Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможностями развития. 1 страница




Основы специальной педагогики

И психологии

 

Курс лекций по учебной дисциплине

 

Москва 2012

 

Автор:

Глухов В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор 80 научных и научно-методических трудов (включая учебники и учебные пособия) по психолингвистике, коррекционной педагогике и логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной монологической речи детей с системным речевым недоразвитием.

 

 

Рецензенты: Баскакова И.Л., профессор, МПСИ;

Шаховская С.Н., профессор, МПГУ;

 

 

Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций)/ Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. вузов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 301 с.

 

 

В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии». Данная дисциплина изучается студентами всех факультетов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. Основная цель изучения данной дисциплины ‒ сформировать у студентов систему теоретических знаний об особенностях развития, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии и подготовить к работе с детьми данной категории в общеобразовательных (массовых и специальных) учреждениях. Основной задачей лекционного курса является обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии, касающимся целей и задач коррекционного обучения и психологической коррекции, закономерностей аномального развития, психолого-педагогического изучения и диагностики основных видов нарушений развития у детей и подростков, своеобразия психического и познавательного развития детей с ограниченными возможностями, организации и содержания их обучения и воспитания. Таким образом, данный учебный курс направлен на практическое осуществление одного из важнейших аспектов профессионального образования педагогов системы общего образования ‒ проведение психолого-педагогической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями развития.

 

© В.П. Глухов 2012

© В.Ю. Секачев, издание 2012

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….6

Тема 1. Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии………….8

Тема 2. Клинико-биологические и нейропсихологические основы теории и практики специальной педагогики и психологии……………………………………………………….. 25

Тема 3. Основные закономерности аномального (нарушенного) развития……………35

Тема 4. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии………………………………………………………………………..50

Часть I. Содержание и методика психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии………………………………………………………..52

Часть II. Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии………………………………………………………………………………………………68

Тема 5. Служба практической (специальной) психологии в системе образовательных учреждений…………………………………………………………………………………………78

Тема 6. Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями развития………………………………………………………………………………….97

Часть I. Задачи и организация коррекционного обучения и воспитания……………….97

Часть II. Интегрированное обучение как перспективная форма организации

коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития…………….113

Часть II. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями………136

Тема 7. Дети с нарушениями слуха……………………………………………………….146

Тема 8. Дети с нарушениями зрения………………………………………………………158

Тема 9. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Проблемы обучения и воспитания………………………………………………………………………………………..172

Тема 10. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития…………………………………………………182

Часть I. Дети с задержкой психического развития………………………………………182

Часть II. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР………………………………………………………....................................189

Тема 11. Дети с нарушениями речи.Основы коррекционного обучения и воспита-

ния…………………………………………………………………………………………………198

Часть I. Нарушения речи у детей. Организация логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста……………………………………………………….198

Часть II. Заикание у детей. Комплексный подход к преодолению заикания…………. 219

Тема 12. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями двигательной сферы……….238

Тема 13. Организация психолого-педагогической помощи детям и

подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы……………………………………254

Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и

подростков……………………………………………………………………………………….254

Часть II. Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами……………………………………………….266

Тема 14: Дети с комплексными (сочетанными) нарушениями развития……………… 284

Краткий словарь специальных терминов ………………………………………………298

Введение

 

Учебная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» входит в число дисциплин базовой профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. В соответствии с действующим в настоящее время государственным Стандартом высшего профессионального образования (2012), изучение данной дисциплины является необходимым и важным компонентом профессиональной подготовки педагогов системы дошкольного и начального школьного образования, а также педагогов предметного обучения. Изучение данной дисциплины предусматривает овладение студентами основами теоретических и практических знаний по одному из социально-значимых и, одновременно, проблемных разделов педагогической деятельности ‒ оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, имеющим нарушения развития («лица с ограниченными возможностями здоровья / развития»). Достаточно большой контингент этих детей, в основном дети, имеющие нерезко выраженные отклонения в развитии, воспитывается и обучается в образовательных учреждениях общего назначения (дошкольные образовательные учреждения /ДОУ/ и общеобразовательные школы). Для данного контингента обучающихся в учреждениях общего образования организованы коррекционные подразделения – специализированные классы и группы (в ДОУ). При этом в коррекционных группах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения находятся, прежде всего, дети, имеющие значительное отставание в познавательном и общем психофизическом развитии. Некоторая часть детей с отклонениями в развитии воспитывается и обучается в учебных группах и классах общего типа.

