Оценка рентабельности деятельности предприятия.
Рентабельность – это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д. Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль.В течении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов: внутренние и внешние.К внешним относятся(географ. положение, конкуренция, ситуация на финн рынках, гос-во). Внутренние факторы разделяют на производственные(связанные с основной деятельностью) и внепроизводственные(снабженческо-сбытовая дея-ть, природоохранительные мероприятия, финансовая деятельность, соц. условия работников). Производственные факторы, известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся: изменение объема и времени работы средств труда, изменение количества предметов труда, изменение численности рабочих. Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся: повышение качественных характеристик и производительности оборудования, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, повышение квалификации рабочих.
Ключевыми показателями, индикаторами результата производственно-хозяйственной деятельности являются показатели рентабельности производства (предприятия), продукции, оборота и собственного капитала.1) Уровень общей рентабельности =Прибыль до выплаты налогов х 100% \ Активы. 2) рентабельность продаж = Чистая прибыль/ выручка.Она показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. 3) Если предприятие выпускает не один вид продукции, то для анализа и планирования прибыли необходимо вычислять рентабельность (прибыльность) отдельных видов продукции (Rпрод) Рентабельность продукции = (Цена - себестоимость х 100%) \ Себестоимость продукции.4) Рентабельность оборота отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и выручкой от реализации (оборотом) и исчисляется по формуле Рентабельность оборота = Прибыль от реализации х 100% \ Выручка от реализации. Чем больше рентабельность оборота, тем больше прибыли приносит каждый рубль выручки. Число оборотов капитала отражает отношение оборота предприятия к величине его капитала (активы). Оно исчисляется по формуле Число оборотов капитала = Реализованная продукция х 100% \ Активы. Чем выше выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. 5) Так как активы предприятия в большинстве случаев формируются за счет собственного и заемного капитала, то владельцев фирмы или акционеров будет интересовать рентабельность (прибыльность) собственного капитала. Рентабельность собственного капитала =Чистая прибыль х 100% \ собственный капитал.
25. Риски в АКУ. (по Короткову) Риск – опасность нежелательных отклонений от ожидаемых состояний будущего, из расчета которого принимаются решения в настоящем.
Отклонения в положительную сторону – счастливый случай. В отрицательную – опасность потерь. Риск возникает тогда, когда есть различные варианты решения проблем, степень полезности оценивается различными субъектами по-разному, а достоверной информации нет. В финансово-экономическом смысле риск не всегда потери, иногда выгода и прибыль. Например, Инновационная деятельность, не смотря на ее рискованность, иногда приносят сверхприбыль. В риске есть субъективный и объективный аспекты. Объективный связан с изменчивыми условиями коммерческой среды, субъективный – с качеством и содержанием управленческих решений. Термины: Вероятность риска – степень воздействия источника риска (от 0 до1) Степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности. Степень бывает высокая, средняя и низкая Уровень риска – отношение величины ущерба к затратам на подготовку и реализацию риск-решения. Измеряется от 0 до 1, свыше 1 –решение не имеет смысла Приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный рубеж Размер вероятного ущерба (дохода) – результат длительности нахождения в риск-ситуации Цена риска – размер потерь(выгод организации как результата длительности в условиях неопределенности. Плата за риск – величина успеха. АКУменеджер должен двояко действовать в ситуации риска - нельзя медлить, но решения должны быть осмотрительными, но также решения должны быть смелыми и масштабными. Классификация рисков: 1) В зависимости от видов деятельности (маркетинговые, финансовые и пр.) 2) Внешние и внутренние (носят условный характер) 3) Предпринимательские и непредпринимательские Непредпринимательские: опасность ущерба от явления непреодолимой силы – в катаклизмах природы. Необходимо прорабатывать «узкие» места, которые могут сильно пострадать от катаклизмов. Можно пользоваться следующим алгоритмом: 1) Выявление риска –составление списка контрольных зон риска 2) Анализ финансовых документов, которые сложно учитывать – дебиторские счета, рукописные документы, наличность, доходных статей. 3) Составления графика последовательности операций.
