Оказание юридической помощи населению нотариатом. Обеспечение квалифицированной юридической помощи как главная публично-правовая функция адвокатуры.
Статья 19 комментируемого Закона посвящена порядку оказания бесплатной юридической помощи нотариусами.
36 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, перечисленные выше, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.
На современном этапе адвокатура является важнейшим институтом правовой системы государства, призванным обеспечить гражданам и организациям квалифицированную юридическую помощь, необходимую для реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов. Представляется правильным под адвокатурой понимать систему наделенных специальными полномочиями лиц (адвокатов), организаций (адвокатских образований) и органов самоуправления (адвокатских палат), главной целью функционирования которых является обеспечение реализации конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, поэтому многие субъекты РФ приняли свои законы и иные нормативные правовые акты по вопросам адвокатуры, прежде всего в сфере обеспечения бесплатной квалифицированной юридической помощью определенных слоев населения. На федеральном уровне главным нормативным правовым актом, закрепляющим основы правового статуса адвокатуры, является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ΦЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"[2] (далее – Закон об адвокатской деятельности или Закон об адвокатуре). Необходимость принятия такого закона нашла отражение уже в Концепции судебной реформы в РСФСР, утвержденной постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1, в которой, в частности, отмечалось: "Уровень развития адвокатуры – индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека"[3]. Принятый в ходе осуществления судебно-правовой реформы в Российской Федерации данный закон регулирует отношения, возникающие при функционировании адвокатуры, с целью обеспечения права каждого на получение квалифицированной юридической помощи путем расширения правовых и организационных возможностей адвокатов по ее оказанию гражданам и организациям. Согласно закону адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном этим федеральным законом, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Подчеркнем, что реальная защита прав и свобод человека и гражданина возможна в полной мере только тогда, когда они отстаиваются со знанием дела, т.е. квалифицированно. Кроме того, в законе оговорено, что не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб юридических лиц или организаций; работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги; индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными поверенными (за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат) либо другими лицами, которые иными федеральными законами уполномочены на ведение соответствующей профессиональной деятельности.
Действие Закона об адвокатуре не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории РФ только по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной РФ. Вместе с тем любой иностранный гражданин вправе сдать квалификационный экзамен и получить статус адвоката в общем порядке. Существенно, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, несмотря на получение адвокатом вознаграждения за свою работу. Для понимания данной нормы необходимо учитывать, что в силу ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, если для предпринимателя (в том числе предпринимателя-юриста, юридической фирмы) главной целью является извлечение прибыли, то для адвоката главной целью является оказание квалифицированной юридической помощи. В Законе об адвокатуре раскрывается понятие "адвокат": адвокатом является лицо, получившее в установленном данным федеральном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Важно, что адвокату запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Законом определены виды адвокатской деятельности. Так, оказывая юридическую помощь, адвокат: 1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях. Наряду с этим адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную законом. Для получения юридической помощи можно обратиться в любое адвокатское образование независимо от места жительства доверителя. Юридическая помощь оказывается за плату, определяемую соглашением между адвокатом и клиентом, но в некоторых случаях она оказывается бесплатно, например гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. В частности, помощь оказывается истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией. В Законе об адвокатуре содержится норма, согласно которой представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом. Однако Конституционный Суд РФ, рассматривая данную норму, в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 15-П указал, что государство, допуская в действующей системе правового регулирования возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей организаций штатных сотрудников либо адвокатов, а в качестве представителей граждан – иных, помимо адвокатов, лиц, оказывающих юридическую помощь, тем самым, по существу, не предъявляет особых требований к качеству предоставляемой юридической помощи и, следовательно, не гарантирует ее надлежащий уровень, а потому не вправе возлагать на организации обязанность выбирать в качестве представителей только адвокатов или содержать юристов в штате. Гарантируемые Конституцией РФ поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 8, 34; ч. 1 ст. 37) создают правовую основу для осуществления юридическими и физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) деятельности по оказанию юридических услуг. К их числу относятся организации и частнопрактикующие юристы, предмет деятельности которых – осуществляемое на основании соответствующих гражданско- правовых договоров оказание юридической помощи другим организациям и гражданам, в том числе путем судебного представительства. Однако ч. 5 ст. 59 АПК РФ в системной связи с п. 4 ст. 2 Закона об адвокатуре лишает их возможности выполнять взятые на себя по договору обязательства по представительству интересов клиента в арбитражном суде в случаях, когда клиентом является не гражданин, а организация. Это означает, что в данном случае законодатель избрал критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителей в арбитражном процессе не квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи и необходимостью защиты