Возможностями развития. 1 страница
Стр 1 из 30Следующая ⇒ Основы специальной педагогики И психологии
Курс лекций по учебной дисциплине
Москва 2012
Автор: Глухов В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, автор 80 научных и научно-методических трудов (включая учебники и учебные пособия) по психолингвистике, коррекционной педагогике и логопедии; один из ведущих специалистов по проблеме формирования связной монологической речи детей с системным речевым недоразвитием.
Рецензенты: Баскакова И.Л., профессор, МПСИ; Шаховская С.Н., профессор, МПГУ;
Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии (курс лекций)/ Учебное пособие для студентов гуманит. и педагогич. вузов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 301 с.
В пособии представлен курс лекций по учебной дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии». Данная дисциплина изучается студентами всех факультетов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. Основная цель изучения данной дисциплины ‒ сформировать у студентов систему теоретических знаний об особенностях развития, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии и подготовить к работе с детьми данной категории в общеобразовательных (массовых и специальных) учреждениях. Основной задачей лекционного курса является обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по проблемам специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии, касающимся целей и задач коррекционного обучения и психологической коррекции, закономерностей аномального развития, психолого-педагогического изучения и диагностики основных видов нарушений развития у детей и подростков, своеобразия психического и познавательного развития детей с ограниченными возможностями, организации и содержания их обучения и воспитания. Таким образом, данный учебный курс направлен на практическое осуществление одного из важнейших аспектов профессионального образования педагогов системы общего образования ‒ проведение психолого-педагогической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями развития.
© В.П. Глухов 2012 © В.Ю. Секачев, издание 2012
Содержание Введение ………………………………………………………………………………….6 Тема 1. Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии………….8 Тема 2. Клинико-биологические и нейропсихологические основы теории и практики специальной педагогики и психологии……………………………………………………….. 25 Тема 3. Основные закономерности аномального (нарушенного) развития……………35 Тема 4. Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии………………………………………………………………………..50 Часть I. Содержание и методика психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии………………………………………………………..52 Часть II. Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии………………………………………………………………………………………………68 Тема 5. Служба практической (специальной) психологии в системе образовательных учреждений…………………………………………………………………………………………78 Тема 6. Основы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями развития………………………………………………………………………………….97 Часть I. Задачи и организация коррекционного обучения и воспитания……………….97 Часть II. Интегрированное обучение как перспективная форма организации
коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития…………….113 Часть II. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями………136 Тема 7. Дети с нарушениями слуха……………………………………………………….146 Тема 8. Дети с нарушениями зрения………………………………………………………158 Тема 9. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые). Проблемы обучения и воспитания………………………………………………………………………………………..172 Тема 10. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития…………………………………………………182 Часть I. Дети с задержкой психического развития………………………………………182 Часть II. Организация и содержание коррекционной педагогической работы с детьми и подростками с ЗПР………………………………………………………....................................189 Тема 11. Дети с нарушениями речи.Основы коррекционного обучения и воспита- ния…………………………………………………………………………………………………198 Часть I. Нарушения речи у детей. Организация логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста……………………………………………………….198 Часть II. Заикание у детей. Комплексный подход к преодолению заикания…………. 219 Тема 12. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими нарушениями двигательной сферы……….238 Тема 13. Организация психолого-педагогической помощи детям и подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы……………………………………254 Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков……………………………………………………………………………………….254 Часть II. Основное содержание комплексной коррекционной работы с детьми, страдающими эмоционально-волевыми расстройствами……………………………………………….266 Тема 14: Дети с комплексными (сочетанными) нарушениями развития……………… 284 Краткий словарь специальных терминов ………………………………………………298 Введение
Учебная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» входит в число дисциплин базовой профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и педагогических факультетов гуманитарных вузов. В соответствии с действующим в настоящее время государственным Стандартом высшего профессионального образования (2012), изучение данной дисциплины является необходимым и важным компонентом профессиональной подготовки педагогов системы дошкольного и начального школьного образования, а также педагогов предметного обучения. Изучение данной дисциплины предусматривает овладение студентами основами теоретических и практических знаний по одному из социально-значимых и, одновременно, проблемных разделов педагогической деятельности ‒ оказанию психолого-педагогической помощи детям и подросткам, имеющим нарушения развития («лица с ограниченными возможностями здоровья / развития»). Достаточно большой контингент этих детей, в основном дети, имеющие нерезко выраженные отклонения в развитии, воспитывается и обучается в образовательных учреждениях общего назначения (дошкольные образовательные учреждения /ДОУ/ и общеобразовательные школы). Для данного контингента обучающихся в учреждениях общего образования организованы коррекционные подразделения – специализированные классы и группы (в ДОУ). При этом в коррекционных группах и классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения находятся, прежде всего, дети, имеющие значительное отставание в познавательном и общем психофизическом развитии. Некоторая часть детей с отклонениями в развитии воспитывается и обучается в учебных группах и классах общего типа.
