Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Учет затрат на производство




Краткий план лекции:

7.1. Экономическая сущность себестоимости и производственных затрат

7.2. Классификация затрат на производство

7.3. Основы организации бухгалтерского учета затрат

7.4. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

 

- 7.1 -

Себестоимость – это совокупность вложенных организацией ресурсов в различные объекты бухгалтерского учета в процессах их приобретения, заготовления, производства и реализации.

В себестоимости продукции как расчетном показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Целью учета себестоимости является своевременное, полное и достоверное определение фактических затрат, связанных с производством и сбытом продукции, исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всей продукции (работ, услуг), а также контроль за использованием материальных ресурсов и денежных средств.

Учет затрат и исчисление себестоимости продукции организации необходимы для:

§ оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

§ определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

§ выявления резервов снижения себестоимости продукции;

§ определения цен на продукцию;

§ расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий;

§ обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т.д.

В основе организации учета производственных затрат лежат следующие принципы:

1) документирование затрат и полное их отражение на счетах учета производства;

2) группировка затрат по объектам учета и местам их возникновения;

3) согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования себестоимости продукции, показателей учета фактических затрат с плановыми;

4) целесообразность расширения круга затрат, относящихся на объекты учета по прямому назначению;

5) локализация затрат, вызываемых изготовлением отдельной продукции;

6) раздельное отражение затрат по действующим нормам и отклонениям от этих норм, а также систематический учет изменений норм и их влияние на издержки производства;

7) осуществление оперативного контроля за издержками производства и формированием себестоимости продукции.

Производственные затраты – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для изготовления продукции.

В различных производствах объектом учета затрат может быть: изделие, часть изделия (деталь, узел), группа однородных изделий, заказ, производство в целом или часть его (стадия, фаза, передел, процесс, отдельный агрегат) и т.д.

Процесс учета производства в организациях включает в себя два органически связанных и взаимообусловленных этапа: учет затрат по объектам учета производства и местам возникновения расходов и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).

На первом этапе расходы группируются по объектам учета производства и местам их возникновения в разрезе элементов и статей затрат, косвенные расходы распределяются по объектам учета производственных затрат, ведется текущий контроль за издержками производства.

На втором этапе осуществляется распределение затрат по объектам калькулирования с целью определения себестоимости отдельных видов и всей товарной продукции, а также исчисления себестоимости единицы каждого вида продукции и учет выпуска из производства.

- 7.2 -

Затраты организации – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов имеющихся в наличии, и регистрируемые в балансе, как активы организации, способные принести ей доход в будущем. Стандарты производственного учета предусматривают разные варианты классификации затрат в зависимости от целей проведения их группировки.

По отношению к технологическому процессу производства все затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг). Они занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат организации. Накладные расходы образуются в процессе деятельности, в ходе обслуживания производства и управления им. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По отношению к объему производства все затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные издержки представляют собой затраты, которые меняются в зависимости от изменения объема производства. В состав переменных издержек включаются затраты на сырье и материалы, топливо и энергию для технологических целей, транспортные услуги, сдельную оплату труда персонала. Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объемов производства продукции. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные расходы, амортизация, оплата труда административно-управленческого персонала и т.п.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для каждой организации. Переменные издержки – это затраты, которыми организация может управлять. Их размер может быть изменен в течение кратковременного периода путем изменения объема производства. В свою очередь, постоянные издержки находятся вне контроля администрации организации. Они являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства.

В зависимости от способов включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты бывают прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость (например, стоимость сырья и материалов). К косвенным относят затраты, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, выполнением одновременно нескольких видов работ (оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на технику безопасности, подбор персонала и т.п.).

Для целей налогообложения прибыли затраты можно подразделить на лимитируемые и нелимитируемые. Под лимитируемыми понимают такие расходы, по которым законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы (командировочные и представительские расходы и др.). К нелимитируемым относят расходы, принимаемые к учету в фактических размерах.

В зависимости от периодичности возникновения все расходы классифицируются на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся затраты, связанные с производством и продажей продукции в данном отчетном периоде. Единовременными называют расходы, связанные с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели.

По составу все расходы подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называют затраты, состоящие из одного вида затрат (заработная плата). Комплексные состоят из нескольких видов расходов (общехозяйственные расходы).

Правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах организации, являющейся юридическим лицом РФ: «расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1. расходы по обычным видам деятельности;

2. прочие расходы».

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация;

5) прочие затраты.

