IV. Обоснование коэффициентов относительной важности основных задач и мероприятий развития системы образования в интересах оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы
21. Учитывая, что оценка коэффициентов относительной важности основных задач и мероприятий развития системы образования проводится по единой методике, в дальнейшем задачи и мероприятия объединены единым термином "факторы". Под обоснованием коэффициентов относительной важности факторов экспертными методами понимается процесс, состоящий из 2 взаимосвязанных этапов: этапа измерения или получения данных от экспертов; этапа обработки данных формальными математическими методами. В результате этого процесса каждому j-му фактору ставится в соответствие неотрицательное число , отражающее относительную важность фактора. 22. Коэффициенты относительной важности факторов удовлетворяют следующим условиям:
, ,
где j - количество оцениваемых (учитываемых) факторов. Числовые оценки такого типа называют оценками в шкале отношений, а саму задачу присваивания объектам нечисловой (качественной) природы числовых значений, соответствующих указанным условиям, называют задачей шкалирования в шкале отношений. Наиболее распространенным методом решения данной задачи является метод собственных значений Т.Саати. При использовании этого метода на 1-м этапе экспертами осуществляются парные сравнения оцениваемых факторов. При этом избыточная информация, содержащаяся в матрице парных сравнений факторов (оценки результатов непосредственного сравнения характеристик экспертами и оценки, полученные опосредованно через сравнения характеристик с другими, промежуточными характеристиками), позволяет в процессе последующей обработки (на этапе обработки данных) существенно уменьшить влияние ошибок, допущенных экспертами при осуществлении элементарных операций попарного сопоставления факторов.
23. Эксперт, пользуясь специальной вербально-числовой шкалой, заполняет матрицу парных сравнений:
, ),
где - результат сравнения j-го фактора с k-м, полученный l-м экспертом. Оценки назначаются в соответствии с вербально-числовой шкалой значений следующим образом:
24. Эксперт может руководствоваться и более детальной классификацией результатов качественного сравнения критериев и назначать промежуточные значения , то есть 2, 4, 6, 8. При заполнении матрицы накладывается и учитывается требование взаимного дополнения оценок:
.
Применение вербально-числовой шкалы повышает объективность оценок, облегчает задачу привлекаемых к экспертизе специалистов, обеспечивает сопоставимость оценок экспертов. Элементы матриц парных сравнений рассматриваются в качестве оценок отношений действительных искомых коэффициентов относительной важности характеристик, то есть:
.
25. В качестве исходных данных используется иерархическая модель развития системы образования, отражающая взаимосвязь мероприятий и задач и их влияние на достижение конечной цели Программы. Обоснование критериев относительной важности факторов (задач и мероприятий) проводится в следующей последовательности: для перечня задач и мероприятий, составленного в соответствии с иерархической моделью развития системы образования, разрабатываются листы экспертного опроса вклада мероприятий в решение задач Программы и в достижение конечной цели (матрицы парных сравнений факторов); разработанные листы заполняются экспертами. При их заполнении используется изложенная выше вербально-числовая шкала. Экспертами сначала заполняется только верхняя от диагонали часть. Заполнение второй части матрицы проводится на основе использования условия взаимного дополнения оценок, то есть ;
в отношении строк матрицы, заполненных каждым l-м экспертом, определяется произведение их J элементов (ячеек), из которого извлекается корень степени J, то есть определяется величина:
, , ;
рассчитанные величины суммируются, то есть в отношении матриц, заполненных каждым экспертом, определяется величина:
;
на основе нормализации полученных чисел определяются коэффициенты важности факторов развития системы образования с позиции каждого эксперта:
, ,
где - коэффициент важности j-го фактора развития системы образования с позиции l-го эксперта; определяются коэффициенты важности факторов развития системы образования как среднее арифметическое коэффициентов важности, полученных на основе обработки результатов экспертного опроса всех экспертов:
, .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|