Неуклонное расширение системы инклюзивного образования, переход к интегрированному обучению детей, имеющих проблемы в развитии, предусматривают более глубокую и основательную теоретическую и практическую подготовку будущих педагогов к проведению коррекционно-педагогической работы с данным контингентом учащихся в массовых общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что, в соответствии со сложившейся в специальной (коррекционной) педагогике традиции, в реализации задач коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии активное участие принимают педагоги и психологи общего профиля. Так, общеобразовательная подготовка в рамках «предметного обучения» на среднем и старшем этапах школьного обучения в большинстве специальных школ осуществляется педагогами общего профиля. Решение задач познавательного развития, обеспечения полноценного личностного развития, подготовки к предстоящему школьному обучению детей дошкольного возраста, решение задач начальной общеобразовательной подготовки детей, имеющих проблемы в развитии, невозможно без активного участия педагогов и психологов общего профиля. Все это определяет необходимость соответствующей теоретической и практической подготовки будущих учителей и воспитателей к педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии, к участию в той коррекционной работе, которую проводят педагоги-дефектологи и психологи специальных образовательных учреждений, коррекционных классов и групп (в ДОУ и школе общего типа).
Своевременное выявление, преодоление и предупреждение нарушений развития в детском возрасте имеет важнейшее значение для полноценного формирования личности ребенка, подготовки его к школьному обучению и последующего обучения в школе. Это в свою очередь является необходимым условием полноценного познавательного и интеллектуального развития каждого молодого человека, условием успешной социальной адаптации его в современном обществе. Указанное обусловливает особую значимость усвоения студентами ‒ будущими педагогами и психологами системы общего образования ‒ основ дефектологических знаний о сущности отклонений в развитии, причинах их возникновения, типичных проявлениях различных нарушений развития, мерах их профилактики и коррекции, педагогических и психологических технологиях коррекционно-воспитательного воздействия. Особое значение это имеет для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы – той ступени образования, на которой закладываются основы системного образования и которое является определяющим этапом познавательного, интеллектуального, социального и личностного развития подрастающего поколения. Овладение студентами знаниями и практическими навыками выявления нарушений развития, по проблеме адаптации детей с нарушениями развития к условиям пребывания в образовательных учреждениях общего типа; знакомство студентов с содержанием и основными методами психолого-педагогического обследования детей, овладение некоторыми приемами психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии – составляют главные цели изучения курса «Специальная педагогика и специальная психология».
Лекционный материал учебного курса включает два основных тематических раздела. В первом из них дается определение предмета и задач и специальной педагогики и специальной психологии, их места в системе других научных дисциплин и областей общественной практики. Рассматриваются следующие вопросы: понятие о нарушениях (отклонениях) в развитии, закономерности процесса аномального («отклоняющегося») развития, классификация нарушений развития, основные виды нарушений психического и физического развития, психолого-педагогическая диагностика и ее основные задачи, структура и содержание психолого-педагогического обследования и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии и др. Специальное внимание уделяется вопросам организации работы Службы практической психологии в системе образовательных и коррекционных учреждений. В другом тематическом разделе лекционного курса рассматриваются вопросы организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития (предмет, задачи, философские и нравственно-этические концепции специальной (коррекционной) педагогики; основные методы, формы и средства коррекционной педагогики и психологии, обучения и воспитания детей с нарушениями развития, система социальных институтов для оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям, организация коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях образовательных учреждений общего назначения, основные задачи и функции психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и ПМПк (консилиума) при образовательных учреждениях и др. Важное значение придается также знакомству обучающихся с задачами и основными направлениями социальной реабилитации детей и подростков, имеющих проблемы в развитии. При построении лекционного материала принимаются во внимание знания, полученные студентами при изучении других учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом высшего педагогического (гуманитарного) образования: анатомия и возрастная физиология, основы медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности, социальная и педагогическая психология, психологическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция и другие.
