Тактика и стратегия в групповой социальной работе
Общие задачи, по мнению ряда авторов [275; 407; 442], решаемые социальным работником вне зависимости от организационного контекста работы, связаны с необходимостью первоначальной диагностики, управлением процессом группообразования и осуществлением спланированного вмешательства. Как мы уже отмечали, для организационного подхода к групповой социальной работе первичными являются цели индивидуального развития. И поскольку социальный работник здесь выступает в качестве посредника между индивидуальными потребностями и запросами клиента, групповыми условиями и внешней социальной средой, то диагностическая активность социального работника направляется на определение и спецификацию актуальной или потенциальной проблемы клиента, изучение причинно-следственных отношений. Диагностические цели достигаются через изучение истории развития клиента, его поведенческого репертуара личностных особенностей вместе с проблемной ситуацией, в которой он оказался. В таком подходе к диагностике вполне очевидно прослеживаются традиции описанной нами выше психосоциальной парадигмы. Когда проблема идентифицирована и диагностически описана, клиент и работник совместно принимают решение о том, необходимо ли вмешательство социального работника, и если необходимо — определяют модальность вмешательства: индивидуальная работа с клиентом, работа в группе или изменение внешних ситуационных условий. При этом клиент должен быть информирован о имеющемся выборе видов помощи. После этого, как сделано решение о групповом контексте работы, социальный работник ищет способы организации группового процесса. В некоторых агентствах (разнообразные детские учреждения, клубы) группы уже целенаправленно сформированы. В других случаях, например при реализации программ работы с уличными группировками, социальный работник ищет подходы к стихийно сложившимся группам. Здесь социальному работнику важно определить для себя и для группы, какую помощь и каким образом он может предложить. В тех случаях, когда социальный работник сам формирует группу, он прежде всего учитывает функцию агентства, возможные цели группы, тип проблемы, ради решения которой создается группа.
На первых встречах группы усилия социального работника сосредоточиваются на прояснении групповых целей, установлении основных правил, касающихся времени, места и процедур взаимодействия, установления сферы взаимной ответственности участников группы и социального работника. Эта стадия заканчивается, таким образом, достижением согласия относительно целей и условий работы. Далее, уже непосредственно в процессе работы перед социальным работником возникает уже ряд собственно «технологических» задач. Он принимает решение относительно: 1) «мишени для групповой работы; 2) стратегии своей деятельности в группе; 3) техники и тактики стимулирования групповой жизнедеятельности. Отбор объекта («мишени») работы предполагает определение совместно с участниками группы тех аспектов структуры их личностного опыта (эмоции, установки, когнитивные процессы, социально-ролевое поведение) и/или средовых условий, которые требуют определенных изменений для достижения взаимосогласованных целей. Когда объектом выступают средовые условия, то требует прояснения вопрос о том, кто станет катализатором изменений в социальной среде — социальный работник от имени группы или сама группа. Гарвин и Глассер определили, что работа группы может концентрироваться в трех направлениях [281, p. 95]. Усилия могут быть направлены: 1) на стимулирование индивидуальных изменений в каждом из участников (например, молодые родители стремятся повысить свою педагогическую компетентность через курс лекций или консультаций со специалистом); 2) на изменение существующих в социальной среде структур и возможностей для того, чтобы привести их в соответствие с потребностями членов группы (например, студенческое объединение просит о встрече с руководством колледжа с целью убедить его в необходимости изменить часы работы библиотеки); 3) на создание новых структур (например, молодые люди пытаются создать в своей общине молодежный клуб или спортивную команду).
