Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника « Ассоциация – диссоциация»




Когда человек, вспоминая какую-то ситуацию, смотрит на нее своими собственными глазами (как бы изнутри), видя, слыша и ощущая все так, как будто он снова находится в ней, тогда он ассоциирован с этой ситуацией. Когда же человек смотрит на самого себя в ситуации с другой точки зрения (как на экране), то он оказывается диссоциированным от нее. Самое важное различие заключается в том, что, когда человек ассоциирован с ситуацией, то он получает все ощущения той ситуации. Когда же он диссоциирован, то автоматически снижается интенсивность этих ощущений.

Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием предоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального состояния. При воспоминании приятной ситуации нужно ассоциироваться с ней, и тогда можно получить все связанные с ней приятные ощущения. Если же в голову приходит неприятная ситуация, то нужно диссоциироваться, чтобы уменьшить негативность ощущений. На этом различии и основана данная техника.

Как правило, пострадавший воспринимает все произошедшее с ним ассоциированно, отсюда и весь набор негативных эмоций. Психолог в этом случае может предложить пострадавшему выполнить следующую инструкцию:

Подумайте о прошлом негативном переживании. Если вы ассоциированы, диссоциируйтесь. Вы можете сделать это, выйдя мысленно из своего тела и продолжая наблюдать. Это можно сделать также, поместив себя и всех других людей в картинку перед собой. Вы могли бы диссоциироваться еще и по-другому, заняв другую точку наблюдения прямо в сцене, может быть, глядя на все происходящее с потолка.

Эту технику можно использовать и на последующих этапах. Так, пострадавшему, тревожащемуся по поводу предстоящего процесса опознания, можно предложить представить, что он не опознает, а лишь исполняет роль сдающего экзамен, то есть диссоциироваться от ситуации.

Необходимо помнить о том, что эту, как и любую другую технику на данном этапе нужно применять предельно осторожно! Если существует сомнение в собственных силах или в положительном исходе, то лучше отказаться от нее в пользу той техники, в результате которой есть уверенность! Эти техники очень мощные по своему воздействию и затрагивают бессознательное, с которым нужно обращаться крайне деликатно и экологично! Неуверенность и сомнения психолога будут немедленно «считаны» бессознательным пострадавшего, и все его старания, в лучшем случае, будут бесполезны.

 

Техники, которые можно применять в работе с пострадавшими детьми

 

Работа с детьми во время чрезвычайной ситуации может потребовать от психолога величайшей гибкости и огромного умения. В таких условиях может оказаться, что в наличии имеются только те игрушки и материалы (пластилин, карандаши, бумага, краски и пр.), которые психолог сумел взять с собой, или которые можно было найти на месте. Кроме того, время для оказания помощи может быть резко ограниченно. Когда приоткрывается окошко возможности, психолог должен это увидеть и быстро адаптироваться к ситуации, понимая, что «окно» может быть открыто ненадолго.

Очень хороший эффект дает использование игрушек, которые надеваются на руку. Можно просто проиграть травмирующую ситуацию, дать возможность побыть ребёнку в разных ролях. Здесь придёт на помощь личный опыт и фантазия. Важно помнить, что вовремя отреагированное, выплеснутое, отыгранное негативное состояние теряет свою силу и актуальность впоследствии. Если возможности использования игрушек нет, то можно использовать какие-нибудь подручные средства, которые имеются в поле зрения. Дети хорошо откликаются на игру, и, даже банальная крышка от бутылки или фантик могут стать «заменителем» игрушки. Главное – это настрой самого психолога и его вера в то, что с помощью этого «фантика» он поможет ребенку преодолеть те переживания, которые могут иметь негативные последствия. Конечно, психика ребенка чрезвычайно гибкая и процессы саморегуляции психики у детей достаточно мощные, тем не менее, своевременная помощь ребенку внесет неоценимый вклад в его дальнейшее здоровое развитие. В качестве подручных средств для коррекции психического состояния ребенка, например, в Невельске послужил хлебный мякиш, из которого вылепили и страх, и боль, и родителей, и солнышко.

Итак, в работе с пострадавшими детьми целесообразно использовать техники, направленные на снижение уровня страха, расслабление и на улучшение эмоционального фона в целом.

