Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации.




Изучение первого вопроса “Русский ампир: памятники архитектуры первой трети ХIХ века в С.-Петербурге” основывается на применении наглядного метода обучения с использованием альбомов и отдельных иллюстраций. Студенты должны определить показанные памятники архитектуры и назвать архитекторов.

Второй вопрос “ Архитектурные стилизации периода эклектики ” изучается аналогичным образом.

Третий вопрос “ Петербургский модерн: особенности, архитекторы, памятники” начинается с сообщения студента “Архитектура модерна в С.-Петербурге”, затем идет обсуждение вопроса с использованием наглядных пособий.

Изучение четвертого вопроса “ Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, марина, батальная и историческая живопись” предлагается начать сообщением студента “Мой любимый художник ХIХ–начала ХХ в.” (по выбору). Далее используется наглядный метод обучения с использованием иллюстративного ряда. Студентам предлагается определить жанр произведения, время его создания и авторство. Ставится задача научить студентов анализировать произведения живописи и графики. Возможно использование альбомов В.М. Васнецова, А.В. Верещагина, Карла Брюллова, И.Н.Крамского, Б.М. Кустодиева, В. Перова, В.А. Тропинина, Н.К. Рериха, В.К. Шебуева и др., а также отдельных иллюстраций.

Изучение пятого вопроса “ Русские сезоны” С.П. Дягилева. Балет, театрально-декоративное искусство, плакат ” начинается двумя краткими сообщениями студентов по одному из предложенных вопросов: ““Русские сезоны” в Париже под руководством С.П. Дягилева”, “Художник Л.С. Бакст как декоратор”, “Артисты балета: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, М.М. Фокин” (по выбору студентов).

В ходе обсуждения сообщений привлекаются наглядные пособия с фотографиями и иллюстрациями.

В конце занятия совместно делаются выводы по изученной теме.

Наглядные пособия

Бабурина Н.И. Русский плакат: Вторая половина ХIХ–начало ХХ века. Л., 1988: Л.С. Бакст Портрет С.П. Дягилева. 1906:Репродукции с рекламных плакатов рубежа ХIХ–ХХ вв.

Борисова Е.А. Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994. [Альбом]: Добужинский М.В. Заставка журнала “Мир искусства” 1902 (С. 51); Ф.О. Шехтель. Особняк Э.Г. Морозовой на Спиридоновке. 1893. (С. 61); Ф.О. Шехтель. Особняк С.П.Рябушинского на Малой Никитской. Витраж парадной лестницы. (С. 90); В.Ф. Валькот. Фрагмент фасада с панно М.А. Врубеля. (С. 121); Гостиница “Метрополь” Витраж в Банкетном зале. (С. 126); Е.Л. Морозов. Доходный дом на Кронверкском пр. 1911 (С. 201); Мельцер Р.Ф. Ортопедический клинический институт в Александровском парке. Мозаика К.С. Петрова-Водкина. 1902–1905 (С. 218); А.И. Гоген. Особняк М.С. Ксешинской на Кронверкском пр. 1904–1906. (С. 227); Ф.И. Лидваль Доходный дом Ф.И. Лидваля на Каменноостровском пр. балкон (С. 234); Предметы быта (С. 311); В.А. Серов. Портрет О.К. Орловой. 1991 (С. 318); Борисов-Мусатов В.Э. Водоем. 1902. (С. 322).]; М.А. Врубель. Жемчужина. 1904 (С. 332); Книжная иллюстрация (С. 346).

Васнецов / Авт.-сост. Л.И. Иовлева. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М.,1984. [Альбом]

[Верещагин]. Лебедев А.К. Солодовникова А.В. Верещагин. М.: Искусство, 1988.

Демиденко, Юлия. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. СПб., (2000). [Альбом]

Иллюстрации архитектурных сооружений и интерьеров Андрея Штакеншнейдера, Александра Брюллова, Константина Тона, Максимилиана Месмахера.

Карл Брюллов / Авт.-сост. Я.В. Брук. М.: Изобр. искусство, 1973. – 22 с. (Серия: Образ и цвет). [Альбом]

[Крамской] Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. Л., 1989. [Альбом]

[Кустодиев] Lebedeva, Victoria. Boris Kustodiev. Moscow, 1981.

