Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика и стратегия в групповой социальной работе




 

Общие задачи, по мнению ряда авторов [275; 407; 442], решае­мые социальным работником вне зависимости от орга­низационного контекста работы, связаны с необходимостью первоначальной диагнос­тики, управлением процессом груп­пообразования и осуществлением спланированного вмеша­тельства.

Как мы уже отмечали, для организационного подхода к группо­вой социальной работе первичными являются цели ин­дивидуального развития. И поскольку социальный работник здесь выступает в ка­честве посредника между индивидуаль­ными потребностями и запросами клиента, групповыми усло­виями и внешней социальной средой, то ди­агностическая ак­тивность социального работника направляется на определение и спецификацию актуальной или потенциальной проблемы клиента, изучение причинно-следственных отношений. Диаг­ностичес­кие цели достигаются через изучение истории разви­тия клиента, его поведенческого репертуара личностных осо­бенностей вместе с проб­лемной ситуацией, в которой он ока­зался. В таком подходе к диагностике вполне очевидно про­слеживаются традиции описанной нами выше психосоциаль­ной парадигмы.

Когда проблема идентифицирована и диагностически опи­сана, клиент и работник совместно принимают решение о том, необходимо ли вмешательство соци­ального работника, и если необходимо — определяют модальность вмеша­тельства: ин­дивидуальная работа с клиентом, работа в группе или измене­ние внешних ситуационных условий. При этом клиент должен быть информирован о имеющемся выборе видов помощи.

После этого, как сделано решение о групповом контексте рабо­ты, социальный работник ищет способы организации группового про­цесса. В некоторых агентствах (разнообразные детские учреждения, клубы) группы уже целенаправленно сформированы. В других случаях, например при реализации программ работы с уличными группировка­ми, социальный ра­ботник ищет подходы к стихийно сложившимся груп­пам. Здесь социальному работнику важно определить для себя и для группы, какую помощь и каким образом он может пред­ложить. В тех случаях, когда социальный работник сам фор­мирует группу, он преж­де всего учитывает функцию агент­ства, возможные цели группы, тип проблемы, ради решения которой создается группа.

На первых встречах группы усилия социального работника сос­редоточиваются на прояснении групповых целей, установ­лении основ­ных правил, касающихся времени, места и проце­дур взаимодействия, установления сферы взаимной ответст­венности участников группы и социального работника. Эта стадия заканчивается, таким образом, достижением согласия относительно целей и условий работы.

Далее, уже непосредственно в процессе работы перед со­циаль­ным работником возникает уже ряд собственно «техно­логических» за­дач. Он принимает решение относительно: 1) «мишени для групповой работы; 2) стратегии своей деятель­ности в группе; 3) техники и тактики стимулирования группо­вой жизнедеятельности.

Отбор объекта («мишени») работы предполагает опреде­ление совместно с участниками группы тех аспектов струк­туры их личност­ного опыта (эмоции, установки, когнитивные процессы, социаль­но-ролевое поведение) и/или средовых ус­ловий, которые требуют оп­ределенных изменений для дости­жения взаимосогласованных целей. Когда объектом высту­пают средовые условия, то требует прояснения вопрос о том, кто станет катализатором изменений в социальной среде — социальный работник от имени группы или сама группа.

Гарвин и Глассер определили, что работа группы мо­жет концентрироваться в трех направлениях [281, p. 95]. Усилия могут быть нап­равлены: 1) на стимулирование индивидуаль­ных изменений в каждом из участников (например, молодые родители стремятся повысить свою педагогическую компе­тентность через курс лекций или консультаций со специали­стом); 2) на изменение существующих в социальной среде структур и возможностей для того, чтобы привести их в соот­ветс­твие с потребностями членов группы (например, студен­ческое объ­единение просит о встрече с руководством кол­леджа с целью убедить его в необходимости изменить часы работы библиотеки); 3) на соз­дание новых структур (напри­мер, молодые люди пытаются создать в своей общине моло­дежный клуб или спортивную команду).

В зависимости от выбора объекта работы определяется и стра­тегия работника. Стратегия может включать инициирова­ние и под­держку групповой дискуссии, стимулирование вза­имного обучения, элементы поведенческого тренинга и разыг­рывание ролей, создание системы подкреплений в группе, из­менение содержания и моделей коммуникации в группе, орга­низацию групповой активности.

Техника и тактика действий в свою очередь зависят от вы­бран­ной стратегии и персонального стиля социального работ­ника. Сово­купность действий, входящих в «технику», может быть весьма боль­шой (например, обучение какому-либо уме­нию), но может ограничи­ваться только одним действием или даже намеренным бездействием. Примером такой техники яв­ляется «использование молчания» [372].