 

Техника «Рисуем страх»

Инструкция:

1. Попросите ребенка вспомнить ситуацию, когда он испытывал страх, и попросите его продолжить предложение: «Я боюсь, когда…».

2. Пусть ребенок нарисует свой страх, используя цветные карандаши. Поговорите с ним о его рисунке. Попросите его объяснить, почему так выглядит рисунок. Почему он использовал именно эти краски?

3. Попытайтесь вместе с ребенком определить, где в его теле «живет» страх.

4. Можно поговорить со страхом, а также можно ребенку самому побыть в роли страха, и даже попугать других.

5. Спросите ребенка, как теперь он относится к страху. Если все еще боится его, то предложите ему изменить страх, дорисовать смешные детали, и т.п.

6. Если страх уже не такой «страшный», то можно придумать ему уменьшительно-ласкательное имя, договориться с ним, что он не будет больше пугать.

Техника «Мартышка»

Это дыхательная техника. Ее можно выполнять сидя или стоя.

Инструкция: выпрямить спину, глубоко вдохнуть через нос, и медленно выдохнуть через рот, сложив губы трубочкой, сильно-сильно вытягивая их вперед.

3.Техника «Гармошка»

Сначала нужно помочь ребенку представить, что его страх – гармошка, играющая в груди. После этого, следует непосредственная инструкция для ребенка:

Выдохни до предела – гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая, с любым звуком, растягивай ее до отказа… Затем снова сжимай, в любом темпе, с любым звуком, с какой-нибудь задорной мелодией, чем громче, тем лучше… До отказа сожми, выдохни, подожди чуть-чуть, снова разожми... Раз 7 – 12, с полным сосредоточением.

В конце упражнения от страха не останется и следа.

 

Техника «Пузырь»

Инструкция: медленно, сильно и глубоко вдохни, можно с небольшими толчками… вдыхай дальше, до предела, до надувания щек, до «раздувания» всего тела… Представь, что воздух уже входит в твои кости… Задержи воздух на пике вдоха, почувствуй, как он упирается в диафрагму, поиграй им, «помассируй» нижележащие органы… Все! Выдыхай, так же полно, под конец выдоха сложи губы трубочкой.

 

Техника «Янтарный шар»

Инструкция: представь над собой янтарный, теплый, светящийся изнутри, шар небольшого размера. Этот шар начинает тебя обертывать как «конфету» сверху донизу. В этой «оболочке» ты надежно спрятан. На тебя не может подействовать ни посторонний взгляд, ни сказанное слово, ни один человек не в состоянии причинить тебе вред. Теперь ты надежно защищен янтарной энергией «янтарного шара».

6. Техника «Ихтиандр»

Инструкция:сильно разогни одни лишь запястья, и растопырь пальцы обеих рук – желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать). Можно в виде последовательных сжатий – разжатий.

Мышечная релаксация

Инструкция:

1. Сядь в удобное кресло или ляг на пол. Спина опирается на спинку кресла или прижата к полу. Если ты сидишь в кресле, поставь ноги на пол, но не скрещивай их. Если ноги не достают до пола, подложи под них подушку.

2. Начнем с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. Представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, релаксации.

3. Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы, в «тугую тетиву». Затем напряги икры, колени, бедра, всю ногу. Потряси ногами и пошевели пальцами.

4. Напряги туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот. Потом грудь. Если ты чувствуешь напряжение в плечах, мягко положи руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.

5. Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.

6. Проверь, не чувствуешь ли ты напряжения в какой-нибудь части тела. Избавься от него, напрягая и расслабляя мышцы. Если ты сидишь в кресле, медленно поднимись, если на полу, медленно перекатись на бок и встань.

 

Техника «Ловкачи»

Этот приём снимет не только мышечное напряжение, но и эмоциональное.

Инструкция: возьмись правой рукой за нос и одновременно левой – за правое ухо. Потом поменяй руки: левой возьмись за нос, а правой – за левое ухо. При этом рука, держащаяся за ухо, всегда должна лежать перед другой рукой. Повторяй эту последовательность движений с возрастающей скоростью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...