[Кустодиев] Б.М. Кустодиев. Портреты деятелей русской культуры. М., 1987. [Альбом].

В. Перов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи / Авт.-сост. В.Б. Розенвассер. Альбом. М.,1983. [Альбом]

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени: Каталог / Автор вст. ст. и составитель каталога Г.Д. Крапивницкая (при участии Ф.Е. Вишневского). М., 1975..

Памятники архитектуры Ленинграда. Изд. 3-е. Л., 1982

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983.

[Рерих] Князева В.П. Н. Рерих. М., 1968.

[Рерих] Николай Рерих: Летопись жизни и творчества / Авт.-сост. В.П. Князева. СПб., 1994. [Альбом]

[Шебуев] Круглова В. Василий Кузьмич Шебуев (1777–1855). Л., 1982.

Вопросы для самоконтроля

1. Каких архитекторов ампира Вы знаете?

2. Каких архитекторов периода эклектики Вы знаете?

3. Каких архитекторов периода модерна Вы знаете?

4. Каких мастеров портрета Вы знаете?

5. Каких пейзажистов и маринистов Вы знаете?

6. Какой художник был самым известным баталистом?

7. Назовите исторических живописцев и их произведения.

8. В чем значение русского балета начала ХХ века?

9. Какие художники занимались театрально-декоративным искусством?

10. Какие художники работали над плакатом и рекламой?

Литература

1. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870–1917. М., 1988.

2. Глинтерник Э. Искусство рекламного плаката в России на рубеже ХIХ–ХХ вв. // Петербургский полиграфический салон. 14–16 марта 2006: Каталог выставки. СПб., б.д. С. 51–58.

3. Горюнов В.С. Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера. СПб., 1992. – 357 с.

4. Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца ХIХ–начала ХХ века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006.

5. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины ХVII – начала ХIХ в. М., 1983.

6. Коршунова М.Ф. Юрии Фельтен. Лениздат, 1988.

7. Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. Лениздат, 1971.

8. Козьмян Г.К. Чарлз Камерон. Лениздат, 1987.

9. Тыженко Т.Е. Максимилиан Месмахер. Лениздат, 1984.

10. Оль Г. Александр Брюллов. Лениздат, 1983.

11. Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980.

12. Славина Т.А. Константин Тон. Лениздат, 1982.

13. Шелаева А.А. Петербург в русской культуре ХIХ века: Учебно-методическое пособие. СПб., 2007.

14. Шуйский В.К. Огюст Монферран: История жизни и творчества. М.; СПб., 2005.

 

Занятие № 12.

Тема: Основные направления развития российского искусства в ХХ веке: От искусства советского – к искусству современному:

живопись, скульптура, театр

Время 2 часа.

Учебная цель: дать представление студентам об основных направлениях развития советского и постсоветского искусства, прежде всего, в области живописи, скульптуры, театра и кинематографа; работать над развитием логического мышления студентов, учить сравнивать, анализировать и делать выводы относительно перспектив развития культуры и искусства в условиях глобализации. Занятие дополняет материалы лекции по теме 29 раздел 8.

Учебные вопросы занятия

1. Основные тенденции и направления развития живописи.

2. Основные тенденции и направления скульптуры.

3. Основные тенденции и направления театра

Методические рекомендации

В виду большого количества источников и литературы, конкретные сообщения и более детальные вопросы по темам уточняются накануне практического занятия. Занятие строится на сочетании небольших сообщений студентов, изучения иллюстративного материала и чтений фрагментов из мемуаров. В конце занятия проводится закрепление материала и подведение итогов.

Наглядные пособия

Экспозиция в Галерее современного искусства (экскурсия)

Агитация за счастье: Советское искусство сталинской эпохи. 2-е изд. / ГРМ; Управление культуры города Кассель, Дюссельдорф; Бремен, 1994. [Альбом]

Оскар Рабин. Валентина Кропивницкая / ГРМ. Дюссельдоф: Artograph, Б.д.

Юрий Ракша / Сост. И. Ракша, публ. ст. Ю. Ракши, подготовлена И. Ракшей. М., 1983.