Классификация затрат по калькуляционным статьям представляет собой детализацию приведенных выше элементов расходов с целью более точного исчисления себестоимости продукции и отнесения затрат по бухгалтерским счетам. В настоящее время бухгалтерским законодательством предусмотрена следующая типовая номенклатура калькуляционных статей затрат на производство:

1) сырье и материалы;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

4) топливо и энергия на технологические цели;

5) заработная плата производственных рабочих;

6) отчисления на социальные нужды;

7) расходы на подготовку и освоение производства;

8) общепроизводственные расходы;

9) общехозяйственные расходы;

10) потери от брака;

11) прочие производственные расходы;

12) коммерческие расходы.

Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определить структуру расходов и удельный вес каждого элемента в общей сумме расходов.

- 7.3 -

Под организацией учета затрат понимается, во-первых, система используемых организациям бухгалтерских счетов и, во-вторых, применяемые организациям подходы к группировке своих издержек. Последнее зависит от того, что является объектом учета затрат.

На организацию учета производственных затрат оказывают влияние ряд факторов: вид деятельности организации, ее размер, организационная структура управления, правовая форма и др. Принимая во внимание эти обстоятельства и учетную политику на будущий год, организация определяет, какие синтетические счета первого и второго порядка следует включить в рабочий план счетов и какие аналитические счета необходимо открыть к этим счетам.

Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен ряд синтетических счетов для учета затрат на производство:

счета учета внеоборотных активов — 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов»;

счета учета производственных запасов – 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

счета учета готовой продукции и товаров — 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные».

Охарактеризуем некоторые из них более подробно.

Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения инфор­мации о затратах основного производства. По дебету счета отражают пря­мые затраты, связанные с выпуском продукции. Прямые затраты списыва­ют на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов. На этот счет списываются затраты со счетов 23 и 28, а также косвенные расходы, собираемые на счетах 25 и 26.

Под незавершенным производством понимается продукция частичной готовности, то есть не прошедшая всех стадий обработки, материалы и полуфабрикаты, поступившие в производство. Незавершенное производство может оцениваться по фактической себестоимости, по плановой (нормативной) себестоимости, по прямым затратам. В массовом и серийном производствах незавершенное производство оценивается только по стоимости сырья и материалов. Стоимость остатков незавершенного производства рассчитывается по данным инвентаризационных описей или данным оперативного учета. Аналитический учет ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции и по подразделениям организации.

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» используют организации, учитывающие затраты по полуфабрикатному методу. По своему держанию он близок к счетам учета производственных запасов. По дебе­ту счета формируется информация о стоимости полуфабрикатов собствен­ного производства, по кредиту – о стоимости потребленных полуфабрика­тов собственного производства на те или иные цели.

Счет 23 «Вспомогательные производства» включают в свой рабочий счетный план те организации, где вспомогательные (подсобные) произ­водства выделены в самостоятельные подразделения (транспортный, ремонтный цех, котельная и т.п.). Аналитический учет ведется по видам производств.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» ведут организации с цехо­вой структурой управления, которым необходимо получать информацию об общепроизводственных расходах по цехам основного и вспомогательного производства (о расходах на освещение, отопление, на содержание и эксп­луатацию машин и оборудования, о заработной плате производственного персонала цехов, занятого обслуживанием производства и т.п.). Если струк­тура управления построена не по цеховому признаку, а общепроизводствен­ные расходы планируют в целом по организации, то учет на счете 25 также ведут в целом по организации без разграничения по ее производственным подразделениям (цехам, участкам, переделам). Часто в таких случаях учет общепроизводственных расходов осуществляется в составе общехозяйственных расходов на отдельном субсчете счета 26.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. Здесь накапливается информация о затратах на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, о накопленных амортизационных отчислениях по основным средствам управленческого и общехозяйственного назначения и т.п. Расходы, учтенные по счету 26, списываются в дебет счетов основного и вспомогательного производств.

Счет 28 «Брак в производстве» используется для обобщения информации о потерях от брака в производстве. Аналитический учет ведут по отдельным цехам, видам продукции, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» используется организациями, на балансе которых числятся объекты социально-культурной сферы: дома отдыха, дошкольные учреждения, столовые, пансионаты и т.п. Как правило, это крупные промышленные организации. Затраты на содержание обслуживающих производств и хозяйств учитываются по дебету счета. До перехода промышленных предприятий на рыночные условия хозяйствования этот счет традиционно имел дебетовое сальдо, свидетельствовавшее о превышении расходов над доходами обслуживающих производств и хозяйств. В условиях рыночных отношений все чаще встречаются случаи оказания обслуживающими хозяйствами услуг не столько персоналу своей организации, сколько сторонним посетителям.