Если теперь обратиться к специфике групповой работы в рамках организаций с различными целевыми функциями, то она определяется прежде всего типическими проблемами и особенностями контингента, с которыми приходится иметь дело социальным работникам в этих ор­ганизациях. К сожале­нию, мы не смогли найти у авторов, разрабаты­вающих данный подход, каких-либо статистических ссылок относи­тельно ти­пов проблем, состава участников групп. Впрочем, возмож­но, такие данные существуют, но оказались вне поля нашего зре­ния. Так что это не дает нам права усомниться в верности опи­сываемых тенденций.

Так, групповая работа в организациях с функциями умень­шения аномии, по мнению Глассера и Гарвина [281] как пра­вило включает различные дискуссии и обсуждения и по стилю напоминает описанные нами выше Т-группы. Участ­ники группы обычно высоко мотивированы к работе и не имеют серьезных нарушений в социальном функционирова­нии. По­этому им нужна главным образом организационная по­мощь и краткосрочные программы работы. Групповой процесс вскры­ва­ет нормы, отсутствующие в структуре индивидуаль­ного и соци­ального опыта участников. Например, нормы и ценности родной семьи мо­гут отличаться от ценностей об­щины, в кото­рой живет клиент-участ­ник группы. В групповой дискуссии эта проблема может стать пред­метом обсуждения с другими участниками испытывающими, возможно, те же трудности. Таким образом, группа дает возмож­ность узнать и сравнить точки зрения других людей, уточнить собс­твенную позицию, прояснить жизненные альтернативы и расширить собственный кругозор. Объектом работы здесь является сис­тема ин­дивиду­альных установок и знаний участников. По­этому в этом слу­чае используются стратегии и техники, по­зволяющие осоз­нать свои внут­ренние и внешние конфликты — проигрывание жиз­ненных ситуаций, словесная автобиогра­фия, техники «двух стульев» (когда один участник проигры­вает диалог ме­жду двумя основными действующими лицами конфликта или лю­бой другой воображаемой или реальной си­туации, подроб­нее см.: 118, c. 157—165).

Группы, создаваемые в рамках организаций с функциями социа­лизации, достаточно разнородны. В тех случаях, когда они состоят из взрослых (например, молодых родителей или людей, готовящихся к выходу на пенсию), то в ней сильны добровольные мотивы. В детских группах, создаваемых, на­пример, в школе, мотивация может быть ам­бивалентна, и по­этому здесь возникает необходимость в особом вов­лечении в групповую работу.

Деятельность социального работника с группой в контек­сте по­добных организаций направляется на то, чтобы создать условия для индивидуализированного процесса обучения [300]. Предметом обуче­ния здесь выступают специфические жизненные знания, навыки и уме­ния. Способы организации обучения включают как обычные дидакти­ческие методы (лек­ция, дискуссия), так и различные поведенческие тренинги (ро­левая игра). Внешне групповой план активности социального работника и группы направлены на создание во внешней среде организационных условий для работы группы.

Основная цель организаций с функциями социального кон­троля — видоизменение определенных типов поведения, кото­рые определяются обществом как девиантные и неприем­лемые. Природа таких организа­ций часто авторитарная и при­нудитель­ная. Особенно это касается закрытых учреждений, со­ставляю­щих в основном данный тип. Предлагаемые здесь виды помощи и коррекции часто связаны с момен­том офици­альной предпи­санности и соответственно могут вызывать от­торжение и со­противление клиентов. К тому же это сопротив­ление может стимулироваться субкультурой учреждения и воспроизводиться в процессе групповой работы. Группа мо­жет стать как источни­ком нового опыта и ценностей, так и, наоборот, способом за­крепления антисо­циальных установок. Поэтому социальный работник при формировании группы должен рассмотреть воз­можность создания гетерогенного по социальным ориентациям участников объединения, стараясь «просеи­вать» его индивида­ми, демонстрирующими стремле­ние к просоциальным целям. Стратегия работы с группой под­разумевает в этом случае ге­не­рирование особого позитивного группового давления и де­мон­стра­цию позитивных способов организации жизнедеятель­ности в сочета­нии с эмоциональной поддержкой, принятием индивида и рефлексивным рассмот­рением причин и следствий девиант­ного поведения. При рабо­те с группой социальному ра­ботнику необходимо достичь со­глашения о совместной дея­тельности хотя бы по некоторым пунктам, опреде­лить хотя бы одну об­щую цель (например, об­судить альтернативы, откры­вающиеся в дальнейшем жизнен­ном пути). Там, где соглашения достигнуть не удается, соци­альный работник может сосредото­чить усилия либо на инди­видуальной работе, либо на структур­ных измене­ниях в рамках организации, в которой осуществля­ется деятель­ность. Приме­ром работы со структурными измене­ниями явля­ется, в частно­с­ти, создание программы профессио­нальной под­готовки для подрост­ков, осужденных условно за различные правонаруше­ния.