Советское наивное искусство. СПб., 2008.[Альбом]

Шилов] Александр Шилов: Живопись. Графика / Вст. ст. Юрия Селезнева. М., 1982. [Альбом].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключался основной смысл этики и эстетики советского искусства?

2. Какие были основные направления “социалистического реализма” в живописи?

3. Как развивалось альтернативное искусство (неофициальное и протестное) в СССР?

4. Какие основные тенденции присутствуют в современной живописи?

5. Какую идеологическую цель преследовал план монументальной пропаганды?

6. Почему скульптура В.И. Мухиной “Рабочий и колхозница” (1936 г.) является символом эпохи?

7. В чем значение послевоенного мемориального творчества Е.В.Вучетича?

8. В чем проявились новые поиски в скульптуре: Эрнст Неизвестный, Михаил Шемякин, Зураб Церетели и др.?

9. В чем проявились традиции и новаторство драматического театра?

10. Какие этапы развития прошла опера?

11. “Золушка” или “Принцесса”? В чем смысл и значение оперетты?

Литература

1. Аронов А.А. История отечественной культуры. Век ХХ. М., 1998.

2. Бохм-Дюшен, Моника; Кук, Джанет. Современное искусство: Энциклопедический словарь. Пер. с анг. М., 2001.

3. Карр-Гомм, Сара. Словарь символов в искусстве (Иллюстрированный ключ к живописи и скульптуре). М., 1993.

4. Культурная жизнь в СССР: 1928–1941 (Хроника) / Сост. С.Н. Базанов, Н.П. Жилина, В.А. Козлов и др. М., 1967.

5. Культурная жизнь в СССР: 1941–1980 (Хроника) / Сост. С.Н. Базанов, Н.П. Жилина, В.А. Козлов и др. М., 1977.

6. Мир искусства: Направления и течения от импрессионизма до наших дней. СПб; М., 2006.

7. Россия и ХХI век. От века разрушения к веку созидания. Москва-Мюнхен, 1993.

8. Северюхин Д.Я. Художественная культура русской эмиграции. 1917–1941. Биографический словарь. СПб., 1994.

9. Соколов М.Н. Апокалипсис! О Западном искусстве 1980-х гг. М., 1991.

10. Турчин В.С. По лабиринту авангарда. М., 1993.


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Общие положения

Курсовая работа по дисциплине – это часть учебного процесса. Согласно нижеприведенной тематике студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы (согласовав с преподавателем) с учетом собственных интересов и склонностей. Соответствие темы интересам студента – это эмоциональный фактор, действующий в благоприятном направлении. Выполнение курсовой работы ставит своей целью углубление знаний по вопросам теории и истории мировой культуры, а также ее многообразным формам, типам и видам, понимание роли гуманитарных ценностей и нравственных идеалов. На каждом этапе работы, при изучении отдельных вопросов важно видеть не только промежуточную, но и конечную цель. В ходе выполнения работ студент должен продемонстрировать способности анализировать явления культуры и искусства.

Задачи

В ходе выполнения курсовой работы студент должен:

- подобрать и изучить литературу по выбранной теме;

-уметь работать с энциклопедическими и справочными изданиями и информацией в электронном виде с соответствующими ссылками на источники;

– осмыслить и систематизировать достаточный объем информации;

– сформулировать и обосновать выводы;

– составить план курсовой работы;

– понимать разницу между источниками и литературой применительно к конкретной теме;

-уметь делать ссылки на источники и литературу;

– уметь делать выводы и обобщения;

– составлять список источников и литературы (не менее 7 наименований).

К экзамену допускаются студенты, защитившие курсовые работы. Работа должна быть сдана за 10–14 дней до экзамена. Студент должен уметь кратко рассказать об актуальности темы, целях и задачах работы, использованных источниках и литературе, основных выводах, полученных в процессе написания курсовой работы. В ходе защиты курсовой работы студенту могут быть заданы уточняющие вопросы; окончательная оценка проставляется с учетом защиты.

Объем

Объем курсовой работы должен составлять 25–30 страниц; в компьютерном варианте текст набирается кеглем 12 через полтора интервала. Бумага формата А-4.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...