Неуклонное расширение системы инклюзивного образования, переход к интегрированному обучению детей, имеющих проблемы в развитии, предусматривают более глубокую и основательную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся в массовых общеобразовательных учреждениях.

Следует отметить, что, в соответствии со сложившейся в специальной (коррекционной) педагогике традиции, в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля. Так, общеобразовательная подготовка в рамках «предметного обучения» на среднем и старшем этапах школьного обучения в большинстве специальных школ осуществляется педагогами общего профиля. Решение задач познавательного развития, обеспечения полноценного личностного развития, подготовки к предстоящему школьному обучению детей дошкольного возраста, решение задач начальной общеобразовательной подготовки детей, имеющих проблемы в развитии, невозможно без активного участия педагогов и психологов общего профиля. Все это определяет необходимость соответствующей теоретической и практической подготовки будущих учителей и воспитателей к педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии, к участию в той коррекционной работе, которую проводят педагоги-дефектологи и психологи специальных образовательных учреждений, коррекционных классов и групп (в ДОУ и школе общего типа).

Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, условием успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами ‒ будущими педагогами и психологами системы общего образования ‒ основ дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы – той ступени образования, на которой закладываются основы системного образования и которое является определяющим этапом познавательного, интеллектуального, социального и личностного развития подрастающего поколения.

Овладение студентами знаниями и практическими навыками выявления нарушений развития, по проблеме адаптации детей с нарушениями развития к условиям пребывания в образовательных учреждениях общего типа; знакомство студентов с содержанием и основными методами психолого-педагогического обследования детей, овладение некоторыми приемами психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии – составляют главные цели изучения курса «Специальная педагогика и специальная психология».

Лекционный материал учебного курса включает два основных тематических раздела.

В первом из них дается определение предмета и задач и специальной педагогики и специальной психологии, их места в системе других научных дисциплин и областей общественной практики. Рассматриваются следующие вопросы: понятие о нарушениях (отклонениях) в развитии, закономерности процесса аномального («отклоняющегося») развития, классификация нарушений развития, основные виды нарушений психического и физического развития, психолого-педагогическая диагностика и ее основные задачи, структура и содержание психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии и др. Специальное внимание уделяется вопросам организации работы Службы практической психологии в системе образовательных и коррекционных учреждений.

В другом тематическом разделе лекционного курса рассматриваются вопросы организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития (предмет, задачи, философские и нравственно-этические концепции специальной (коррекционной) педагогики; основные методы, формы и средства коррекционной педагогики и психологии, обучения и воспитания детей с нарушениями развития, система социальных институтов для оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям, организация коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях образовательных учреждений общего назначения, основные задачи и функции психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ПМПк (консилиума) при образовательных учреждениях и др.

Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы в развитии.

При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического (гуманитарного) образования: анатомия и возрастная физиология, основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности, социальная и педагогическая психология, психологическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция и другие.

 

Лекционный курс

Тема 1. Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии

 

Учебные вопросы.

1. Дефектология как наука об изучении, обучении и воспи­тании лиц с ограниченными возможностями здоровья (развития).

2. Основные задачи специальной педагогики и специальной психологии.

3. Понятие о детях с отклонениями в развитии. Основные категории детей с ОВР.

4. Причины аномального развития. Принципы комплексного подхода к изучению детей с ограниченными возможностями.

5. Особенности организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

6. Связь дефектологии с другими научными дисциплинами.

 

Специальная (коррекционная) педагогика (СП) и специальная психология (СПх) – это основные составные части, области, отрасли дефектологии.