Лекционный курс Тема 1. Предмет и задачи специальной педагогики и специальной психологии
Учебные вопросы. 1. Дефектология как наука об изучении, обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья (развития). 2. Основные задачи специальной педагогики и специальной психологии. 3. Понятие о детях с отклонениями в развитии. Основные категории детей с ОВР. 4. Причины аномального развития. Принципы комплексного подхода к изучению детей с ограниченными возможностями. 5. Особенности организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. 6. Связь дефектологии с другими научными дисциплинами.
Специальная (коррекционная) педагогика (СП) и специальная психология (СПх) – это основные составные части, области, отрасли дефектологии. Среди населения встречаются люди, а среди детского населения – группы детей с теми или иными отклонениями от нормы в физическом и психическом развитии (с нарушениями зрения, расстройствами слуха, недоразвитием умственной деятельности, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Воспитание и обучение таких детей отличается большим своеобразием и требует специально организованных условий. Потребность в организации таких специальных условий для обучения и воспитания привела в ходе общественно-исторического развития к возникновению особой отрасли знаний и сферы общественной практики – дефектологии. Дефектология (от лат. defectus –недостаток и греч. logos – слово, учение) – это наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении и трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации. Предметом изучения дефектологии являются лица (дети и взрослые), имеющие отклонения в психофизическом и речевом развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление причин возникновения того или иного дефекта (нарушения) развития, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями. Объектом исследования дефектологии (СП и СПх) и, одновременно, – объектом оказания всесторонней социальной помощи с их стороны являются лица с различными нарушениями (дефектами) психического и физического развития. Различные отклонения в психическом и физическом развитии ребенка существенно отражаются на развитии его познавательной деятельности и становлении личности в целом. Обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения таких детей в целях как можно лучшей подготовки их к активной общественно полезной жизни в условиях нормального социального окружения – сложная и ответственная социальная – психологическая и педагогическая проблема. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения. Научный интерес к изучению особенностей аномального (нарушенного) развития детей возник еще в конце 18 века. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Нинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар. В этот же период отмечено появление первых попыток организованного общественного обучения и воспитания аномальных детей. Так, первое учреждение школьного типа для глухонемых было создано в 1779 г. в Париже; в 1806 г. такое же учреждение было создано в России (в г. Павловск). Первое учебное заведение для слепых было создано в 1784 г. французским педагогом И. Брайлемв Париже; в России учреждение такого типа было открыто в С.-Петербурге, в 1932 г. Первая попытка воспитания и обучения умственно отсталого ребенка была предпринята французским врачом Итаром (1775 – 1838). Школьное обучение глубоко отсталых детей впервые организовано во Франции в середине 19 века (с 1841 г.), в России – в начале 20 века, в Москве (1908). С середины 19 века пристальное внимание педагогов и врачей-психиатров начали привлекать психологические особенности умственно отсталых детей и подростков. Появились исследования, посвященные описанию и изучению нарушений речи у детей и взрослых. Нарушения речи у детей с сохранным слухом изучались тогда врачами-невропатологами. В начале XX века появились дифференцированные исследования особенностей психического развития аномальных детей различных категорий. Ряд педагогов и врачей целиком посвятил свою деятельность обучению и воспитанию детей с различными дефектами развития в первых, тогда еще малочисленных специальных учреждениях, они носили, в основном, частноблаготворительный характер. B России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.B. и E. X. Маляревские, E. K. Грачева и др. После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей c отклонениями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка. Исключительно важную роль для разработки теории и практики дефектологии сыграл состоявшийся в 1924 г. II съезд по социально-правовой охране несовершен- нолетних, на котором с докладом выступил выдающийся отечественный психолог и дефектолог Л.С. Выготский, который по праву считается одним из основоположников коррекционной педагогики. В докладе о научных основах нарушений развития он предложил новый подход к анализу структуры дефекта, его коррекции и компенсации, определил цели и задачи специального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов коммунистического воспитания детей. Ярким выражением заботы государства об аномальных детях явилась организация подготовки учителей для специальных школ, для чего в 20-е годы были созданы дефектологические факультеты в МГПИим. В.И.Ленина и ЛГПИ им. А.И.