лице Национальной организа­ции социаль­ных работников или в качестве экспертов в других общественных ор­ганизациях они участвуют в деятельности законодательных органов страны по вопросам социального благосостояния, образования и здравоохранения.

Как и любой другой вид практики социальных работников, соци­альные акции как целенаправленно организуемая профес­сиональная деятельность включает такие компоненты, как сбор и анализ данных, диагностику ситуации и разработку плана деятельности, итоговую оценку результативности дей­ствий. С этой точки зрения социальные акции — это серия действий, направленных на достижение заранее определенной цели. Причем, в отличие от других моделей работы, главный критерий эффективности здесь не степень удовлетворенности участников процесса, не расширение сферы социального опы­та и улучшение персонального социального функциониро­ва­ния, но прежде всего степень приближения к предопреде­лен­ной вне рамок процесса социальной работы цели [437].

Таким образом, социальная работа в общине представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия социаль­ного работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общена­циональном уровнях с одной или несколькими целями:

— развитие социальных связей в местной общине и орга­низация взаимопомощи;

— разработка, внедрение и оценка эффективности различ­ных со­циальных программ и планов деятельности основных институтов общи­ны, связанных с вопросами социального бла­гополучия населения;

— защита гражданских прав депривированных групп насе­ления и оказание информационной и организационной под­держки различным инициативам в области социального бла­гополучия населения.

Общинная социальная работа осуществляется через уча­стие со­циальных работников в деятельности по:

1) развитию местной, географически ограниченной общно­сти че­рез стимулирование, аггрегацию и координацию инди­видуальных и групповых отношений и интересов относи­тельно некоторых общезначи­мых проблем;

2) социальному планированию, выработке политики и стратегии действий различных организаций по вопросам со­циальной защиты, об­разования и здравоохранения;

3) организации публичных социальных акций и общест­венных кампаний, направленных на изменение существующей законодательной и организационной практики, препятствую­щей осуществлению основных гражданских прав депривиро­ванных групп населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...