Учет расчетов по договору простого товарищества
В соответствии с Гражданским кодексом РФ совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора простого товарищества между ее участниками. По договору о простом товариществе стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации. Если организация является участником договора простого товарищества, то стоимость передаваемого имущества она отражает на счете 58 «Финансовые вложения», субсчете 4 «Вклады по договору простого товарищества», аналитический учет внутри которого ведется по каждому договору и видам взносов. Стоимость передаваемого имущества списывается в дебет счета 58 в оценке, предусмотренной в договоре простого товарищества, в корреспонденции с кредитом счетов учета предаваемых активов (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы» и др.). При возникновении отклонений договорной стоимости переданного имущества от его балансовой оценки она относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Прибыль, убыток и другие результаты совместной деятельности в соответствии с условиями договора распределяются между его участниками и учитываются организацией-товарищем следующим образом: прибыль отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», убыток – обратной бухгалтерской записью. При прекращении совместной деятельности оставшееся имущество и денежные средства распределяются между участниками в соответствии с условиями договора простого товарищества.
Контрольные вопросы к теме 12 1. Дать определение финансовых вложений организации, привести их примеры. 2. Охарактеризовать – каким образом определяется первоначальная стоимость финансовых вложений в зависимости от способа их поступления в организацию. 3. Указать, в каких случаях производится изменение стоимости финансовых вложений организации. 4. Перечислить субсчета, предусмотренные к счету 58 «Финансовые вложения». 5. Раскрыть разницу между долевыми (акции) и долговыми (облигации) ценными бумагами.
Рекомендуемая литература к теме 12: 1. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит: пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 306 с. 2. Жуков В. Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2013. – 336 с. 3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 681 с. 4. Турищева Т. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. – М.: «Феникс», 2013. – 307 с.
Интернет-ресурсы к теме 12: 1. http://www.glb-info.ru/articles/index-337.html 2. http://saldo.ru/article.ru.html?pub_id=7288 4. http://shans-i.narod.ru/Disk_BU/Stat_BU/BuxUchet/Bux_uchet/Stat_03.htm
Тема 13. Учетная политика Краткий план лекции: 13.1. Понятие учетной политики и требования к ее формированию 13.2. Структура и содержание учетной политики 13.3. Учетная политика для целей налогового учета
- 13.1 - Согласно действующему законодательству, учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. То есть, это внутренний бухгалтерский документ, определяющий все перечисленное в отношении тех направлений и объектов учета, для которых нормативными документами не установлено единых правил и организациям предоставлено право выбора из нескольких возможных альтернатив.
Нормативное регулирование составления учетной политики, ее документального оформления, содержания и структуры осуществляется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, а также положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организаций, а ответственность за формирование учетной политики возложена на главного бухгалтера, непосредственно подчиняющегося руководителю. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Однако при ее разработке организации обязаны руководствоваться требованиями действующего законодательства в отношении правил ведения бухгалтерского учета. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы: ü организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие и т.п.); ü отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность); ü масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работников, стоимость имущества организации); ü организационная структура управления и структура бухгалтерской службы; ü финансовая стратегия организации; ü материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники); ü степень развития информационной системы в организации; ü уровень квалификации бухгалтерских работников. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. При ее формировании разрабатываются и утверждаются: 1) рабочий план счетов бухгалтерского учета; 2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
3) правила документооборота и технология обработки учетной информации; 4) методы оценки активов и обязательств; 5) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 6) порядок контроля за хозяйственными операциями; 7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, в состав которых, как правило, входят рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, разработанные формы первичных учетных документов, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Министерством финансов РФ и т.п. Способы ведения учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. Согласно законодательству изменение учетной политики может производиться в случаях: § изменения законодательства Российской Федерации; § изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета; § разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; § существенного изменения условий деятельности организации. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. - 13.2 - Как правило, учетная политика организации для целей бухгалтерского учета включает в себя два раздела: 1) организационно-технический; 2) методический. В организационно-техническом разделе определяются общие требования и подходы к организации бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта: § организация ведения бухгалтерского учета – устанавливаются способ ведения учета, степень его централизации, структура бухгалтерской службы;
