Развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-членами АТЭС, БРИГС, ШОС.
Стр 1 из 17Следующая ⇒ Сущность, формы, факторы и условия развития внешнеэкономических связей. 1. Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Формы: Торговые отношения. Совместное предпринимательство, Оказание услуг. Сотрудничество, содействие. Факторы развития ВЭД: 1. Вывоз капитала. 2. Неравномерность экономического развития различных стран мира. 3. Различие в человеческих, сырьевых, финансовых ресурсах. 4. Характер политических отношений. 5. Различный уровень научно-технического развития. 6. Особенности географического положения, природно-климатических условий. Условиями успешного развития ВЭК являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм. Факторы торгово-политического характера – унификация и снижение импортных пошлин, активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом и другие – формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.
Цели, задачи, перспективы расширения участия России в международном разделении труда, повышения эффективности внешнеторговой деятельности. 2. Основные цели регулирования ВЭД: - использование ВЭС для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;
- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию; - создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия; - защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; - создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями. Необходимым условием для реализации потенциальных возможностей в сфере внешней торговли является принятие действенных мер по расширению и повышению эффективности участия России в международном разделении труда: - совершенствование законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности России с учетом действующих международных правовых норм; - продолжение формирования единого экономического пространства России с Белоруссией в рамках союзного государства; - создание условий для углубления экономической интеграции с государствами-участниками Содружества Независимых Государств; - завершение согласования основных условий присоединения России к Всемирной торговой организации.
Определение, характеристика, сущность внешнеэкономического комплекса страны. 3. Внешнеэкономический комплекс страны (ВЭК) – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей. ВЭК состоит из двух основных частей: 1. Фирмы, предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы, предприятия, являющиеся потребителями импорта.
2. Фирмы, предприятия, занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также поступлением продукции, производимой за рубежом.
Условия, виды торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, включающего специализацию, производственно – сбытовую кооперацию, совместное предпринимательство, товарообменные (бартерные) операции. 4. Сбытовая кооперация – сотрудничество хозяйственно независимых предприятий, которые вкладывают средства в совместные мероприятия по сбыту производимой ими продукции. Товарообменные операции – операции, при совершении которых в контрактах указываются твердые обязательства экспортеров и импортеров осуществить полный или частично сбалансированный обмен товарами.
6. Создание предприятий с иностранными инвестициями с партнерами зарубежных стран предполагает для России достижение таких целей: - выпуск товаров для удовлетворения потребностей внутреннего рынка страны с учетом наличия спроса на эту продукцию за рубежом; - привлечение в экономику страны современной технологии и оборудования; - получение доступа к зарубежным методам управления; - увеличение объемов экспорта на основе выпуска конкурентоспособных товаров на мировом рынке; - создание современных производств высококачественной продукции, позволяющих сократить импорт или полностью отказаться от него; - привлечение иностранных капиталовложений и получение доступа к дополнительным материальным и финансовым ресурсам; - повышение квалификации кадров в области технологии, организации и управления; - получение иностранной валюты. Выявлены основные трудности и проблемы, осложняющие в настоящее время деятельность предприятий с иностранными инвестициями в России: а) недостаток опыта у лиц, участвующих в переговорах по правовым, экономическим, валютно-финансовым вопросам; б) слабость технологических и финансовых возможностей отечественных предприятий; в) ошибки в прогнозах рыночной конъюнктуры;
г) отсутствие методов и средств измерения качественных параметров изделий; д) несовершенное ценообразование; со стороны зарубежных партнеров иногда наблюдается стремление использовать не самую передовую технологию, и заметно их желание на основе предприятия с иностранными инвестициями расширить рынок сбыта своего оборудования; е) расхождение в управленческих и маркетинговых концепциях приводит к расхождению в выборе целей и позиций партнеров.
Развитие торгово-экономического сотрудничества России со странами-членами АТЭС, БРИГС, ШОС. Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. в 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена. Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС. Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом. на протяжении многих лет Россия последовательно укрепляет торгово-экономические связи со странами АТР, наряду с осуществлением собственного экономического роста внесла активный вклад в развитие АТР. Саммит АТЭС-2012 впервые проходит под председательством Российской Федерации, и Россия провела кропотливую работу по подготовке мероприятий такого высокого уровня как саммит АТЭС. "Мы уверены, что успешное проведение саммита непременно принесет новые возможности и придаст новый импульс укреплению Россией сотрудничества с другими экономиками АТЭС", -- убежден он.
Анализ подходов отдельных участников БРИК/БРИКС подтверждает достаточно высокую схожесть отправных позиций. Практически каждая из стран БРИКС проявляет заинтересованность в развитии этого диалогового формата, рассматривает его как инструмент укрепления своих экономических позиций и международного авторитета, придает ему большое значение в преодолении последствий глобального экономического кризиса, видит хорошие перспективы расширения двусторонних отношений внутри «пятерки». ШОС заняла очень значительное место во внешней политике стран региона, временами тесня другие направления. Но необходимо отметить, что страны ЦА, проводя политику, основанную на балансе отношений с Китаем, Россией и США, оказались под мощным давлением двух взаимоусиливающихся факторов: членства стран в ШОС и сотрудничества с американской стороной. Однако, как мы считаем, чтобы не оказаться полем для эксплуатации со стороны постиндустриальных стран и стать полноправным субъектом международных отношений, для центральноазиатских государств существует один из возможных выходов в сложившейся ситуации – это путь к кооперации и интеграции в рамках ШОС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|