Методические рекомендации.
По первому вопросу “Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады” после сообщения студента по теме “Боги и богини Олимпа” показать иллюстративный материал и попросить студентов идентифицировать показанные персонажи. На занятии изучаются также фрагменты из произведений Гесиода и Аполлодора. По второму вопросу “Рок и человек в античной трагедии” после сообщения студента “Поэты и драматурги древней Греции” изучаются фрагменты текстов из произведений Эсхила, Софокла и Еврипида. По третьему вопросу “Эллинизм и его отражение в искусстве” обсуждается отрывок из “Географии” Страбона с описанием Александрии, затем следует сообщение студента “Античные колонии на берегах Северного Причерноморья в период эллинизма”. Изучение проблемы сопровождается работой с историческим атласом (показать Грецию и Причерноморские города-государства). По четвертому вопросу “Хозяйство и повседневная жизнь римлян” зачитываются тексты Марка Порция Катона, Марка Теренция Варроны, Колумеллы и Ювенала, которые сопровождаются показом портретов римских писателей и изображениями римских сельскохозяйственных орудий. В конце занятия совместно подводятся выводы по изученной теме. Наглядные пособия 1. Античность: Словарь справочник по истории, культуре и мифологии / Под обшей ред. В.Н. Ярхо. Изд. 3. Дубна, 2007: “Геракл на пиру”. Фрагмент росписи амфоры “мастера Андокида”. Прибл. 510 г. до н.э.; Краснофигурный скифос с изображением музыкантов. V. В. до н.э.; Чернофигурная амфора с изображением Гермеса, Геракла и Кербера (Цербера); Фанагорийский сфинкс. Терракота, конец V в.–начало IV в. до н.э. 2. Иллюстрированный атлас цивилизаций далекого прошлого / Автор текста Энн Миллард. М., 2002.
3. Иллюстрированный мифологический словарь. Сост. М.Н. Ботвинник и др. СПб., 1994. 4. Памятники греческого искусства в Эрмитаже. Л., 1964 – 35 открыток. 5. Репродукции картин европейских художников на мифологические сюжеты. 6. Цветные фотографии древнегреческой керамики и скульптуры их экспозиций музеев. Вопросы для самоконтроля 1. В чем значение творчества Эсхилла? 2. В чем значение творчества Софокла: 3. В чем значение творчества Еврипида? 4. Как менялось со временем представление о судьбе и роке в творчестве греческих драматургов. 5. Кто такой Страбон и чем он известен? 6. Когда была основана Александрия, и в чем состояло ее значение? 7. Что пишет Страбон о Фаросском маяке, отнесенном к одному их 7 чудес света? 8. Как выглядела Александрия? 9. Какие сельскохозяйственные культуры производились в римском поместье? 10. Что можно сказать о виноградарстве и виноделии? 11. Что можно сказать о питании рабов? 12. Как одевались рабы? 13. Как организовывалось сожительство рабов с рабынями для рождения детей? Литература 1. Гаспаров М.Л. Путешествие по культурной карте Греции. М.: Фортуна ЭЛ, 2004. 2. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. 3. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995. 4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999. 5. Зелинский Ф.Ф. Мифы трагической Эллады. Минск, 1992. 6. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. 4-е изд. М, 2002. 7. Мифологические сюжеты в произведениях искусства. Л., 1972. 8. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и средних веков: Пособие для учителей V–VI классов / Составили АД. Рогов и Г.М. Линко. М., 1961.
Занятие № 3. Тема: Этика и искусство в традиционной культуре Китая и Японии Время 2 часа. Учебная цель: Выработать у учащихся представления об основных этапах, особенностях и значении религиозно-этических систем и искусства в традиционных культурах Китая и Японии. Практическое занятие дополняет и ставит конкретные проблемы в связи с лекцией по теме 12 раздела 3.
Учебные вопросы занятия 1. Основные положения этико-политического учения Конфуция. 2. Идеи даосизма и его влияние на развитие китайского общества. 3. Китайская литература. 4. Японская литература. 5. Образ человека в изобразительном искусстве народов Индии и Дальнего Востока. Тематика сообщений студентов 1. Лирика средневекового Китая. 2. Лирика средневековой Японии Методические рекомендации Первый вопрос “ Основные положения этико-политического учения Конфуция” разбирается на занятии, на основании предложенных фрагментов текстов источника “Луньюй”: вопросы этики и религии, государства и права, школьного обучения (Тексты см.: Гриненко Г.В). Второй вопрос “Идеи даосизма и его влияние на развитие китайского общества” анализируется на основе текста “Чжуан-цзы” и трактату “Десять вопросов” (“Ши вэнь”). (Тексты см.: Гриненко Г.В.; Торчинов Е.А.) Третьему вопросу “Китайская литература ” предшествует сообщение студента “Лирика средневекового Китая”, затем анализируются тексты поэтических произведений Сыма Сян-жу, Хань Юй (Тексты см.: Хрестоматия поэтических произведений…М., 1961; Литература Востока в средние века. М., 1996). Четвертый вопрос “ Японская литература ” рассматривается по фрагментам текстов “Кодзики”, “Нихонги” (Тексты см.: Гриненко Г.В.), поэтической антологии Манъёсю, “женской литературе”: Сэй-сёнагон, и Мурасаки-Сикибу (Тексты см.: Литература Востока в средние века… М., 1996), а также – “Пути самурая” Дайдодзи Юдзана (Тексты: см.: Гриненко Г.В). Пятый вопрос “ Образ человека в изобразительном искусстве народов Индии и Дальнего Востока ” рассматривается при анализе репродукций картин и графики Индии, Китая, Японии (См. “Наглядные пособия”). Ставится задача сравнить изображения людей в японском искусстве с аналогичными изображениями в китайском и индийском искусстве. В конце занятия совместно подводятся итоги по изученной теме. Наглядные пособия 1. Индия. Шива, царь танцоров. Элора. IХ в.; танцовщица и музыканты. Аджанта. VII в. Скульптура, воспроизводящая, видимо, одну из сцен пьесы Шудраки “Глиняная повозка”. Матхура; Девушка с подносом. Аджанта. VI в.; Богиня дерева. Гиараспур. IХ–Х вв.
