Правосудие. Функция оказания юридической помощи в деятельности прокуратуры, Уполномоченного по правам человека и т.д.
1.1. Судебная защита.
Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человека прямо закрепляет в ст.8, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Нельзя сказать, что право на судебную защиту – это право данное, октроированное конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам – «Рассуди!». Право на судебную защиту – естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности».
Судебная власть, самостоятельная и независимая, основываясь на демократических принципах правосудия призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Для реализации гарантии судебной защиты, государство создает систему судов, таким образом судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.
Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления.
Правосудие – это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключается в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.
Но применение этого способа защиты возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотренных доказательств, по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур. В наших условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.
В цивилизационном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношении с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
В суде могут быть обжалованы любые решения и действия, а так же бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления правительства и т.д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
В настоящее время наблюдается значительное увеличении количества жалоб, связанных с неисполнением судебных решений и неудовлетворительной работой судебных приставов, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба, розыска и реализации имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Не соблюдаются предусмотренные законом сроки совершения исполнительных действий.
Подразделения службы судебных приставов до настоящего времени полностью не сформированы. К концу 2002 года численность судебных приставов должна была составить 11148 человек. Практика показывает, что ежегодное увеличение числа исполнительных документов составляет 20-25 процентов. Сегодня судебный пристав может тратить на исполнительное производство в среднем не более 40 минут, в то время как в соответствии с действующими нормативами на реальное завершение одного исполнительного производства требуется 31 час рабочего времени, а значит, только приставов-исполнителей в ближайшее время потребуется не менее 214 тыс. человек.
Без принятия срочных мер, направленных на то, чтобы довести численность службы судебных приставов до допустимого минимума, социальная напряженность, обусловленная неисполнением решений судов, может еще более возрасти.
Имеют место случаи, когда судебные приставы в нарушение закона уклоняются от принятия мер по исполнению судебных решений, проявляют некомпетентность. В подавляющем большинстве не исполняются решения судов о возврате гражданам денежных вкладов, размещенных в коммерческих банках и других кредитных организациях.
В настоящее время назрела необходимость в проведении комплекса мер, направленных на повышение престижа судов, эффективности правосудия, а также совершенствование работы по оказанию юридической помощи населению, деятельности института адвокатуры.
Прокуратура на страже соблюдения прав человека
В настоящее время деятельность органов прокуратуры России регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами России. Закон четко определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему Российской Федерации, осуществляющую надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, а также осуществляющую уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура в соответствии с процессуальным законодательством участвует в рассмотрении дел судами.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, режимных объектов), а также прокуратуры городов и районов, военных гарнизонов, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Система органов прокуратуры едина, то есть они не входят ни в какую другую систему органов; централизована, то есть основана на подчинении каждого прокурора вышестоящему и Генеральному прокурору РФ. Едины основные цели и задачи прокуроров, их полномочия в пределах компетенции.
В соответствии с законом, органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, местного самоуправления, общественности; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют органы государственной власти и местного самоуправления, население о состоянии занятости. Принцип независимости означает, что каждый прокурор в своей деятельности руководствуется только законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Воздействие в какой бы то ни было форме органов власти и местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые им решение или воспрепятствовать его деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность. Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов. В целях обеспечения политической независимости закон запрещает прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности (Приложение 1).
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация
способствует информированности органов власти и общества о состоянии
законности, повышению уровня правосознания населения и, в конечном счете, - укреплению законности как в государстве и обществе, так и в самой системе органов прокуратуры. Однако следует иметь в виду, что не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред законным интересам государства, правам и свободам личности, гласность не допускается. Информация в СМИ должна даваться оперативно с учетом социального интереса, но она должна быть объективна, проверена и в ней не должно быть фактов разглашения охраняемых законом тайн. К сожалению, многие работники СМИ плохо знают, что относится к охраняемым законом сведениям.
Целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение единства и укрепления законности;
3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Основным средством достижения указанных целей является прокурорский
надзор. Одним из важнейших направлений надзорной деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов. Сфера этой деятельности чрезвычайно широка. Прокуратура надзирает за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных и изменяющихся законов, большим количеством различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, подлежащих проверке с точки зрения соответствия закону. К числу этих субъектов закон относит федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Содержание данного направления надзора, по существу, исключает лишь те общественные отношения, которые связаны с деятельностью судов и других правоохранительных органов и которые регулируются процессуальным законодательством и рядом иных немногочисленных федеральных законов (например, «Об оперативно-розыскной деятельности»).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свои надзорные и иные функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Все направления деятельности органов прокуратуры без исключения напрямую замыкаются на положения ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Прокуратура составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих полномочия независимо от федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Надо честно признать, что, несмотря на развитие иных демократических
институтов, прокурорский надзор является неотъемлемой частью национальной системы государственно-правовой защиты граждан, общества и государства, гарантией сохранения правового государства, обеспечения единого правового пространства, целостности государства, обеспечения законности и правопорядка. При этом альтернатив этой гарантии во многих случаях нет.
