Список литературы. Влияние освещенности на физиологические функции зрения. Справочно-информационный материал
Список литературы Основная 1. Гигиена / Под ред. Г. И. Румянцева. - М.: Геотар, Медицина, 2000. – С. 351- 352., С. 375. 2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – С. 23-27. Дополнительная 1. Гигиена детей и подростков. /Под ред. В. Р. Кучма. - М.: Медицина, 2001. - С. 340-341. 2. Освещение на производстве / Под ред. Н. Ф. Измерова. М: Ред. журнала « Охрана труда и социальное страхование», 1998. -136 с. 3. Оценка освещения рабочих мест. МУ 2. 2. 4. 706- 98 / МУ ОТ РМ 01-98. - 51с. 4. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. - М.: Минстрой России, 1995. – 36 С.
Влияние освещенности на физиологические функции зрения Цель занятия: обучить студентов методам исследования и оценки физиологических функций зрения. План проведения занятия: На практических занятиях студенты знакомятся с методами оценки зрительных функций. Каждая пара студентов самостоятельно определяет основные физиологические функции зрения, используемые для гигиенической характеристики освещения. Исследования выполняются при различных уровнях освещенности. Оформляется заключение. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию. Контрольные вопросы: 1. Понятие об основных зрительных функциях. Влияние условий освещенности на зрительные функции. 2. Острота зрения, определение. 3. Устойчивости ясного видения, определение 4. Устойчивость хроматического зрения, определение 5. Контрастная чувствительность глаза, определение. 6. Критическая частота слияния мельканий, определение. Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материал по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. На этапе подготовки к занятию студент должен освоить методики оценки основных физиологических функций зрения.
В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии, и решает следующие ситуационные задачи: 1. Острота зрения учащегося при освещенности 300 лк равна OD=1, 0, при снижении освещенности до 50 лк составила 0, 8, 5 лк – 0, 7. Контрастная чувствительность соответственно изменилась с 0, 9 до 0, 1. Обоснуйте, какая из зрительных функций является более чувствительной к изменению уровня освещенности и почему. 2. На операционном поле уровень освещенности составляет 8000 лк. Какие из основных физиологических функций зрения хирурга улучшатся при данной освещенности? Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь. Справочно-информационный материал Физиологические способы оценки освещения Целью гигиенического нормирования освещения является создание наиболее благоприятных условий для работы глаза, обеспечивающих его максимальную работоспособность при минимальном утомлении глаза. Практически при достаточном освещении неутомленный глаз производит свою зрительную работу без всякого утомления и, наоборот, при недостаточном и нерациональном освещении глаз работает с напряжением, что приводит к зрительному утомлению. Этой способностью глаза можно воспользоваться для ориентировочной, сравнительной оценки естественного и искусственного освещения внутри помещений, взяв за критерий динамику отдельных зрительных функций в условиях различного освещения. Острота зрения Разрешающая способность зрительного анализатора определяется остротой зрения. Острота зрения - способность глаза увидеть форму предмета, различать его очертания, размер, отдельные детали
Определение остроты зрения проводят с применением таблиц Сивцева (с расстояния 5 м) или таблиц Холиной (с расстояния 2, 5 м). Для детей используют специальные таблицы. Исследуют поочередно остроту зрения каждого глаза. Испытуемому предлагают называть буквы в строках, постепенно переходя от больших размеров к меньшим. Возможно использование таблиц с кольцами Ландольта. Оценку остроты зрения проводят по той строке, в которой испытуемый различает и правильно называет буквы. Определение устойчивости ясного видения Под устойчивостью ясного видения понимают способность глаза в течение более или менее длительного времени ясно различать какую-либо мелкую деталь. Исследование проводится следующим образом. Наблюдаемому предлагают в течение 180 сек. фиксировать какую-либо нарисованную тушью деталь на белом фоне, которая с трудом различается, например, разрыв в кольце Ландольта. Расстояние между таблицей или экраном с изображением и испытуемым должно равняться 2, 5—3 м. Голова при этом фиксируется подставкой или опирается на руку, поставленную на локоть. Деталь то видится вполне ясно, то расплывается в глазах и становится неясной. Наблюдаемый должен посредством какого-либо сигнала отмечать моменты, когда он перестает видеть деталь вполне ясно и когда она вновь для него проясняется. Эти сигналы отмечаются экспериментатором по секундомеру и тотчас записываются. По окончании опыта подсчитывается сумма всех отрезков времени, в течение которых деталь была видна вполне ясно. Отношение всей длительности периодов ясного видения к общей длительности опыта берется как показатель устойчивости ясного видения. Например: время опыта 180 сек. На протяжении эксперимента были 2 периода неясного видения: 1 — 7 сек., 2—12 сек., таким образом, время устойчивого видения составило: 180-(7+12) =161 сек. Определение контрастной чувствительности Условием, позволяющим увидеть объект, является наличие яркостного контраста между ним и фоном. Способность глаза различать едва заметные разности яркостей обозначается термином разностная, или контрастная чувствительность.
Задачей исследования контрастной чувствительности глаза является определение того минимального контраста яркостей, который глаз исследуемого может различить в условиях опыта. Для исследования применяют диск Максвелла для смещения цветов: в большой белый круг врезают маленький черный, образующий больший и меньший сектор черного цвета на белом фоне. Диск вращается со скоростью 2000 об. /мин., тогда испытуемый видит на белом фоне серый диск большей или меньшей яркости, в зависимости от величины черного сектора. Минимальная величина черного сектора, которая обеспечивает контраст между белым и серым и будет выражать порог контрастной чувствительности — отношение разницы видимых яркостей к первоначально видимой в %. Порог контрастной чувствительности = , где В — яркость белого диска, коэффициент отражения - 0, 8: В1 — яркость или коэффициент отражения серого диска, рассчитывается по формуле. Предположим, появление серого диска отмечено испытуемым только при величине черного сектора в 3º. Коэффициент отражения белого круга равен 0, 8, а черного сектора – 0, 05. Проводим расчет коэффициента отражения серого диска.
Определение критической частоты слияния мельканий Определение критической частоты слияния мельканий проводится прибором КЧСМ-1. Это релаксационный генератор световых вспышек, шкала, которого проградуирована в колебаниях в 1 сек. (гц). Испытуемый садится на расстоянии 1 м от прибора, лампочка должна быть на уровне глаз. Скорость частоты мельканий создается поворотом ручки прибора от редких к более частым. Отсчетной величиной служит та, при которой у испытуемого происходит слияние мельканий и возникает ощущение сплошного светового потока. Рекомендуется провести несколько исследований (3—5) и взять средний показатель. Определение устойчивости хроматического видения Проводится при помощи таблиц светового сравнения Рабкина. Используется красно-серое и черно-серое уравнение. Цветовые уравнения располагаются на расстоянии 30 см от глаза, голова испытуемого фиксируется. Один глаз прикрывают. Уравнение рассматривается до тех пор, пока не произойдет слияния двух цветов в один. Время отмечают секундомером. Исследование проводят 3 раза с перерывом в 1 минуту. Берется среднее время устойчивого хроматического видения.
Интегральной функцией работоспособности зрительного анализатора является пропускная способность зрительного анализатора (ПСЗА). Метод определения ПСЗА включает в себя оценку таких функций зрительного анализатора, как скорость зрительного восприятия, острота зрения, время скрытого периода простой условно-рефлекторной реакции на свет. Этот метод позволяет со всей полнотой оценить функциональное состояние зрительного анализатора в течение дня, недели и целого года. Приложение 1. Форма записи результатов исследования зрительной функции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|