Среди населения встречаются люди, а среди детского населе­ния – группы детей с теми или иными отклонениями от нормы в физическом и психическом развитии (с нарушениями зрения, расстройствами слуха, недоразвитием умственной деятельности, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Воспитание и обучение таких детей отличается большим своеобразием и тре­бует специально организованных условий. Потребность в органи­зации таких специальных условий для обучения и воспитания при­вела в ходе общественно-исторического развития к возникновению особой отрасли знаний и сферы общественной практики – дефектологии.

Дефектология (от лат. defectus –недостаток и греч. logos – слово, учение) – это наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации.

Предметом изучения дефектологии являются лица (дети и взрослые), имеющие отклонения в психофизическом и речевом развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление причин возникновения того или иного дефекта (нарушения) развития, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Объектом исследования дефектологии (СП и СПх) и, одновременно, – объектом оказания всесторонней социальной помощи с их стороны являются лица с различными нарушениями (дефектами) психического и физического развития.

Различные отклонения в психическом и физическом развитии ребенка существенно отражаются на развитии его познавательной деятельности и становлении личности в целом. Обеспечить опти­мальные условия воспитания и обучения таких детей в целях как можно лучшей подготовки их к активной общественно полезной жизни в условиях нормального социального окружения – сложная и ответственная социальная – психологическая и педагогическая проблема.

Одним из основных направлений развития совре­менной дефектологии является единство педагогичес­кого процесса (воспитание, образование, обучение). Вос­питание представляет собой воздействие одного чело­века на другого в целях становления личности. Обра­зование основывается на человеческом опыте, науч­ных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который при­зван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

Научный интерес к изучению особенностей аномального (нарушенного) разви­тия детей возник еще в конце 18 века. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того вре­мени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Нинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.

В этот же период отмече­но появление первых попыток организованного общественного обучения и воспитания аномальных детей.

Так, первое учреждение школьного типа для глухонемых было соз­дано в 1779 г. в Париже; в 1806 г. такое же учреждение было создано в России (в г. Павловск). Первое учебное заведение для слепых было создано в 1784 г. французским педагогом И. Брайлемв Париже; в России учреждение такого типа было открыто в С.-Петербурге, в 1932 г. Первая попытка воспитания и обучения умственно отсталого ребенка была предпринята французским врачом Итаром (1775 – 1838). Школьное обучение глубоко отсталых детей впервые организовано во Франции в середине 19 века (с 1841 г.), в России – в начале 20 века, в Москве (1908).

С середины 19 века пристальное внимание педагогов и вра­чей-психиатров начали привлекать психологические особенности умственно отсталых детей и подростков. Появились исследования, посвященные описанию и изучению нарушений речи у детей и взрослых. Нарушения речи у детей с сохранным слухом изучались тогда врачами-невропатологами.

В начале XX века появились дифференцированные исследования особенностей психического развития аномальных детей различных категорий. Ряд педагогов и врачей целиком посвятил свою дея­тельность обучению и воспитанию детей с различными дефектами развития в первых, тогда еще малочисленных специальных уч­реждениях, они носили, в основном, частноблаготворительный характер. B России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.B. и E. X. Маляревские, E. K. Гра­чева и др. После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали откры­ваться специальные учреждения для данной категории детей. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей c отклоне­ниями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.

Исключительно важную роль для разработки теории и практи­ки дефектологии сыграл состоявшийся в 1924 г. II съезд по социально-правовой охране несовершен- нолетних, на котором с докладом выступил выдающийся отечественный психолог и дефектолог Л.С. Выготский, который по праву считается одним из основоположников коррекционной педагогики. В докладе о научных основах нарушений развития он предложил новый подход к анализу структуры дефек­та, его коррекции и компенсации, определил цели и задачи специального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов коммунистического воспитания детей.

