Социальная работа с локальными сообществами: понятие сообщества, уровни общности в социальных науках, проблемы локальных сообществ и способы их решения
В современной литературе социальная работа в общине маркируется самыми различными терминами: «общинная работа» (community work), «развитие общины» (community development), «планирование общины» (community planning), «развитие местной общины» (locality development), «организация общины» (community organization). На наш взгляд, здесь необходимо отметить два момента. Во-первых, некоторые термины у разных авторов употребляются в разном контексте и на разных уровнях абстракции. Но, видимо, можно согласиться с мнением Дж. Брагера и Х. Спекта, которые отмечают, что наиболее общим является термин «организация общины», раскрывающий содержание понятия «общинная работа», и который они определяют как «метод вмешательства, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем [226]. Это подразумевает расширение, развитие и/или изменение социальных институтов и организаций и включает два взаимосвязанных процесса: планирование (то есть определение проблемных областей, диагностику причин и формулирование возможных путей решения) и организацию (то есть создание и/или поддержку различных групп граждан и разработку стратегий их деятельности по решению общезначимых проблем)» [226, p. 27—28]. Таким образом, согласно этой точке зрения, другие термины под рубрикой «социальная работа в общине» представляют собой лишь различные направления практической деятельности социальных работников по организацию общины. Это может быть развитие внутренних социальных ресурсов общины через организацию взаимодействия различных групп и организаций («общинное развитие», «развитие местной общины») или же планирование и реализация программ социального развития различных территориальных общностей («социальное планирование», «планирование общины»). Поэтому часто данную область практики называют «социальное планирование и организация местных общин».
Во-вторых, требует пояснения и ключевое для этой области социальной работы понятие «община». Английскому community (общество, сообщество, община) достаточно трудно подобрать адекватное соответствие в русском языке. Лексема «общество» гораздо шире по значению и обозначает «обособившуюся часть материального мира» [176, с. 436]. «Община» же имеет некоторую патриархальную семантическую окраску, но все же оно ближе по смыслу к английскому community, и поэтому именно его мы предлагаем использовать в качестве эквивалента, имея в виду при этом, что община — «это относительно небольшая часть людей, проживающих на одной географически ограниченной территории и имеющих общие интересы и сложившуюся культуру» [246, p. 43]. Но, строго говоря, такое понимание общины не совсем точно соответствует той реальности, с которой приходится иметь дело социальным работникам. Хотя методы организации общины и социального планирования часто используются в работе с коллективами, представляющими небольшую окрестность, микрорайон или многоквартирный дом, но значительную часть в социальной работе в общине, по замечаниям Н. Гилберта и Х. Спекта, занимает взаимодействие с различными группами и организациями вне зависимости от их географической локализации [279]. Эти группы и организации могут представлять не столько территориальные, сколько социально-классовые интересы (например, безработных), интересы различных статусных групп (например, клиентов системы социального обеспечения), организационных структур (например, координационный совет больницы или межправительственный планирующий орган), этнических и расовых популяций населения, возрастных или половых общностей (например, объединения бойскаутов или Национальная организация за права женщин) и т. д.
