Методика переориентации жизненных целей (авторская разработка Кучера А.А.)
Психокоррекционная концепция методики заключается в том, что из ситуации закрытого будущего и неспособности опираться на прошлый опыт, осуществляется переход в ситуацию успешного прошлого и, опираясь на него, формируется образ и план достижения значимого будущего. Это становится возможным, благодаря слому стереотипа замкнутого круга мыследеятельности, который характерен для любой тупиковой ситуации. Методика состоит из нескольких этапов. Инструкция: 1.«Отправление» пострадавшего в успешное прошлое Запросить событие в прошлом (желательно недалеком прошлом), когда человека все в жизни радовало, «за спиной были крылья», все получалось, жизнь била ключом и была полна счастья. Слушая рассказ о таком событии, путем уточняющих вопросов погрузить пострадавшего в воспоминания и зафиксировать позитивную эмоциональную реакцию радости и удовлетворения. Удерживать в этом эмоциональном состоянии, задавая вопросы, провоцирующие еще более глубокий уход пострадавшего в успешное прошлое. 2.Сбор ценностей целей периода успешного прошлого Удерживая разговором в успешном прошлом, уточнить, что в жизни радовало в тот период, что приносило удовлетворение и чувство счастья? Ответы будут не чем иным, как ценностями целями, их открыто выписать на заранее подготовленный листок. Целесообразно набрать 5 – 7 ценностей целей. Произвести ранжирование ценностей целей исходя из позиций периода успешного прошлого. Продолжая удерживать пострадавшего в успешном прошлом, попросить его проранжировать заявленные им ценности цели. При затруднении в восприятии понятия ранжирования, предложить определить, что в тот период было самое важное (1 ранг), что он бы поставил на второе место (2 ранг) и т.д.
3.Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас» Возврат в ситуацию «здесь и сейчас» делается в соответствии с пропорциональной представленностью депрессии. Если депрессия глубокая, то можно просто задать вопрос: «Чем вы занимались сегодня утром?» Этот вопрос уже вернет в негативные эмоции. Критерием возврата в ситуацию «здесь и сейчас» является эмоциональное обеднение и приближение пострадавшего к состоянию, равному тому, в котором он встретился с психологом. Как только эмоциональное состояние станет соответствовать ситуации «здесь и сейчас», провести второе ранжирование. При этом новые ценности цели в уже созданный список не добавляются. В целях диагностической чистоты, предыдущее тестирование от пострадавшего скрывается и на результаты второго ранжирования не влияет. 4.Определение «путеводной звезды» «Путеводной звездой» становится та ценность, которая при втором ранжировании получила первый ранг, т.е. то, что в настоящее время в меньшей степени потеряло или не потеряло совсем своей актуальности и значимости для личности. На основании «путеводной звезды» формируется образ значимого будущего. Например, если первый ранг при втором ранжировании получили «деньги», то психолог формирует образ значимого будущего следующим образом: - Когда у вас будет столько денег, сколько вы пожелаете, что изменится в вашей жизни? - Я куплю себе четырехкомнатную квартиру и перевезу к себе родителей! - Если вы будете покупать квартиру, то, в каком районе вы хотели бы ее приобрести, на каком этаже, куда бы выходили ваши окна? - Я хочу купить квартиру на берегу Центрального озера, на третьем этаже, так чтобы окна были на солнечной стороне и выходили на водную гладь. - Представьте себе, что вам удалось все это сделать (допустим, вы выиграли миллион в телевизионной игре). И вот вы сидите за большим столом в одной из своих комнат, за окнами 3-го этажа открывается замечательный вид на Центральное озеро, по которому бороздят яхты. Легкий ветерок поднял едва заметную волну, розовый закат, украсил небо. Воздух свежий, чистый. Рядом с вами все ваша семья и ваши родители. Опишите, как одет ваш отец, какое у него настроение, что делает ваша мама, как смотрит на вас ваша супруга…
Этот прием мотивирует воображение пострадавшего, он начинает отвечать на вопросы психолога, и вовлекается в восприятие в своем воображении значимого будущего, возникает эмоциональная вовлеченность, создание которой было целью психолога. 5. Третье ранжирование ценностей целей успешного будущего из вовлеченности в ситуацию значимого будущего Именно на этапе эмоциональной вовлеченности в описание значимого будущего, пострадавшему предлагается в третий раз провести ранжирование, причем делается это так, чтобы результаты предыдущих двух ранжирований не были видны. 6. Разрыв стереотипа порочного круга мыследеятельности Порочный круг стереотипа мыследеятельности выглядит примерно следующим образом (на примере «нет денег»): Утерян паспорт, необходимо его восстановить, следовательно, нужно сфотографироваться, но нет денег! Для восстановления паспорта, требуется подать заявление в милицию и заплатить взнос за бланк паспорта и штраф за утерю, но нет денег! Для того чтобы были деньги, необходимо устроиться на работу, для трудоустройства нужен паспорт, а он утерян. Чтобы его восстановить требуется подать заявление в милицию и заплатить взнос за бланк паспорта и штраф за утерю, но нет денег! Для восстановления паспорта необходимо сфотографироваться, но нет денег! Для того чтобы были деньги, необходимо устроиться на работу … Круг замкнулся! Таким образом, когда человек находится в состоянии горя, депрессии, это является для него состоянием жизненного тупика, обусловленного во многом стереотипом порочного круга замкнутой мыследеятельности, разрывая его, психолог осуществляет интервенцию, речь его, при этом, может содержать элементы насмешливости, категоричности, непререкаемости оценочной позиции. На этом этапе в какое-то мгновение у пострадавшего возникает интеллектуальный ступор, и это говорит о надломе стереотипа мыследеятельности.
Работа психолога на этом этапе базируется на предъявлении пострадавшему «как не поддающейся логике» разницы рангов по поводу одной и той же ценности. Психологическое давление, в связи с этим, осуществляется посредством задаваемого вопроса «ПОЧЕМУ?», «ПОЧЕМУ ЭТО ТАК?». С точки зрения цели этого этапа, не столь важна логика и рассудочность ответов, сколь важны сами ответы, как способ фиксации нестереотипных альтернатив в ситуации жизненного тупика. 7. Актуализация опыта планирования успешной деятельности. На этом этапе необходимо вернуться в успешное прошлое, и сказать пострадавшему, следующее: «Вот было замечательное время, когда все было хорошо и у вас все получалось, так вот скажите мне что вы делали для того, чтобы вас радовала любовь, … Нужно перечислить по очереди выявленные ранее ценности цели и добиться сообщений пострадавшего о том, какими ценностями средствами достигались эти ценности цели. В итоге психолог резюмирует: «Оказывается, счастье не само шло вам в руки, а вы так много для этого делали!» 8. Составление антикризисного плана. «А раз, вы знаете, как добиваться своего счастья, вы же это уже делали, говорите, что необходимо делать сейчас чтобы…» – психолог называет ценность цель значимого будущего… Со слов потерпевшего, психолог записывает антикризисный план, обеспечивая конкретность и определенность записанных в него действий, четкость хронометрии их исполнения, и доступность контроля за выполнением со стороны психолога. 9. Заключительный этап. Психолог вручает потерпевшему написанный план, договаривается о контрольных формах его выполнения, и желает удачных действий в разрешении бывших у него проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|