соответствующих публичных интересов, а лишь организационно-правовую форму, в которой выступает участник судопроизводства, нуждающийся в юридической помощи. Между тем сама по себе организационно-правая форма участника судопроизводства (физическое либо юридическое лицо, гражданин либо организация) не предопределяет различия в условиях и характере оказываемой ему юридической помощи при представительстве в арбитражном процессе и не свидетельствует о существовании таких различий. Следовательно, вводящая названный критерий ч. 5 ст. 59 АПК РФ, притом что индивидуальные предприниматели и иные граждане в арбитражном процессе (а в гражданском процессе и организации) не ограничены в выборе представителя, не отвечает принципам соразмерности и справедливости, которые должны соблюдаться при ограничении в конституционно значимых целях свободы договоров, свободного использования своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Тем самым нарушается и конституционный принцип юридического равенства, поскольку адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, включая представительство в суде. Таким образом, ч. 5 ст. 59 АПК РФ, в системной связи с п. 4 ст. 2 Закона об адвокатуре позволяющая организации выбирать представителя, не состоящего в ее штате, лишь из числа адвокатов и исключающая право работников организаций и частнопрактикующих юристов, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, выступать в арбитражном суде по соглашению с другими организациями в качестве их представителей, в действующей системе правового регулирования не соответствует ст. 19 (ч. 1, 2), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 123 (ч. 3) Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ при данном уровне правового регулирования счел нецелесообразным сохранение монополии адвокатов на представительство в арбитражном судопроизводстве. Согласно Федеральному закону от 31 марта 2005 г. № 25-ФЗ ч. 5 ст. 59 АПК РФ утратила силу. Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, оказываемая в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, их защитниками. Причем ч. 2 ст. 48 Конституции РФ связывает помощь защитника как процессуальной фигуры с деятельностью адвокатов – лиц, получивших в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Примечательно, что, рассматривая дело по жалобе, касающейся права на выбор защитника в уголовном процессе, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. № 2-П указал, что по своему содержанию право на самостоятельный выбор адвоката (защитника) не означает право выбирать в качестве защитника любое лицо по усмотрению подозреваемого или обвиняемого и не предполагает возможность участия в уголовном процессе любого лица в качестве защитника. Закрепленное в ст. 48 (ч. 2) Конституции РФ право пользоваться помощью адвоката (защитника) является одним из проявлений более общего права, гарантированного ст. 48 (ч. 1) Конституции РФ каждому человеку, – права на получение квалифицированной юридической помощи. Поэтому положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ не могут быть истолкованы в отрыве и без учета положений ч. 1 этой же статьи. Гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, нс обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь. Деятельность адвокатуры является важнейшим элементом реализации конституционной гарантии права на получение каждым квалифицированной юридической помощи, в том числе и потому, что адвокатура – независимая и самоуправляемая организация, которая не входит в систему государственных органов, действуя как правозащитный институт гражданского общества. Определяя основы отношений государства и адвокатуры, законодатель прямо установил, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, осуществляемую в рамках законодательства РФ, и препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. Как подчеркивает президент ФПА РФ Е. П. Семеняко, "...только независимый адвокат в состоянии без оглядки на власть предержащих исполнять свои обязанности перед доверителем, а следовательно, и перед обществом как его представитель в области правоприменения и осуществления правосудия"[4]. Наряду с этим из числа юристов, так или иначе участвующих в оказании юридической помощи гражданам и организациям, только адвокатам на законодательном уровне вменена обязанность постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию. Вступление России в ВТО остро поставило проблему реформирования адвокатуры, повышения уровня ее конкурентоспособности, изменения правового регулирования рынка юридических услуг. В связи с этим распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2013 г. № 517-р была утверждена специальная государственная программа "Юстиция"[5]. В ней прямо указывается, что деятельность институтов, необходимых для эффективного отправления правосудия и защиты прав граждан, в частности, адвокатуры, не всегда бывает максимально эффективной вследствие неоптимального нормативно-правового обеспечения их деятельности. В целях создания в России конкурентоспособной адвокатуры, состоящей из юристов, обладающих высоким уровнем квалификации и следующим строгим принципам профессиональной этики, государство в указанной программе поставило ряд задач, от решения которых зависит будущее адвокатуры и доступность квалифицированной юридической помощи. Среди основных задач развития института адвокатуры можно выделить: совершенствование механизмов допуска к адвокатской профессии; стимулирование притока молодых юристов в адвокатуру; развитие системы специализации адвокатов по различным отраслям права и видам судопроизводства; совершенствование механизма контроля за качеством юридической помощи и контроля за их соблюдением, прежде всего внутри самой адвокатской корпорации; стимулирование адвокатского сообщества на выработку нетерпимого отношения к коллегам, нарушающим профессиональную этику и не соблюдающим критерии качественной юридической помощи; проработка возможных путей стимулирования спроса на услуги адвокатов, пропаганда практики обращения к адвокату на ранних стадиях возникновения правовых проблем, широкое правовое информирование населения, нацеленное на разъяснение преимуществ законопослушного поведения; расширения сферы участия адвокатуры в оказании бесплатной юридической помощи и пропаганде права, развитие мер государственной поддержки такой деятельности адвокатов; развитие бизнес-адвокатуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|