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» применяется на организациях с нормативным методом учета затрат. По дебету счета отражается фактическая, а по кредиту – нормативная себестоимость. Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов определяется отклонение фактической себестоимости от нормативной, которое впоследствии отражается на счете 90 «Продажи».

Счет 43 «Готовая продукция» предназначен для обобщения информа­ции о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями материального производства. Оприходование готовой продукции, изготовленной (полученной) для реализации, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. Отгруженная или сданная на месте покупателям (заказчикам) готовая продукция, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям (заказчикам), списывается в порядке реализации со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи».

На счете 44 «Расходы на продажу» собирается информация о расходах, связанных с реализацией продукции и доставкой ее потребителю. Этот счет используется промышленными организациями. Им же пользуются организации торговли. Здесь отражаются расходы на перевозку товаров, на аренду и содержание зданий и помещений, на рекламу и т.п.

Счет 45 «Товары отгруженные» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), если договором поставки предусмотрен отличный от общего порядка момент перехода права собственности от продавца к покупателю. Кроме того, здесь учитываются готовые изделия, переданные другим организациям для реа­лизации на комиссионных или иных началах.

- 7.4 -

Простой или попроцессный метод применяется в организациях с несложным технологическим процессом, коротким производственным циклом и при отсутствии остатка незавершенного производства на конец отчетного года (распространен в добывающих отраслях – угольной, горнорудной, газовой, нефтяной; энергетической). При использовании этого метода все затраты относятся на счета учета затрат и списываются на счета продаж.

Распространены два метода калькулирования себестоимости продукции:

1. метод простого двухступенчатого калькулирования;

2. метод простого многоступенчатого калькулирования.

При методе простого двухступенчатого калькулирования расчет себестоимости производится в три этапа:

1. рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;

2. сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный период продукции;

3. полученные показатели суммируются.

Себестоимость продукции методом простого двухступенчатого калькулирования рассчитывается по следующей формуле:

С = З1 / Х1 + З2 / Х2, где

С – полная себестоимость единицы продукции, руб.;

З1 – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;

З2 – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

Х1 – количество единиц продукции, произведенной в данном отчетном периоде;

Х2 – количество единиц продукции, реализованной в данном отчетном периоде.

Если производственный процесс состоит из нескольких стадий, на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, то используют метод простого многоступенчатого калькулирования. В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества изготовленных полуфабрикатов по каждой стадий. Себестоимость продукции при этом рассчитывается по следующей формуле:

С = Зпр1 / Х1 + Зпр2 / Х2 + …+ Зпрn / Хn + Зупр / Хупр, где

С – полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр1, Зпр2, Зпрn – совокупные производственные затраты каждой стадии, руб.;

Зупр – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

Х1, Х2, Хn – количество единиц продукции, произведенной в данном отчетном периоде на каждой стадии производства;

Хупр – количество единиц продукции, реализованной в данном отчетном периоде.

Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. К ним относятся производства, где применяются физико-химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий.

Объектом калькулирования является продукт каждого законченного передела. Особенность метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе получается продукция разных видов.

Объектом учета затрат является передел. Передел – это часть технологического процесса, заканчивающегося получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы на выходе получается законченный продукт.

Особенностями попередельного метода учета затрат являются:

§ организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;

§ обобщение затрат по переделам безотносительно к отдельным заказам, т. е. калькулирование себестоимости продукции каждого передела в целом;

§ списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа.

Попередельное калькулирование применяется в текстильном производстве, черной металлургии, автомобилестроении, телевизионных и часовых заводах.

При серийном производстве существенны остатки незавершенного производства на конец отчетного периода. В этом случае составляется калькуляция с пересчетом изготовленных полуфабрикатов в условные готовые изделия, путем деления всех затрат по счету 20 «Основное производство» на условные единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде.

Условная единица представляет собой набор затрат, необходимых для производства одной законченной физической единицы. Применение метода условных единиц позволяет пересчитать не полностью готовые изделия в условно готовые изделия. При этом исходят из трех допущений:

1. предполагается, что материальные затраты осуществляются в начале производственного процесса, т. е. в первом переделе;

2. заработная плата каждого передела объединяется с затратами на обработку каждого передела;

3. калькулирование затрат может осуществляться методом ФИФО, в соответствии с которым обработка единицы продукции происходит по мере того, как новые изделия поступают в обработку, то есть прежде чем запущенные в производство предметы труда не будут обработаны, новые материалы не поступят в первый передел.

