Список литературы. Справочно-информационный материал
Список литературы Основная 1. Гигиена /Под ред. Г. И. Румянцева. - М.: Геотар, Медицина, 2000. – С. 109. 2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – С. 323. Дополнительная 1. Гигиена детей и подростков. /Под ред. В. Р. Кучма. - М.: Медицина, 2001. - С. 340-341. 2. Освещение на производстве /Под ред. Н. Ф. Измерова. М: Ред. журнала « Охрана труда и социальное страхование», 1998. -136 с. 3. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение. - М.: Минстрой России, 1995. – 36 с.
Гигиенические требования к Лечебно-Профилактическим Учреждениям Цель занятия: ознакомить студентов с основными гигиеническими требованиями к размещению, планировке, оборудованию лечебно-профилактических учреждений. План проведения занятия: После рассмотрения теоретических вопросов студенты решают ситуационные задачи. На примерах изложенных в ситуационных задачах дают гигиеническую оценку размещения, планировки и оборудования ЛПУ, определяют и оценивают основные параметры воздушно- теплового режима, показателей естественного и искусственного освещения различных больничных помещений, разрабатывают мероприятий по улучшению условий пребывания больных в стационаре с учетом выявленных недостатков. Оформляется заключение. Проводится разбор ситуационных задач решенных при самостоятельной подготовке к занятию. Контрольные вопросы: 1. Гигиенические требования к размещению и планировке лечебно-профилактиче-ских учреждений (ЛПУ). 2. Гигиенические требования к земельному участку ЛПУ. 3. Гигиенические требования к зданиям ЛПУ. 4. Гигиенические требования к планировке и благоустройству отделений ЛПУ.
5. Гигиенические требования к планировке, оборудованию, воздушно-тепловому режиму и освещению помещений ЛПУ. Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материал по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы. На этапе подготовки к занятию студент должен обратить внимание на выбор участка под строительство больницы, его планировку, на гигиенические требования к внутренней планировке больниц. В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии, и решает следующие ситуационные задачи: 1. Хирургическое отделение детской городской больницы расположено на первом этаже. Проектная мощность отделения 60 коек, фактически имеется 70. Состоит из двух секций, имеющих двустороннюю застройку. Строгого разделения на септическую и асептическую секцию нет. Больные размещаются в 4-х и 6-ти местных палатах. В отделении имеется столовая, комната дневного пребывания детей, две перевязочные, процедурная, пост медицинской сестры. Септическая перевязочная расположена в центральной части отделения, рядом с процедурной, ориентация южная, длина помещения перевязочной 5 м, ширина 7м, высота 3м. Стены покрашены клеевой краской в светло-розовый цвет, пол деревянный. Дайте гигиеническую оценку размещения и планировки отделения и септической перевязочной. 2. Детская больница общего типа размещена на окраине населенного пункта, участок расположен с подветренной стороны от промышленного предприятия. На земельном участке расположены зоны: лечебного корпуса для неинфекционных больных, садово-парковая, патологоанатомическая, хозяйственная. На участок ведут два въезда, один из которых предназначен для хозяйственного двора. По периметру участок огражден зелеными насаждениями, процент озеленения равен 40. Садово-парковая зона отделена кустарниками с дикорастущими плодами. Дайте гигиеническую оценку размещения и планировки участка.
3. Детское отделение на 60 коек располагается на 6 этаже. Отделение состоит из двух тупиковых палатных секций на 20 и 40 коек. В отделении лежат дети старше 3-х лет. Каждая секция имеет один полубокс, две палаты на 1 койку, остальные палаты на 6 и 2 койки. В каждой палатной секции имеется: ординаторская, процедурная (располагается в конце секций), пост медицинской сестры (в середине секций), туалет для детей и умывальная (вынесены в конец секций), кладовая чистого белья. Комнаты для игр располагаются напротив поста медицинской сестры. На обе палатные секции предусмотрена буфетная, с оборудованием для мытья и хранения посуды, столовая. Помещения для матерей отсутствует. Дайте гигиеническую оценку детского отделения и предложения по улучшению условий пребывания больных. Результаты самостоятельной работы студенты вносят в рабочую тетрадь. Справочно-информационный материал Больничная гигиена – это широкая область деятельности и отрасль гигиенических знаний, ориентированных на обеспечение оптимальных лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов в лечебно-профилактических учреждений. Перед больничной гигиеной стоит задача содействовать сохранению здоровья людей, препятствовать воздействию вредных факторов окружающей среды и возникновению внутрибольничных инфекций. Ущерб, связанный с пренебрежением к требованиям больничной гигиены состоит из материальных потерь (удлинение сроков пребывания больных в стационаре), роста осложнений и летальных исходов. Так, внутрибольничная гнойно-септическая инфекция увеличивает койко-день в 2, 5 – 3 раза, летальность среди детей при септических состояниях возрастает в 10 – 14 раз. Архитектурно-планировочные решения лечебного учреждения играют важную роль не только в создании лечебно-охранительного режима, но и в профилактике внутрибольничной инфекции. Это достигается путем оптимального выбора территории под строительство ЛПУ, взаиморасположения больничных подразделений на земельном участке и в здании, изоляцией разноплановых в санитарно-эпидемиологическом отношении отделений (палатных секций от операционных блоков, отделений анестезиологии и реанимации, лечебно-диагностических отделений).
