Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Мой внутренний доктор»




Цель: коррекция психосоматических проявлений пострадавших.

Инструкция:

1. Расслабьтесь и попытайтесь войти в состояние полного и безмятежного покоя. (Можно использовать предыдущее упражнение для вхождения в состояние спокойствия и расслабленности).

2. В своем воображении представьте себе больной орган как можно более отчетливо. Вступите с этим органом в диалог, поговорите, спросите: «Почему ты, мой дорогой орган (сердце, легкие, почки…), решил заболеть?» Выслушайте его ответ.

3. Продолжая мысленно разговаривать с больным органом, скажите ему, что вы его очень любите, дорожите им, пошлите ему тепло своего любящего внимания.

4. Представьте, что ваш больной орган уже полностью выздоровел, выглядит замечательно и чувствует себя хорошо. Обещайте своему органу, что вы будете всячески заботиться о нем, искореняя дурные привычки.

Упражнение «Перепросмотр»

Цель: уменьшение эмоционального реагирования на жизненную ситуацию, повышение уровня собственной ответственности за происходящие события (не «Меня обидели», а «Я решил обидеться»).

Инструкция:

1. Вечером, когда все дела окончены, нужно устроиться поудобнее, расслабиться, и начать вспоминать прошедший день, шаг за шагом, кадр за кадром в обратном направлении, стараясь не упускать ни одной детали.

2. Если обнаружилось какое-либо «страдание», либо странное напряжение в теле, можно попробовать вспомнить ситуации, когда это ощущение было раньше… Затем, точно так же начать двигаться в обратном направлении – от «сейчас» к моменту первого возникновения ощущения.

3. Этот момент нужно разложить на мелкие составляющие кадры, задавая себе вопрос «Что было до этого?», пока не восстановится запись конкретного события. Просмотреть ее от конца к началу, обращая внимание на свою фигуру как участника (или наблюдателя) события.

4. Если событие оказалось очень эмоционально насыщенным и вызывает реакции плача, гнева и т.п., то перепросмотр необходимо сопроводить медленным выдохом и поворотом головы во время выдоха справа налево. Это помогает сохранить направление перепросмотра «задом наперед» и способствует сохранению относительно спокойного, отстраненного отношения к событию. Завершается упражнение тогда, когда устаревшее событие перестает влиять на эмоциональные реакции, поведение, отношения с людьми «здесь и сейчас».

11. Упражнение «Терапия реальностью»

Цель: перевод пострадавшего из пассивной позиции в активную.

Большинство людей страдает только оттого, что они построили в своем воображении нереальные картинки действительности. Построенные в головах представления о жизни не совпадают с реальной действительностью. Чтобы избавиться от тягостных переживаний, надо реконструировать эти представления и построить в голове более объективную картину жизни. Когда люди меняют образы будущей жизни, они меняют свою жизнь.

Считается, что целостное поведение включает в себя четыре аспекта – действие, мышление, чувствование и физиологию. Например, действие пострадавшего, находящегося в депрессивном состоянии, – апатичное сидение на одном месте: «Какой толк двигаться – все равно ничего не получится». Его чувства при этом – боль и страдания. На уровне физиологии эти чувства приводят к боли в животе и к расстройству сна.

Итак, чувства зависят от мыслей и действий. Поэтому суть данного упражнения заключается в замене существительных на глаголы. Это повышает собственную ответственность и активность человека за свои чувства и поведение. (Не у меня депрессия, а я депрессирую; не у меня обида, а я обижаюсь).

 

12. Упражнение на тренировку эмоций (по Норбекову)

Цель: созидание душевного равновесия после психотравмирующих ситуаций.

Упражнение требует предварительной релаксации.

Инструкция, сообщаемая психологом пострадавшему:

Нас ждёт путешествие во времени. Сначала посетим наше прошлое, потом попытаемся заглянуть в будущее.

Закройте глаза, войдите в образ печального, неудачливого человека. Вы – в пустом кинотеатре. В зале царит полумрак. Экран пока чист, но вы знаете, что сейчас пойдёт фильм о вас. Как он построен, о чём расскажет? – ничего не известно. В душе любопытство, смешанное с тревогой, она возрастает, за ней прорезывается боль. Всё дорогое, что у вас было, ушло безвозвратно, да его словно и не было: прошлое состоит из одних неприятностей, разочарований, унижений, обид… Память перебирает эти обиды, уходит глубже, к юности, к детству… первые огорчения… пустота в фантике вместо конфетки, соседский мальчик отнял игрушку… и что-то ещё и ещё…

Экран засветился, там движутся какие-то силуэты, тени, лица… всматривайтесь, но без напряжения, резкость постепенно увеличивается, вы начинаете узнавать кое-кого в череде лиц. Посмотрите, это те люди, с которыми вам приходилось встречаться в жизни. Многие из них делали вам больно, а кто-то страдал из-за вас… Вы ведь никого не вызывали сюда специально, но они пришли, они тут, и значит, им и вам это необходимо. Значит, вы должны с каждым пришедшим поговорить.

Мысленно войдите в экран, станьте участником действия, говорите каждому из своих обидчиков примерно следующее: «Да, ты когда-то сделал так, что мне стало очень плохо. Мне было очень больно, но теперь это в прошлом, этого нет, как не было, – я прощаю тебя!..». И если перед вами окажется тот, кого уже нет на этой земле, говорите ему то же самое, искренне от всего сердца: «Ты остался в прошлом, я здесь по своей воле, чтобы проститься, моя жизнь – настоящее, я прощаю тебя!..». Не задерживайтесь с кем-либо подолгу, переходите от человека к человеку, но поговорите с каждым, даже с теми, кто не знаком вам, и выслушивайте каждого и простите, и попросите прощения у тех, кому сами причинили боль. Будьте ласковы со всеми, особенно с близкими, так как именно близкие причиняют нам самые большие страдания, но порой они сами не ведают, что творят… простите им всё. Если появятся слёзы, не сдерживайте их. Плачьте-плачьте, слёзы несут облегчение, с ними уходит всё, что мучило вас и давило, всё, что не вернётся теперь никогда.

Стоп! Мысленно скажите себе: довольно, я побывал в прошлом, но лишь потому, что сам этого захотел. Теперь я не тот, что был раньше, моя жизнь – настоящее. Всё плохое, что было, не имеет ко мне никакого отношения, во мне нет места ему. Да, в жизни было много ошибок, обид, огорчений и разочарований, но я – ЖИВУ, значит, у меня хватило сил всё пережить, значит, у меня хватит сил двигаться дальше, я делаю всё, что в моих силах, чтобы не стать прежним, я хочу сделаться обновлённым, другим… Я уже другой. Я мыслю, чувствую, дышу, и уже это одно само по себе – счастье, а раньше я этого не понимал, не знал, не ценил. Всё, что надо для счастья, со мной и во мне, есть цель в жизни, и ничто не мешает к ней двигаться. Я молод, уверен в своих силах, я сделаю всё, чтобы жизнь была полноценной, счастливой – я знаю, что это смогу. Чётко сформулируйте конкретную цель, движение к которой наполняет жизнь радостью, смыслом. Дети, семья, работа… У каждого может быть что-то своё.

Теперь переносимся в будущее. Чётко представьте, что будет с вами через месяц, полтора, два (но не более). Ощутите себя внутренне и внешне таким, каким хочется стать. Выстройте свой образ сами, у каждого свои ориентиры.

Побудьте в этом состоянии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...