Необходимой предпосылкой попередельного метода является организация сводного учета производственных затрат, который применяется лишь в промышленности. Применяется два варианта сводного учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции – бесполуфабрикатный и полуфабрикатный. Применение одного из этих вариантов зависит от необходимости определения себестоимости некоторых полуфабрикатов, которые являются незаконченной продукцией основного производства.

Учет затрат на производство при бесполуфабрикатном варианте ведется без бухгалтерских записей при передаче полуфабрикатов собственного производства из одного структурного подразделения в другое (из цеха в цех). Контроль осуществляется лишь в натуральных показателях и оперативно. Затраты на изготовление полуфабрикатов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела, а добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) в отдельности. Себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом их участия в процессе изготовления. Данный метод просто и менее трудоемкий, чем полуфабрикатный. Его достоинство – отсутствие условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих переделов (цехов). Недостаток – невозможность определить себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой, а это необходимо при продаже полуфабрикатов на сторону.

При полуфабрикатном варианте учет осуществляется с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из цеха в цех в системе счетов бухгалтерского учета. При этом варианте сводного учета затрат на производство себестоимость определяется по выпуску продукции каждого цеха (передела). При этом калькулируется себестоимость не только продукции по организации в целом, но и продукции отдельных цехов, передаваемая другим цехам для обработки или сборки. Этот вариант используется организациями, реализующими полуфабрикаты собственного производства на сторону (кондитерские фабрики: какао-масло – полуфабрикат, реализуемый для парфюмерных фабрик; трикотажные фабрики: суровое полотно – полуфабрикат, реализуемый в промышленность). При этом варианте учета применяют счет 21. Из-за этого этот метод более трудоемкий. Затраты на производство и изготовление полуфабрикатов собственного производства учитываются в каждом цехе комплексной статьей по счету 21. Передача полуфабрикатов из цеха в цех отражается по счетам по фактической себестоимости с последующим доведением ее и сравнением с нормативно-плановой. По дебету счета 21 и кредиту счета 20 отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабриката. По кредиту счета 21 и дебету счета 20 отражается стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку. По дебету счета 90 отражается стоимость полуфабрикатов, проданных другим организациям. Преимущество данного метода учета – наличие бухгалтерской информации о себестоимости полуфабрикатов на выходе из каждого передела, метод позволяет учитывать остатки незавершенного производства в местах его нахождения.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах с единичным и мелкосерийным характером выпускаемой продукции, в опытных производствах, а также при выполнении экспериментальных и ремонтных работ. Система позаказного учета, таким образом, применяется преимущественно в тех производствах, где затраты материалов на технологические цели, основную заработную плату производственных работников и общепроизводственные расходы легко соотнести с выпуском конкретной продукции или выполнением каких-либо услуг (строительство, машиностроение, производство мебели и др.).

При этом методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Прямые затраты (материалы, покупные полуфабрикаты, заработная плата с начислениями и т.п.) относят на каждый заказ по прямому назначению на основе данных первичных документов, а косвенные – пропорционально установленной базе распределения.

Калькуляцию заказа производят по мере его окончания. Все затраты группируют в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат.

Сводный учет затрат по заказам организуется по нескольким вариантам с помощью:

§ контрольных счетов (карточки учета затрат, то есть отдельные заказы);

§ раздельного учета (отдельное открытие счетов в управленческом и финансовом учете, при этом в счетах затрат не делают записей о финансовых результатах, этот вариант предусматривает дублирование записей в двух вариантах);

§ калькуляция себестоимости по контракту – система учета и калькулирования крупных изделий с длительным циклом производства. Контрактом предусматриваются промежуточные выплаты производителю по этапам за выполненные работы. Сумма платежей определяется стоимостью реализованных работ, подтвержденных актом заказчика. По мере поступления платежей определяют затраты, которые необходимо включить в себестоимость реализованной продукции для расчета прибыли за данный период.

Нормативный метод калькулирования себестоимости продук­ции обычно характеризуется тем, что на предприятии по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале, если бы в течение месяца все издержки производства на предприятии соответствовали действующим нормам, нормативам и сметам, а объем производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость изделия была бы равна нормативной. Исходя из этого, учет организуется в разрезе текущих издержек производства по нормам, их изменениям и отклонениям от норм. Дан­ные о выявленных отклонениях позволяют руководителям всех уровней организации управлять процессом формирования издержек производства и себестоимости продукции, а бухгалтерии калькулировать фактическую себестоимость изделия путем прибавления к его нормативной себестоимости или вычитания из последней со­ответствующей доли отклонений от норм по каждой статье кальку­ляции.