Участок, выбираемый под ЛПУ должен предусматривать: vпривязку к внешним сетям водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения, энергообеспечения, вывоза мусора; vзащиту территории и зданий от неблагоприятных внешних факторов (загрязненного атмосферного воздуха, шума, электромагнитных излучений и т. д. ); vиспользование в оздоровительных целях благоприятных факторов (инсоляции, зеленых насаждений, достаточной двигательной активности); vфункционального зонирования участка ЛПУ; vотдельное размещение таких зданий ЛПУ, как поликлиника, инфекционное отделение, кожно-венерологическое, акушерское, станции скорой помощи, молочной кухни, аптеки; vсоблюдение разрывов зданиями и между зданиями и границей квартала; vвозможность организации садово-парковой зоны для прогулок больных; vсоздание необходимого количества въездов на участок; vвозможность расширения ЛПУ в перспективе. Типы строительства больниц – децентрализованный, централизованный, смешанный. Децентрализованный тип застройки предполагает размещение отделений в отдельно стоящих 1-3 этажных зданиях. В отдельных зданиях размещаются физиотерапевтическое отделение, диагностическая лаборатория, пищеблок (кухня), приемное отделение, административная и хозяйственная службы. Каждый больничный корпус состоит из комплекса помещений необходимых для всестороннего лечения и обслуживания больных. Децентрализованный тип застройки больниц имеет свои положительные и отрицательные качества. Централизованный тип застройки предполагает размещение всех лечебных и диагностических отделений в одном многоэтажном корпусе, в нем же располагается пищеблок, административные помещения. Централизованная система застройки позволяет широко использовать современные методы диагностики, лечения больных, но концентрация большого количества больных и персонала затрудняет поддержание лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов, увеличивается шумовое воздействие. Централизованный тип застройки влечет увеличение этажности палатных корпусов, что ограничивает использование больными садово-парковой зоны, увеличивает нагрузку на вертикальные внутрибольничные коммуникации, которые менее надежны, чем горизонтальные. Смешанный тип застройки предполагает размещение основных соматических отделений, не требующих строгой изоляции в главном 4-6 этажном корпусе. В нем располагаются лечебно-диагностические отделения (аптека, лаборатории, приемное отделение, рентгеновское, физиотерапевтическое отделения). Отделения требующие соблюдения строгого санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, размещают в отдельных корпусах с изолированной территорией (инфекционное, родильное, детское). В отдельных зданиях размещаются поликлиника, административно-хозяйственная часть. Централизованная система застройки имеет признаки смешанной, т. к. в отдельных зданиях размещается: патологоанатомическое отделение, прачечная, хозяйственные службы (гараж, мастерские), боллерная. В настоящее время при строительстве и реконструкции ЛПУ применяются комбинации фрагментов разных систем застройки с целью использования достоинств и устранения недостатков. В России прослеживается три основные направления больничного строительства:
Ø строительство моноблоков для палатных отделений (9-12 этажей) и лечебно-диагностических корпусов (2-3 этажа) соединенных с моноблоком горизонтальными связями (более устойчивые, чем вертикальные); Ø проектирование отдельных блоков (на 300-500 коек) с размещением в них однопрофильных больных и блокирование их с лечебно-диагностическими и вспомогательными службами; Ø расширение существующих больниц за счет строительства дополнительных палатных корпусов. Основополагающий принцип внутренней структуры лечебных учреждений - принцип дистанцирования («черно-белое» разделение). Реализуется путем функционального зонирования стационара и его подразделений через необходимый набор помещений, выделение различных зон по степени чистоты. В ЛПУ выделяются четыре зоны: · Нечистая (амбулаторные помещения, регистрация, вестибюли); · Нормальная зона (обычные палаты, функциональные отделения, рентген); · Чистая зона (отделяется шлюзами – операционные, родовые); · Зона с особыми правилами асептики и антисептики – чистые операционные, лечение ожогов, трансплантация).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|