Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Поплавок в океане»




Инструкция для пострадавшего:

Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карт, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны... Большая волна мо­жет на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощу­тить эти толчки и выныривания. Ощутите движе­ние волны... тепло солнца... капли дождя... поду­шку моря под вами, поддерживающую вас... По­смотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплав­ком в большом океане.

Упражнение используется, когда человек чувствует какое-то напряжение или, когда ему необхо­димо контролировать себя, а он боится, что «выйдет из-под контроля».

Упражнение «Времена года моей души» (Фопель)

Не все свои цели человек ставит перед собой осознанно. Иногда цели формируются бессознательно, и только после того, как человек уже что-то сделал, он начинает понимать, чего же ему хотелось на самом деле.

Инструкция (приводится в виде указаний для группы от имени ведущего):

Мы можем многому научиться у природы. В частно­сти, именно в природе мы наблюдаем отрадное постоянство перемен. Растения и животные проходят через цикл времен года. Зима да­рит всем покой, а кому-то дает возможность умереть. Весной жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного расцвета, созревают плоды. Осень позволяет собрать урожаи, а затем природа вступает в следующий цикл становления, исчезновения и нового рожде­ния.

Если мы хотим собирать урожай, то постоянство смены времен года должно нас успокаивать. Если же мы привязываемся лишь к мечтам о цветении, то круговорот времен года будет нас огорчать. Точно так же и в нашей собственной жизни, мы можем достигать зрелости и пожи­нать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя, что многое уходит и изменяется, создавая тем самым предпосылки возник­новения нового.

Пусть эта мысль послужит вам отправной точкой для размышле­ния. Возьмите сейчас лист бумаги и составьте список (примерно из пя­ти пунктов) перечень того, что в вашей жизни отмирает, становит­ся слабее, теряет свою значимость, отступает на второй план.Возмо­жно, заканчивается и уходит в прошлое дружба, работа, брак. Может быть, изменяется внутренняя позиция или какое-либо чувство, ваша жизненная философия или политические взгляды. Сосредоточьтесь на том, что изменяется, но при этом не исчезает совсем.

А теперь составьте еще один список (тоже примерно из пяти пун­ктов) – перечень того, что находится в самом начале, в стадии стано­вления, что пока еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что только появляется или то, что вновь возвраща­ется, становится все более важным и желанным. Возможно, это новая дружба или зарождающийся интерес к кулинарии, или растущее желание путешествовать. Постарайтесь писать как можно более конкретно. (15 минут.)

А теперь выберите из второго списка тот пункт, который вам особенно интересен. Напишите к нему небольшое пояснение. Какова его предыстория, что именно зарождается? Что помогает и мешает его появлению? Может ли это стать для вас жизненной целью?

Упражнение «Храм тишины»

Инструкция:

Вообразите себя гуляющим на окраине много­людного и шумного города... Постарайтесь ощу­тить, как ваши ноги ступают по мостовой... Обра­тите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры... Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум... гудят автомобили, визжат тормоза... Мо­жет быть,вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов... булочную... цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?.. Вы подойдете и попри­ветствуете этого человека? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной.

Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

Упражнение «Передача энергии»

Инструкция:

- Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.

- Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.

- Поместите источник энергии справа. Ощутите воздействие энергии на правую половину тела.

- Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела.

- Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову.

- Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему вашему телу.

- Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, а теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь по­шлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.

Упражнение «Раздача и собирание монет»

Инструкция:

Ведущий просит участников сесть на пол, вынуть из кошелька мелкие монеты и положить их перед собой. Участники должны раздать имеющиеся монеты друг другу – кому и сколько хотят – это воля дающего. То, что роздано, не возвращается. Затем участники рассказывают, от чего зависело, кому и сколько монет отдано, как каждый чувствовал себя, получая монеты, что значило дать монеты психологу и получить от него.

Другой вариант:

Каждый участник берет монеты у кого хочет и сколько хочет. Далее – как и в первом упражнении.