В зависимости от выбора объекта работы определяется и стратегия работника. Стратегия может включать инициирование и поддержку групповой дискуссии, стимулирование взаимного обучения, элементы поведенческого тренинга и разыгрывание ролей, создание системы подкреплений в группе, изменение содержания и моделей коммуникации в группе, организацию групповой активности. Техника и тактика действий в свою очередь зависят от выбранной стратегии и персонального стиля социального работника. Совокупность действий, входящих в «технику», может быть весьма большой (например, обучение какому-либо умению), но может ограничиваться только одним действием или даже намеренным бездействием. Примером такой техники является «использование молчания» [372]. Если теперь обратиться к специфике групповой работы в рамках организаций с различными целевыми функциями, то она определяется прежде всего типическими проблемами и особенностями контингента, с которыми приходится иметь дело социальным работникам в этих организациях. К сожалению, мы не смогли найти у авторов, разрабатывающих данный подход, каких-либо статистических ссылок относительно типов проблем, состава участников групп. Впрочем, возможно, такие данные существуют, но оказались вне поля нашего зрения. Так что это не дает нам права усомниться в верности описываемых тенденций. Так, групповая работа в организациях с функциями уменьшения аномии, по мнению Глассера и Гарвина [281] как правило включает различные дискуссии и обсуждения и по стилю напоминает описанные нами выше Т-группы. Участники группы обычно высоко мотивированы к работе и не имеют серьезных нарушений в социальном функционировании. Поэтому им нужна главным образом организационная помощь и краткосрочные программы работы. Групповой процесс вскрывает нормы, отсутствующие в структуре индивидуального и социального опыта участников. Например, нормы и ценности родной семьи могут отличаться от ценностей общины, в которой живет клиент-участник группы. В групповой дискуссии эта проблема может стать предметом обсуждения с другими участниками испытывающими, возможно, те же трудности. Таким образом, группа дает возможность узнать и сравнить точки зрения других людей, уточнить собственную позицию, прояснить жизненные альтернативы и расширить собственный кругозор. Объектом работы здесь является система индивидуальных установок и знаний участников. Поэтому в этом случае используются стратегии и техники, позволяющие осознать свои внутренние и внешние конфликты — проигрывание жизненных ситуаций, словесная автобиография, техники «двух стульев» (когда один участник проигрывает диалог между двумя основными действующими лицами конфликта или любой другой воображаемой или реальной ситуации, подробнее см.: 118, c. 157—165).
Группы, создаваемые в рамках организаций с функциями социализации, достаточно разнородны. В тех случаях, когда они состоят из взрослых (например, молодых родителей или людей, готовящихся к выходу на пенсию), то в ней сильны добровольные мотивы. В детских группах, создаваемых, например, в школе, мотивация может быть амбивалентна, и поэтому здесь возникает необходимость в особом вовлечении в групповую работу. Деятельность социального работника с группой в контексте подобных организаций направляется на то, чтобы создать условия для индивидуализированного процесса обучения [300]. Предметом обучения здесь выступают специфические жизненные знания, навыки и умения. Способы организации обучения включают как обычные дидактические методы (лекция, дискуссия), так и различные поведенческие тренинги (ролевая игра). Внешне групповой план активности социального работника и группы направлены на создание во внешней среде организационных условий для работы группы.
Основная цель организаций с функциями социального контроля — видоизменение определенных типов поведения, которые определяются обществом как девиантные и неприемлемые. Природа таких организаций часто авторитарная и принудительная. Особенно это касается закрытых учреждений, составляющих в основном данный тип. Предлагаемые здесь виды помощи и коррекции часто связаны с моментом официальной предписанности и соответственно могут вызывать отторжение и сопротивление клиентов. К тому же это сопротивление может стимулироваться субкультурой учреждения и воспроизводиться в процессе групповой работы. Группа может стать как источником нового опыта и ценностей, так и, наоборот, способом закрепления антисоциальных установок. Поэтому социальный работник при формировании группы должен рассмотреть возможность создания гетерогенного по социальным ориентациям участников объединения, стараясь «просеивать» его индивидами, демонстрирующими стремление к просоциальным целям. Стратегия работы с группой подразумевает в этом случае генерирование особого позитивного группового давления и демонстрацию позитивных способов организации жизнедеятельности в сочетании с эмоциональной поддержкой, принятием индивида и рефлексивным рассмотрением причин и следствий девиантного поведения. При работе с группой социальному работнику необходимо достичь соглашения о совместной деятельности хотя бы по некоторым пунктам, определить хотя бы одну общую цель (например, обсудить альтернативы, открывающиеся в дальнейшем жизненном пути). Там, где соглашения достигнуть не удается, социальный работник может сосредоточить усилия либо на индивидуальной работе, либо на структурных изменениях в рамках организации, в которой осуществляется деятельность. Примером работы со структурными изменениями является, в частности, создание программы профессиональной подготовки для подростков, осужденных условно за различные правонарушения. Таким образом, деятельность социального работника в организациях, связанных с функциями социального контроля, так или иначе преследует цели ресоциализации. Но по отношению к основным функциям учреждения — социальному контролю — эти цели остаются вторичными. В то же время в США существует масса программ, главное направление деятельности которых — непосредственная ресоциализация различных депривированных групп населения. В их число входят программы реабилитации и консультирования инвалидов, наркоманов и т. п. и членов их семей, профессиональной переподготовки для хронически безработных и др. Подобные программы ориентированы на развитие и изменение системы персональных ценностей, знаний и умений тех людей, кто в силу неблагоприятных обстоятельств оказался перед необходимостью изменить сложившиеся образцы жизнедеятельности. Особенности групповой социальной работы в контексте этих программ заключаются в том, что здесь как бы соединяются черты, присущие вышеописанным моделям работы с группой. Во-первых, здесь широко используются, по данным М. Хатфорд [300], дискуссионные и тренинговые методы, позволяющие через общение с другими участниками группы переоценить индивидуальную систему социальных установок и жизненных перспектив. И во-вторых, программы реабилитации предполагают активное применение методов прямого обучения новым профессиональным и социальным знаниям, умениям и навыкам.