Ярким выражением заботы государства об аномальных детях явилась организация подготовки учителей для специальных школ, для чего в 20-е годы были созданы дефектологические факульте­ты в МГПИим. В.И.Ленина и ЛГПИ им. А.И.Герцена. В 1929 году был создан головной научный центр по разработке проблем де­фектологии – Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ) – ныне НИИ Коррекционной педагогики РАО. Создание центра дефектологической науки способствовало проведению комплексного» всесто­роннего изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференциации сети специальных учреждений и дифференцирован­ного коррекционного обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития.

При активном участии этого института в начале 30-х годов на детей с откло- нениями в развитии был распространен Закон об обязательном всеобуче.

Таким образом, дефектология как специфическая, самостоятельная от­расль научного знания оформилась уже в XX столетии. Огромная роль в этом принадлежит отечественным ученым – психологам, педагогам, медикам. Особо следует отметить имена выдающихся исследователей – И.А. Сикорского, Ф.A.Pay, Г.Я. Трошина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др. Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли T. A. Власова, Д. И. Азбукин, B. M. Бехтерев, В. П. Сербский и многие другие отечественные yчeные.

Наша страна является первым в мире государством, начавшим целенаправленно готовить педагогические кадры для специальных школ в вузах. За последние десятилетия значительно расширилась сеть дефектологических факультетов в педвузах и университетах нашей страны. Существенное развитие за последнее десятилетие получила система пропаганды и распространения дефектологичес­ких знаний и среди педагогов-недефектологов, в том числе, пе­дагогов начальных классов общеобразовательных школ и специа­листов в области дошкольного воспитания.

 

2. Основные задачи специальной педагогики и коррекционной психологии.

Дефектология обеспечивает научные основы работы специаль­ных образова- тельных учреждений (школ, дошкольных учреждений, детских домов и др.), которые являются важным структурным компонентом всей системы государственного образования. Эти специальные учрежде­ния выполняют задачу всеобщего обязательного коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физи­ческого развития.

Система коррекционного обучения детей, решая задачи, общие с массовой школой и дошкольными учреждениями общего типа (все­стороннее развитие, гуманистическое воспитание личности, обу­чение, трудовая подготовка, профориентация, эстетическое вос­питание и др.), одновременно реализует и специальные, собственно дефектологические задачи, направленные на коррекцию и компенсацию нарушенных функций и на создание наиболее благо­приятных условий для успешного овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) знаниями и навыками трудовой деятельности.

Последовательно разрабатывая вопросы специальной дидактики (теории обучения детей с ограниченными возможностями), отечественная дефектология ставит и решает следующие основные задачи:

- осуществляет глубокое и разностороннее (психолого-педагоги­ческое и клинико-физиологическое) изучение особеннос­тей и закономерностей физического и психического развития детей с ОВЗ разных категорий;

- определяет структуру дефекта при различных нарушениях развития и компенсаторные возможности ребенка, потенциальные возможнос­ти развития различных сторон личности;

- разрабатывает психолого-педагогическую классификацию нарушений развития и основных категорий (групп) детей с ОВЗ; решает задачи организации их дифференцированного обучения и воспитания;

- обосновывает принципы создания и развития системы специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития;

- устанавливает закономерности и особенности учебно-воспита­тельного процесса в специальных учреждениях; определяет цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы их обучения, воспитания и трудовой подготовки;

- разрабатывает специальные технические средства, помогающие лицам с нарушениями развития в их познавательной деятельности и установлении контактов с окружающими;

- определяет эффективные пути и средства профилактики нару­шений в развитии, предупреждения детской дефективности;

- изучает особенности и пути улучшения жизни и деятельности лиц с нарушениями развития в социальном окружении (в семье, в учебных и трудовых коллективах);

- разрабатывает принципы построения системы подготовки лиц с ограниченными возможностями к практической и профессиональной деятельности;

- решает задачи социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями, интеграции их в современное общество.

Кроме того, следует указать ряд ведущих специфических задач специальной педагогики и специальной психологии. К первым из них относятся:

• изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

• определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;

• определение, обоснование и построение педагогических классификаций нарушений развития;

• изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;

• разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания и др.