Герцена. В 1929 году был создан головной научный центр по разработке проблем дефектологии – Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ) – ныне НИИ Коррекционной педагогики РАО. Создание центра дефектологической науки способствовало проведению комплексного» всестороннего изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференциации сети специальных учреждений и дифференцированного коррекционного обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития. При активном участии этого института в начале 30-х годов на детей с откло- нениями в развитии был распространен Закон об обязательном всеобуче. Таким образом, дефектология как специфическая, самостоятельная отрасль научного знания оформилась уже в XX столетии. Огромная роль в этом принадлежит отечественным ученым – психологам, педагогам, медикам. Особо следует отметить имена выдающихся исследователей – И.А. Сикорского, Ф.A.Pay, Г.Я. Трошина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского и др. Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли T. A. Власова, Д. И. Азбукин, B. M. Бехтерев, В. П. Сербский и многие другие отечественные yчeные. Наша страна является первым в мире государством, начавшим целенаправленно готовить педагогические кадры для специальных школ в вузах. За последние десятилетия значительно расширилась сеть дефектологических факультетов в педвузах и университетах нашей страны. Существенное развитие за последнее десятилетие получила система пропаганды и распространения дефектологических знаний и среди педагогов-недефектологов, в том числе, педагогов начальных классов общеобразовательных школ и специалистов в области дошкольного воспитания.
2. Основные задачи специальной педагогики и коррекционной психологии. Дефектология обеспечивает научные основы работы специальных образова- тельных учреждений (школ, дошкольных учреждений, детских домов и др.), которые являются важным структурным компонентом всей системы государственного образования. Эти специальные учреждения выполняют задачу всеобщего обязательного коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития. Система коррекционного обучения детей, решая задачи, общие с массовой школой и дошкольными учреждениями общего типа (всестороннее развитие, гуманистическое воспитание личности, обучение, трудовая подготовка, профориентация, эстетическое воспитание и др.), одновременно реализует и специальные, собственно дефектологические задачи, направленные на коррекцию и компенсацию нарушенных функций и на создание наиболее благоприятных условий для успешного овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) знаниями и навыками трудовой деятельности. Последовательно разрабатывая вопросы специальной дидактики (теории обучения детей с ограниченными возможностями), отечественная дефектология ставит и решает следующие основные задачи: - осуществляет глубокое и разностороннее (психолого-педагогическое и клинико-физиологическое) изучение особенностей и закономерностей физического и психического развития детей с ОВЗ разных категорий; - определяет структуру дефекта при различных нарушениях развития и компенсаторные возможности ребенка, потенциальные возможности развития различных сторон личности; - разрабатывает психолого-педагогическую классификацию нарушений развития и основных категорий (групп) детей с ОВЗ; решает задачи организации их дифференцированного обучения и воспитания; - обосновывает принципы создания и развития системы специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития; - устанавливает закономерности и особенности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях; определяет цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы их обучения, воспитания и трудовой подготовки; - разрабатывает специальные технические средства, помогающие лицам с нарушениями развития в их познавательной деятельности и установлении контактов с окружающими; - определяет эффективные пути и средства профилактики нарушений в развитии, предупреждения детской дефективности; - изучает особенности и пути улучшения жизни и деятельности лиц с нарушениями развития в социальном окружении (в семье, в учебных и трудовых коллективах); - разрабатывает принципы построения системы подготовки лиц с ограниченными возможностями к практической и профессиональной деятельности; - решает задачи социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями, интеграции их в современное общество. Кроме того, следует указать ряд ведущих специфических задач специальной педагогики и специальной психологии. К первым из них относятся: • изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; • определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта; • определение, обоснование и построение педагогических классификаций нарушений развития; • изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями; • разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания и др. К основным задачам специальной психологии в свою очередь относятся: – изучение общих и специфических закономерностей психического и познавательного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизне- деятельности; – изучение и осуществление процесса социального и «средового» адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в окружающий социум; – психологическое обоснование путей и методов коррекционного воздействия и социальной реабилитации лиц с отклонениями в развитии; – разработка рекомендаций по психопрофилактике нарушений познавательного развития и др.