Права и свободы человека закреплены в главе 2 Конституции РФ, но
Конституция признает и общепризнанные принципы и нормы международного права, что предполагает знание этих принципов и норм. И здесь нужно отдать должное правозащитным организациям, которые в 90-е годы прошлого века начали активно при поддержке международной общественности издавать и распространять международно-правовые документы по правам человека. Включение в Раздел III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой – о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении эти прав и свобод в переходный для государства период.
Несмотря на изменения Арбитражно-процессуального и Гражданского
процессуального кодексов, прокуратура ведет и продолжит работу в защиту
интересов граждан. Вопросы соблюдения права граждан на оплачиваемый труд продолжают оставаться в центре внимания. Прокуратурой взяты на контроль все предприятия, организации, в которых задолженность по заработной плате превышает двухмесячный уровень. В отношении их руководителей прокурорами проводятся проверки с целью решения вопроса о возбуждении уголовных дел или принятия иных мер реагирования.
В последнее время у прокуратуры появилась острая необходимость в
выработке принципов кадровой службы, дабы стабилизировать кадровый состав, сделать его высокопрофессиональным, обладающим необходимыми моральными качествами для достижения соответствующих целей и задач. К таким принципам, в частности, относятся:
1. Принцип конкурсности, профессиональной, медико-психологической,
моральной и возрастной пригодности. Эти требования закреплены в ст. 40-1 Закона о прокуратуре. При соответствии кандидатов всем необходимым требованиям принимаются те, которые имеют характеристики относительно более высокого значения.
2. Всеобщность и равенство требования к прохождению службы в органах
прокуратуры. В отношении каждого работника, независимо от его должностного положения, действуют, например, правила присвоения классных чинов, порядок аттестации, зачисления в резерв на выдвижение, морально-этические требования, материальные и социальные гарантии.
3. Принцип безупречной репутации. Запрещено принимать на работу лиц,
имеющих или имевших судимость, либо о которых имеется общее негативное мнение.
4. Сочетание демократизма, гласности при подборе, расстановке, воспитании кадров органов прокуратуры. Принцип демократизма реализуется через систему учета интересов коллектива органов прокуратуры. Гласность предполагает право на достоверную, своевременную и полную информацию в работе с кадрами и участие
каждого в решении вопросов, касающихся собственных законных интересов.
5. Принцип законности предполагает строгое и неукоснительное соблюдение
требований Конституции РФ, трудового законодательства, законодательства о прокуратуре и иных правовых актов при решении каровых вопросов.
6. Важным принципом работы с кадрами при их подборе, расстановке и
воспитании является принцип профессионализма и компетентности. Органы
прокуратуры традиционно стараются самостоятельно воспитывать свои кадры. C неохотой принимаются лица с опытом работы в других правоохранительных__органах, поскольку большое значение придается нравственно-профессиональной деформации. Предпочтение отдается выпускникам ведущих юридических вузов. И здесь большое значение приобретает уровень теоретико-практической подготовки студентов.
Сейчас органы прокуратуры рассматривают на порядок больше заявлений с жалобами, чем раньше. Работа по рассмотрению обращений подчинена целям защиты прав и свобод пления законности и правопорядка.