Организация нормативного учета в основном реализуется в двух вариантах:

1. способом учета фактических затрат и последующим определением отклонений от установленных норм;

2. нормативным способом (с учетом отклонений от установленных норм в процессе производственного потребления ресурсов).

Первый способ организации нормативного учета дает возможность использовать нормы и нормативы затрат как средство оперативного контроля, выявления отклонений, выяснения причин отклонений, анализа причин и регулирования на последующих этапах производства.

Второй вариант организации нормативного учета предполагает изменения форм первичных учетных документов, в которых должны быть отдельные позиции отклонения от норм, ведение аналитического учета обособленным учетом отклонений в разрезе отдельных статей затрат по объектам учета, составление сводного учета затрат на производство по нормам и отклонениям, определение неучтенных отклонений и калькулирование продукции.

В современных условиях использование нормативного учета или его элементов может привести к повышению эффективности деятельности организации в целом и ее подразделений.

Система «стандарт-кост» - новая для отечественного учета, хотя ее зарождение связано с началом XX века. Название «стандарт-кост» (автор Г. Эмерсон, продолжатель Д. Ч. Гаррисон, США) подразумевает себестоимость, установленную заранее (противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Исторически «стандарт-кост» явился прообразом отечественной системы нормативного учета.

Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Учитывается не сущее, а должное. Обособленно отражаются возникшие отклонения.

Задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли организации. В ее основе лежит четкое установление норм затрат материалов, энергии, рабочей силы, времени, заработной платы и других расходов, связанных с изготовлением продукции, работ, услуг и полуфабрикатов. Причем, установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80 % означает успешную работу. Превышение норм означает, что они были установлены ошибочно.

Цель системы «стандарт-кост» - правильно и своевременно рассчитать отклонения и записать их на счетах бухгалтерского учета.

Система «стандарт-кост» включает следующие этапы:

1) анализируются отклонения по материалам:

§ цена на материалы;

§ удельный расход материалов, т.е. затраты на единицу продукции;

§ совокупное отклонение расхода материалов от стандартного (нормативного).

2) выявление отклонений фактической заработной платы основных производственных рабочих от стандартной (нормативной) и установление причин их возникновения:

§ отклонение по ставке заработной платы = (фактическая ставка заработной платы – стандартная ставка заработной платы) × фактически отработанное время;

§ отклонение по производительности труда = (фактически отработанное время в часах – стандартное время на фактический выпуск продукции) × стандартная почасовая ставка заработной платы;

§ совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины = фактически начисленная заработная плата основных рабочих – стандартные затраты по заработной плате с учетом фактического объема производства.

3) расчет отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов (рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов, которые делятся на постоянную и переменную части):

§ нормативная ставка распределения постоянных расходов – это частное от деления сметных постоянных накладных (общепроизводственных) расходов на производство в нормо-часах;

§ нормативная ставка распределения переменных (общепроизводственных) расходов – это частное от деления переменных общепроизводственных расходов на производство в нормо-часах;

§ затем определяется отклонение по общепроизводственным постоянным расходам – разница между фактическими общепроизводственными постоянными расходами и их сметной величиной, скорректированной на фактический выпуск. Отклонения учитываются на счете 16, где учитываются благоприятные отклонения (-) и неблагоприятные отклонения (+).

4) анализ отклонений фактической прибыли от сметной:

§ совокупное отклонение = фактическая прибыль, определенная на базе нормативных издержек – сметная прибыль, рассчитанная на базе нормативных издержек

§ отклонение по цене продажи = (фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции – нормативная прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции) × фактический объем продаж

§ отклонение по объему продажи = (фактический объем продаж – сметный объем продаж) × нормативная прибыль на единицу продукции.

Система «стандарт-кост» позволяет оптимизировать запасы материальных ценностей. Существуют различия и сходства между нормативным методом и системой «стандарт-кост»:

1) оба метода учитывают затраты в пределах норм;

2) оба метода предполагают учет полных затрат;

3) в учете по методу «стандарт-кост» расходы сверх установленных норм относят на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной деятельности и не включат в затраты на производство, как при нормативном методе;

4) изменение норм в системе «стандарт-кост» в текущем порядке не предполагается, а при нормативном методе это возможно.

На практике рассмотренные выше методы учета затрат и калькулирования используются в разных сочетаниях, что позволяет говорить о существовании различных вариантов учета затрат и калькулирования.

Суть системы «директ-костинг» заключается в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, то есть лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы – общехозяйственные и коммерческие расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, то есть учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.

В соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и для принятия оперативных управленческих решений.

В рамках метода «директ-костинг» применяется схема построения уч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...