Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.




По первому вопросу “Античный космос, боги и человек в искусстве Эллады” после сообщения студента по теме “Боги и богини Олимпа” показать иллюстративный материал и попросить студентов идентифицировать показанные персонажи. На занятии изучаются также фрагменты из произведений Гесиода и Аполлодора.

По второму вопросу “Рок и человек в античной трагедии” после сообщения студента “Поэты и драматурги древней Греции” изучаются фрагменты текстов из произведений Эсхила, Софокла и Еврипида.

По третьему вопросу “Эллинизм и его отражение в искусстве” обсуждается отрывок из “Географии” Страбона с описанием Александрии, затем следует сообщение студента “Античные колонии на берегах Северного Причерноморья в период эллинизма”. Изучение проблемы сопровождается работой с историческим атласом (показать Грецию и Причерноморские города-государства).

По четвертому вопросу “Хозяйство и повседневная жизнь римлян” зачитываются тексты Марка Порция Катона, Марка Теренция Варроны, Колумеллы и Ювенала, которые сопровождаются показом портретов римских писателей и изображениями римских сельскохозяйственных орудий.

В конце занятия совместно подводятся выводы по изученной теме.

Наглядные пособия

1. Античность: Словарь справочник по истории, культуре и мифологии / Под обшей ред. В.Н. Ярхо. Изд. 3. Дубна, 2007: “Геракл на пиру”. Фрагмент росписи амфоры “мастера Андокида”. Прибл. 510 г. до н.э.; Краснофигурный скифос с изображением музыкантов. V. В. до н.э.; Чернофигурная амфора с изображением Гермеса, Геракла и Кербера (Цербера); Фанагорийский сфинкс. Терракота, конец V в.–начало IV в. до н.э.

2. Иллюстрированный атлас цивилизаций далекого прошлого / Автор текста Энн Миллард. М., 2002.

3. Иллюстрированный мифологический словарь. Сост. М.Н. Ботвинник и др. СПб., 1994.

4. Памятники греческого искусства в Эрмитаже. Л., 1964 – 35 открыток.

5. Репродукции картин европейских художников на мифологические сюжеты.

6. Цветные фотографии древнегреческой керамики и скульптуры их экспозиций музеев.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем значение творчества Эсхилла?

2. В чем значение творчества Софокла:

3. В чем значение творчества Еврипида?

4. Как менялось со временем представление о судьбе и роке в творчестве греческих драматургов.

5. Кто такой Страбон и чем он известен?

6. Когда была основана Александрия, и в чем состояло ее значение?

7. Что пишет Страбон о Фаросском маяке, отнесенном к одному их 7 чудес света?

8. Как выглядела Александрия?

9. Какие сельскохозяйственные культуры производились в римском поместье?

10. Что можно сказать о виноградарстве и виноделии?

11. Что можно сказать о питании рабов?

12. Как одевались рабы?

13. Как организовывалось сожительство рабов с рабынями для рождения детей?

Литература

1. Гаспаров М.Л. Путешествие по культурной карте Греции. М.: Фортуна ЭЛ, 2004.

2. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

3. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

5. Зелинский Ф.Ф. Мифы трагической Эллады. Минск, 1992.

6. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. 4-е изд. М, 2002.

7. Мифологические сюжеты в произведениях искусства. Л., 1972.

8. Хрестоматия поэтических произведений по истории Древнего мира и средних веков: Пособие для учителей V–VI классов / Составили АД. Рогов и Г.М. Линко. М., 1961.

 

Занятие № 3.

Тема: Этика и искусство в традиционной культуре

Китая и Японии

Время 2 часа.

Учебная цель: Выработать у учащихся представления об основных этапах, особенностях и значении религиозно-этических систем и искусства в традиционных культурах Китая и Японии. Практическое занятие дополняет и ставит конкретные проблемы в связи с лекцией по теме 12 раздела 3.

Учебные вопросы занятия

1. Основные положения этико-политического учения Конфуция.

2. Идеи даосизма и его влияние на развитие китайского общества.

3. Китайская литература.

4. Японская литература.

5. Образ человека в изобразительном искусстве народов Индии и Дальнего Востока.

Тематика сообщений студентов

1. Лирика средневекового Китая.

2. Лирика средневековой Японии

Методические рекомендации

Первый вопрос “ Основные положения этико-политического учения Конфуция” разбирается на занятии, на основании предложенных фрагментов текстов источника “Луньюй”: вопросы этики и религии, государства и права, школьного обучения (Тексты см.: Гриненко Г.В).

Второй вопрос “Идеи даосизма и его влияние на развитие китайского общества” анализируется на основе текста “Чжуан-цзы” и трактату “Десять вопросов” (“Ши вэнь”). (Тексты см.: Гриненко Г.В.; Торчинов Е.А.)

Третьему вопросу “Китайская литература ” предшествует сообщение студента “Лирика средневекового Китая”, затем анализируются тексты поэтических произведений Сыма Сян-жу, Хань Юй (Тексты см.: Хрестоматия поэтических произведений…М., 1961; Литература Востока в средние века. М., 1996).

