Понятие «свободы совести» и «свободы вероисповедания»
Понятие «свобода совести» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение. Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести. Многоаспектный характер свободы совести предопределяет тот факт, что она является объектом изучения различных общественных наук. В социологическом плане свобода совести - духовная ценность, важное социальное благо, созданное обществом в результате исторического развития. В политологическом плане осуществление свободы совести - один из аспектов демократии. В философском смысле свобода совести рассматривалась как философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать поступки в соответствии со своими представлениями о справедливом и несправедливом, о добре и зле, как право людей мыслить о мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также действовать в соответствии со своими представлениями о мире. При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах - «свобода религии».
Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как справедливо указывают М.В. Баг-лай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» М.В. Баглай, В.А. Туманов. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2001г В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии». По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один - это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести - это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала. С.А. Авакьян. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 1999г Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека. И.Н. Вишнякова. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М., 2000г
Так, М.Г. Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять элементов: право граждан исповедовать любую религию; право не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов и т.д
Свобода вероисповедания включает в себя следующие структурные элементы: право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию, равенство всех религий и всех верующих перед законом. Свобода совести включает: право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию, право не исповедовать никакой религии, равенство всех граждан перед законом независимо от их отношения к религии. При этом свобода совести является самой широкой из всех указанных категорий, включая свободу вероисповедания Принимая во внимание многогранный характер свободы совести, некоторые правоведы рассматривают содержание этого института комплексно, как в философском, общесоциальном, так и в юридическом смысле, выделяя несколько его аспектов. Так, по мнению СЮ. Симорот, юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов: 1. Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.
2. Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии. 3. Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии. В.Е. Чиркин. Конституционное право России: Учебник. - М: Юристь, 2003г 16Л.А. Морозова. Основы государства и права: Учебник. - М., 2000г 4. Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.
А) Индивидуальные правомочия: 1) право придерживаться любых убеждений; 2) право не придерживаться никаких убеждений и не исповедовать никакой религии; 3) право менять убеждения или религию; 4) право создавать новое мировоззрение или новую религию; 5) право выражать и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними; 6) право получать религиозное или иное образование; 7) право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитание и образование своим детям;
8) право ограждать своих детей от религиозного или иного мировоззренческого образования и воспитания; 9) право иметь свободный доступ к местам поклонения; 10) право не давать никакой клятвы, противоречащей религиозным или иным убеждениям человека; 11) право открыто выражать свои религиозные или иные убеждения и на нейтральное отношение государства к законным формам проявления религии или убеждений; 12) право на тайну своих религиозных или иных убеждениях; 13) право на освобождение от исполнения гражданских обязанностей, если это противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а в необходимых случаях право на замену одной обязанности другой. В.Е. Чиркин. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристь, 2003г. Б) Коллективные (совместные) правомочия: 1) право на свободу объединения в религиозные или иные организации, образуемые по мировоззренческому выбору, которые могут быть зарегистрированы в установленном порядке в едином государственном реестре юридических лиц; 2) право основывать и содержать свободно доступные места собраний и богослужений; 3) право на свободу выражать и распространять свои убеждения или религиозные верования и обычаи без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны государства и посторонних; 4) право на свободу приобретать и содержать места поклонения, проводить и посещать религиозные службы и мероприятия; 5) право управлять объединениями, образуемыми по мировоззренческому признаку, на основе самоуправления в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, в том числе выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим требованиям; 6) право производить, покупать, импортировать, экспортировать и распространять мировоззренческую и религиозную литературу, печатные и аудиовизуальные материалы и другие предметы, используемые для религиозной и иной деятельности; 7) право создавать частные школы и управлять ими, а также заниматься образовательной, культурной, благотворительной и социальной деятельностью; 8) право искать и получать добровольную материальную и финансовую помощь от физических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности. Л.А. Морозова. Основы государства и права: Учебник. - М., 2000 г
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|