Устные обращения граждан регистрируются в книге личного приема, там же
отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. Жалоба может быть направлена прокурору по почте, вручена на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено. Здесь уготована большая роль правозащитным организациям, которые целенаправленно осуществляют поиск нарушений прав человека, в том числе, содержащих признаки состава преступления (подробнее о возможностях правозащитных организаций см. параграф «Предоставление бесплатной квалифицированной юридической помощи населению» Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам (ст. 1 Закона о прокуратуре). В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет:
• правомочен ли орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа – иными словами, не нарушена ли его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;
• не допущено ли в акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
• не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
• не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные
Конституцией и законами РФ, а также конституциями, уставами и законами
республик, других субъектов федерации;
• не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
• не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других
правонарушений;
• соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации);
• содержат ли акты, в особенности изданные представительными и
исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;
• не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
• соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
• содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и др., указана ли дата вступления его в силу;
• каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений, прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности. При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
• законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
• соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к
лишению свободы в исправительных учреждениях;
• законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
• соответствие режима содержания осужденных видам исправительных
учреждений;
• соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально- бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
• соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействие на осужденных;
• законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
• обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
• законность и обоснованность применения администрацией в отношении
осужденных при оказании ими сопротивления персоналу исправительных
учреждения, злостного неповиновения и в других случаях применения физической силы, специальных средств и оружия;
• соблюдение администрацией исправительных учреждений требований закона о порядке представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
Сейчас много говорится о введении общественного контроля над местами
принудительного содержания, организации общественных инспекторов, групп визитеров, состоящих, в том числе и из представителей правозащитных организаций. В данной сфере интересы правозащитников и органов прокуратуры совпадают. В случае выявления указанных либо других нарушений законности прокуратура крайне заинтересована в получении подобной информации с целью осуществления прокурорского реагирования. В связи с этим следует приветствовать профессионализацию в последнее время правозащитных организаций, сотрудники которых, имея юридическое образование и соответствующий опыт работы проводят высоко квалифицированные общественные расследования случаев грубых нарушений прав человека, таких как, например, пытки и жестокое обращение
Исключительно актуальными являются нарушения прав человека при
задержании в органах внутренних дел, центрах социальной реабилитации
Министерства здравоохранения, медицинских вытрезвителях и т.д. И здесь
прокуратура систематически проводит проверки.
Прокуратура на страже соблюдения прав человека
В настоящее время деятельность органов прокуратуры России регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами России. Закон четко определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему Российской Федерации, осуществляющую надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, а также осуществляющую уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура в соответствии с процессуальным законодательством участвует в рассмотрении дел судами.
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, режимных объектов), а также прокуратуры городов и районов, военных гарнизонов, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Система органов прокуратуры едина, то есть они не входят ни в какую другую систему органов; централизована, то есть основана на подчинении каждого прокурора вышестоящему и Генеральному прокурору РФ. Едины основные цели и задачи прокуроров, их полномочия в пределах компетенции.
В соответствии с законом, органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, местного самоуправления, общественности; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют органы государственной власти и местного самоуправления, население о состоянии занятости. Принцип независимости означает, что каждый прокурор в своей деятельности руководствуется только законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Воздействие в какой бы то ни было форме органов власти и местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые им решение или воспрепятствовать его деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность. Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов. В целях обеспечения политической независимости закон запрещает прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности (Приложение 1).
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация
способствует информированности органов власти и общества о состоянии
законности, повышению уровня правосознания населения и, в конечном счете, - укреплению законности как в государстве и обществе, так и в самой системе органов прокуратуры. Однако следует иметь в виду, что не вся информация о работе прокуратуры может быть предана гласности. В тех случаях, когда предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам может причинить вред законным интересам государства, правам и свободам личности, гласность не допускается. Информация в СМИ должна даваться оперативно с учетом социального интереса, но она должна быть объективна, проверена и в ней не должно быть фактов разглашения охраняемых законом тайн. К сожалению, многие работники СМИ плохо знают, что относится к охраняемым законом сведениям.
Целями прокуратуры являются:
1) обеспечение верховенства закона;
2) обеспечение единства и укрепления законности;
3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Основным средством достижения указанных целей является прокурорский
надзор. Одним из важнейших направлений надзорной деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов. Сфера этой деятельности чрезвычайно широка. Прокуратура надзирает за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных и изменяющихся законов, большим количеством различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, подлежащих проверке с точки зрения соответствия закону. К числу этих субъектов закон относит федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. Содержание данного направления надзора, по существу, исключает лишь те общественные отношения, которые связаны с деятельностью судов и других правоохранительных органов и которые регулируются процессуальным законодательством и рядом иных немногочисленных федеральных законов (например, «Об оперативно-розыскной деятельности»).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свои надзорные и иные функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Все направления деятельности органов прокуратуры без исключения напрямую замыкаются на положения ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства. Прокуратура составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих полномочия независимо от федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Надо честно признать, что, несмотря на развитие иных демократических
институтов, прокурорский надзор является неотъемлемой частью национальной системы государственно-правовой защиты граждан, общества и государства, гарантией сохранения правового государства, обеспечения единого правового пространства, целостности государства, обеспечения законности и правопорядка. При этом альтернатив этой гарантии во многих случаях нет.
Права и свободы человека закреплены в главе 2 Конституции РФ, но
Конституция признает и общепризнанные принципы и нормы международного права, что предполагает знание этих принципов и норм. И здесь нужно отдать должное правозащитным организациям, которые в 90-е годы прошлого века начали активно при поддержке международной общественности издавать и распространять международно-правовые документы по правам человека. Включение в Раздел III Закона о прокуратуре специальной главы «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», с одной стороны, говорит об особой актуальности для России соблюдения прав и свобод граждан и, с другой – о повышении роли прокуратуры как органа надзора в обеспечении эти прав и свобод в переходный для государства период.