Решая перечисленные задачи, специальная педагогика и психология опираются на принципиальное положение о возможности достижения заметных положительных результатов в познавательном и личностном развитии детей и подростков с ОВР. Естественно-научной основой для оптимистического подхода к оценке перспектив психического развития этих детей служат взгляды выдающихся отечественных ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова и их последователей, а именно положение о чрезвы- чайной пластичности центральной нервной системы, ее податливости любым положительным влияниям, при которых протекает жизнедеятельность (человеческого организма). Многочисленные исследования отечественных и зарубежных дефектологов и многолетняя практика работы специальных учреждений подтверждают обоснованность такого оптимистического подхода к развитию детей с различными формами нарушений. 3. Лица (дети) с ограниченными возможностями развития* (ОВР). Основные категории детей с ОВР К лицам с ограниченными возможностями (развития) относятся люди, у которых в силу того или иного физического или психического дефекта нарушен нормальный ход общего развития. Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с отклонениями в развитии, с проблемами в развитии, с ограниченными возможностя- ми) – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения центральной нервной системы, органов сенсорного восприятия или опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития. Наличие дефекта приводит к аномальному развитию лишь при определенных условиях. Например, ребенок, не слышащий на одно ухо, не обнаруживает никаких отклонений в развитии, так как в целом слуховая функция позволяет ему полноценно воспринимать звуковые сигналы и овладевать нормальной речью. Такой ребенок может также, как и другие дети, общаться с окружающими, полностью овладевать учебным материалом в условиях массового общеобразовательного учреждения, имеющийся у него недостаток не вызывает серьезных нарушений в общем и познавательном развитии. В этом случае ребенка не относят к категории аномальных детей. У лиц с ограниченными возможностями общий ход онтогенетического развития нарушен по всем или по большинству параметров. Помимо нарушения общего психического и познавательного развития, как правило, нарушается процесс интеллектуального развития, весь ход формирования личности и эмоционально-волевой сферы, наряду с нарушением физического развития, формирования двигательной сферы, нарушен также процесс конституционального* и соматического** развития. Понятие «ограниченные возможности в развитии» предполагает наличие стойких и выраженных (тяжелых) отклонений в развитии (вызванных патогенными болезнетворными влияниями) и ведущих к необходимости создания специальных условий для обучения и воспитания таких детей. Понятие «выраженные» нарушения, помимо традиционного определения (нарушения средне-тяжелой и тяжелой степени тяжести), имеют в дефектологи- ческой практике и другое толкование: нарушения в развитии, не требующие для своей идентификации и классификации проведения специального психолого-педагогичес- кого и клинического обследования, что в свою очередь определяется характером и степенью выраженности симптоматики (проявлений) отмечаемых нарушений. К «стойким нарушениям» относятся такие отклонения в развитии, которые не преодолеваются ни в ходе спонтанного развития, ни в результате применения мер обычного психолого-педагогического воздействия (т.е. при использовании технологий общей педагогики и психологии). Соответственно, для эффективного преодоления стойких нарушений развития обязательно требуется применение арсенала средств и технологий специальной педагогики и специальной психологии. Наличие у лиц с ОВР стойких и выраженных нарушений в развитии определяет необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания данной категории детей и подростков. Такие условия в начале 90-х гг. прошлого столетия получили в дефектологии название специальные образовательные условия (СОУ). Важнейшими компонентами СОУ являются обучение и воспитание по специальным образовательным программам, и использование специальных (коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических) технологий.
Читайте также: II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 1 страница Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|