Методические указания к решению задачи № 5
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Парк грузовых вагонов железных дорог состоит из разных типов вагонов, которые различаются конструкцией, грузоподъемностью, числом осей и приспособленностью для перевозки различных грузов. В зависимости от назначения, грузовые вагоны подразделяются на следующие основные группы: крытые, полувагоны, платформы, изотермические и специальные. Основными технико-эксплуатационными характеристиками вагонов являются; грузоподъемность, количество осей, вес тары, объем кузова, габаритные размеры кузова, площадь пола платформ, нагрузка на ось вагона, нагрузка на рельс от колесной пары, нагрузка на один погонный метр пути и другие. При выборе наиболее рационального (экономичного) типа вагона необходимо исходить из обеспечения сохранности груза, приспособленности отдельных типов вагонов к перевозке, возможности механизированной погрузки и выгрузки конкретных грузов, а также обеспечения максимальной загрузки вагона с учетом его удельной грузоподъемности и объемного веса груза. При осуществлении перевозок и выполнении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена охрана окружающей среды и техника безопасности обслуживающего персонала. Тип вагона выбирается на основании характера и рода груза, анализа технических норм загрузки вагонов заданным грузом и изучения эксплуатационных характеристик вагонов. Перечень грузов, перевозка которых разрешена на открытом подвижном составе, приведена в [2]. Технические нормы загрузки различных типов вагонов конкретными грузами приведены в [4]. Повышение загрузки вагонов сокращает потребность в вагонах и является резервом улучшения использования вагонного парка и снижения издержек перевозок.
При выборе типа вагона следует учитывать, что заданный груз может перевозиться только в одном типе вагонов (в крытом, в полувагоне, на платформе и т.д.) или в вагонах разных типов (платформа и полувагон и т.д.). В первом случае при выборе рационального типа вагона сравниваются показатели использования одного типа вагонов, имеющих различные эксплуатационные характеристики (объем кузова, грузоподъемность, число осей и т.д.). Во втором случае сравниваются характеристики различных типов вагонов. Результаты выбора наиболее рационального подвижного состава рекомендуется свести в табл. 12. Потребное число вагонов для перевозки заданного груза определяется по формуле: ваг, (5.1) где Qсут – суточная погрузка, т; Pт – техническая норма загрузки грузового вагона, т.
Производительность вагонов является комплексным показателем для оценки их использования. Производительность вагона по каждому из сравниваемых типов можно определить из выражения: т км нетто/сутки, (5.2) где Sв - среднесуточный пробег вагона, км/сутки; αпор – коэффициент порожнего пробега. Коэффициент удельной грузоподъемности kг позволяет сделать вывод о возможности повышения технической нормы загрузки вагонов. Наиболее полно грузоподъемность и вместимость используется, если удельный вес груза q равен kг. Если q> kг, грузоподъемность вагона использована полностью, а вместимость - нет. В том случае, когда q< kг грузоподъемность вагона будет недоиспользована, а объем вагона занят грузом полностью. Данные табл. 12 необходимо проанализировать и обосновать преимущества типа вагона, выбранного для перевозки. Использование под погрузку грузов рационального подвижного состава дает экономию приведенных народнохозяйственных расходов, величина которой определяется: руб, (5.3) где tок - нормативный срок окупаемости капиталовложений, равный 10 годам.
ΔК - экономия капитальных вложений в результате сокращения потребности в вагонах; ΔСв-ч - годовая экономия эксплуатационных расходов в результате сокращения вагоночасов простоя на станциях погрузки и выгрузки, руб.; ΔСв-км - годовая экономия эксплуатационных расходов в результате сокращения вагонокилометров пробега. Экономия капитальных вложений определяется по формуле: , (5.4) где αвх - коэффициент, учитывающий долю затрат на развитие вагонного хозяйства, αвх =0,1; αрем - коэффициент, учитывающий дополнительный парк вагонов, находящихся в ремонте, принимается αрем = 1,05; n', n'' - годовая потребность в вагонах сравниваемых типов, ваг.; Θ - оборот грузового вагона, сут.; Св - стоимость постройки одного вагона, руб., принимается на основании [3] или другой нормативно-справочной литературы. Годовая экономия эксплуатационных расходов от сокращения вагоночасов простоя определяется руб., (5.5) где t', t' ' – соответственно средний простой вагона на станции погрузки и выгрузки, приходящийся на одну грузовую операцию, час; Св-ч - стоимость одного вагоночаса, руб. Экономия в результате сокращения вагонокилометров пробега равна руб., (5.6) где lгр - средний рейс груженого вагона, км; αпор - коэффициент порожнего пробега; Св-км - стоимость одного вагонокилометра, руб. Величины измерителей Св-ч и Св-км студенты принимают по отчетным данным, имеющимся на местах их работы. В случае отсутствия этих данных можно принять Св-ч = 8,7 руб., Св-км = 1,97 руб. Для заданных исходных данных студент определяет технико-экономическую эффективность применения рационального подвижного состава и оптимального размещения заданного груза в вагоне. Далее в работе необходимо кратко изложить основные мероприятия, позволяющие улучшить использование грузоподъемности и грузовместимости вагонов при перевозках заданного груза.
Библиографический список
1. Железные дороги: Общий курс /Под редакцией М.М. Уздина: - СПб.: «Выбор», 2002. – 366 с. 2. Правила перевозок грузов. - М.: Транспорт, 2003. 3. Перевозка грузов по железным дорогам. - Справочник. М.: Транспорт, 1978. 4. Сборник правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. - М.: «Контракт», 2001. – 599 с.
5. Дерибас А.Т., Повороженко В.В., Смехов А.А. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте: Учеб. для ВУЗов. – М.: Транспорт, 1990. – 351 с. 6. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Система технологии отраслей народного хозяйства». – Куйбышев: КИИТ, 1989. - 20 с. 7. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы технологии производства на железнодорожном транспорте». - Самара, СамИИТ, 2000. - 15 с.
[1] Здесь и далее цены приведены по состоянию на 4-й квартал 2003 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|