2. Женщина, пишущая письмо. Скульптура из Бхуванешвара. ХII в.Настенная живопись из пещерного храма в Аджанте. VII в. 3. Китай Гравюры: Сцена казни Доу Э. Гравюра в “Изборнике юаньских драм” 1617 г.; Чжао-цзюнь едет за пределы Китая. Ксилография, цветная печать; Будда Сакьямуни. Шелк. ХIII–ХIV вв.; Лань Ин (ХVI–ХVII вв.). В осеннем пейзаже ищет стихи; Везут плоды личжи. Гравюра в “Изборнике юаньских драм”. 1617 г. Сельская школа. Период династии Сун (960–1279). Живопись на шелке // Всемирная история в 10 т. Т. III. М., 1957. С. 288; Сельскохозяйственные работы. Стенная роспись пещерного храма в Дуньхуане. Период династии Сунн. С. 280. 4. Япония. Портрет Минамото Ёритомо. Храм Сингодзи. ХIV в.; Сэссю (1420–1506). Пейзаж; Харунобу (1725–1770). Гетера с куклой. Цветная гравюра; Киёнага (1752–1815). Ветер. Цветная гравюра.// Классическая драма Востока. М., 1976. 5. Иллюстрации их книг: Классическая драма Востока: Индия. Китай. Япония. М.,1976 (вклейки); Всемирная история в 10 т. Т. III. М., 1957. С. 308, 315. Вопросы для самоконтроля 1. Соотношение конфуцианского культа и древне-китайской традиции? 2. Человек и государство по Конфуцию? 3. Образ идеального человека? 4. Значение обучения по Конфуцию? 5. Что такое Дао и Ци в даосизме? 6. Человек и власть по даосизму: их взаимоотношения? 7. Телесность и натурализм Даосизма. “Искусство внутренних покоев”: Что можно сказать об эротике в Китае на основании философских трактатов? 8. Особенности китайской лирики и философии? 9. Что можно сказать о флоре и фауне Китая на основании поэмы Сыма Сян-жу? 10. Семья в Китае в идеале и на практике? 11. Особенности развития классической японской литературы? 12. Какие сюжеты преобладают в японских стихотворениях танку из антологии “Собрание мириад листьев-слов” (Манъёсю)? 13. Какие черты природы Японии отражены в танку? 14. Что является предметом для размышления Сэй-сёнагон. “Записки у изголовья”? 15. Какие особенности психологии мужчины и женщины нашли отражение у Сэй-сёнагон в эссе “Записки у изголовья”?
16. Какой идеал женщины и жены воспроизведен у Мурасаки-Сикибу “Гёндзи-моногатари” (“Повесть о Гэндзи”)? 17. Можно ли сделать заключения об общем и особенном для изобразительных произведений одной эпохи, но в разных культурах? Литература 1. Бежин Л.Е. Под знаком “ветра и потока”: Образ жизни художника в Китае. М., 1989. 2. Виноградова Н.А. Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М.: Искусство, 1979. (Малая история искусств). 3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М, 1999. 4. Мурасаки-Сикибу “Гёндзи-моногатари” (“Повесть о Гэндзи”) // Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М., 1996. С. 425–429. 5. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб., 2007. 6. Сидехменев В.Я. Китай: Страницы прошлого. М., 1987. 7. Сэй-сёнагон. “Записки у изголовья” [фрагменты о природе и мужчинах] // Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М., 1996. С. 421–425.
Занятие № 4. Тема: Архитектура и живопись Киевской Руси Время – 2 часа Учебная цель: Выработать у студентов представление об особенностях и значении архитектуры и искусства Киевской Руси, месте древнерусской культуры в мировом культурном наследии. Занятие дополняет материалы лекции по теме 15 раздела 4. Учебные вопросы занятия 1. Архитектура Киевской Руси: региональные особенности развития. 2. Мозаики и фрески Киевской Руси. 3. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси. Тематика сообщений студентов 1. Софийский собор в Киеве. 2. Софийский собор в Новгороде. 3. Ювелирное искусство Киевской Руси.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|