§ форма бухгалтерского учета – определяется, какая из существующих форм учета (автоматизированная, журнально-ордерная и др.) будет использована в деятельности организации; § технология обработки учетной информации – зависит от степени автоматизации учетных процессов; § порядок проведения инвентаризаций – должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций; § организация системы внутреннего контроля – устанавливается форма его осуществления в организации (контрольно-ревизионная служба или подразделение внутреннего контроля, деятельность которых регламентируется соответствующим положением); § порядок документооборота – разрабатывается план-график документооборота, как правило, в табличной форме и утверждается в приложении к учетной политике; § рабочий план счетов бухгалтерского учета – включает в себя перечень синтетических, аналитических счетов и субсчетов, применяемых организацией в ее деятельности. Методический раздел учетной политики определяет совокупность методов оценки активов и обязательств, признания доходов и расходов организации и методы калькулирования себестоимости. Этот раздел учетной политики всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Рассмотрим более подробно, какие основные моменты подлежат отражению в методическом разделе учетной политики. 1) Методика учета основных средств. Здесь организации следует определить порядок формирования первоначальной стоимости объектов, порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств, а также порядок учета расходов на ремонт объектов. 2) Бухгалтерский учет нематериальных активов. В этом разделе учетной политики организации необходимо определить: порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам (с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» или без него). 3) Учет материально-производственных запасов. В данном подразделе учетной политики должны быть конкретизированы следующие позиции: определение единицы материалов (номенклатурный номер или партия); § оценка поступающих материалов; § учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам; § оценка отпускаемых в производство материалов; § создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
4) Учет затрат на производство и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг). Здесь следует предусмотреть классификацию затрат по отношению к процессу производства на основные и накладные с их подразделением по следующим элементам: 1. оплата труда; 2. отчисления на социальные нужды; 3. материальные затраты; 4. амортизация основных средств; 5. прочие затраты. 5) Учет кредитов и займов. В учетной политике должны быть отражены порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную, а также порядок признания и отражения организацией процентов по полученным займам и кредитам. 6) Классификация и порядок признания организацией доходов. При составлении данного подраздела необходимо учитывать, что доходы организации, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и учитываются обособленно на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Приведенный перечень элементов, подлежащих раскрытию в методическом разделе учетной политики, не является исчерпывающим и каждая организация вправе расширять их, дополняя другими подразделами. - 13.3 - Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам, уплачиваемым организацией, на основе данных первичных документов. Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Система налогового учета включает в себя: § сводные регистры налогового учета по расчету налогооблагаемой базы; § первичные документы налогового учета, в которых формируются начальные данные. Формы регистров налогового учета и порядок данных в них разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Таким образом, учетная политика организаций формируется отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, что вызвано расхождениями в налоговом и бухгалтерском законодательстве. Налоговая учетная политика может быть оформлена или как отдельный документ, или как обособленный раздел в учетной политике для целей бухгалтерского учета. В налоговой учетной политике организация должна отразить следующие основные моменты: ü налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств – в частности, здесь отражается решение о создании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств; ü налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов – в данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам. ü метод оценки материальных запасов и готовой продукции при их списании – для налогового учета важно определить порядок формирования стоимости материальных ценностей и выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство. ü налоговый учет доходов – в целях налогообложения прибыли доходы признаются налогоплательщиком по методу начисления либо по кассовому методу; ü налоговый учет расходов – здесь также предусмотрен выбор между кассовым методом и методом начисления, также должно соблюдаться единообразие выбранного метода с методом признания доходов; ü создание резерва по сомнительным долгам – порядок формирования такого резерва носит для налогоплательщика добровольный характер и суммы отчислений в него включаются в состав расходов организации на последний день отчетного (налогового) периода. Кроме того, организация может рассмотреть в налоговой учетной политике дополнительные моменты, являющиеся существенными в ее деятельности. Контрольные вопросы к теме 13: 1. Дать определение учетной политики. 2. Указать, кто утверждает учетную политику организации. 3. Охарактеризовать структуру учетной политики. 4. Указать, какие моменты регламентируются в организационно-техническом разделе учетной политики. 5. Дать определение учетной политики для целей налогового учета. Рекомендуемая литература к теме 13: 5. Бреславцева Н. А., Михайлова Н. В., Гончаренко О. Н. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: «Феникс», 2012. – 318 с. 6. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит: пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 306 с. 7. Жуков В. Н. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие. – СПб.: «Питер», 2013. – 336 с. 8. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 681 с. 9. Турищева Т. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров. – М.: «Феникс», 2013. – 307 с.
Интернет-ресурсы к теме 13: 3. http://wiki.klerk.ru/index.php/%D3%F7%E5%F2%ED%E0%FF_%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E0 4. http://www.glb-info.ru/articles/index-337.html 5. http://saldo.ru/article.ru.html?pub_id=7288 5. http://shans-i.narod.ru/Disk_BU/Stat_BU/BuxUchet/Bux_uchet/Stat_03.htm
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|