Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Дополнительная. Гигиеническая оценка источников водоснабжения,. План проведения занятия. Справочно-информационный материал




Список литературы

Основная

  1. Гигиена / Под ред Г. И Румянцева, - М.: Медицина, 2000. – С. 360-393.

2. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зинкевич Л. С. Гигиена и основы экологии человека. Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. - С. 280-290.

  1. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – С. 151-193.

Дополнительная

1. Щебро А. П. Больничная гигиена. Санкт-Петербург: СПбМАПО, 2000. – С. 106-118, 138-144, 191-224.

 

Гигиеническая оценка источников водоснабжения,

выбор водоисточников для местного водоснабжения

Цель занятия: ознакомиться с правилами санитарно-топографического обследования и выбора водоисточника для водопользования.

План проведения занятия

На занятии студенты получают инструктаж по исследованию водоисточников и их адреса (колодцев, родников). Группами по 2 человека оценивают водоисточник по предлагаемой схеме, отбирают пробу воды и доставляют ее на кафедру. Каждый студент в рабочей тетради оформляет заключение по результатам оценки водоисточника и представляет его на кафедру.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет, используя список приведенной литературы и лекционный материал. При подготовке к занятию студент должен освоить правила отбора проб воды, подготовить посуду для отбора проб воды. В период самостоятельной проработки практического занятия студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в пособии.

Справочно-информационный материал

Правила отбора проб воды:

Отбор проб воды производится на том месте и на той глубине, где намечается или уже осуществлялся отбор воды для питьевых целей.

Из шахтных колодцев и открытых водоемов выемка проб производится двумя способами:

а) в водоем опускают бутыль с грузом на определенную глубину (на ту, с которой обычно забирают воду), после чего пробку открывают с помощью прикрепленной к ней веревки. После наполнения водой бутыль поднимают. Имеются также специальные приборы для забора воды - бато­метры

б) в водоем опускают чистое ведро, после наполнения водой ведро поднимают, сливают часть воды, ополаскивают бутыль и наливают в нее воду через обмытый край ведра.

Схема санитарно-топографической оценки водоисточника:

При санитарно-топографической оценке водоисточника главное внимание обращают на выяснение возможных источников загрязнения воды. Для этого осматривают не только водоистоник, но и территорию, прилегающую к нему, с подробным описанием ее санитарного состояния (наличие выгребных ям, свалки, систем удаления нечистот, застройка, использование территории).

Описание следует сопровождать схематическим планом расположения водоисточника и прилегающей к нему территории. В описании должны быть отражены:

· точный адрес водоисточника, его расположение по отношению к жилой зоне;

· топографическая характеристика места расположения водоисточника (склон, низина, ровное место и т. д. );

· тип и размеры водоисточника, степень его оборудования (сруб, каптаж, навес и т. д. );

· техническое состояние водоисточника (состояние сруба, ограждения, глиняный замок, отмостка, общественое ведро, насос и т. д. );

· источники загрязнения водоисточника, расстояние от них до водоисточника;

· расход воды из водоисточника и ее использование;

· отзыв местных жителей о качестве воды в водоисточнике

 

Список литературы

Основная

1. Гигиена / Под ред Г. И. Румянцева. М.: Медицина, 2000. - С. 140-144, 160-162.

2. Карелин О. Н., Курпита П. Н., Рудь Г. Г. Руководство к практическим занятиям по военной гигиене. - Кишенев: Лумина, 1985. – С. 93-94.

3. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Зиневич Л. С. Гигиена и основы экологии человека. – Ростов- на- Дону «Феникс», 2002. – 88-89, 98-100

3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю. П. Пивоварова. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – С. 33-38, 42-47.

Дополнительная

1. СанПиН 2. 1. 4. 1175-02. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников.

 

Гигиеническая оценка качества питьевой воды

 по показателям органолептических свойств, жесткости, рН воды

Цель занятия: ознакомиться с методами определения органолептических свойств и химических показателей качества питьевой воды (жесткость и рН воды).

План проведения занятия

На практическом занятии студенты знакомятся с влиянием органолептических свойств, химического состава воды на здоровье населения и гигиеническими принципами нормирования качеств питьевой воды. Каждая пара студентов самостоятельно определяет органолептические свойства пробы воды, взятой из источника децентрализованного водоснабжения, ее жесткость и рН. Дается оценка полученных результатов и докладывается на занятии. Оформляется заключение. Проводится разбор ситуационных задач, решенных при самостоятельной подготовке к занятию.

Контрольные вопросы:

1. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

3. Правила отбора проб воды для анализа.

4. Органолептические свойства воды, их значение, методы определения.

5. Реакция воды, гигиеническое значение, методы определения.

6. Жесткость воды, гигиеническое значение, методы определения общей и устранимой жесткости.

Задания для самостоятельной подготовки к занятию. Каждый студент готовит материал по изучаемой теме и ответы на контрольные вопросы. Теоретическую подготовку к занятию осуществляет в соответствии с контрольными вопросами, используя список приведенной литературы и лекционный материал. На этапе подготовки к занятию студент должен освоить методы определения органолептических свойств жесткости и активной реакции воды, гигиенические принципы нормирования качеств питьевой воды и требования к источникам централизованного и нецентрализованного водоснабжения.

В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент знакомится со справочно-информационным материалом, приведенным в методическом пособии и решает следующие ситуационные задачи:

1. Исследование пробы воды из колодца пос. Заречный показало: запах – 3 балла, привкус – 4 балла, цветность 25°, прозрачность 33 см. Колодец шахтного типа расположен на расстоянии 60 м от поселковой дороги, оголовок выступает на землей на 70 см, имеет крышку и сверху закрывается навесом, глиняный замок колодца глубиной 1м и шириной 0, 80 см без отмостка. Решить вопрос о возможности использования воды данного колодца жителями села для хозяйственно-питьевых целей.

2. В лабораторию ЦГСЭН доставлена проба воды из скважины детского оздоровительного учреждения. Результаты анализ воды:

рН – 7, 7, запах – 1 балл, привкус – 2 балла, цветность - 5°, мутность – 0, 5 мг/л, общая жесткость – 8, 4 ммоль/л. Дать заключение о качестве воды и возможности использования данного источника водоснабжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...