Таким образом, взаимодополнительная модель социальной работы с группой, представляемая организационным подходом, нацелена на то, чтобы, во-первых, помочь каждому члену группы полнее реализовать свой потенциал через организацию совместного группового опыта и, во-вторых, помочь группе более эффективно достичь взаимоопределенных коллективных целей. Подразумевается, что социальный работник инициирует создание группы (или входит в уже сложившуюся), члены которой нуждаются друг в друге для решения общих проблем и удовлетворения индивидуальных потребностей, и помогает согласовать цели, задачи и условия совместной деятельности, а также характер и содержание действий группы и социального работника в рамках сферы компетенции и функциональной ответственности конкретного социального агентства, учреждения или института. Основная задача социального работника — стать посредником во взаимодействии между членами группы и группы с внешними структурами. Внутригрупповой план работы подразумевает структурирование отношений между членами группы, дифференциацию и закрепление групповых ролей. Усилия здесь направляются на достижение групповой сплоченности, на создание климата доверия и делового сотрудничества с тем, чтобы группа стала эффективной средой для индивидуального развития и личностного роста. Область внешних взаимодействий группы организуется социальным работником через налаживание контактов и «переговорного процесса» с внешними системами (кто, чем и на каких условиях может помочь). Формы организации групповой жизнедеятельности включают групповые дискуссии, групповой тренинг, формальное коллективное обучение (лекция, семинар, консультация), предметную социальную активность (то есть организованные действия группы в социальной среде) и т. д. Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что групповая социальная работа понимается в США как целенаправленное и упорядоченное взаимодействие социального работника с группой объединенных общими интересами людей в рамках общих задач социальной работы и целей участников группы. Групповая работа может инициироваться с целью психологической и педагогической реабилитации или коррекции участников группы, их обучения или социализации и тем ограничиваться рамками внутригрупповой деятельности. Но во многих случаях социальный работник решает задачи, связанные с организацией внешней активности группы в социальной среде, помогает членам группы контролировать и изменять существующие в их социальном окружении структуры, социальный работник тем самым стимулирует у членов группы процесс самоосознания самих себя как равноправных субъектов социальной жизнедеятельности и общественного прогресса. Приоритетными для групповой работы являются задачи улучшения социального функционирования индивида через включение его в значимые отношения с другими людьми за счет: 1) организации опыта групповой деятельности и социальной активности; 2) расширения сферы индивидуального опыта в интенсивном и рефлексивном общении; 3) включения в продуктивную, творческую и развивающую деятельность. Соответственно группа в социальной работе может выступать, как ассоциация единомышленников, и в этом качестве служить средством достижения социальных и правовых целей. Группа может быть «лабораторией общения», условием расширения самосознания и контекстом достижения индивидуально-психологических целей. И наконец, группа может стать средством обогащения и развития индивидуальной жизнедеятельности и социального опыта личности, являясь одновременно инструментом социально значимого целедостижения и стимулом для индивидуального самоизменения и саморазвития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|