- выявление критически важных точек в производственном процессе и указание на потенциальные последствия. При анализе графика становится ясно, какие суммы могут быть потрачены на определенные виды деятельности. 4) Личный осмотр производится антикризисным топ-менеджером Плюсы данного метода в том, что: выявляются слабые места, моно разработать программу предотвращения потерь, донесение до руководства необходимости постоянного изучения потенциальных рисков. После выяснения риска производится анализ и измерение риска с помощью абсолютных и относительных показателей по каждой зоне для того, чтобы справиться с риском и определить стоимость страхования. Предпринимательский риск – опасность ущерба, потери имущества или ценностей, опасность упущенной выгоды, потеря здоровья и жизни людей во время производственно-хозяйственной деятельности. Риск возникает при любых видах предпринимательской деятельностью, связанных с производством продукции, ее реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями. Примеры: -риск ущерба потерь материальных(имуществ.) ценностей -риск недостаточной ликвидности -риск потерь из-за изменения валютного курса. Риск измеряется относительным уровнем потерь АУ занимается решением проблем, имеющих рисковый характер. Для решения сверхсложных проблем существует риск-менеджер – эксперт по выявлению рисков и минимизации потерь и ущерба. Также может быть служба управления рисками в компании. 5 этапов борьбы с рисками: 1) Выявление риска 2) Выбор приемлемого средства борьбы 3) Осуществление выбранных мер 4) Текущий контроль над результатами 5) Их адаптация
Анализ запасов и затрат. При изучении величины и структуры запасов и затрат основное внимание следует уделить выявлению тенденций изменения таких их элементов, как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары. Увеличение абсолютной суммы и удельного веса запасов и затрат может свидетельствовать о: -наращивании производственного потенциала организации;
-стремлении путем вложения в производственные запасы защитить денежные активы организации от обесценивания под воздействием инфляции; -нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасы, ликвидность которых может быть невысокой. В процессе анализа состояния запасов и затрат необходимо: установить обеспеченность организации нормальными переходящими запасами сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции; выявить излишние и ненужные запасы материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров. Анализируя состояние запасов и затрат, нельзя ограничиться лишь данными об абсолютных отклонениях фактических остатков на конец анализируемого периода от норматива и прошлого периода. Для исследования динамики запасов и затрат во взаимосвязи с изменением объемов производства, цен и масштабов потребления отдельных видов материальных ценностей целесообразно определить относительный уровень запаса в днях расхода (выбытия). Запасы в днях исчисляются как отношение абсолютной величины остатка соответствующего вида материальных оборотных средств на дату баланса к однодневному обороту по их расходу (выбытию). Для расчета относительного уровня запаса в днях в качестве фактического принимаются: оборот по сырью, по основным материалам и покупным полуфабрикатам, по незавершенному производству, по готовой продукции. Далее рассчитанный фактический запас в днях на конец анализируемого периода по соответствующему виду материальных оборотных средств сопоставляется с нормативом запаса в днях и с данными за прошлый период, выявляются имеющиеся отклонения, а также их причины. Необходимым условием анализа запасов является оценка их структуры с помощью коэффициента накопления. Он определяется отношением стоимости производственных запасов и незавершенного производства к стоимости готовой продукции и товаров. Данный коэффициент характеризует уровень мобильности запасов и при оптимальном варианте его значение должно быть меньше 1. Но это соотношение справедливо только в том случае, если продукция предприятия конкурентоспособна и пользуется спросом. Если значение коэффициента накопления выше оптимального, то это свидетельствует о нерациональной структуре запасов предприятия, наличии имеющихся излишних и ненужных производственных запасов, неоправданном росте остатков незавершенного производства. Среди основных причин увеличения остатков можно назвать следующие:
по производственным запасам: снижение выпуска по отдельным видам продукции и отклонения фактического расхода материалов от норм, излишние и неиспользуемые материальные ценности, неритмичное поступление материальных ресурсов и др. по незавершенному производству: аннулирование производственных договоров и заказов, удорожание себестоимости продукции, недостатки в планировании и организации производства, недопоставки покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий и др.; по готовой продукции: падение спроса на отдельные виды изделия, низкое качество продукции, неритмичный выпуск готовой продукции и задержка отгрузки, транспортные затруднения и др. МЕ=Мз\выр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|