Виды резорбтивного действия. Примеры и значение.
Резорбтивное действие – эффекты лекарства, развивающиеся после его всасывания в системный кровоток. Виды резорбтивного действия: 1. Главное (основное) – то действие, для которого препарат назначается врачом у данного конкретного больного. 2. Побочное – любое действие, сопутствующее главному и проявляющееся в диапазоне терапевтических доз. 3. Токсическое – неблагоприятное действие препарата, связанное с его передозировкой (абсолютная или относительная). 4. Прямое – эффекты препарата, проявляющиеся в той же физиологической системе, в которой произошла его рецепция. 5. Косвенное – изменения, вызванные лекарственным препаратом, но происходящие не в той физиологической системе, в которой произошла рецепция. 6. Рефлекторное – это действие, предполагающее включение рефлекторного механизма регуляции функций. 7. Избирательное – такое действие, которое проявляется в каком-либо определённом органе или ткани. 8. Общеклеточное – такое действие, которое проявляется в любой живой клетке. 9. Обратимое – это действие препарата, предусматривающее сохранение химической структуры рецептора. 10. Необратимое – действие, при котором изменяется химическая структура рецептора. Имеет место в химиотерапии.
Виды фармакотерапии. Примеры и значение.
Фармакотерапия – это лечение при помощи лекарственных средств. Виды фармакотерапии: - этиотропная – направлена на устранение причины заболевания (антибиотики действуют на бактерии). - заместительная – введение естественных метаболитов или их аналогов при их недостаточности (введение инсулина при сахарном диабете). - патологическая – направлена на борьбу с одним из звеньев патогенеза заболевания.
- симптоматическая – лечение, направленное на борьбу с отдельными симптомами заболевания (устранение боли). - профилактическая – предупреждение определённых заболеваний.
Общая характеристика факторов, влияющих на действие лекарств.
Все факторы делят на: -экзогенные – вопр.30 -эндогенные – вопр.37
Экзогенные факторы эффективности лекарств.
Фармакологическая проблема «структура-действие».
Проблема стоит в синтезе лекарств с заданной химической структурой, чтобы она соответствовала эффекту, который будет оказывать in vivo.
32.
Дозирование лекарств. Виды доз. Болограмма.
Доза – количество лекарственного вещества в принимаемом лекарственном препарате. Болограмма – график (кривая) зависимости эффекта от введенной дозы. МДД СЭД СЛД
Минимальная действующая доза – минимальная доза, вызывающая достоверный эффект. Средняя эффективная доза – доза, вызывающая планируемую величину эффекта у 50% подопытных животных. Средняя летальная доза – доза, вызывающая гибель 50% подопытных животных. Средняя терапевтическая доза – доза препарата, вызывающая эффект у 50% больных (в клинике). Высшая разовая доза – максимальная доза препарата, разрешённая к применению.
Широта терапевтического действия.
ШТД – это диапазон доз выше минимальной эффективной и ниже высшей терапевтической. Чем больше широта, тем ниже риск случайной передозировки. Терапевтический индекс – отношение средней летальной дозы к средней эффективной.
Дозирование лекарств детям.
Детям в большинстве случаев требуется назначение лекарственных средств в меньших, чем взрослым дозах. Это связано с более высокой чувствительностью детей ко многим препаратам, с морфофункциональной незрелостью их организма и с меньшей, чем у взрослых массой тела. Реакция детей разного возраста на ту или иную дозу лекарства определяется многими факторами и заранее непредсказуема, она устанавливается при клинических испытаниях.
Наиболее точное дозирование достигается при расчете дозы на 1 кг массы тела или на единицу поверхности тела, менее точное – на год жизни. Данные для таких расчётов приводятся в специальных справочниках. Есть лекарства, вообще противопоказанные детям определённого возраста. Например, тетрациклиновые антибиотики и наркотические анальгетики противопоказаны детям в дошкольном возрасте. Ориентировочное дозирование лекарств может осуществляться путём пересчёта от средних терапевтических доз взрослого человека:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|