Такое разнообразие объединений и отсутствие ограничивающих факторов места и размера не дает возможности однозначно определить качественные и количественные параметры общностей, для которых организуют свою деятельность общинные социальные работники. Видимо, понятие «община» применительно к социальной работе подразумевает все группы, отличающиеся по качественным и количественным параметрам от первичных, но чья деятельность напрямую связана с институциональными интересами первичных групп. Например, система школы не является первичной группой, она состоит из относительно больших, сложных организаций, объединяющих родителей, учителей, учащихся, администрацию и т. д. Но ее деятельность напрямую связана с интересами основной первичной группы — семьи. И в этом качестве школа может стать объектом общинной социальной работы. В основе социальной работы в общине лежит традиция создания ассоциаций, характерных, в частности, для американского образа жизни. Например в США, по замечанию Р. Наан, следствием стремления американцев сократить вмешательства правительства в частную жизнь и экономику, стало небольшое количество государственных служб [86, с. 47—48]. Почти всегда, когда американец считает необходимым решить какой-либо общезначимый вопрос, единственным способом для него становится поиск единомышленников или группы заинтересованных лиц. Эти разнообразные ассоциации охватывают практически все стороны социальной жизни США. Дж. Приcтби и О. Вондерсман установили, что на самых разных по размерам территориях и на таких маленьких, как квартал, и на таких больших, как микрорайон, люди организуют неформальные, а порой формальные ассоциации, представляющие интересы жителей в городских ведомствах, транспортной администрации, выступающие против планов перемещения опасных материалов или коммунальных предприятий (газ и электричество) близко к жилью, против преступности. Почти в каждой американской школе существует ассоциация преподавателей-родителей, которая, несмотря на свое название, по существу является организацией родителей, согласных представлять интересы других родителей в их школе и способных, как от них того ждут, оказывать влияние на учебный план, а также включаться в работу по повседневному управлению делами школы [86, с. 47—48].
Наиболее естественный способ для людей оказать воздействие на их социальную среду и приобрести над ней больший контроль заключается в добровольном объединении усилий и создании некоммерческих ассоциаций. Решение сформировать группу, которая в итоге может стать добровольческой ассоциацией, гарантировано американской конституцией и является общепринятой нормой. Кроме того, добровольческие организации имеют в структуре американской налоговой системы особый статус; требования налоговой службы к ним весьма просты и выполнять их несложно. Общественные организации всех видов, чтобы заявить о своем существовании, посылают по почте бланк запроса, который почти никогда не отклоняется, и с этого момента платят более низкий налог [86, с. 50]. Каждый человек сам должен определить область своих интересов, оценить, какая группа могла бы представлять его интересы, вступить в нее и стать ее активным членом. Такой образ действий позволяет американцам почувствовать уверенность в себе и способность самим контролировать свое окружение, в то время как непосредственная работа для многих создает гнетущую атмосферу. Многочисленные исследования показывают, что люди, занимающие более высокое социально-экономическое положение в обществе, больше пользуются возможностью оказывать содействие добровольческим ассоциациям, чем люди из более низких социальных слоев. Д. Смит высказал идею, что в общем доля участия в добровольческих организациях выше среди лиц, характеризующихся рядом ключевых позиций и ролей (как прирожденных, так и благоприобретенных): это главным образом мужчины, имеющие высшее образование, женатые, принадлежащие к среднему или высшему классу, средних лет, физически здоровые, длительное время проживающие в стране, работающие на полную ставку и занимающие высокое профессиональное положение.
Организация общины как профессиональная деятельность социального работника может иметь множество разных целей и изменять их по мере изменения ситуации, в которой она осуществляется. Однако цели деятельности по организации общин в наиболее общем виде можно объединить в несколько групп [226]. 1. Развитие социальных связей. В число организаций, которые развивают, укрепляют социальные связи между своими участниками, входят советы микрорайонов, объединяющие своих жителей на основе чувства общности, а также этнические, религиозные и расовые организации, пытающиеся укрепить способность своих членов к сотрудничеству на основе их общей истории, верований, культуры и судьбы. 2. Социальное планирование. Главными целями организаций по социальному планированию являются развитие программ и укрепление степени сотрудничества и согласованности в работе агентств, которые составляют сеть социального обслуживания. Примерами служат городские показательные агентства из Программы образцовых городов, районные агентства по проблемам престарелых и Советы по вопросам здравоохранения и обеспечения. 3. Непосредственное обеспечение услугами. Агентства, основной целью которых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкретных проблем, консультации и помощь в ведении домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходимой. 4. Социальное действие. Организации, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социальным и культурным развитием какой-то определенной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), но не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организация за права женщин, «Общий путь» имеют весьма неконкретные цели. Деятельность организации направлена на улучшение социального и экономического положения женщин, а «Общего пути» — на повышение ответственности правительства перед избирателями. Исторически организации социального действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собирается вместе, чтобы действовать на основе глубокого прочувствованного убеждения в социальной несправедливости окружающей действительности.
Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоббирование, демонстрации, обращение к общественному мнению. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, которые просят полицию о более эффективной работе, или носить широкомасштабный характер (лоббирование за принятие законодательства, защищающего права потребителей). С точки зрения методологии социальные работники, занимающиеся планированием и организацией общин, имеют больше общего с представителями других отраслей, скажем, профсоюзными лидерами, политическими деятелями и специалистами по городскому и сельскому планированию, чем с социальными работниками, предоставляющими прямые услуги отдельным лицам, семьям и небольшим группам. Это расхождение в методах работы в течение десятилетий было причиной напряженности в профессиональной среде, ибо если методы столь различны, то что же объединяет социальных работников под крышей одной профессии? До 60-х годов основная масса авторов по социальной работе не дифференцировала практику социального планирования и организации общин среди традиционных методов социальной работы — индивидуальной (casework) и групповой. Если рассматривать социальную работу как практику посредничества между различными социальными группами, то это означает с основным направлением практической социальной работы становиться координация частных и общественных инициатив. Такая практика, сложившаяся после окончания второй мировой войны, долгое время доминировала в социальной работе в рамках территориальных сообществ. Сообщество в этом контексте предстает как ассоциация взаимодействующих групп граждан. Цель работников — установление обоюдных каналов коммуникации и связей между взаимодействующими группами и их представителями. Модель профессиональных действий становилась продолжением социальной работы с группой, соответственной была и профессиональная идентичность специалистов, занимавшихся этой практикой [279]. Альтернативная точка зрения состояла в том, что практическая социальная работа должна не исключать из своего профессионального поля многочисленные функции, присущие социальному агентству, в том числе планирование, управление и координация мер по оказанию социальной помощи, аналитическое сопровождение принятия управленческих и законодательных решений, так же как и непосредственное обслуживание клиентов. Такой взгляд на профессиональную территорию позволял одновременно более точно и содержательно представить реальную действительность в области участия социальных работников в социальном планировании и организации общин и в то же время осложнял и без того затянувший процесс профессионального самоопределения и требовал примирения с господствовавшими в то время точками зрения на социальную работу [279]. Помимо полемики о формальных компонентах деятельности существовали расхождения во мнениях относительно и главной цели практической работы по социальному планированию и организации общин. Суть различий в позициях заключалась в следующем: цель социальной работы в территориальном сообществе — развитие внутреннего потенциала и интеграции в общине или разработка программ, нацеленных на стимулирование социальных реформ и изменений, совершенствование управления социальными институтами в интересах людей. Цели первого рода вполне согласуются с практической ориентацией социальной работы как таковой. Эта ориентация основывается главным образом на методологии межгрупповой работы с сильным акцентом на посреднические, организаторские функции социального работника и развитие связей между партнерами по взаимодействию. Цели второй группы соответствуют технической (управленческой) ориентации, которая опирается на концепции эффективного менеджмента и широко использует инструменты анализа и оценки программ и управленческих и политических решений организаций. При такой ориентации основной акцент делается на процедурах планирования, разработке предложений по социальному развитию, подготовке отчета по итогам исследований и оценке различных социальных тенденций, действенности мер социальной профилактики и т. д. В реальной практике социальные работники действуют в рамках множества муниципальных, государственных и общественных организаций и объединений, в чьи задачи, хотя бы косвенно, входит развитие социальных ресурсов. Профессиональные функции социальных работников чрезвычайно разнообразны и зависят от направления деятельности организации. Возможно, лучше всех это разнообразие систематизировали К. Пэйпелл и Б. Ротман [цит. по 265]. Они предложили выделить три основных направления практики в общине: развитие местной общности (locality development), социальное планирование (social planning), социальные действия (social action).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|