Четвертый вопрос “ Японская литература ” рассматривается по фрагментам текстов “Кодзики”, “Нихонги” (Тексты см.: Гриненко Г.В.), поэтической антологии Манъёсю, “женской литературе”: Сэй-сёнагон, и Мурасаки-Сикибу (Тексты см.: Литература Востока в средние века… М., 1996), а также – “Пути самурая” Дайдодзи Юдзана (Тексты: см.: Гриненко Г.В).

Пятый вопрос “ Образ человека в изобразительном искусстве народов Индии и Дальнего Востока ” рассматривается при анализе репродукций картин и графики Индии, Китая, Японии (См. “Наглядные пособия”). Ставится задача сравнить изображения людей в японском искусстве с аналогичными изображениями в китайском и индийском искусстве.

В конце занятия совместно подводятся итоги по изученной теме.

Наглядные пособия

1. Индия. Шива, царь танцоров. Элора. IХ в.; танцовщица и музыканты. Аджанта. VII в. Скульптура, воспроизводящая, видимо, одну из сцен пьесы Шудраки “Глиняная повозка”. Матхура; Девушка с подносом. Аджанта. VI в.; Богиня дерева. Гиараспур. IХ–Х вв.

2. Женщина, пишущая письмо. Скульптура из Бхуванешвара. ХII в.Настенная живопись из пещерного храма в Аджанте. VII в.

3. Китай Гравюры: Сцена казни Доу Э. Гравюра в “Изборнике юаньских драм” 1617 г.; Чжао-цзюнь едет за пределы Китая. Ксилография, цветная печать; Будда Сакьямуни. Шелк. ХIII–ХIV вв.; Лань Ин (ХVI–ХVII вв.). В осеннем пейзаже ищет стихи; Везут плоды личжи. Гравюра в “Изборнике юаньских драм”. 1617 г. Сельская школа. Период династии Сун (960–1279). Живопись на шелке // Всемирная история в 10 т. Т. III. М., 1957. С. 288; Сельскохозяйственные работы. Стенная роспись пещерного храма в Дуньхуане. Период династии Сунн. С. 280.

4. Япония. Портрет Минамото Ёритомо. Храм Сингодзи. ХIV в.; Сэссю (1420–1506). Пейзаж; Харунобу (1725–1770). Гетера с куклой. Цветная гравюра; Киёнага (1752–1815). Ветер. Цветная гравюра.// Классическая драма Востока. М., 1976.

5. Иллюстрации их книг: Классическая драма Востока: Индия. Китай. Япония. М.,1976 (вклейки); Всемирная история в 10 т. Т. III. М., 1957. С. 308, 315.

Вопросы для самоконтроля

1. Соотношение конфуцианского культа и древне-китайской традиции?

2. Человек и государство по Конфуцию?

3. Образ идеального человека?

4. Значение обучения по Конфуцию?

5. Что такое Дао и Ци в даосизме?

6. Человек и власть по даосизму: их взаимоотношения?

7. Телесность и натурализм Даосизма. “Искусство внутренних покоев”: Что можно сказать об эротике в Китае на основании философских трактатов?

8. Особенности китайской лирики и философии?

9. Что можно сказать о флоре и фауне Китая на основании поэмы Сыма Сян-жу?

10. Семья в Китае в идеале и на практике?

11. Особенности развития классической японской литературы?

12. Какие сюжеты преобладают в японских стихотворениях танку из антологии “Собрание мириад листьев-слов” (Манъёсю)?

13. Какие черты природы Японии отражены в танку?

14. Что является предметом для размышления Сэй-сёнагон. “Записки у изголовья”?

15. Какие особенности психологии мужчины и женщины нашли отражение у Сэй-сёнагон в эссе “Записки у изголовья”?

16. Какой идеал женщины и жены воспроизведен у Мурасаки-Сикибу “Гёндзи-моногатари” (“Повесть о Гэндзи”)?

17. Можно ли сделать заключения об общем и особенном для изобразительных произведений одной эпохи, но в разных культурах?

Литература

1. Бежин Л.Е. Под знаком “ветра и потока”: Образ жизни художника в Китае. М., 1989.

2. Виноградова Н.А. Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М.: Искусство, 1979. (Малая история искусств).

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М, 1999.

4. Мурасаки-Сикибу “Гёндзи-моногатари” (“Повесть о Гэндзи”) // Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М., 1996. С. 425–429.

5. Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб., 2007.

6. Сидехменев В.Я. Китай: Страницы прошлого. М., 1987.

7. Сэй-сёнагон. “Записки у изголовья” [фрагменты о природе и мужчинах] // Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М., 1996. С. 421–425.

 

Занятие № 4.

Тема: Архитектура и живопись Киевской Руси

Время – 2 часа

Учебная цель: Выработать у студентов представление об особенностях и значении архитектуры и искусства Киевской Руси, месте древнерусской культуры в мировом культурном наследии. Занятие дополняет материалы лекции по теме 15 раздела 4.

Учебные вопросы занятия

1. Архитектура Киевской Руси: региональные особенности развития.

2. Мозаики и фрески Киевской Руси.

3. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.

Тематика сообщений студентов

1. Софийский собор в Киеве.

2. Софийский собор в Новгороде.

3. Ювелирное искусство Киевской Руси.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...