Таким образом, деятельность социального работника в ор­гани­зациях, связанных с функциями социального контроля, так или иначе преследует цели ресоциализации. Но по отно­шению к основным функ­циям учреждения — социальному контролю — эти цели остаются вто­ричными. В то же время в США существует масса программ, главное направление дея­тельности которых — непосредственная ресоциали­зация раз­личных депривированных групп населения. В их число вхо­дят программы реабилитации и консультирования инвалидов, наркома­нов и т. п. и членов их семей, профессиональной пере­подготовки для хронически безработных и др. Подобные про­граммы ориентированы на развитие и изменение системы пер­сональных ценностей, знаний и умений тех людей, кто в силу неблагоприятных обстоятельств ока­зался перед необходимо­стью изменить сложившиеся образцы жизнедея­тельности. Особенности групповой социальной работы в контексте этих программ заключаются в том, что здесь как бы соединяются черты, присущие вышеописанным моделям работы с группой. Во-пер­вых, здесь широко используются, по данным М. Хат­форд [300], дис­куссионные и тренинговые методы, позволяю­щие через общение с дру­гими участниками группы переоце­нить индивидуальную систему социальных установок и жиз­ненных перспектив. И во-вторых, программы реабилитации предполагают активное применение методов прямого обуче­ния новым профессиональным и социальным знаниям, уме­ниям и навыкам.

Таким образом, взаимодополнительная модель социальной работы с группой, представляемая организационным подхо­дом, нацелена на то, чтобы, во-первых, помочь каждому члену группы полнее реализо­вать свой потенциал через организацию совместного группового опы­та и, во-вторых, помочь группе более эффективно достичь взаимооп­ределенных коллектив­ных целей. Подразумевается, что социальный работник ини­циирует создание группы (или входит в уже сложившуюся), члены которой нуждаются друг в друге для решения общих проблем и удовлетворения индивидуальных потребностей, и помогает согласо­вать цели, задачи и условия совместной дея­тельности, а также ха­рактер и содержание действий группы и социального работника в рамках сферы компетенции и функ­циональной ответственности конк­ретного социального агент­ства, учреждения или института. Основная задача социального работника — стать посредником во взаимодейс­твии между членами группы и группы с внешними структурами. Внутри­групповой план работы подразумевает структури­рование от­ношений между членами группы, дифференциацию и закреп­ление групповых ролей. Усилия здесь направляются на дос­тижение групповой сплоченности, на создание климата дове­рия и делового сотрудничества с тем, чтобы группа стала эф­фективной средой для индивидуального развития и личност­ного роста. Область внешних взаимодействий группы органи­зуется социальным работником через налаживание контактов и «переговорного процесса» с внешними сис­темами (кто, чем и на каких условиях может помочь). Формы организации групповой жизнедеятельности включают групповые дискус­сии, групповой тренинг, формальное коллективное обучение (лекция, се­минар, консультация), предметную социальную ак­тивность (то есть организованные действия группы в социаль­ной среде) и т. д.

Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что груп­по­вая со­циальная работа понимается в США как целена­правлен­ное и упорядо­ченное взаимодействие социального работника с группой объединен­ных общими интересами людей в рамках общих задач социальной рабо­ты и целей участников группы. Групповая ра­бота может инициировать­ся с целью психологи­ческой и педагогической реаби­лита­ции или коррекции участ­ников группы, их обучения или со­циали­зации и тем ограничи­ваться рамками внутри­группо­вой деятельности. Но во многих случаях социальный работ­ник решает задачи, связанные с ор­ганизацией внешней ак­тивности группы в со­циальной среде, помогает членам группы контролировать и изменять сущест­вующие в их со­циальном окружении структуры, социальный ра­ботник тем самым стимулирует у членов группы процесс самоосозна­ния самих себя как равноправных субъектов соци­альной жизнедеятель­ности и общественного прогресса.

Приоритетными для групповой работы являются задачи улучшения социального функционирования индивида через включение его в зна­чимые отношения с другими людьми за счет:

1) организации опыта групповой деятельности и социаль­ной ак­тивности;

2) расширения сферы индивидуального опыта в интенсив­ном и рефлексивном общении;

3) включения в продуктивную, творческую и развиваю­щую деятельность.

Соответственно группа в социальной работе может вы­сту­пать, как ассоциация единомышленников, и в этом каче­стве служить средс­твом достижения социальных и правовых целей. Группа может быть «лабораторией общения», услови­ем рас­ширения самосознания и кон­текстом достижения ин­дивиду­ально-психологических целей. И нако­нец, группа мо­жет стать средством обогащения и развития индивиду­альной жизнедея­тельности и социального опыта личности, являясь одновре­менно инструментом социально значимого целедо­стижения и стимулом для индивидуального самоизменения и саморазви­тия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...