К основным задачам специальной психологии в свою очередь относятся:

– изучение общих и специфических закономерностей психического и познавательного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизне- деятельности;

– изучение и осуществление процесса социального и «средового» адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в окружающий социум;

– психологическое обоснование путей и методов коррекционного воздействия и социальной реабилитации лиц с отклонениями в развитии;

– разработка рекомендаций по психопрофилактике нарушений познавательного развития и др.

 

Решая перечисленные задачи, специальная педагогика и психология опи­раются на принципиальное положение о возможности достижения заметных положительных результатов в познавательном и лич­ностном развитии детей и подростков с ОВР. Естественно-научной осно­вой для оптимистического подхода к оценке перспектив психи­ческого развития этих детей служат взгляды выдающихся оте­чественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова и их последова­телей, а именно положение о чрезвы- чайной пластичности центральной нервной системы, ее податливости любым положительным влияниям, при которых протекает жизнедеятельность (чело­веческого организма).

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных дефектологов и мно­голетняя практика работы специальных учреждений подтверждают обоснованность такого оптимистического подхода к развитию детей с различными формами нарушений.

3. Лица (дети) с ограниченными возможностями развития* (ОВР). Основные категории детей с ОВР

К лицам с ограниченными возможностями (развития) относятся люди, у которых в силу того или иного физического или пси­хического дефекта нарушен нормальный ход общего развития.

Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с отклонениями в развитии, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностя- ми) – это дети, у которых вследс­твие врождённой недостаточности или приобретённого органичес­кого поражения центральной нервной системы, органов сенсорного восприятия или опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития.

Наличие дефекта приводит к аномальному развитию лишь при определенных условиях. Например, ребенок, не слышащий на одно ухо, не обнаруживает никаких отклонений в развитии, так как в целом слуховая функция позволяет ему полноценно восприни­мать звуковые сигналы и овладевать нормальной речью. Такой ребенок может также, как и другие дети, общаться с окружаю­щими, полностью овладевать учебным материалом в условиях мас­сового общеобразовательного учреждения, имеющийся у него недостаток не вызывает серьез­ных нарушений в общем и познавательном развитии. В этом случае ребенка не относят к категории аномальных детей.

У лиц с ограниченными возможностями общий ход онтогенетического развития нарушен по всем или по большинству параметров. Помимо нарушения общего психического и познавательного развития, как правило, нарушается процесс интеллектуального развития, весь ход формирования личности и эмоционально-волевой сферы, наряду с нарушением физического развития, формирования двигательной сферы, нарушен также процесс конституционального* и соматического** развития.

Понятие «ограниченные возможности в развитии» предполагает наличие стойких и выраженных (тяжелых) отклонений в развитии (вызванных патогенными болезнетворными влияниями) и ведущих к необходимости создания специальных условий для обучения и воспитания таких детей.

Понятие «выраженные» нарушения, помимо традиционного определения (нарушения средне-тяжелой и тяжелой степени тяжести), имеют в дефектологи- ческой практике и другое толкование: нарушения в развитии, не требующие для своей идентификации и классификации проведения специального психолого-педагогичес- кого и клинического обследования, что в свою очередь определяется характером и степенью выраженности симптоматики (проявлений) отмечаемых нарушений.

К «стойким нарушениям» относятся такие отклонения в развитии, которые не преодолеваются ни в ходе спонтанного развития, ни в результате применения мер обычного психолого-педагогического воздействия (т.е. при использовании технологий общей педагогики и психологии). Соответственно, для эффективного преодоления стойких нарушений развития обязательно требуется применение арсенала средств и технологий специальной педагогики и специальной психологии.

Наличие у лиц с ОВР стойких и выраженных нарушений в развитии определяет необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания данной категории детей и подростков. Такие условия в начале 90-х гг. прошлого столетия получили в дефектологии название специальные образовательные условия (СОУ). Важнейшими компонентами СОУ являются обучение и воспитание по специальным образовательным программам, и использование специальных (коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических) технологий.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...