Это упражнение показывает роль «отдавания» и «получения», взятых в динамике межличностных отношений, помогает глубже понять роль символов при выражении личностной значимости, эмоциональных потребностей, способности любить и быть любимым.

Обсуждение высказываний

Инструкция: ведущий зачитывает приведенные ниже высказывания, а группа их обсуждает.

- Большинство людей счастливы настолько, насколько они считают себя счастливыми. (А. Линкольн)

- Борьба с отрицательными эмоциями есть борьба за жизнь. (Ю. Мерзляков)

- Все изнашивается, даже горе. (Г. Флобер)

- Оружие слабого – жалоба (пословица).

- Милосердие начинается у себя дома (пословица).

- Два человека смотрели в одно окно, один видел грязь, другой – звезды. (Д. Карнеги)

- Сердиться, значит мстить себе за ошибки других (пословица).

- Раб тот, кто не умеет владеть собой. (Ш. Холмс)

- Жизнь – трагедия для тех, кто чувствует и комедия для тех, кто думает. (Лабриотер)

- Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет. (Христос)

- Самая святая война, в которой человек побеждает сам себя. (Мухаммед)

- Улыбка – оружие сильных в борьбе с болезнями и житейскими невзгодами. (Ю. Мерзляков)

- Лень – мать всех пороков (пословица).

- Ночь темна особенно перед рассветом (поговорка).

- Гнев – кратковременное безумие. (Гораций)

- Притча о двух лягушках. Собьешь сметану – станешь хозяином жизни. Сложишь лапки – уйдешь на дно.

- Активность дает человеку реализовать свои желания.

- Наши враги не люди, а наши отрицательные эмоции.

- Что бы ни случилось с человеком в жизни – добро или зло – все должны расцениваться только с одной точки зрения – стал ли он после этого лучше или хуже?

- Горе никогда не оставляет человека в том состоянии, в каком оно его настигло – слабых оно озлобляет, сильных делает еще сильнее, еще добрее, еще мудрее, учит ценить жизнь.

- Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – половину потерял, веру потерял – все потерял!

- Самый мудрый способ жизни по принципу: «здесь и сейчас». Не живи уныло, не жалей, что было, не гадай, что будет, береги, что есть! Над прошлым мы уже не властны, над будущим еще не властны, реальность есть настоящее!

- Чтобы избежать тревог по поводу будущего, выкладывайся полностью в настоящем. Пример: учитель Белкин в чеховском «Человек в футляре». О таких говорят: «Жил – дрожал, умирал – дрожал!» Для чего?

- Зависть – невежество по отношению к себе. Ревность – неуверенность в себе. Подражание – самоубийство, копия всегда хуже оригинала. Познай себя – отсюда начинается мудрость. Я – это я. Не хуже других, не лучше.

- Человек никогда не владеет вещью, пока не отдаст ее. Пример: Эрнест Хемингуэй получив Нобелевскую премию за повесть «Старик и море», передал деньги для часовни «Дева Мария» в восточной части Кубы, сказав при этом эти же слова.

- Кто мягко ступает, то дальше идет.

- Если жизнь подарила тебе лимон – сделай из него лимонад!

- Кто-то плачет, что суп жидкий, а кто-то плачет, что жемчуг мелкий.

- От депрессии можно вылечиться за 14 дней, если следовать принципу: «Каждый день думай о том, чтобы доставить кому-нибудь радость, т.е. то, что вызовет на лице другого человека улыбку.

- Из каждого свинства можно выбрать кусочек ветчины. Любовь к другим начинается с любви к себе. Хорошо у тебя на душе – другим с тобой тоже хорошо.

- Молитва старцев Оптиной Пустыни: «Боже, дай мне спокойствия и сил, научи примириться с тем, что я не в силах изменить; дай мужества, чтобы изменить то, что я могу изменить, и дай мудрость, чтобы отличить одну ситуацию от другой».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...