Несмотря на изменения Арбитражно-процессуального и Гражданского
процессуального кодексов, прокуратура ведет и продолжит работу в защиту
интересов граждан. Вопросы соблюдения права граждан на оплачиваемый труд продолжают оставаться в центре внимания. Прокуратурой взяты на контроль все предприятия, организации, в которых задолженность по заработной плате превышает двухмесячный уровень. В отношении их руководителей прокурорами проводятся проверки с целью решения вопроса о возбуждении уголовных дел или принятия иных мер реагирования.
В последнее время у прокуратуры появилась острая необходимость в
выработке принципов кадровой службы, дабы стабилизировать кадровый состав, сделать его высокопрофессиональным, обладающим необходимыми моральными качествами для достижения соответствующих целей и задач. К таким принципам, в частности, относятся:
1. Принцип конкурсности, профессиональной, медико-психологической,
моральной и возрастной пригодности. Эти требования закреплены в ст. 40-1 Закона о прокуратуре. При соответствии кандидатов всем необходимым требованиям принимаются те, которые имеют характеристики относительно более высокого значения.
2. Всеобщность и равенство требования к прохождению службы в органах
прокуратуры. В отношении каждого работника, независимо от его должностного положения, действуют, например, правила присвоения классных чинов, порядок аттестации, зачисления в резерв на выдвижение, морально-этические требования, материальные и социальные гарантии.
3. Принцип безупречной репутации. Запрещено принимать на работу лиц,
имеющих или имевших судимость, либо о которых имеется общее негативное мнение.
4. Сочетание демократизма, гласности при подборе, расстановке, воспитании кадров органов прокуратуры. Принцип демократизма реализуется через систему учета интересов коллектива органов прокуратуры. Гласность предполагает право на достоверную, своевременную и полную информацию в работе с кадрами и участие
каждого в решении вопросов, касающихся собственных законных интересов.
5. Принцип законности предполагает строгое и неукоснительное соблюдение
требований Конституции РФ, трудового законодательства, законодательства о прокуратуре и иных правовых актов при решении каровых вопросов.
6. Важным принципом работы с кадрами при их подборе, расстановке и
воспитании является принцип профессионализма и компетентности. Органы
прокуратуры традиционно стараются самостоятельно воспитывать свои кадры. C неохотой принимаются лица с опытом работы в других правоохранительных__органах, поскольку большое значение придается нравственно-профессиональной деформации. Предпочтение отдается выпускникам ведущих юридических вузов. И здесь большое значение приобретает уровень теоретико-практической подготовки студентов.
Сейчас органы прокуратуры рассматривают на порядок больше заявлений с жалобами, чем раньше. Работа по рассмотрению обращений подчинена целям защиты прав и свобод пления законности и правопорядка.
Устные обращения граждан регистрируются в книге личного приема, там же
отражается содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ. Обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры не подлежат. Жалоба может быть направлена прокурору по почте, вручена на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры, где должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то к прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено. Здесь уготована большая роль правозащитным организациям, которые целенаправленно осуществляют поиск нарушений прав человека, в том числе, содержащих признаки состава преступления (подробнее о возможностях правозащитных организаций см. параграф «Предоставление бесплатной квалифицированной юридической помощи населению» Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам (ст. 1 Закона о прокуратуре). В процессе проверок законности актов, изданных любым органом, прокурор, как правило, выясняет:
• правомочен ли орган издавать акт по данному вопросу, и не входит ли решение этого вопроса в компетенцию другого органа – иными словами, не нарушена ли его законная компетенция, не вышел ли он за ее пределы;
• не допущено ли в акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта;
• не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц;
• не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные
Конституцией и законами РФ, а также конституциями, уставами и законами
республик, других субъектов федерации;
• не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий;
• не содержится ли в акте сведений о совершении преступлений и других
правонарушений;
• соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации);
• содержат ли акты, в особенности изданные представительными и
исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения;
• не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
• соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа;
• содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и др., указана ли дата вступления его в силу;
• каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений, прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности. При проведении комплексных проверок прокурору необходимо выяснить:
• законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
• соблюдение требований закона о раздельном содержании осужденных к
лишению свободы в исправительных учреждениях;
• законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
• соответствие режима содержания осужденных видам исправительных
учреждений;
• соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (материально- бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
• соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воздействи
Воспользуйтесь поиском по сайту: